Suzuki Liana | Самодиагностика, Замена | Сузуки Лиана

2.2. Система самодиагностики и коды неисправности

Контрольно-измерительное оборудование

Системы OBD-I (модели до 1995 года выпуска)

Электронный блок управления имеет встроенную систему самодиагностики (On Board
Diagnosis (OBD) system), которая служит для поиска неисправностей в системе
и включает контрольную лампочку двигателя на приборном щитке в случае обнаружения
неисправностей. Код неисправности сохраняется в памяти электронного блока управления
и доступен для считывания.

Считывание кодов неисправности систем OBD-I

Подсоедините вольтметр к клемме STO и “массе” автомобиля. Включите
зажигание и подсчитайте число отклонения стрелки прибора или миганий контрольной
лампочки двигателя. Например, код 34 будет выведен как 3 длинных мигания лампочки,
пауза, 4 коротких мигания.

Очистка кодов неисправности системы OBD-I

Для очистки кодов неисправности отсоедините провод минусовой клеммы аккумулятора
и выжмите педаль тормоза дольше, чем на 5 секунд.

Коды неисправности систем OBD-I (модели 1993-1995 годов выпуска, кроме моделей
1994 и 1995 годов выпуска с 4-цилиндровым двигателем и автоматической коробкой
передач)

Коды неисправности систем OBD-I (модели 1994 и 1995 годов выпуска с 4-цилиндровым
двигателем и автоматической коробкой передач)

КОД НЕИСПРАВНОСТИ

НЕИСПРАВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ИЛИ СИСТЕМА

111

Отсутствие кодов неисправности

112, 113

Датчик температуры воздуха

116, 117, 118

Датчик температуры охлаждающей жидкости

121, 122, 123

Датчик положения дроссельной заслонки

157, 158, 159

Датчик потока воздуха

172, 173, 179, 181

Кислородный датчик

211, 212, 213

Система зажигания

214, 244

Датчик положения распределительного вала

327, 332, 337

Датчик системы рециркуляции выхлопных газов

411, 412

Воздушный клапан системы холостого хода

452

Датчик скорости

511, 512, 513

Центральный блок управления

519, 521

Выключатель системы гидроусиления рулевого управления

522

Датчик автоматической коробки передач

536

Выключатель огней стоп-сигнала

538

Динамический тест

539

Датчик кондиционера

554

Клапан регулировки давления

559

Реле кондиционера

563

Реле (высокой скорости) вентилятора охлаждения

564

Реле (низкой скорости) вентилятора охлаждения

565

Продувочный клапан

571

Вентиляционный клапан рециркуляции выхлопных газов

572

Вакуумный клапан системы рециркуляции выхлопных газов

998

Центральный блок управления

Системы OBD-II (модели с 1996 года выпуска)

Диагностический разъем подключения системы OBD-II

Модели с 1996 года выпуска имеют систему самодиагностики второго поколения
OBD-II. Доступ к электронному блоку управления этой системы можно получить только
при помощи специального сканера, который необходимо подключить к 16-штырьковому
диагностическому разъему подключения, расположенному под панелью приборов.

Считывание кодов неисправности системы OBD-II

Для считывания кодов неисправности системы OBD-II используйте специальный сканер,
который необходимо подключить к диагностическому разъему подключения. Если сканера
нет, необходимо обратиться к специалистам.

Очистка кодов неисправности системы OBD-II

Для очистки кодов неисправности системы OBD-II необходимо использовать специальный
сканер.

