Для многих автомобилистов России в последнее время тестер тормозной жидкости перекочевал из категории специализированного инструмента в карманные приборы. О том, что собой представляет этот прибор, как он работает и сколько стоит – расскажем в статье.
Хорошая новость — к жидкостям претензий нет. Зато претензии есть к методу их оценки с помощью тестеров.
Кто нынче помнит, что в автомобиле вообще есть тормозная жидкость? Повод взглянуть в бачок появляется разве что когда машина перестает нормально тормозить или вообще остается «без тормозов». Но и при этом бачок может быть полон, а его содержимое – выглядеть вполне пристойно. Только о состоянии тормозной жидкости это ничего не говорит.
Обслуживание автомобиля подразумевает под собой целый список манипуляций. Одна из которых – смена и проверка тормозной жидкости (далее ТЖ). Данная жидкость нужна для того, чтобы тормозная система работала исправно.
ТЖ выполняет важную функцию – передачу усилия нажатия на педаль тормоза к рабочим цилиндрам тормозной системы. То есть, когда водитель нажимает на педаль тормоза, жидкость через трубки тормозной системы, доставляется из главного цилиндра к тормозным барабанам или дискам, в процессе чего, благодаря трению, машина замедляется.
Если водитель не сменит вовремя тормозную жидкость, все компоненты единого механизма выйдут из строя. Это на прямую повлияет на безопасность вождения.
- Причины для проверки состояния тормозной жидкости
- Что такое тормозная жидкость и каковы ее функции
- ИСПЫТЫВАЮ ТЕСТЕР ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ ИЗ КИТАЯ С АЛИЭКСПРЕСС
- Почему тестеры тормозной жидкости стали востребованными?
- DUOYI DY23
- OBDMonster Brake Fluid Tester Pen
- Как «стареет» тормозная жидкость?
- Как поменять тормозную жидкость?
- Требования к тормозной жидкости
- Влияние на резиновые детали
- Влияние на металлы
- Как отличить хорошую жидкость?
- VXDIAG Brake Fluid Tester
- Программа испытаний
- ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ
- Как часто надо менять тормозную жидкость?
- OBDResource BF100/BF200
- Участники
- Продолжение – на следующей странице.
- VXDIAG BM310
- Как часто нужно проверять тормозную жидкость в машине?
- Как проверить свойства тормозной жидкости?
- Цена прибора для проверки качества тормозной жидкости
- Проверка тормозной жидкости с помощью тест-полосок
- Куда пропадают тормоза?
- Главный тормозной цилиндр
- Цена и отзывы
Причины для проверки состояния тормозной жидкости
Со временем «тормозуха» меняет свои свойства, это приводит к ухудшению работы всей тормозной системы. Не нужно выискивать причины, чтобы проверить ТЖ. Но для тех, кто пытается их найти, предоставляем небольшой список:
• «тормозуха» набирает влагу и загрязняется. Если ее будет больше 3%, все полезные свойства жидкости потеряются
• падает температура кипения (это приводит к «пропаданию» тормозов)
• вероятность возникновение коррозии тормозных механизмов
Нужно понимать, что замена тормозной жидкости также важна, как и замена моторного масла или охлаждающей жидкости. Поэтому, покупая авто, готовьтесь к тому, что спустя 2 года эксплуатации, стоит заменить ТЖ. Если же продолжать использовать «старую» жидкость, ее полезные свойства будут потеряны.
Использование тестера качества тормозной жидкости в общем случае сводится к двум простейшим операциям.
После измерений электроды нужно протереть ветошью.
Критическим считается наличие 3,5 % влаги в объёме тормозной жидкости. Обозначается это состояние красным диодом или лампочкой, горящей в красной зоне оценочной шкалы прибора. В случае наличия 3,5 % воды в объёме жидкость необходимо как можно быстрее заменить.
Что такое тормозная жидкость и каковы ее функции
Тормозная жидкость в автомобиле передает усилие давления от ГТЦ (главный тормозной цилиндр) до тормозных механизмов каждого колеса. Физические свойства жидкостей позволяет использовать их в закрытых контурах для моментальной передачи усилия с одного конца магистрали на другой.
Тормозная система автомобиля состоит из:
Чаще всего бюджетные и автомобили среднего класса оснащаются гидравлической системой тормозов, магистраль которой заполняется ТЖ. Раньше для этого использовался бутиловый спирт и касторовое масло. Они смешивались в равных пропорциях.
Современные жидкости на 93-98 процентов состоят из эфирных полигликолей. Для повышения эффективности и надежности своей продукции производители используют различные присадки. Их количество не превышает 7%. Иногда за основу таких веществ берутся силиконы.
Регулярная проверка уровня тормозной жидкости в автомобиле – это не прихоть водителя, а реальная забота о безопасности. Со временем продукт загрязняется и частично теряет свойства. Это влияет на работу важных деталей системы. На АлиЭкспресс есть тестеры, с помощью которых можно быстро проверить уровень жидкости. Лучшие варианты вошли в рейтинг.
Все тестеры с АлиЭкспресс подходят для разных типов тормозной жидкости – DOT 3, 4 или 5. Каждый из них оснащен сенсорной головкой с нагревательным элементом. С ее помощью можно быстро и безопасно проверить уровень воды. Каждый покупатель выбирает модель, подходящую именно ему. Для кого-то кажутся более удобными компактные ручки, другим водителям нравятся увесистые приборы с шнуром и дисплеем, напоминающие мультиметры. Людям, впервые пользующимся подобным устройством, поможет следующее видео. В нем подробно рассказывается о том, как проверить тормозную жидкость тестером.
