Диагностическое оборудование виды оборудования

Диагностическое оборудование виды оборудования ОБД2

Сегодня автомобильная компьютерная диагностика проводится практически на каждой современной станции техобслуживания. Это вполне объяснимо.  В новых автомобилях многие задачи выполняет именно электроника, а все параметры системы задаются с помощью специального софта.

Хотелось бы отметить, что без проведения полноценной диагностики, точно отыскать неисправность в автомобиле, а затем и устранить ее крайне сложно. На это способны только настоящие мастера и то вероятность ошибки очень высока, ведь человеческий фактор еще никто не отменял.

Классификация диагностического оборудования

В настоящее время нет достаточно четкой и полной классификации диагностического оборудования. Это создает определенные трудности при решении многих организационных вопросов, в частности при технологическом проектировании автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. В известной степени упорядочить многие вопросы в этом отношении позволяет классификация диагностического оборудования, используемая специалистами ряда стран. Признаками ее служат количество измеряемых параметров и различная степень автоматизации процессов измерения.

Согласно этой классификации оборудование для диагностики подразделяется на несколько разрядов:

  • 1. Простое портативное диагностическое оборудование и приборы.
  • 2. Комплексное диагностическое оборудование.
  • 3. Стенды для диагностики двигателей.

К простому портативному диагностическому оборудованию и приборам относятся:

  • • прибор для проверки генераторов, аккумуляторных батарей и другого электрооборудования;
  • • прибор для проверки угла замкнутого состояния контактов прерывателя;
  • • электронный тахометр для измерения числа оборотов коленчатого вала двигателя;
  • • газоанализатор для контроля токсичности отработанных газов;
  • • дымомер для определения степени сгорания топлива при регулировке системы питания дизельных двигателей;
  • • стробоскопическая лампа для определения фаз газораспределения;
  • • прибор для измерения угла опережения зажигания;
  • • компрессометры;
  • • газовые расходомеры;
  • • прибор К-69М.
Код ошибки:  Pilot II - Загорелось CHEK EMISSION SYSTEM | Страница 3 | Honda Pilot Club / Хонда Пилот Клуб

Комплексное диагностическое оборудование включает следующие переносные и передвижные приборы: комбинированный прибор, состоящий из тахометра, стробоскопической лампы и прибора для измерения угла опережения зажигания; осциллограф с тахометром для проверки цепи низкого и высокого напряжения системы зажигания и для измерения числа оборотов коленчатого вала двигателя.

Портативное оборудование может использоваться практически на всех ремонтных предприятиях, как на малых, так и на больших. Оно имеет относительно невысокую стоимость и, как правило, всегда загружено. Небольшие размеры, малый вес и универсальность источников питания портативного диагностического оборудования дают возможность использовать его в передвижных ремонтных мастерских.

К стендам для диагностики двигателей относится целый ряд комплексного диагностического оборудования, включая и стационарное, которое предназначено для проверки широкого диапазона параметров автомобиля без его разборки.

Диагностические стенды делятся на три вида: с ручным, полуавтоматическим и автоматическим управлением.

Стенды с ручным управлением представляют собой смонтированные на колесах передвижные установки, производящие комплекс проверок параметров двигателя и системы зажигания.

Они обычно состоят из следующих основных приборов:

  • • электрического тахометра,
  • • вольтметра,
  • • прибора для измерения компрессии в цилиндрах двигателя,
  • • прибора для измерения угла замкнутого состояния контактов прерывателя,
  • • омметра,
  • • вакуумметра,
  • • осциллографа,
  • • стробоскопической лампы.

С помощью данного оборудования осуществляются все основные виды проверок технического состояния двигателя, на проведение которых оператор средней квалификации затрачивает 20-35 мин в зависимости от количества измеряемых параметров. Стенды с ручным управлением сложны в обслуживании, поэтому совершенствование их ведется в основном в направлении облегчения считывания и оценки контролируемых параметров.

Стенды с полуавтоматическим управлением значительно облегчают работу оператора. С помощью различных сигналов и знаков, которые ориентируют, в каком порядке производить операции, и сигнализируют о начале и конце проверок, оператор быстрее выполняет цикл замеров по заранее составленной программе.