Коды неисправности системы OBD-II

КОД НЕИСПРАВНОСТИ

НЕИСПРАВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ИЛИ СИСТЕМА

Р0100, Р0102, Р0103

Датчик потока воздуха

Р0110, Р0112, Р0113

Датчик температуры воздуха

Р0115, Р0117, Р0118

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Р0120, Р0122, Р0123

Датчик положения дроссельной заслонки

Р0125

Для перехода в закрытый режим работы требуется слишком
много времени

Р0130, Р0131, Р0150

Кислородный датчик

Р0133, Р0134, Р0140

Медленная реакция кислородного датчика

Р0154, Р0160

Медленная реакция кислородного датчика

Р0135, Р0141, Р0155

Нагревательный элемент кислородного датчика

Р0170, Р0171

Бедная топливная смесь

Р0172, Р0173

Перенасыщенная топливная смесь

Р0230, Р0231, Р0232

Топливный насос

Р0300

Случайный пропуск зажигания

Р0301

Пропуск зажигания в цилиндре N1

Р0302

Пропуск зажигания в цилиндре N2

Р0303

Пропуск зажигания в цилиндре N3

Р0304

Пропуск зажигания в цилиндре N4

Р0305

Пропуск зажигания в цилиндре N5

Р0306

Пропуск зажигания в цилиндре N6

Р0320

Система зажигания

Р0335

Датчик положения коленчатого вала

Р0340

Датчик положения распределительного вала

Р0400

Засорена система рециркуляции выхлопных газов

Р0420, Р0430

Каталитический конвертер

Р0440

Система сбора паров топлива

Р0443

Продувочный клапан

Р0500, Р0503

Датчик скорости

Р0505

Воздушный клапан системы холостого хода

Р0510

Выключатель системы холостого хода

Р0552, Р0553

Выключатель системы гидроусиления рулевого управления

Р0603

Ошибка ОЗУ

Р0605

Ошибка ПЗУ

Р0703

Выключатель огней стоп-сигнала

Р0704

Выключатель на педали сцепления

Р0705

Датчик коробки передач

Р0710-Р0760

Система управления коробкой передач

Suzuki liana | самодиагностика | сузуки лиана

1. Процедура выполнения самодиагностики

2. Самодиагностика Suzuki Liana

2. КАК СЧИТЫВАТЬ КОД САМОДИАГНОСТИКИ

В процессе самодиагностики на экране регулировки температуры каждые 0,5секунды будет мигать код неисправности в виде двух цифр. Коды неисправности отображаются в цифровом формате

Код неисправности

3. Отображение кодов неисправностей

(1) Длительная работа: Коды неисправности не зарегистрированы или зарегистрирован один код неисправности

2. Самодиагностика Suzuki Liana

(2) Длительная работа: Зарегистрировано два или более кодов неисправности

2. Самодиагностика Suzuki Liana

(3) Шаг выполняемой операции

A. Отсутствие кодов или один код неисправности так же как и при продолжительной работе.

B. Зарегистрировано два или более кодов неисправности

2. Самодиагностика Suzuki Liana

4. Если во время проверки отображаются коды неисправности устраните причины, используя таблицу кодов неисправности.

5. Отказоустойчивость

СигналУсловия неисправностиФУНКЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К ОТКАЗАМ
1Датчик температуры воздуха в салоне< 0,1В или > 4,9В23°C (73,4°F)
2Датчик температуры окружающего воздуха< 0,1В или > 4,9В20°C (68°F)
3Датчик температуры испарителя< 0,1В или > 4,9В-2°C (28,4°F)
4ФотодатчикБез компенсации
5Датчик автоматического обогревателя стекла (относительной влажности)Сбой при обмене данными
6Датчик автоматического обогревателя стекла (температура стекла)< 0,1В или > 4,9ВТемпература стекла: 23°C (73,4°F)
7Обратная связь регулятора температуры< 0,1В или > 4,9В
8Обратная связь привода выбора режима< 0,1В или > 4,9В
9Обратная связь привода впускной заслонки< 0,1В или > 4,9В
10Обратная связь привода автоматического обогревателя стекла< 0,1В или > 4,0В

ЗАМЕНА

1. Отсоедините отрицательную клемму аккумуляторной батареи.

2. Снимите боковую крышку (A) передней панели со стороны пассажира.

3. Выверните винт крепления и снимите декоративную накладку (А) передней панели.

4. Выверните винты крепления и снимите обрамление (A) центральной консоли, затем отсоедините разъемы и аспиратор.

5. Выверните винты крепления и снимите отопитель и контроллер (А) кондиционера с обрамления центральной консоли.

2. Самодиагностика Suzuki Liana

6. Установку выполняйте в порядке, обратном снятию .

Suzuki liana | система бортовой самодиагностики (obd) – общая информация | сузуки лиана

Система бортовой самодиагностики (OBD) – общая информация

Общее описание системы OBD

Задачей любой бортовой системы самодиагностики (OBD) является выявление отказов
и нарушений функционирования подконтрольных систем с занесением в память процессора
соответствующих диагностических кодов (DTC) и оповещением водителя о факте нарушения
(обычно посредством вмонтированной в комбинацию приборов контрольной лампы отказов
MIL/«Проверьте двигатель»).

Помимо кода DTC в памяти ECM фиксируется также текущие рабочие параметры двигателя
на момент выявления нарушения.

При нарушении исправности функционирования информационных датчиков, принимающих
участие в процессе управления двигателем, ECM может произвести переключение систем
в аварийный режим. При этом активируются базовые рабочие параметры, обеспечивающие
адекватную работу двигателя (некоторый абсолютный псевдосигнал неисправного датчика
симулируется непосредственно модулем управления), однако с неизбежным снижением
эффективности его отдачи и увеличением расхода топилва, – автомобиль следует отогнать
на станцию техобслуживания с целью выявления и устранения причин отказа.