ИСПЫТЫВАЮ ТЕСТЕР ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ ИЗ КИТАЯ С АЛИЭКСПРЕСС
https://youtube.com/watch?v=2KJJAXCuPBk%3Ffeature%3Doembed
Любой тестер тормозной жидкости, независимо от конструкции конкретно взятой модели, имеет элемент питания, два электрода и электросхему с заложенным в ней алгоритмом оценки полученных показаний. Иногда электроды тестера спарены в одном щупе. В некоторых случаях они разделены на два отдельных вывода, закреплённых на корпусе. Но здесь есть принципиально важный момент: расстояние между электродами в любом тестере всегда остаётся неизменным.
Изначально сухая тормозная жидкость без влаги (или с её минимальным количеством) обладает высоким электрическим сопротивлением. По мере накопления воды сопротивление жидкости падает. Именно эту величину и измеряет тестер тормозной жидкости. На один из электродов подаётся ток, который проходит через жидкость и попадает на другой электрод. А сопротивление увлажнённой жидкости определяет падение напряжения в этой своеобразной электрической цепи. Это падение напряжения улавливает «мозг» тестера и интерпретирует его по заложенной в память базе. Сопротивление прохождению электрическому току пересчитывается в процентное наличие влаги в жидкости.
Если изменять расстояние между электродами, то и сопротивление жидкости будет меняться: вырастать при удалении электродов и наоборот. Получится искажение показаний. Поэтому тестеры с повреждёнными или деформированными электродами могут выдавать некорректную информацию.
Почему тестеры тормозной жидкости стали востребованными?
Тормозные жидкости на более чем 95 % состоят из гликолей или полигликолей. Эти простые спирты обладают хорошим набором рабочих характеристик, что позволяет их использовать в современных тормозных системах. Гликолевые тормозные жидкости без искажений передают давление на большое расстояние, обладают высокими смазывающими способностями, устойчивы к высоким и низким температурам.
Однако у гликолей есть одна особенность, которая является не просто нежелательной, но даже опасной. Эти спирты гигроскопичны. То есть, они способны накапливать влагу из окружающей среды. А наличие воды в объёме тормозной жидкости ведёт к резкому падению её температуры кипения. Закипевшая в магистралях «тормозуха» моментально выведет всю систему из строя. Тормоза попросту откажут. Например, появление всего 3,5 % воды в жидкости ДОТ-4 снижает её температуру кипения с 230 °C до 155 °C.
Вода накапливается в тормозной жидкости постепенно. Скорость этого процесса зависит от множества факторов: температуры окружающей среды, влажности воздуха, интенсивности эксплуатации авто, конструкции тормозной системы и т. д. Поэтому заранее предсказать, скопилось ли в жидкости критическое количество влаги исключительно по времени её эксплуатации невозможно.
Существует срок годности тормозной жидкости, но этот параметр не стоит путать со сроком эксплуатации. Это разные вещи. Срок годности говорит о времени хранения продукта в закрытой таре.
Поэтому для экспресс-проверки тормозной жидкости на наличие воды в ней и были разработаны специальные анализаторы.
Тестеры тормозных жидкостей – помощники или обманщики? Можно ли оценить с их помощью содержимое тормозного бачка?
Не можешь исправить тормоза – сделай громче гудок! Народная шутка
Часть производителей откровенно халтурят, подсовывая нам тормозную жидкость с низкой температурой кипения (ЗР, 2015, № 3; 2012, № 9). Ситуацию усугубляет естественная тяга любой тормозухи впитывать влагу. И чем больше в таком растворе воды, тем раньше жидкость закипит. Последствия крайне неприятные: педаль тормоза проваливается, автомобиль не останавливается – все шансы угодить в сводку ДТП.
Впрочем, на прилавках имеется россыпь тестеров, которые должны помогать в оценке реального качества тормозной жидкости. Для проверки мы купили четыре прибора разных типов, но с одинаковым принципом действия: «влажность» жидкости они оценивают по электропроводности. Чем больше воды, тем меньше сопротивление.
Brake Fluid Tester ADD7704.
Brake Fluid Tester WH-509.
По нашей просьбе в сертифицированной лаборатории подготовили три образца тормозной жидкости, «нахлебавшейся» воды: в компанию к исходной Sintec Super DOT 4 («сухая», с массовой долей воды 0,18% жидкость из потребительской тары) добавили ее «увлажненные» варианты – с массовыми долями воды 1,0; 2,0 и 3,0%. На этом материале и выполняли экспертизу тестеров. А она показала, что из них только один можно смело рекомендовать к использованию.
Дело в том, что сопротивление у разных тормозных жидкостей, даже заведомо годных к использованию, может быть изначально неодинаковым. Так, Тосол-Синтез РосДОТ 4 имеет в исходном состоянии показатели электропроводности 7–9 мкСм (микросименс), а при подмешивании воды до 2‑процентного содержания – уже 17–20 мкСм. При этом для жидкостей Federal-Mogul или Sintec Super DOT 4 прибор показывает те же 17–20 мкСм в «обезвоженном» виде. Очевидно, что оценивать качество жидкости подобным образом категорически нельзя – нужно знать исходные параметры конкретной тормозухи и сравнивать их с текущими параметрами.
Портативный тестер тормозной жидкости CT-2081.
Brake Fluid Tester ADD7703 – выбор ЗР.
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен
Тормозная жидкость способна впитывать влагу из воздуха, что понижает температуру ее кипения. Температура кипения новой жидкости DOT4 — не менее 230 градусов, а жидкость, в которой содержится 3,5% воды, закипает при температуре около 150 градусов.