Роль оператора при работе со стендами с полуавтоматическим управлением заключается в том, чтобы вовремя и правильно присоединить клеммы, датчики и другие детали к соответствующим точкам автомобиля и, придерживаясь установленной программы, оценить результаты проверок с помощью символов «да» или «нет», которые печатаются на специальной перфокарте.

Стенды, оснащенные печатающим устройством, имеют безусловное преимущество перед простым диагностическим оборудованием. Стенды с полуавтоматическим управлением занимают промежуточное положение между стендами с ручным управлением и автоматическим оборудованием, однако результаты проверок, произведенных с их помощью, все же зависят от того, как оператор интерпретирует показания приборов.

Автоматические диагностические установки представляют собой комплекс диагностических приборов и устройств, работающих по заданной программе.

Установки с помощью специальных устройств сравнивают измеряемые параметры с эталонными, предварительно заложенными в память запоминающих устройств. Оператор в данном случае освобождается от необходимости считывать и оценивать показания приборов.

Современное диагностическое оборудование для автомобилей

Строение нынешних автомашин позволяет пользоваться различными видами оборудования для диагностики, то есть – профилактических осмотров и исследования механизмов, если возникают признаки поломок.

Современное диагностическое оборудование для автомобилей

Приборы для диагностирования условно подразделяются на три вида:

  • сканеры для автомашин;
  • мотор-тестеры и осциллографы;
  • приборы, чтобы сделать проверку в конкретном механизме.

У приборов этих групп характерные отличия и свои ветви, все зависит от того, для чего предназначен прибор и его функций.

Диагностическое оборудование виды оборудования

Портативный автомобильный сканер, мотор-тестер, прибор для диагностирования конкретного механизма (ходовой).

Сканеры для автомашин

При необходимости в диагностировании блока электроники управления (ЭБУ), то здесь прекрасно подойдут сканеры для автомашин. Простая марка прибора, обычно бывает без датчиков. Соединительными проводами сканер можно подключить напрямую к ЭБУ, откуда и получим всю нужную информацию. Если нет этого прибора под руками, то сильно усложнится процесс диагностирования нынешней автомашины, а если он есть, то вы быстренько найдете поломку и ликвидируете его в самом начале.

  • сделать активацию оборудования;
  • заменить «начинку» программы блока;
  • раскрыть доступ к паспортным сведениям;
  • узнать ошибки и убрать их;
  • поменять режим отображения сведений на панели приборов;
  • и многое прочее.

Немногие виды сканеров для автомашин умеют читать дополнительные сведения. В их числе параметры с кодировкой ошибки, автоматически занесенные в память электронного блока сразу, как возникли. Еще одна функция поможет найти причину поломки, а не только лишь ее наличие.

Среди сканирующих устройств есть модели с дополнительным функционалом, за счет датчиков осциллографа и мультиметра, которые встроены. Они дают доступ к большему спектру сведений, это сделало их нужными при профилактических работах.

Виды автомашинных сканеров

Оборудование для получения сведений может быть, как автономным устройством со своим программным снабжением и техн. оснащением, так и специальным комплексом для ПК. В составе комплекса, как программная оснастка для ОС, так и комплект адаптеров.

Существует 2 типа автомашинных сканеров:

  • мультимарка;
  • от дилера.

Диагностическое оборудование виды оборудования

Мультимарочный автосканер LAUNCH

Диагностическое оборудование виды оборудования

Сканер от дилера VAG vas

Сканеры мультимарки могут работать с многими автомашинами. Их отличительная особенность в том, что ставится немного протоколов, чтобы обменивать сведения с ЭБУ. В наборе с этими приборами бывают кабеля-адаптеры. Они позволяют функционировать с различными конфигурациями диагностируемых разъемов. К несчастью, многие такие сканеры бывают с ограниченным функционалом.

Касаемо дилерского вида сканеров, они нужны для деятельности с 1, либо несколькими марками автомашин. Они могут поддерживать конкретный протокол, а значит – будут функционировать лишь с «родными» моделями. Особенностями дилерских автомашинных сканеров являются: наличие разных функций и ведомое диагностирование. Которое анализирует сведения ЭБУ и с помощью специального алгоритма выявляет вероятные причины ошибок и определяет способ избавления от них.

В сканерах мультимарки нет ведомого диагностирования. Для расшифровки кода нужно пользоваться справочником.