В состав системы OBD входят несколько диагностических устройств, производящих
мониторинг отдельных параметров систем снижения токсичности и фиксирующих выявленные
отказы в памяти бортового процессора в виде индивидуальных кодов неисправностей.
Система производит также проверку датчиков и исполнительных устройств, контролирует
эксплуатационные циклы транспортного средства, обеспечивает возможность замораживания
параметров и очистки блока памяти.

Рассматриваемые в настоящем Руководстве модели могут быть укомплектованы как системой
бортовой диагностики второго поколения стандарта SAE (OBD II), так и фирменной
системой OBD стандарта Subaru (некоторые из моделей 2.0 и 2.5 л). Основным элементом
любой системы OBD является бортовой процессор, чаще называемый электронным модулем
управления (ECM). ECM является мозгом системы управления двигателем. Исходные
данные поступают на модуль от различных информационных датчиков и других электронных
компонентов (выключателей, реле и т.д.), а также сигналы зарегистрированных OBD
отказов и нарушений. Коды зарегистрированных неисправностей фиксируются в памяти
процессора.

Код ошибки:  Мицубиси каризма диагностический разъем где находится

На обслуживание компонентов систем управления двигателем/снижения токсичности
отработавших газов распространяются особые гарантийные обязательства с продленным
сроком действия. Не следует предпринимать попыток самостоятельного выполнения
диагностики отказов ECM или замены компонентов системы, до выхода сроков данных
обязательств, – обращайтесь к специалистам фирменных станций техобслуживания компании
Subaru.


Сведения о диагностических приборах

6.3.3 Система бортовой самодиагностики (OBD) - общая информация Suzuki Liana

Проверка исправности функционирования компонентов
систем управления двигателем и снижения токсичности отработавших газов
может производиться при помощи универсального цифрового измерителя (мультиметра).
Использование цифрового измерителя предпочтительно по нескольким причинам.
Во-первых, по аналоговым приборам достаточно сложно (порой, невозможно),
определить результат показания с точностью до сотых и тысячных долях,
в то время как при обследовании контуров, включающих в свой состав электронные
компоненты, такая точность приобретает особое значение. Второй, не менее
важной, причиной является тот факт, что внутренний контур цифрового мультиметра,
имеет достаточно высокий импеданс (внутреннее сопротивление прибора составляет
10 миллионов Ом). Так как вольтметр подсоединяется к проверяемой цепи
параллельно, точность измерения тем выше, чем меньший паразитный ток будет
проходить через собственно прибор. Данный фактор не является существенным
при измерении относительно высоких значений напряжения (9 ÷ 12
В), однако становится определяющим при диагностике выдающих низковольтные
сигналы элементов, таких, как, например, лямбда-зонд, где речь идет об
измерении долей вольта.

Параллельное наблюдение параметров сигналов, сопротивлений и напряжений во всех
цепях управления возможно при помощи разветвителя, включаемого последовательно
в разъем модуля управления (ECM). Измерение параметров сигналов на клеммах разветвителя
в различных режимах функционирования двигателя позволяет определять текущее состояние
последнего и выявлять имеющие место нарушения.

6.3.3 Система бортовой самодиагностики (OBD) - общая информация Suzuki Liana

При диагностике электронных систем управления
двигателем, трансмиссией, ABS и SRS применяются специальные сканеры стандарта
SAE (GST), – OBD II, – или фирменный сканер Subaru Select Monitor (SSM),
– OBD стандарта Subaru. Многие сканеры SAE второго поколения (OBD II)
являются многофункциональными, за счет возможности смены картриджа в зависимости
от модели диагностируемого автомобиля (Ford, GM, Chrysler и т.п.), другие
привязаны к требованиям региональных властей и предназначены для использования
в определенных районах мира (Европа, Азия, США и т.д.). Подключение сканера
производится к бортовому диагностическому разъему DLC, назначение выводов
которого разъяснено на иллюстрации.

Модели 2.0 и 2.5 л

Модели 3.0 л

Еще одним способом считывания данных OBD является подключение к системе персонального
компьютера, оборудованного специальным кабелем и оснащенного программным обеспечением
OBD.

Некоторые считыватели помимо обычных диагностических операций позволяют при подсоединении
к персональному компьютеру производить распечатывание хранящихся в памяти модуля
управления принципиальные схемы различного оборудования (если таковые заложены
в ECM), программировать противоугонную систему и блоки управления различных устройств
автомобиля, а также в реальном времени наблюдать сигналы в электрических цепях
автомобиля.

На некоторых моделях считывание занесенных в память системы OBD кодов DTC может
быть произведено также при помощи вмонтированный в приборный щиток автомобиля
контрольной лампы отказов MIL/«Проверьте двигатель», – см. ниже.


Считывание кодов DTC

Схемы расположения интерактивных компонентов используемых на рассматриваемых в
настоящем Руководстве автомобилях систем бортовой диагностики представлены на
иллюстрациях.