При торможении нагреваются детали системы. Жидкость входит в их число.
Чем это опасно: при интенсивном торможении жидкость, содержащая воду, может закипеть гораздо раньше чем ей положено, вследствие чего в системе образуется воздушная пробка, которая сделает тормоза неэффективными.
И это не единственная беда. Старение жидкости, приводит к тому, что ее компоненты начинают окисляться. В результате это может повредить металлические части системы, поскольку окисления жидкости разъедают металлы.
Чтобы контролировать состояние жидкости, не прибегая к поездкам в сервисный центр, было решено приобрести такой тестер.
Ожидал что он будет немного меньше, но в руке лежит удобно.
Пластик корпуса прочный, по впечатлениям, такой же как на дорогом индикаторе скрытой проводки Fluke. Изготовлен, несмотря на низкую цену, очень неплохо, на 4 с плюсом.
Индикация в норме. Светодиоды в меру яркие, как и нужно. Не слепят, при этом видны на солнце.
Тест тестера.
Берем новую жидкость. Она в норме.
Наливаем 5 мл жидкости. Не нашлось другой подходящей мерной емкости, поэтому обойдемся маленьким объемом. Добавляем каплю воды из пипетки и тщательно перемешиваем. Объем капли считается соответствующим 0,03—0,05 мл. Это получается как раз 1% из 5 мл, что соответствует второму светодиоду. Проверяем. Показание соответствует.
Добавляем еще каплю, доведя содержание воды до 2%. Проверяем. Порядок.
Третья капля. Хорошо.
И четвертая, для полного теста.
Важно полностью погрузить щупы в жидкость! При частичном погружении, индикатор показывает меньшее значение.
Тестер оснащен колпачком. Он полезен, если нет возможности протереть щупы после использования.
Кнопка на торце только включает прибор, отключение автоматическое, примерно через 10 секунд.
Индикатор батарейки совмещен с индикатором 0%. По заверению производителя, если этот светодиод не горит, значит батарейка села. Логично.
Однозначно рекомендуется к приобретению. Придраться можно только к нанесенным надписям — они могли бы быть немного четче и аккуратнее, но все буквы видны, никаких явных проблем нет.
Подходит для проверки жидкостей DOT3, DOT4, DOT5.
Питается от одной батарейки ААА (не входит в комплект). Длина 15 см, толщина 2 см.
Тормозная жидкость способна впитывать влагу из воздуха, что понижает температуру ее кипения. Температура кипения новой жидкости DOT4 — не менее 230 градусов, а жидкость, в которой содержится 3,5% воды, закипает при температуре около 150 градусов.
При торможении нагреваются детали системы. Жидкость входит в их число.
Чем это опасно: при интенсивном торможении жидкость, содержащая воду, может закипеть гораздо раньше чем ей положено, вследствие чего в системе образуется воздушная пробка, которая сделает тормоза неэффективными.
И это не единственная беда. Старение жидкости, приводит к тому, что ее компоненты начинают окисляться. В результате это может повредить металлические части системы, поскольку окисления жидкости разъедают металлы.
Данный прибор скорее всего не имеет смысла для автовладельца, потому что по деньгам наверно выгоднее раз в пару лет менять тормозуху. Нужен ли он сервису? А почему бы и нет? Ведь сервис должен подкреплять свои слова о необходимости замены тормозухи хоть какими-то проверками — и это вот как раз оно. Несомненно, прибор не поверен, не занесён в госреестр и не может являться измерительным прибором, это всего лишь показометр, который, однако, позволяет уверенно отличить нормальную тормозуху от «уставшей».
Работает данный прибор на принципе измерения проводимости исследуемой жидкости. Это «косвенная» методика, правильнее исследовать температуру кипения тормозухи (при попадании воды она значительно снижается) — и такие приборы тоже существуют но стоят заметно дороже. Я не занимаюсь ремонтом тормозных систем, прибор взял в основном для себя, посмотреть как он и что.
Упаковка — блистер
Размеры самого прибора 155х54х25мм, размеры зонда 12мм в диаметре и 15 в длину — у собственно измерительного наконечника, длина гибкой части 260мм, диаметр 5мм.
На измерительной голове присутствует светодиод и два электрода
Питание — 2*ААА, крышка крепится шурупом без резьбовой вставки.
Органы индикации и управления. нижняя кнопка — вкл/выкл (долгое нажатие), верхняя — переключение dot3/dot4/dot5.1, боковые включают/выключают подсветку экрана (по умолчанию включена) и зонда (по умолчанию выключена)
Экран отображает барграф, индицирующий процентное содержание воды в исследуемой жидкости, при содержании более 3% начинает пищать, деления загораются по два.
Так выглядит состояние новой тормозухи из давно открытой банки. Более старая б/у показывает бОльшую процентовку, не фоткал.
Как видим к зонду идет три провода, один общий, один на светодиод, один к оставшемуся электроду. Никакой активной или пассивной электроники кроме светодиода в измерительной головке похоже нет.
Это для режима DOT3. для DOT4 и 5.1 сопротивление увеличивается, в частности 400кОм вместо 300кОм
Резюмируя: девайс несомненно работает, и позволяет отличить старую плохую тормозуху от новой. Эталонов у меня к сожалению нет, так что сравнить не с чем. В целом ситуация примерно такая же как и с тестером батарей — он тоже позволяет понять кто виноват в том что стартер плохо крутит — АКБ или нет. Данный прибор думаю тоже позволит разрешить какие-то спорные ситуации
Товар для написания обзора предоставлен магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.