Мотор-тестеры и их функционал

Мотор-тестер используют, чтобы получить сведения о деятельности электрического оборудования движка и еще он может выполнять работу осциллографа. Его основная черта отличия от сканера автомашины в том, что он обходит ЭБУ и получает сведения напрямую.

Осциллограф – прибор, который считывает сведения с датчиков, и выводит их в виде графики, либо чисел, а потом подвергает анализу. Чтобы сравнить использованы обычные показатели, которые имеет каждая модель. Бывает, что осциллограф используется в отдельности от моторного тестера.

Функционал моторного тестера

В регламент тестера входит:

  1. Диагностирование систем движка и анализ сравнения с номинальными показателями (к примеру, тест по току пуска).
  2. Распорядок осциллографа.
  3. Анализ деятельности датчиков эбу.
  4. Считка параметров сигналов управления, идущих от блока управления электроники к разным исполнительным механизмам.
  5. Сборка и проверка сведений о деятельности цепей механизма зажигания.
  6. И прочее.
  7. Добавочные функции.
  8. Диагностирование параметров, которые не связаны с электроникой (например, получает данные о давлении масляного вещества и топливной смеси).

Оборудование для диагностирования отдельных механизмов автомобиля

Чтобы получить сведения о деятельности конкретных механизмов частенько пользуются специальными устройствами. Для изменения показаний спидометра можете пользоваться корректором одометров. Во многих случаях это оборудование используется как программатор. Частенько оно применяется для того, чтобы не было погрешностей спидометра после того, как изменятся размеры шин.

Функций у некоторых корректоров бывает больше, что дает заменить ими частично тестер и программатор. Например, ими можно диагностировать ЭБУ безопасных подушек. Особые приборы нужны для профилактического осмотра иммобилайзера. Получая сведения, они подвергают анализу конструкцию на присутствие ошибок. Если они обнаружены, можете взять специальный модуль, чтобы их устранить, либо перепрограммировать.

Указанные разновидности конструкций производятся не только для определенных моделей, но и бывают универсальными для диагностирования всех автомашин.


Комплектуем рабочее место диагноста

Комплектуем рабочее место диагноста

Самая первая задача, которая встает перед начинающим автодиагностом, это комплектация рабочего места автомобильным диагностическим оборудованием.

Не претендуя на истину в последней инстанции, попытаюсь дать рекомендации по этому вопросу.

Главным критерием выбора автомобильного диагностического оборудования обозначим соотношение цена-качество, так как чаще всего начинающие не располагают достаточными средствами и вопрос выбора ограничен имеющейся суммой.

Говоря о необходимой сумме денег, я бы обозначил порог в 50-60 тысяч рублей. Этого будет вполне достаточно для того, чтобы начать оказывать услуги по диагностике двигателей, но названной суммы хватит лишь на минимальный комплект необходимого диагностического оборудования. В дальнейшем, уже из прибыли, придется докупать более профессиональные и дорогие приборы, которые может быть и не нужны на первом этапе, но при серьезном подходе к делу просто необходимы.

Существует три главных типа диагностического оборудования – сканер, мотортестер и газоанализатор – и дополнительное оборудование, которое служит для специфических измерений и операций.

Автомобильное диагностическое оборудование: сканеры

Если позволяют средства – лучше купить дилерские сканеры по тем маркам автомобилей, которые приезжают к вам чаще всего. Купить можно, например, на сайте ardio.ru. Этому интернет-магазину можно доверять, у него многолетняя положительная репутация.

Для начала все-таки лучше приобрести мультимарочный сканер, обладающий модульной структурой. Это означает, что вы можете купить базовую комплектацию прибора за относительно небольшие деньги, а затем по мере необходимости докупать нужные модули по тем маркам автомобилей, которые будут приезжать к вам чаще всего. Такой подход позволяет вложить минимум денег на первоначальном этапе и получить при этом достойный мультимарочный прибор в перспективе.

Если говорить о приборах отечественного производства, то неплохой мультимарочник – ScanDoc, разработанный в Таганроге фирмой Quantex Laboratory. По автомобилям Тoyota, например, он практически дилерский, хорошо работает с праворульными машинами. Вообще Япония и Корея – его несомненные сильные стороны.

Плюсы прибора – пожизненная гарантия и обновление марок.