Схема расположения интерактивных компонентов системы бортовой диагностики
на моделях, оборудованных системой бортовой самодиагностики OBD II

Схема расположения интерактивных компонентов системы бортовой диагностики
на моделях 2.0 и 2.5 л, оборудованных OBD Subaru

Модели, оборудованные OBD II

С применением сканера SSM, включенного в нормальный режим (Subaru)

В главном меню (MAIN MENU) на экране дисплея выберите пункт {Each System Check}
и нажмите клавишу «YES».

В поле {System Select Menu} выберите закладку {Engine Control System}и вновь нажмите
«YES».

После вывода на экран данных о типе двигателя, нажмите «YES» еще раз.

В поле {Engine Diagnosis} выберите пункт {Diagnostic Code(s) Display} и нажмите
«YES».

Далее выберите подпункт {Current Diagnostic Code(s)}, либо {History Diagnostic
Code(s)}. Подтвердите выбор нажатием клавиши «YES» и произведите считывание выводимых
на экран кодов DTC.


С применением сканера SSM, включенного в режим OBD (SAE)


В главном меню (MAIN MENU) на экране дисплея выберите пункт {2. Each System Check}
и нажмите клавишу «YES».

В поле {System Select Menu} выберите закладку {Engine Control System}. И вновь
нажмите «YES».

После вывода на экран данных о типе двигателя, нажмите «YES» еще раз.

В поле {Engine Diagnosis} выберите пункт {OBD System} и нажмите «YES».

В меню {OBD Menu} выберите пункт {Diagnostic Code(s) Display}, нажмите «YES» и
удостоверьтесь в выводе кодов DTC на экран монитора.


С применением сканера GST (SAE)


Действуйте в соответствии с прикладываемыми к сканеру инструкциями.


Модели, оборудованные OBD Subaru


С применением сканера SSM


Действуйте в соответствии с инструкциями.


Без применения сканера SSM (по контрольной лампе отказов MIL/«Проверьте двигатель»)


Выключите зажигание и соедините разъем считывания данных из памяти процессора.

Включите зажигание. Если при включении зажигания контрольная лампа MIL активируется,
переходите к следующему этапу проверки, в противном случае проверьте на наличие
обрывов и коротких замыканий электропроводку подачи питания и заземления ECM,
а также электропроводку лампы MIL. Произведите необходимые исправления.

Удостоверьтесь в исправности высвечивания контрольной лампой отказов кода неисправности
(DTC). Перепишите идентифицированные коды, затем выключите зажигание и рассоедините
разъем считывания данных.

Информационное содержание разрядов 5-разрядного кода вида P0380

Разряды кода вида Р 0 3 8 0 имеют следующее значение (слева направо):

Разряд 1

P — Силовой агрегат
B — Кузов
С — Шасси

Разряд 2 Источник кода

0 — Стандарт SAE
1 — Расширенный – задаваемый производителем

Разряд 3 Система

0 — Система в целом
1 — Система подмешивания воздуха (Air/Fuel Induction)
2 — Система впрыска топлива
3 — Система зажигания/Пропуски зажигания
4 — Система дополнительного контроль выпуска
5 — Скорость автомобиля и управление оборотами х/х
6 — Входные и выходные сигналы модуля управления
7 — Трансмиссия

Разряды 4 и 5

Порядковый номер неисправности компонента или цепи 00-99

Процедура общей диагностики автомобиля

Модели, оборудованные OBD II


Подготовка

Поднимите автомобиль над землей, либо загоните его на роликовый стенд.

Проверка с применением сканера SSM

Соедините половинки расположенного слева под панелью приборов разъема режима тестирования.

Подключите SSM к расположенному также слева под панелью приборов диагностическому
разъему DLC.

В главном меню (MAIN MENU) на экране дисплея выберите пункт {Each System Check}
и нажмите клавишу «YES».

В поле {System Select Menu} выберите закладку {Engine Control System}. И вновь
нажмите «YES».

После вывода на экран данных о типе двигателя, нажмите «YES» еще раз.

В поле {Engine Diagnosis} выберите пункт {Dealer Check Mode Procedure} и нажмите
«YES».

После вывода на экран монитора вопроса «Perform Inspection (Dealer Check) Mode?»
введите подтверждение, также путем нажатия на клавишу «YES».

Далее действуйте согласно выводимым на экран инструкциям. Если после завершения
процедуры в памяти процессора сохранятся какие-либо DTC, соответствующая информация
будет выведена на экран монитора.

Отпустите стояночный тормоз, – разница в частоте вращения передних и задних колес
может явиться причиной срабатывания контрольной лампы ABS, однако не следует рассматривать
как признак нарушения, – после завершения процедуры диагностики системы управления
двигателем не забудьте удалить из памяти процессора код неисправности ABS.