Данный прибор скорее всего не имеет смысла для автовладельца, потому что по деньгам наверно выгоднее раз в пару лет менять тормозуху. Нужен ли он сервису? А почему бы и нет? Ведь сервис должен подкреплять свои слова о необходимости замены тормозухи хоть какими-то проверками — и это вот как раз оно. Несомненно, прибор не поверен, не занесён в госреестр и не может являться измерительным прибором, это всего лишь показометр, который, однако, позволяет уверенно отличить нормальную тормозуху от «уставшей».
Работает данный прибор на принципе измерения проводимости исследуемой жидкости. Это «косвенная» методика, правильнее исследовать температуру кипения тормозухи (при попадании воды она значительно снижается) — и такие приборы тоже существуют но стоят заметно дороже. Я не занимаюсь ремонтом тормозных систем, прибор взял в основном для себя, посмотреть как он и что.
В сегодняшнем обзоре речь пойдет о тестере тормозной жидкости, приобретенном мною на eBay.
На досуге заглянул в бачок тормозной жидкости в своем автомобиле и был неприятно удивлен. Если «свежая» тормозная жидкость светлая и прозрачная, то моя выглядела примерно следующим образом:
Больше похоже на чай, а не на тормозную жидкость 🙁 Может она и ничего, но вид у нее так себе. А если учесть тот факт, что она очень склонна впитывать жидкость и при этом отвечает за безопасность в движении, то знать ее состояние не то, что желательно, а просто необходимо. Конечно, можно было бы сразу заехать на СТО, но, как говорится, мы легких путей не ищем 🙂 К тому же машин несколько, так что если у каждой менять все подряд, то никаких денег не хватит.
На момент написания обзора объявление по которому я покупал данный товар не активно, но на eBay полно других продавцов с этим же товаром.
Посылка была отправлена с треком, события по которому можно посмотреть тут.
Поставляется тестер без упаковки как таковой. Мой экземпляр пришел в обычном полиэтиленовом пакетике.
Внешне он очень сильно напоминает ручку или нечто подобное. Принцип его работы, а так же краткая инструкция по использованию имеются на самом тестере. Тут же есть и 5 небольших диодов, при помощи которых отображается информация о состоянии тормозной жидкости.
В качестве «рабочего» элемента в тестере выступает 2 металлических контакта, закрывающихся пластиковой крышечкой.
Работает тестер от 1 батарейки типоразмера ААА.
А в действие он приводится при помощи кнопки, расположенной на верхнем торце устройства.
Вставляем батарейку, нажимаем кнопку. Видим, что загорелся зеленый светодиод, отвечающий за отображение заряда батареи. Значит можно приступать к тестам:
Данный тестер оценивает «насыщенность» тормозной жидкости водой по ее электропроводности. Чем больше воды в составе жидкости, тем меньше ее сопротивление.
Небольшой ликбез по светодиодным индикаторам (взято со странички с товаром):
1. зеленый светодиод — содержание воды в тормозной жидкости меньше 1,5%, качественная тормозная жидкость;
2. желтые индикаторы тормозной жидкости — содержание воды от 1,5% до 3%, жидкость может продолжать использоваться, но тест желательно повторить через шесть месяцев;
3. красный светодиод — содержание воды в тормозной жидкости больше 3%, жидкость не может использоваться, ее необходимо заменить.
4. Красный светодиод мигает — нужна замена аккумулятора.
Подходит для тестирования жидкостей DOT3, DOT4 и DOT5.
В качестве эталонного образца выступила тормозная жидкость Felix DOT4 (лежала запечатанная с момента покупки), а в качестве антиобразца — ведро с водой 🙂
Для начала проверим тормозную жидкость из только что открытой упаковки:
Зеленый индикатор — влаги в жидкости нет.
То же самое, но с обычной водой из крана 🙂
Ну что же, тестер, как видно, работает. Так что усложним для начала немного усложним задачу и уж потом перейдем к проверке тормозной жидкости в авто.
Налил в крышечку от банки тормозной жидкости. Я воспользовался шприцем на 5 мл. Затем в нее капаем каплю воды и перемешиваем. С учетом смешанных объемов, процентное соотношение воды в тормозной жидкости как раз должно находиться на отметке в 1%.
Идем к автомобилю и проверяем состояние того, что залито в бачок:
Проверка тормозной жидкости в другом автомобиле. Выглядела она почти как та, что залита в автомобиль №1:
Как видно, тут все лучше. Пусть не идеально, но хорошо. Хотя я вообще сомневаюсь, что тормозная жидкость, залитая в систему и отработавшая хотя бы несколько месяцев покажет значение в 0%.
Итак, подводя итог всему, что тут было написано, могу сказать, что тестер можно рекомендовать к покупке. Показанные испытания подтвердили тот факт, что он работает. Причем, если судить по опыту с тормозной жидкостью и добавленной в нее каплей воды, отображаемые результаты соответствуют действительности. Теперь не нужно гадать нужно менять тормозную жидкость или нет — все становится понятным за несколько секунд. Так что при учете незначительной стоимости, тесте способен не только сберечь ваше время, которое потребовалось бы для поездки на сервис или самостоятельной замены жидкости, но и деньги, так как стоимость работ на СТО (плюс стоимость новой тормозной жидкости) выше стоимости тестера и батарейки к нему 🙂 Так что покупкой я остался более чем доволен.
На этом, пожалуй, все. Спасибо за внимание и потраченное время.