Минус – наличие многочисленных «косяков» в работе с отдельными марками, но к сожалению, это характерно практически для любого мультимарочного сканера.

Купить можно у официальных дилеров, список которых есть на сайте производителя.

Диагностическое оборудование виды оборудования

Интерфейс прибора интуитивно понятен, очень легко работать выбрать необходимую марку и модель автомобиля:

Диагностическое оборудование виды оборудования

Из отечественных приборов хороший мультимарочник – это МТ-10 производства Самарского НПП НТС. По автомобилям ВАЗ это сканер дилерский, именно им оснащены все фирменные сервисы LADA. По остальным маркам – на хорошем уровне. Почитать информацию о приборе, посмотреть характеристики и купить можно на сайте его производителя: nppnts.ru

Если в наличии совсем мало денег, то можно начать с достаточно дешевых, но тем не менее хороших сканеров, также разработанных в России.

В первую очередь достоин упоминания бюджетный сканер – это Scanmatic 2. Он может работать со всем отечественным парком автомобилей, до КамАЗа включительно, а также с автомобилями Mitsubishi, KIA, Hyundai, Daewoo, Chevrolet и целым рядом машин китайского производства. С другими иномарками сканер позволяет связаться по стандартным протоколам OBD-II. Если машина не поддерживает OBD-II, то вы не сможете с ней работать. Но подавляющее большинство автомобилей иностранного производства этот протокол, конечно же, поддерживают.

Диагностическое оборудование виды оборудования

Если не доверяете отечественному производителю оборудования, то можно приобрести, например, сканер серии CarmanScan. Это тоже известный мультимарочный сканер. Заказать можно опять-таки на ardio.ru. Не сочтите за рекламу, но эта фирма очень ответственно подходит к делу, на сайте много интересных статей по диагностике, рекомендую почитать.

Пожалуй, самый известный из заграничных сканеров-мультимарочников – «китаец» LAUNCH X431. Что здесь можно сказать? Я им работаю. Прибор нормальный. Есть даже такая поговорка среди диагностов – LAUNCH берет все. Но «косяки» тоже есть, и иногда весьма серьезные. Но от проблем не застрахован ни один мультимарочный сканер. Купить прибор можно на сайте производителя: http://launch-russia.ru/.

Диагностическое оборудование виды оборудования

Если вам приходится много работать с праворульными автомобилями, да и вообще с автомобилями азиатского происхождения, хорошим выбором будет сканер G-Scan. Но признаюсь честно – у меня такого прибора нет, ничего сказать не могу, знаю о нем по отзывам тех, кто с ним работает.

Как работать сканером, как интерпретировать те или иные параметры, какие операции можно выполнить – ответы на эти и многие другие вопросы даны в обучающем видеокурсе “Основы диагностики автомобильных двигателей”

Автомобильное диагностическое оборудование: мотортестеры

Есть такое заблуждение, что все отечественное не отличается хорошим качеством. Неправда. На просторах бывшего СССР созданы приборы вполне себе мирового уровня и даже выше. Например, некоторые уникальные функции, вроде альтернативных методик диагностики, реализованы только в них.

Приведу несколько примеров.

Мотортестер MotoDoc III. Прибор очень высокого уровня, с выдающимися характеристиками для своего класса. Производитель дает на прибор пожизненную гарантию, и это не пустые слова. Мотортестер работает от любого напряжения от 6 до 30 вольт, автоматически определяет полярность напряжения, имеет многоуровневую защиту “от дурака” и простит оператору даже серьезные ошибки. Работа с прибором достаточно проста.

Диагностическое оборудование виды оборудования

К сожалению, прибор снят с производства, и купить его можно только б/у. Новый прибор, MotoDoc IV, который по замыслу производителя должен прийти на смену, пока что в продажу не поступил.

Следующий очень достойный мотортестер – это украинский прибор USB Autoscope, больше известный как Осциллограф Постоловского:

Диагностическое оборудование виды оборудования

Совсем недавно вышла его очередная версия, USB Autoscope IV. Прибор обладает уникальным преимуществом: он имеет тесты Андрея Шульгина, значительно облегчающие работу диагноста.

Не будет преувеличением сказать, что это единственный в мире прибор с подобными функциями.