Проверка с применением сканера GST

Соедините половинки расположенного слева под панелью приборов разъема режима тестирования.

Подключите GST к расположенному также слева под панелью приборов диагностическому
разъему DLC.

Запустите двигатель, – предварительно удостоверьтесь, что рычаг селектора АТ находится
в положении «Р».

При помощи рычага селектора/переключения передач активируйте датчики-выключатели
положений «Р» и «N» трансмиссии.

Для активации датчика-выключателя стоп-сигналов выжмите педаль ножного тормоза.

В течение около 40 секунд удерживайте частоту вращения двигателя в диапазоне 2500
÷ 3000 об/мин.

Переведите рычаг селектора в положение «D» и установите скорость движения 5 ÷
10 км/ч (3 ÷ 6 миль/ч).

При помощи сканера GST считайте и перепишите занесенные в память процессора коды
неисправностей (DTC).

Код ошибки:  Где находится obd разъем Hyundai Matrix. Где находится?


Модели, оборудованные OBD Subaru


Проверка с применением сканера SSM


Действуйте в соответствии с указаниями, приведенными в подразделе Проверка
с применением сканера SSM выше.


Проверка без применения сканера SSM

Запустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры.

Выключите зажигание и включите нейтральную передачу (модели с РКПП)/переведите
рычаг селектора в положение «Р» (модели с АТ).

Соедините половинки разъема режима тестирования (окрашен в зеленый цвет), затем
включите зажигание, – если произошла активация контрольной лампы отказов (MIL),
переходите к следующему этапу проверки, в противном случае проверьте на наличие
обрывов и коротких замыканий электропроводку подачи питания и заземления ECM,
а также электропроводку лампы MIL. Произведите необходимые исправления.

На моделях с АТ переведите рычаг селектора в положение «N», затем в «Р».

Запустите двигатель и перепишите высвечиваемые контрольной лампой MIL коды. Если
лампа никакие коды не высвечивает, переходите к следующему этапу проверки.

Минимум на одну минуту разгоните автомобиль до скорости 11 км/ч (7 миль/ч).

Поднимите частоту вращения двигателя до значения свыше 2000 об/мин. Перепишите
высвечиваемые лампой MIL коды, – если никакие коды лампой не выводятся, следовательно,
отказ имеет иную причину.


Очистка памяти системы самодиагностики

Модели, оборудованные OBD II


С применением сканера SSM, включенного в нормальный режим (Subaru)

В главном меню (MAIN MENU) на экране дисплея выберите пункт {2. Each System Check}
и нажмите клавишу «YES».

В поле {System Select Menu} выберите закладку {Engine Control System}. И вновь
нажмите «YES».

После вывода на экран данных о типе двигателя, нажмите «YES» еще раз.

В поле {Engine Diagnosis} выберите пункт {Clear Memory} и нажмите «YES».

После того как на экран монитора будут выведены сообщения «Done» и «Turn Ignition
Switch OFF», выключите сканер, затем поверните ключ в замке зажигания в положение
OFF.

С применением сканера SSM, включенного в режим OBD (SAE)

В главном меню (MAIN MENU) на экране дисплея выберите пункт {2. Each System Check}
и нажмите клавишу «YES».

В поле {System Select Menu} выберите закладку {Engine Control System}. И вновь
нажмите «YES».

После вывода на экран данных о типе двигателя, нажмите «YES» еще раз.

В поле {Engine Diagnosis} выберите пункт {OBD System} и нажмите «YES».

В меню {OBD Menu} выберите пункт {4. Diagnosis Code(s) Cleared}, нажмите «YES».

После вывода на экран запроса «Clear Diagnosis Code?» введите подтверждение нажатием
клавиши «YES», затем выключите питание сканера и зажигание.

С применением сканера GST (SAE)

Действуйте в соответствии с прикладываемыми к сканеру инструкциями. На моделях
2.0 и 2.5 л не забудьте произвести инициализацию клапана IAC.


Модели, оборудованные OBD Subaru


С применением сканера SSM

Действуйте в соответствии с инструкциями, приведенными выше.

Без применения сканера SSM (по контрольной лампе отказов MIL/»Проверьте
двигатель»)

Выключите зажигание и включите нейтральную передачу (модели с РКПП)/переведите
рычаг селектора в положение «Р» (модели с АТ).

Соедините половинки разъема режима тестирования (окрашен в зеленый цвет), затем
включите зажигание, – если произошла активация контрольной лампы отказов (MIL),
переходите к следующему этапу проверки, в противном случае проверьте на наличие
обрывов и коротких замыканий электропроводку подачи питания и заземления ECM,
а также электропроводку лампы MIL. Произведите необходимые исправления.