DUOYI DY23
Учтено отзыва с ресурсов:
В этой модели производители предусмотрели все: у тестера прочный корпус, есть подсветка дисплея, индикация с помощью звука и светодиодов.
Ярко-зеленый тестер DUOYI DY23 позволит быстро проверить уровень воды в тормозном механизме. На корпусе есть большой дисплей с подсветкой и 7 функциональных клавиш для управления. Здесь также предусмотрена звуковая и светодиодная индикация. Сенсорный наконечник отличается высокой чувствительностью, он улавливает малейшие колебания внутри системы. Устройство работает с тормозными жидкостями DOT 3, 4 и 5.1. В отзывах на АлиЭкспресс регулярно отмечают великолепное качество сборки и материалов тестера. Покупателям не понравился только слишком громкий звуковой сигнал – не всегда комфортно ушам. Также бывает, что посылки не доходят, но продавец обязательно делает возврат в таких случаях.
Плюсы и минусы
OBDMonster Brake Fluid Tester Pen
Учтено отзывов с ресурсов:
Вместе с тестером-ручкой покупатели могут заказать прибор для проверки аккумулятора, масла и генератора переменного тока в авто.
Этот компактный тестер в виде ручки полюбился покупателям за сравнительно низкую цену, простоту использования и достойное качество сборки. Размеры корпуса – 15.5*2.5 см, для работы устройства требуется одна батарейка LR03. Как и в других похожих моделях, здесь есть 5 индикаторов, обозначающих уровень воды в тормозной жидкости. Среди дополнительных функций выделяется автоматическое отключение для экономии энергии. В отзывах хвалят миниатюрные размеры и удобное управление OBDMonster. Также в набор входит русскоязычная инструкция, что редко встречается на АлиЭкспресс. К минусам можно отнести постоянные задержки доставки товара, а также то, что устройство не работает с жидкостью DOT 5.
Как «стареет» тормозная жидкость?
Самой распространенной считается тормозная жидкость стандарта DOT4. Это вещество обладает значительными абсорбирующими свойствами, поэтому производители рекомендуют периодически проверять его состав и заменять через 40-60 000 км. пробега. Если автомобиль редко ездит, то обслуживание системы нужно проводить спустя два-три года.
В составе ТЖ может увеличиваться процент влажности и появляться посторонние частицы (скорость этого процесса зависит от условий эксплуатации авто). Наличие вторых можно заметить при визуальном осмотре – жидкость будет мутной. Такое происходит из-за естественного износа резиновых деталей и образования ржавчины (если хозяин авто часто игнорировал рекомендованный регламент по замене).
Повышение уровня влажности невозможно заметить визуально (в разных условиях этот процесс происходит со своей скоростью), поэтому рекомендуется периодически проверять этот показатель при помощи специального тестера.
Как поменять тормозную жидкость?
Если диагностика показала необходимость в обслуживании тормозной системы, то прокачка проводится в следующей последовательности.
Так как тормозная жидкость имеет сложный химический состав, то ее необходимо утилизировать, как опасные отходы (нельзя выбрасывать в мусорный контейнер или выливать на землю, а следует обратиться в соответствующую службу).
Требования к тормозной жидкости
Для безопасности на дороге каждая машина должна быть оснащена надежной тормозной системой. Для ее заполнения необходимо использовать жидкость с особым составом. Она должна соответствовать требованиям по:
Во время работы тормозов жидкость, наполняющая систему, сильно нагревается. Это происходит за счет отдачи тепла от тормозных дисков и колодок. Вот средние подсчеты температурного режима ТЖ в зависимости от условий езды:
Если контур будет заполнен обычной водой, то при таком температурном режиме она быстро закипит. Наличие воздуха в системе критично для исправной работы тормозов (педаль будет проваливаться), поэтому в состав ТЖ должны входить вещества, повышающие порог закипания.
Сама жидкость не сжижаема, благодаря чему происходит точная передача давления от педали на тормозные механизмы, но при закипании в контуре образуются маленькие пузырьки. Они вытесняют определенное количество жидкости обратно в бачок. Когда водитель нажимает на тормоз, давление в контуре увеличивается, воздух в нем сжимается, от чего тормозные механизмы не так плотно прижимают колодки к барабану или диску.
Так как от текучести вещества зависит стабильность тормозной системы, то оно должно сохранять свои свойства не только при нагреве, но и при низких температурах. Зимой тормозная система должна работать с такой же стабильностью, что и летом.
Густая ТЖ медленней прокачивается по системе, что значительно увеличивает время срабатывания тормозных механизмов. При этом нельзя допускать, чтобы она была сильно текучей, иначе это грозит протечками на местах соединения элементов контура.
Таблица показателя вязкости веществ при температуре +40 toC:
При минусовых температурах данный показатель не должен быть больше 1800 мм2/с.
Влияние на резиновые детали
Во время работы тормозной системы эластичные уплотнители не должны терять своих свойств. В противном случае грубые манжеты будут препятствовать свободному ходу поршней или пропускать ТЖ. В любом случае давление в контуре не будет соответствовать нужному показателю, как следствие – неэффективное торможение.
Влияние на металлы
Тормозная жидкость должна защищать металлические детали от окисления. Это может приводить к нарушению зеркала внутренней части тормозного цилиндра, из-за чего будет возникать просачивание жидкости из рабочей полости между манжетом поршня и стенкой ТЦ.
Появившиеся неровности могут приводить к преждевременному износу резиновых элементов. Подобная проблема способствует появлению в магистрали посторонних частиц (кусочки резины или отколовшаяся ржавчина), которые повлияют на эффективность гидропривода.