Андрей Шульгин – диагност из украинского города Черновцы, разработавший целый ряд программных “примочек” для USB Autoscope. Они позволяют буквально за 5 минут сказать что-то вроде “в первом цилиндре проблема с компрессией, в третьем – забита форсунка, а в паре 2-3 есть проблема в системе зажигания”. Когда я впервые услышал доклад Андрея Шульгина, подумал, что он что-то путает. Но как оказалось, все сказанное им, – правда! После настойчивых пожеланий пользователей МotoDoc III тест Андрея Шульгина был реализован и в этом приборе, но все-таки авторская версия для Autoscope работает гораздо стабильнее.

Купить USB Autoscope IV можно также на сайте производителя.

О том, как работать с этим замечательным прибором, подробно рассказано в обучающем курсе «Autoscope от А до Я»

Очень часто мне в почту задают вопрос, что приобрести – Осциллограф Постоловского или МotoDoc? Я бы ответил так. Если вы новичок, если пока что с трудом разбираетесь, что и куда подключить, возьмите МоtoDoc. Он простит вам все ошибки.

Если вы – профи, воспользуйтесь Осциллографом Постоловского. У него огромные возможности по настройке каналов и синхронизации, полноценный тест Андрея Шульгина, но грубых ошибок в применении он не прощает. Как-то так.

Из отечественных разработок отметим также АвтоАс Профи 3, но опять-таки опыта работы с этим прибором у меня нет, хотя по отзывам прибор очень неплохой.

Из мотортестеров иностранного производства тоже есть, что выбрать.

Можно взять, конечно, BOSCH, но есть ли у вас на него деньги, особенно учитывая, что по выполняемым функциям он практически не отличается от отечественных приборов. И уж ни в коем случае не ведитесь на предложения типа “два в одном”, мол, сканер и еще и мотортестер. Это будет либо слабый сканер, либо от мотортестера там будет одно название.

Внимание, самое главное! Вы, конечно, можете выбрать для себя любой мотортестер. Но, выбирая прибор, поинтересуйтесь, есть ли у него датчик давления в цилиндре. Если нет – отказывайтесь от покупки!

Давление в цилиндре – главный параметр, по нему можно сделать большое количество важных выводов. Каких именно – подробно рассказано в одном из уроков курса «Диагностика газораспределительных механизмов». Если доступа к этому курсу у вас нет, то хотя бы прочтите статью «Анализ осциллограммы давления в цилиндре».

Автомобильное диагностическое оборудование: газоанализаторы

Следующий важный прибор – газоанализатор. Здесь я хотел бы прежде всего сказать о том, что в последние годы этот замечательный прибор сильно сдал свои позиции. Еще десять лет назад диагностика без газоанализатора была немыслима: значительная часть приезжающих на сервис автомобилей требовали регулировки подачи топлива. И это не только карбюраторные машины: в конце девяностых – начале нулевых годов массово выпускались автомобили, оснащенные впрыском топлива, но тем не менее требовавшие регулировки.

Поэтому на сегодняшний день газоанализатор не является обязательным прибором. Если вы работаете с достаточно старым парком автомобилей и у вас есть возможность приобрести этот недешевый прибор, то купите его. Если же вы работаете в основном с новыми машинами, газоанализатор вам по сути не нужен. 

В России фактически два производителя газоанализаторов: Инфракар и МЕТА. Их сайты соответственно infracar.ru и meta-ru.ru. МЕТА выпускает газоанализаторы под маркой Автотест, помимо этого производит линии инструментального контроля и все, что с этим связано.

Диагностическое оборудование виды оборудования

Газоанализаторы зарубежного производства я бы не советовал покупать: кроме цены, они не отличаются ничем. Дело в том, что измерительный элемент во всех газоанализаторах или японский, или итальянский, в России их попросту не делают. Так что купить Инфракар за 50000 рублей или “итальянца” за 100 000 – фактически означает купить одно и то же.

Газоанализатор – прибор, скажем так, не самой первой необходимости. Но если бы мне сейчас предложили рабочее место без газоанализатора – я не представляю, как бы там работал.

По результатам газоанализа видно, как сгорает топливо, как работает каталитический нейтрализатор, какие вообще есть отклонения в работе мотора. Не спорю, кому-то это не надо, но лично мне без этого прибора никак.