На моделях с АТ переведите рычаг селектора в положение «N», затем в «Р».

Запустите двигатель и минимум на одну минуту разгоните автомобиль до скорости
11 км/ч (7 миль/ч).

Поднимите частоту вращения двигателя до значения свыше 2000 об/мин. Перепишите
высвечиваемые лампой MIL коды и произведите необходимый восстановительный ремонт
(список кодов DTC приведен в Спецификациях).

Выключите зажигание и рассоедините разъем режима тестирования.


Подключение персонального компьютера к бортовой системе самодиагностики OBD II
посредством интерфейсного контроллера BR16F84-1.0 по протоколам стандартов SAE
(PWM и VPW) и ISO 9141-2

Общие данные

Схема организации подключения представлена на иллюстрации.

Рассматриваемое устройство представляет собой микроконтроллер, выполненный по
технологии КМОП (CMOS). Устройство исполняет роль простейшего сканера и предназначено
для считывания диагностических кодов и данных системы OBD II (обороты двигателя,
температура охлаждающей жидкости и всасываемого воздуха, нагрузочные характеристики,
расход поступающего в двигатель воздуха и т.п.) в рамках стандарта SAE J1979 через
шину любого исполнения (PWM, VPW и ISO 9141-2).


Основное предназначение

Для подключения к компьютеру достаточно 3-жильного провода, подключение к диагностическому
разъему осуществляется 6-жильным проводом. Напряжение питания подается на контроллер
через 16-контактный диагностический разъем OBD.


Рекомендации по применению

Для подключения устройства к автомобилю может быть использован неэкранированный
кабель, длиной не более 1.2 м, что имеет особое значение при использовании протокола
PWM. При использовании кабеля большей длины следует уменьшить сопротивление резисторов
на входе устройства (R8 и R9 или R15). При использовании экранированного кабеля,
экран следует отключить с целью снижения емкости.

Кабель для подключения к последовательному порту компьютера также может быть неэкранированным.
Устройство стабильно работает с кабелем длиной до 9 м. При значительно большей
длине кабеля следует использовать более мощный коммуникатор RS 232.

Топология электрических соединений произвольна. При повышенной влажности применяйте
дополнительные шунтирующие конденсаторы.

Бесплатное программное обеспечение (броузер) для считывания кодов и данных может
быть скачано с сайтов производителей либо сайта нашего издательства arus.spb.ru
и предназначено для использования под DOS. Незначительный размер программного
приложения в варианте «под DOS» позволяет вместить его на загрузочную дискету
DOS и использовать даже на компьютерах, оснащенных несовместимым с DOS программным
обеспечением. Необязательным условием является даже наличие в компьютере жесткого
диска.


Общие принципы обмена данными

Обмен данными идет по трехпроводному последовательному соединению без применения
инициализационного обмена служебными сообщениями (handshaking). Устройство прослушивает
канал на наличие сообщений, выполняет принимаемые команды и передает результаты
на персональный компьютер (PC), после чего немедленно возвращается в режим прослушивания.
Входящие в контроллер и исходящие из него данные организованы в виде цепочки последовательно
идущих друг за другом байтов, первый из которых является контрольным. Обычноконтрольный
байт представляет собой число от 0 до 15 dec (в десятичном исчислении) (или 0-F
hex), описывающее количество следующих далее информационных байтов. Так, например,
3-байтная команда будет выглядеть следующим образом: 03 (контрольный байт), 1-й
байт, 2-й байт, 3-й байт. Подобный формат используется как для входящих команд
на опрос бортовой системы самодиагностики, так и для исходящих сообщений, содержащих
запрошенную информацию. Следует заметить, что в контрольном байте используются
лишь четыре младших бита, – старшие биты зарезервированы под некоторые специальные
команды и могут быть использованы PC при инициализации соединения с контроллером
и согласовании протокола передачи данных, а также контроллером для контроля ошибок
передачи. В частности, в случае ошибки при передаче, контроллер производит установку
старшего значащего бита (MSB) контрольного байта в единицу. При успешной передаче
все четыре старших бита устанавливаются в ноль.

Инициализация контроллера и бортовой системы самодиагностики

Для начала обмена данными PC должен произвести установку соединения с контроллером,
затем инициализировать контроллер и канал данных OBD II.


Установка соединения

После подсоединения контроллера к PC и диагностическому разъему OBD должна быть
произведена его инициализация с целью предотвращения «зависаний», связанных с
шумами в последовательных линиях в случае если их подсоединение было произведено
до включения питания контроллера. Одновременно производится простейшая проверка
активности интерфейса. В первую очередь посылается однобайтовый сигнал 20 hex,
воспринимаемый контроллером как команда на установку соединения. В ответ контроллер
вместо контрольного высылает единственный байт FF hex (255 dec) и переходит в
режим ожидания приема данных. Теперь PC может переходить к инициализации канала
данных.