Так как эффективность тормозов автомобиля зависит от качества подвижных деталей, входящих в их устройство, то для плавности хода они нуждаются в постоянной смазке. В связи с этим помимо свойств, перечисленных выше, ТЖ должна предотвращать появление царапин на зеркале рабочих поверхностей.
Одним из недостатков технической жидкости данной категории является свойство поглощать влагу из окружающей среды. От количества воды в жидкости напрямую зависит температура кипения («мокрая» или «сухая» ТЖ).
Вот сравнительная таблица температуры кипения обоих вариантов жидкости:
Как видно, даже при незначительном повышении уровня влаги (в пределах двух-трех процентов) точка кипения перемещается на 65-80 градусов ниже.
Помимо этого фактора влага в ТЖ ускоряет износ резиновых деталей, приводит к появлению коррозии металлических элементов, сильней загустевает при низких температурах.
Как видно, тормозная жидкость механических транспортных средств должна соответствовать высоким требованиям. Вот почему каждый автомобилист должен быть внимательным к рекомендациям производителей, подбирая ТЖ для замены.
Как отличить хорошую жидкость?
Оценить качество тормозной жидкости должны помочь специальные тестеры. Отвинтил крышку бачка, окунул внутрь приборчик и смотришь, что он там намерил.
Поначалу мы приобрели восемь таких приборов по цене от 1000 до 6000 рублей. Но быстро вспомнили прошлую подобную проверку – тогда выяснилось, что такие тестеры почти бесполезны, поскольку они оценивают «влажность» тормозной жидкости по ее электропроводности, а она у разных жидкостей может быть разной изначально! Поэтому для чистоты эксперимента мы скупили в ближайшем автомагазине еще и все тормозные жидкости, какие там были – их также набралось восемь образцов. И стали проверять каждый тестер во всех жидкостях – как в «сухих», так и в разбавленных водой.
VXDIAG Brake Fluid Tester
Тестер отличается почти самой низкой стоимостью на АлиЭкспресс, при этом покупатели регулярно хвалят его дизайн и качество работы.
VXDIAG относится к самым простым тестерам с АлиЭкспресс. Он выполнен в виде ручки в белоснежном глянцевом корпусе. На нем находятся 5 светодиодных индикаторов, отображающих уровень тормозной жидкости. Устройство достигает 15.9 см в высоту, ширина составляет всего 1.3 см. Для питания прибора используются 2 батарейки LR44. Удобно, что здесь предусмотрена крышка для наконечника. Сенсорная головка прячется внутрь корпуса, так что нет риска случайно обжечься или испачкаться маслом. Батарейный отсек расположен удачно – элементы питания располагаются ребром, а не горизонтально, как во многих тестерах. Покупатели критикуют только хлипкий пластик, который может раскрошиться со временем.
Программа испытаний
Рабочий момент испытаний: сейчас все жидкости будут разбавлены водой.
Все испытания мы проводили при атмосферном давлении 745 мм рт. ст. и температуре окружающего воздуха 25˚ С. Температуру кипения мерили в лабораторной посуде из жаропрочного стекла с помощью колбонагревателя Superheat с предельной рабочей температурой 380˚С, показания снимали цифровым термометром ТР‑101.
Проверка температуры кипения жидкостей проводится в лабораторной печи с контролем температуры встроенной термопарой и дополнительным термометром.
При достижении температуры кипения жидкости Motul пары вспыхнули – выглядит очень эффектно. В реальной тормозной системе опасаться этого не стоит.
ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ
Жидкости, изготовленные по стандартам DOT‑3, 4 и 5.1, совместимы и позволяют доливку средства с более высоким индексом в остальные. DOT‑3 применяют в основном для устаревших, тихоходных автомобилей, часто с барабанными тормозами. Жидкость DOT‑4 используют в большинстве современных машин, а DOT‑5.1 нужна для дорожных спортивных автомобилей.
Особняком стоит состав DOT‑5 (не путать с 5.1!) для спорткаров и агрессивной езды с резкими торможениями. Его нельзя доливать ни в какую другую жидкость – он изготавливается на основе силикона, а остальные – с применением гликолей и полиэфиров, поэтому совместимости не будет. Недаром производители окрашивают DOT‑5 в темно–красный цвет.
Зависимость температуры кипения тормозных жидкостей DOT‑3, 4 и 5 от содержания влаги.
Как часто надо менять тормозную жидкость?
Цифры периодичности замены ТЖ не берутся из головы, их регламентирует производитель, опираясь на ее состав и свойства. Чаще всего, смена ТЖ осуществляется при наличии 30-60 тыс.км пробега.
Но не только пробег влияет на качество тормозной жидкости. Важным сигналом для ее смены – цвет, который можно определить при помощи тест-полосок. Специалисты рекомендуют обращать внимание и на тормозную систему в целом. Если она разгерметизировалась – стоит заменить ТЖ.
Для чего нужна тормозная жидкость? Тормозная жидкость предусмотрена в каждом транспортном средстве, где присутствует гидравлическая тормозная система. За счет замкнутого тормозного контура, давление жидкости, при нажатии на педаль тормоза, позволяет рабочим цилиндрам прижимать колодки к поверхностям барабанов или дисков.
Как часто надо менять тормозную жидкость в автомобиле? Каждые 2 года, вне зависимости от пробега. Тормозная жидкость гигроскопична, а значит постепенно накапливает влагу и теряет свои свойства.
Почему нужно менять тормозную жидкость? Как и любая техническая жидкость, тормозная имеет в составе пакет присадок, который со временем исчерпывается. При этом тормозная жидкость постепенно загрязняется, ее свойства теряются вплоть до закипания.