Каким образом извлекать из его показаний необходимую информацию, описано в статье “Газоанализ и диагностика” и в нашем обучающем курсе “Диагностика систем подачи топлива”

Следует отметить, что газоанализатор необходим черытехкомпонентный. Вполне достаточно второго класса точности, мы ведь не в лаборатории, а всего лишь на участке диагностики двигателей. Такие приборы на сегодняшний день стоят около 50 – 55 тысяч рублей.

Дополнительное автомобильное диагностическое оборудование

Это тоже очень важная составляющая рабочего места диагноста. Из дополнительного оборудования потребуется в первую очередь набор топливных манометров. Лучше всего заказать набор в чемодане, с большим количеством переходников под двигатели разных производителей:

Диагностическое оборудование виды оборудования

Но на первых порах можно обойтись манометром только для ВАЗа.

Очень полезными будут генератор дыма для поиска мест негерметичности, например, ГД-02 тульской фирмы «Мотор-мастер»:

Диагностическое оборудование виды оборудования

Пригодится и пневмотестер (например, ПТ-1) для оценки состояния ЦПГ, а также эндоскоп. Обязательно нужен хороший набор инструмента. Само собой, потребуются компрессометр и мультиметр, но это уже совсем недорогие приборы.

Диагностическое оборудование виды оборудования

Вообще список дополнительного оборудования можно продолжать практически бесконечно. Это и разрядники, и тестеры-имитаторы датчиков, и приборы для проверки катушек зажигания. В качестве примера таких приборов можно назвать, например, самарский ДСТ-6. Адаптеры, лампы-пробники и многое другое. Без большинства этих приборов обойтись можно, но топливный манометр потребуется обязательно, без него никак.

Отдельной строкой я бы выделил стенд для проверки и ультразвуковой очистки форсунок. Хотя он и относится к дополнительному оборудованию, стоит весьма недешево. Можно на первых порах обойтись и без стенда, но в перспективе я очень рекомендую его приобрести. Например, широко известный стенд фирмы Launch для шести форсунок CNC-602. Помимо прочего, она включает в себя ультразвуковую ванну для очистки форсунок.

О том, как не ошибиться при очистке ультразвуком и нужно ли делать эту процедуру вообще, как проверять форсунки на стенде подробно рассказано в обучающем курсе «Диагностика систем подачи топлива»

Информационное обеспечение работы автодиагноста

Для работы вам обязательно потребуются базы данных. Если по ВАЗу практически все есть в Интернете, то по иномаркам сложнее. Есть Autodata, ее тоже можно купить, хотя и весьма недешево. Есть дилерские базы данных, попавшие в сеть нелегально. Они «весят» достаточно много, до нескольких десятков гигабайт. Ну и очень много интересных сайтов с информацией, например, chiptuner.ru.

Техника безопасности

Комплектуя рабочее место, нельзя забывать о технике безопасности. Обязательно потребуется хотя бы один огнетушитель.

Кроме того, нужна вытяжка отработанных газов. Совсем на худой конец можно использовать простой шланг, выведя его на улицу. Но лучше приобрести насос -“улитку” и соответствующие трубопроводы. Хотя я лично делал из банальной канализационной трубы на 100, проложив ее по стенам и потолку. Удобно в монтаже, дешево и сердито.

Вентилятор можно купить на любой фирме, которая занимается промышленной вентиляцией, можно даже б/у. К сожалению, многие недооценивают важность качественного удаления отработанных газов, а зря. Головная боль, усталость, потеря концентрации – это самые безобидные последствия работы без применения системы вытяжки ОГ.

Ну и наконец, давайте озвучим один из вариантов комплекта автомобильного диагностического оборудования «для начала», исходя из суммы в 60 000 рублей.

Я бы скомплектовал свое рабочее место так:

  • Сканер Scanmatik 2.   21000 руб.
  • Топливный манометр. 3000 руб.
  • Ноутбук.  Вполне достаточно недорогого или б/у, 15000 руб.
  • Набор инструмента. 5000 руб.
  • Компрессометр. 1000 руб.
  • Компрессор. 5000 руб.
  • Установка для жидкостной очистки форсунок ОВ-1. 13000 руб.
  • Мультиметр. Достаточно даже китайского за 1000 руб.