Инициализация

На данном этапе производится инициализация протокола, по которому будет производиться
обмен данными, а в случае протокола ISO – инициализация бортовой системы. Обмен
данными производится по одному из трех протоколов: VPW (General Motors), PWM (Ford)
и ISO 9141-02 (азиатские/европейские производители).

Код ошибки:  Диагностика авто через ODB II сканером ELM 327 V.1,5 | SUZUKI CLUB RUSSIA

 border=

  Существует множество исключений:
так, например, при опросе некоторых моделей автомобилей Mazda может использоваться
«фордовский» протокол PWM. Таким образом, при возникновении проблем передачи
следует в первую очередь попытаться воспользоваться каким-либо другим
протоколом. Выбор протокола производится передачей комбинации, состоящей
из контрольного байта 41 hex и следующего непосредственно за ним байта,
определяющего тип протокола: 0 = VPW, 1 = PWM, 2 = ISO 9141. Так, например,
по команде 41 02 hex производится инициализация протокола ISO 9141.

В ответ контроллер высылает контрольный байт и байт состояния. Установка MSB контрольного
байта говорит о наличии проблем, при этом следующий за ним байт состояния будет
содержать соответствующую информацию. При успешной инициализации высылается контрольный
байт 01 hex, указывающий на то, что далее следует верификационный байт состояния.
В случае протоколов VPW и PWM верификационный байт представляет собой простое
эхо определяющего протокол байта (0 или 1, соответственно), при инициализации
протокола ISO 9141 это будет цифровой ключ, возвращаемый бортовым процессором
OBD и определяющий, какая именно из двух незначительно отличающихся друг от друга
версий протокола будет использоваться.

 border=

  Цифровой ключ имеет чисто
информационное назначение. Следует заметить, что инициализация протоколов
VPW и PWM происходит значительно быстрее, так как требует лишь передачи
соответствующей информации контроллеру. На моделях, отвечающих стандарту
ISO, инициализация занимает порядка 5 секунд, затрачиваемых на информационный
обмен контроллера с бортовым процессором, производимый со скоростью 5
бод. Следует обратить внимание читателя, что на некоторых моделях автомобилей
семейства ISO 9141 инициализация протокола приостанавливается, если запрос
на выдачу данных не будет передан в течение 5-секундного интервала, –
сказанное означает, что PC должен производить автоматическую выдачу запросов
каждые несколько секунд, даже в холостом режиме.

После установки соединения и инициализации протокола начинается штатный обмен
данными, состоящими из поступающих от PC запросов и выдаваемых контроллером
ответов.


Порядок обмена данными


Функционирование контроллера при использовании протоколов семейства ISO 9141-2
и SAE (VPW и PWM) происходит по несколько различным сценариям.


Обмен по протоколам SAE (VPW и PWM)


При обмене данными по данным протоколам происходит буферизация лишь одного кадра
данных, что означает необходимость конкретизации подлежащего захвату или возврату
кадра. В некоторых (редких) случаях бортовой процессор может передавать пакеты,
состоящие более чем из одного кадра. В такой ситуации запрос должен повторяться
до тех пор, пока все кадры пакета не будут приняты.

Запрос всегда формируется следующим образом: [Контрольный байт], [Запрос по
стандарту SAE], [Номер кадра]. Как уже упоминалось выше, контрольный байт обычно
представляет собой число, равное полному количеству следующих за ним байтов.
Запрос оформляется в соответствии со Спецификациями SAE J1950 и J1979 и состоит
из заголовка (3 байта), последовательности информационных байтов и байта контроля
ошибки (CRC) . Заметим, что в то время как информация по запросу формируется
в строгом соответствии со Спецификациями SAE, потребителем контрольного байта
и номера кадра является интерфейсный контроллер.

При успешном завершении процедуры ответное сообщение всегда имеет следующий
формат: [Контрольный байт], [Ответ по стандарту SAE]. Контрольный байт, как
и ранее, определяет количество следующих за ним информационных байтов. Ответ
в соответствии с требованиями стандарта SAE состоит из заголовка (3 байта),
цепочки информационных байтов и байта CRC.

При сбое высылается 2-байтное ответное сообщение: [Контрольный байт], [Байт
состояния]. При этом в контрольном байте производится установка MSB. Четыре
младших бита формируют число 001, свидетельствующее о том, что за контрольным
следует единственный байт, – байт состояния. Данная ситуация может возникать
достаточно часто, так как Спецификации допускают возможность невыдачи бортовым
процессором данных, а также передачу неверных данных в случае, когда запрос
не соответствует поддерживаемому производителями автомобиля стандарту. Возможна
также ситуация, когда запрашиваемые данные отсутствуют в оперативной памяти
процессора в текущий момент времени. Когда контроллер не получает ожидаемого
ответа, или получает поврежденные данные, производится установка MSB контрольного
байта, а следом за контрольным выдается байт состояния.