OBDResource BF100/BF200
Простота в эксплуатации
Благодаря крупному дисплею и яркой подсветке даже новички смогут быстро проверить уровень тормозной жидкости.
Тестер от бренда OBDResource выпускается в двух версиях – BF100 и BF200. Их главным различием стало наличие либо отсутствие дисплея. В отзывах советуют выбирать второй вариант, с ним можно проверить систему намного легче. Устройство подходит для всех типов тормозной жидкости, включая DOT 5.1. Оно будет работать при температуре кипения 140–170°C. Корпус не скользит в руках благодаря прорезиненным вставкам, крышка батарейного отсека хорошо фиксируется и удобно сдвигается. Сенсорный наконечник находится на гибком металлическом зонде, который легко скручивается. Единственное, что не понравилось покупателям – продавец не кладет в посылку батарейки, придется докупить 2 штуки типа AAA.
Участники
Автодело 40611, КНР. Тестер качества тормозной жидкости
Autolink JTC 1538A, Тайвань. Тестер для тормозной жидкости
IC-145, страна не указана. Электронный тестер тормозной жидкости
IC-150, страна не указана. Тестер тормозной жидкости
Примерная цена 1900 ₽C функцией калибровки, со звуковым сигналом. Четыре светодиода указывают соответственно на 0; 0,5; 2,5; и 5% увлажнения жидкости. Работает от батареи 6F22 «Крона». Удобный в применении щуп и более-менее верные показания хотя бы на части жидкостей позволяют признать прибор лучшим из худших.
Jonnesway ARO 30047, Тайвань. Brake fluid tester (тестер тормозной жидкости)
KING TOOL КА-3489BF Станкоимпорт, Тайвань. Тестер тормозной жидкости
Примерная цена 1600 ₽Пластиковая полупрозрачная трубочка с двумя не выступающими наружу электродами. Для установки батареи формата ААА приходится вынимать плату из корпуса. Чувствительность прибора низкая, что не позволяет использовать его по назначению.
KLAS KL 2500026, КНР. Тестер качества тормозной жидкости
Примерная цена 2700 ₽В полупрозрачном корпусе установлены три светодиода цветов светофора, которые всегда «разрешают движение». Даже воду пытается показать желтым цветом. Для установки элемента питания ААА требуется разобрать изделие. Непригоден: с тем же успехом в бачок с тормозной жидкостью можно макать отвертку.
Testboy 50, Германия. Индикатор тормозной жидкости
Продолжение – на следующей странице.
И так, как мы уже писали, проверять уровень тормозной жидкости нужно раз в месяц. Тем более данная процедура не займет много вашего времени.
Первый признак низкого уровня «тормозухи» – резкий провал педали тормоза. Если водитель заметил слишком мягкий хода педали, нужно остановить авто и проверьте уровень ТЖ:
• Откройте капот машины. Делайте это на ровной поверхности, чтобы значения были более четкими.
• Найдите главный цилиндр тормозной системы. Чаще всего, его устанавливают в задней части двигательного отсека, со стороны водителя. Над цилиндром вы заметите резервуар.
• Проверьте уровень жидкости. В большинстве современных авто, да и советских тоже, этот резервуар прозрачный и на нем есть отметки «min» и «max». Уровень ТЖ должен быть между этими отметками. Если ваша машина выпустилась до 1980 года, этот резервуар может быть металлический (не прозрачный). А это значит, что вам придется снять его металлическую крышку, чтобы определиться с уровнем имеющейся жидкости.
• При необходимости долейте жидкость в резервуар. Аккуратно доливайте ТЖ. Если рука дрогнула, и вы пролили жидкости – сразу вытирайте, так как она токсична и вызывает коррозию.
• Поставьте обратно крышку резервуара и заройте капот.
VXDIAG BM310
Товар вошел в топ продаж на АлиЭкспресс. Его купили более 7000 раз, сейчас на сайте около 3600 отзывов с хорошими оценками.
По внешнему виду и функционалу модель напоминает OBDMonster, но это стандартная ситуация для АлиЭкспресс. Судя по количеству отзывов и заказов, тестер получился куда более удачным. Прибор работает от одной батарейки LRO3, на корпусе находятся красные, желтые и зеленые светодиоды для упрощения проверки. Он точно показывает уровень тормозной жидкости DOT 3, 4 или 5.1. В отзывах есть все необходимые советы по эксплуатации прибора. Покупатели советуют осторожно погружать кончики электродов в жидкость. После замеров нужно тщательно вытереть сенсорную головку. Если этого не сделать, пластик быстро разложится. Других весомых минусов у товара не обнаружено, особенно учитывая его приятную цену.
Внимание! Представленная выше информация не является руководством к покупке. За любой консультацией следует обращаться к специалистам!
Как часто нужно проверять тормозную жидкость в машине?
Многие автолюбители не понимают, что уход за автомобилем нужен в первую очередь ему самому. Специалисты настоятельно рекомендуют проверять уровень тормозной жидкости и ее качество. Если пренебречь этим советом – тормозная система загрязняется.
Надо понимать, что на качество «тормозухи», виляет много факторов: климатические свойства, содержание влаги в среде, состояние тормозной системы.
Чтобы не случилось неприятностей на дороге, проверяйте тормозную жидкость два раза в год, а ее уровень – раз в месяц (можно чаще).
Как проверить свойства тормозной жидкости?
«Тормозуху» нужно контролировать по двум показателям:
• уровень;
• качество.