Итого 64 000 рублей.

Приведенный пример – это пример старта. В дальнейшем вам придется «обрастать» оборудованием более серьезного уровня.

Все написанное выше – не более чем частное мнение. Кто-то думает по-другому, кому-то не нужен газоанализатор, кому-то и мотортестер. Как говорится, сколько людей, столько идей.

Я не претендую на единственно верное мнение, но искренне надеюсь, что этот материал поможет вам в выборе оборудования для рабочего места диагноста.

Диагностическое, контрольное и испытательное оборудование

Назначение оборудования. Диагностическое оборудование необходимо для определения технического состояния агрегатов без их разборки. Задачи диагностирования состоят в поиске места и определении причин отказа (неисправности) и прогнозировании технического состояния. На ремонтном предприятии агрегаты диагностируют при поступлении их в ремонт (предремонтное диагностирование) и перед отправкой на склад сбыта (послеремонт- ное диагностирование). В первом случае определяют необходимый

объем ремонтных работ и метод ремонта (обезличенный или необезличенный), во втором — послеремонтный ресурс. На эксплуатационном предприятии определяют вероятность безотказной работы агрегата и предполагаемы объем работ для устранения потенциального отказа.

Контрольное оборудование служит для измерения значений основных показателей (частоты вращения валов, усилий и моментов, приложенных к деталям, линейных или угловых размеров и перемещений, жесткости деталей, температуры, расхода и давления сред и многих других) в процессе ремонта агрегатов, в том числе восстановления деталей.

Испытательное оборудование служит для приведения отремонтированных агрегатов или автомобилей в движение, приложения нагрузки в эксплуатационном режиме и измерения при этом основных параметров. На стадии приемосдаточных испытаний по результатам осмотра, прослушивания и измерений принимается решение об исправности объекта и пригодности его к эксплуатации. Функции испытаний в большинстве случаев выполняют стенды для обкатки агрегатов или автомобилей.

Диагностические способы. При диагностировании измеряются параметры, которые определяют виды способов и соответствующие средства. Применяются способы диагностирования: кинематические и динамические, виброакустические и пневматические, энергетические, основанные на измерении параметров рабочих процессов и работавшего масла, тепловые и оптические.

Кинематический способ диагностирования основан на измерении относительного перемещения деталей в пределах зазоров соединений неработающего агрегата. Изменение зазоров в трущихся парах при работе агрегата согласуется с классической кривой изнашивания, состоящей из участка приработки, эксплуатационного и аварийного изнашивания.

Устройство КИ-13933 ГосНИТИ (рис. 2.109) служит для определения зазоров в кривошипно-шатунном механизме двигателя внутреннего сгорания. Предел и погрешность измерения соответственно 8 и 0,02 мм.

Динамический способ диагностирования двигателей внутреннего сгорания основан на использовании зависимости между мощностью двигателя и угловым ускорением коленчатого вала при полном открытии дросселя или полной подаче топлива.

Рис. 2.109. Прибор КН-13933 ГосНИТИ:

Диагностическое оборудование виды оборудования

1 — индикатор; 2 — крепежная скоба; 3 — механизм подачи стержня; 4 — винт; 5 — пластина для крепления прибора; 6 — направляющая; 7 — стержень

Непосредственно угловое ускорение вращающейся детали определяют приборами ИМД-2М, ИМД-Ц, КИ-11331, КИ-13009, КИ-13940 (Россия), JK-1 (Чехия), DS-205 (Германия) и др. Индуктивный датчик частоты вращения коленчатого вала вырабатывает электрические импульсы от зубьев венца маховика.

Виброакустический способ диагностирования основан на измерении параметров упругих колебаний корпусной детали, возникающих при соударении с ней вращающихся деталей. Способ применяют для оценки подшипников качения и скольжения, зубчатых передач, шлицевых соединений, кривошипно-шатунных и газораспределительных механизмов, форсунок двигателей и др.

Энергия удара и, соответственно, амплитуда колебания зависят от зазора в соединении. Эти колебания фиксируются пьезоэлектрическими датчиками, преобразующими механические колебания в электрические. Значение зазора в отдельном соединении косвенно определяют по амплитуде сигнала, моменту (фазе) его появления и частоте. Датчик воспринимает колебания, поступающие от всех соединений одновременно. Сигналы от различных источников разделяют частотным, временным и амплитудным способами.