При коллизиях в шине интерфейс вырабатывает единственный байт 40 hex, являющийся
контрольным байтом с обнуленным младшим битом. Подобная ситуация может возникать
достаточно часто при загрузке автомобильной шины сообщениями более высокого
чем у диагностических данных приоритета, – вычислительное устройство должно
повторить исходный запрос.

Обмен по протоколам ISO 9141-2


Стандарт ISO 9141-2 используется большинством азиатских и европейских производителей
автомобильной техники. Структура формируемого PC запроса мало чем отличается
от используемой в стандартах SAE, с той лишь разницей, что контроллер не нуждается
в информации о номере кадра и соответствующие данные присутствовать в пакете
не должны. Таким образом, запрос всегда состоит из контрольного байта и следующей
за ним цепочки информационных байтов, включающих в себя контрольную сумму. В
качестве ответного сообщения контроллер просто ретранслирует сформированные
бортовым процессором сигналы. Контрольный байт в ответном сообщении отсутствует,
поэтому PC воспринимает поступающую информацию непрерывным потоком до тех пор,
пока цепочка не прерывается паузой в 55 миллисекунд, сообщающей о завершении
информационного пакета. Таким образом, ответное сообщение может состоять из
одного или более кадров в соответствии с требованиями спецификаций SAE J1979.
Контроллер не производит анализ кадров, не отбрасывает недиагностические кадры
и т.д. PC должен собственными силами производить обработку поступающих данных
с целью вычленения отдельных кадров путем анализа заголовочных байтов.

Модификации, произведенные в интерфейсных контроллерах последних
версий

Ниже приведены основные отличия процесса передачи данных по протоколам SAE и
ISO 9141, характерные для интерфейсных контроллеров последних версий, а также
порядок передачи данных по протоколу ISO 14230:

1) Стандарт ISO 9141: Добавлен адресный байт;
2) Стандарт ISO 9141: Осуществляется возврат не одного, а обоих ключевых байтов
(дополнительный байт возвращается также в режимах SAE, однако здесь он не используется);

3) Добавлена поддержка протокола ISO 14230.

Установка соединения

Порядок установки соединения не изменился:

Отправка: 20
Прием: FF

Выбор протокола

Протокол выбирается в следующим образом:
VPW:
Отправка: 41, 00
Прием: 02, 01, XX
PWM:
Отправка: 41, 01
Прием: 02, 01, XX
ISO 9141:
Отправка: 42, 02, adr, где: adr – адресный байт (обычно 33 hex)
Прием: 02, К1, К2, где К1, К2 – ключевые байты ISO
Или:
82, XX, XX (ошибка инициализации ISO 9141)
ISO 14230 (быстрая инициализация):
Отправка: 46, 03, R1, R2, R3, R4, R5, где: R1 ÷ R5 – сообщение о начале
запроса ISO 14230 на установку соединения, обычно R1 ÷ R5 = С1, 33, F1,
81, 66
Прием: S1, S2, ………, где S1, S2, ……… – сообщение о начале ответа ISO 14230 на
установку соединения

Типичный положительный ответ выглядит следующим образом: S1, S2, ……. = 83,
F1, 10, С1, Е9, 8F, BD

ISO 14230 (медленная инициализация):

Аналогично ISO 9141

Замечание и комментарии

Если планируется использование контроллера для передачи данных лишь по какому-либо
одному или двум из протоколов, лишние компоненты могут быть исключены. Например,
при организации схемы под протокол VPW (GM) в проводе подключения контроллера
к автомобилю потребуются лишь три жилы электропроводки (клеммы 16, 5 и 2).

Если не используется протокол PWM, могут быть исключены элементы R4, R6, R7,
R8, R9, R10, Т1, Т2 и D1.

При отказе от обмена по протоколу ISO исключению подлежат элементы: R15, R16,
R17, R18, R19, R21, Т4 и Т5.

Отказ от использования протокола VPW позволяет исключить следующие элементы:
R13, R14, R23, R24, D2, D3 и Т3.

Применены угольно-пленочные резисторы с 5-процентным допуском сопротивления.

Обратите внимание на отсутствие кнопки аварийной перезагрузки (RESET), – в случае
необходимости такая перезагрузка может быть произведена путем отсоединения контроллера
от автомобильного разъема (перезагрузка интерфейсного процессора произойдет
автоматически). Перезапуск программного обеспечения на PC приводит к повторной
инициализации интерфейса.

Оцените статью
OBD
Добавить комментарий

Adblock
detector