Каждую процедуру можно провести самостоятельно. Первую, мы уже описали выше, вторая производится при помощи специальных приспособлений:
Прибор похож на маркер, на корпусе которого есть несколько сигнальных лампочек, показывающих уровень влаги, содержащейся в жидкости. Под колпачком тестера имеются два электрода, покрытых никелем.
ТЖ имеет свое электрическое сопротивление. Когда в ее состав входит вода, этот показатель понижается. Тестер запитывается от батарейки. На один электрод подается ток с малым напряжением. Так как электричество идет путем наименьшего сопротивления, разряд проходит между электродами. Показатели напряжения фиксируются вторым стержнем, обрабатываются электроникой тестера, и загорается соответствующая лампочка.
Чтобы проверить ТЖ на содержание воды, достаточно включить тестер и опустить его в бачок. Спустя пару секунд засветится лампочка, показывающая процент влаги. При 3% нужно провести замену рабочей жидкости на новую, так как появившаяся вода приведет к снижению эффективности системы.
Цена прибора для проверки качества тормозной жидкости
Стоимость бюджетного рефрактометра находится в пределах 5-7 долларов. Для диагностики в бытовых условиях его будет достаточно. Проверить такой прибор на точность можно следующим образом.
На кухонных (или ювелирных) весах отмеряется 50гр. «сухой» (свежей, взятой из канистры) тормозной жидкости. Помещенный в нее тестер покажет 0%. Обычным шприцем добавляется по одному проценту воды (0,5гр.). После каждого добавления тестер должен показывать 1% (0,5гр. воды); 2% (1,0гр. воды); 3% (1,5гр. воды); 4% (2,0гр. воды).
Чаще всего дешевые рефракторметры обладают достаточной точностью, чтобы проверить качество ТЖ на автомобиле в бытовых условиях. Более дорогие модели используются в сервисных центрах для тонкого замера качества жидкости. Цена таких приборов варьируется от 40 до 170 у.е. Для обычных бытовых замеров не требуется подобная точность, поэтому достаточно простого маркерного тестера.
Проверка тормозной жидкости с помощью тест-полосок
Существует еще один бюджетный вариант замера качества ТЖ. Для этого можно воспользоваться тест-полосками. Они пропитаны специальным химическим реагентом, вступающим в реакцию с жидкостью. Действуют они по принципу лакмусовой бумажки.
Чтобы выполнить проверку, необходимо открыть бачок на ГТЦ, распаковать полоску и опустить ее в жидкость приблизительно на минуту. Этого времени достаточно для образования химической реакции. Полоска поменяет свой цвет. Этот показатель сравнивается с образцом на упаковке.
Куда пропадают тормоза?
При нажатии на педаль тормоза усилие ноги водителя передается через гидравлический привод к тормозам, останавливающим автомобиль за счет трения. При этом выделяется значительное тепло, нагревающее тормозную жидкость так, что она пытается закипеть. Если это произойдет, смесь жидкости и пара тут же станет сжимаемой, а потому педаль просто «провалится в пол».
Для предотвращения этого явления используют специальные тормозные жидкости с высокой температурой кипения. Обычно их параметры привязывают к требованиям американского министерства транспорта (Department Оf Transportation) – так называемым нормам DOT. Отечественные производители, как правило, работают по различным техническим условиям.
К сожалению, тормозные жидкости являются гигроскопичными, то есть они постоянно поглощают влагу из воздуха. Это резко снижает температуру кипения и ограничивает срок службы жидкости.
Главный тормозной цилиндр
Гидравлическая тормозная система оснащается главным тормозным цилиндром. Эта деталь устанавливается на вакуумном усилителе тормоза. ГТЦ современных авто двухсекционный. В переднеприводных и заднеприводных машинах система работает по разным схемам.
Две секции ГТЦ и наличие двух разных контуров создано ради безопасности. Если произошла утечка ТЖ из одного контура, то тормозные механизмы другого будут срабатывать. Конечно, это заметно скажется на движении педали тормоза (увеличивается свободный ход до момента отклика), но тормоза не пропадут полностью.
В устройство главного тормозного цилиндра входят:
Цена и отзывы
В настоящее время практически все продаваемые в магазинах РФ тестеры тормозной жидкости имеют конструкцию «маркер». Внешне они и похожи на обычный маркер. Их цена колеблется от 200 до 500 рублей в зависимости от модели и наценки продавца.
В центральной части такого тестера расположена батарейка типа ААА. В передней части, под колпачком, находятся два металлических электрода, которые и нужно погружать в тормозную жидкость. В верхней части – кнопка включения. Этот вариант тестера идеально подходит для частного использования.
Более сложные тестеры тормозной жидкости встречаются реже. Они обычно используются в условиях СТО и автосервисов. Например, до сих пор можно найти в продаже следующие приборы:
Профессиональные тестеры тормозной жидкости имеют гибкие настройки и повышенную точность измерений. Одна из опций – оценка в качестве эталонной свежей тормозной жидкости и тарировка прибора по полученным показаниям.
Для контроля состояния жидкости собственного авто хватит дешёвого тестера-карандаша. Автомобилисты и специалисты СТО утверждают, что точности его показаний достаточно для адекватной оценки. И отзывы водителей в сети об этих приборах в основном положительные. Прибор легко и удобно эксплуатировать. Процедура оценки «тормозухи» занимает 1-2 минуты со всеми сопутствующими операциями. А погрешность показаний не превышает 10 %.
🚘 ИСПЫТВАЮ ТЕСТЕР ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ ИЗ КИТАЯ С АЛИЭКСПРЕСС