На рис. 2.110 представлен переносной виброакустический анализатор Vibxpert II. На мониторе прибора (рис. 2.110, а) отображен спектр огибающей подшипника качения, имеющего дефект наружного кольца. Результаты диагностирования анализируются при помощи программного обеспечения Omnitrend (рис. 2.110, б).

Общий вид виброакустического анализатора Vibxpert II (а) и интерфейс программы Omnitrend (б) для обработки данных виброакустического контроля

Рис. 2.110. Общий вид виброакустического анализатора Vibxpert II (а) и интерфейс программы Omnitrend (б) для обработки данных виброакустического контроля

На рис. 2.111 представлены примеры диагностирования агрегатов с помощью переносных виброакустических анализаторов.

Техническое состояние работающего двигателя определяют на испытательном стенде, который имеет упругие опоры для агрегата. Скоростной и нагрузочный режимы работы двигателя таковы, что в спектрах шума и вибрации проявляются практически все источники шума. Обычно это средние частоты вращения и нагрузки. Датчик крепится на двигателе жестко для уменьшения погрешности измерений, его масса должна быть минимальной. Место

Примеры проведения виброакустического диагностирования агрегатов (датчики приборов установлены на их корпусах)

Рис. 2.111. Примеры проведения виброакустического диагностирования агрегатов (датчики приборов установлены на их корпусах)

установки датчика определяют экспериментально, чтобы контролируемый источник шума проявлялся в наибольшей степени.

Частотные полосы и уровни вибрации, характеризующие неисправности бензинового двигателя с рабочим объемом 4,8 л, определены экспериментально (табл. 2.28).

Параметры виброакустического диагностирования бензинового двигателя

Пневматический способ диагностирования основан на оценке герметичности замкнутых полостей (топливных баков, радиаторов, камеры сгорания двигателей, уплотнительных устройств агрегатов трансмиссий).

В качестве диагностических параметров чаще используют время снижения давления воздуха при заданных пределах его изменения или расход среды через течь.

Точную оценку герметичности, особенно при малых утечках, обеспечивает пневмокалибратор (рис. 2.112). Воздух под установленным давлением, которое поддерживается регулятором давления, поступает в магистраль 6. Давление подаваемого воздуха контролируется манометром 1. В пневматическую сеть установлено

Схема пневмокалибратора

Рис. 2.112. Схема пневмокалибратора:

  • 1,2 манометры; 3 — диагностируемый объект; 4 — трубопровод;
  • 5 — калиброванное отверстие; 6 — воздушная магистраль

калиброванное отверстие 5. Трубопровод 4 соединяет пневмокалибратор с проверяемым объектом (например, с цилиндром двигателя). Давление в трубопроводе 4 измеряется манометром 2. Это давление зависит от величины утечек из проверяемого объекта. Общий вид устройства приведен па рис. 2.113.

Энергетический способ диагностирования основан на оценке состояния агрегатов путем измерения вырабатываемой, передаваемой или потребляемой ими энергии. Способ чаще применяют для определения технического состояния двигателей внутреннего сго-

Общий вид пневмокалибратора

Рис. 2.113. Общий вид пневмокалибратора:

1 — манометр контроля входного давления; 2 — манометр контроля утечек; 3 — быстросъемная муфта; 4 — корпус; 5 — регулятор давления; 6 — входной

рания в виде тормозных или бестормозных испытаний. В первом случае используют обкаточно-тормозные стенды. Во втором случае нагрузку создают отключением цилиндров с дросселированием отработавших газов. Установившаяся частота вращения коленчатого вала является оценкой мощности двигателя. После поочередного отключения цилиндров определяется средняя частота вращения коленчатого вала, которая является диагностическим параметром.

Способы диагностирования по параметрам рабочих процессов основаны на получении информации об изменении параметров то- пливоподачи, газообмена, сгорания, смазки, охлаждения и др. в зависимости от регулировок и износа составных частей агрегата.

Например, по индикаторной диаграмме зависимости давления газов в цилиндре двигателя от хода поршня определяют момент воспламенения рабочей смеси, плотность иадпоршневого пространства и др.

Способы диагностирования по параметрам работавшего масла основаны па анализе его физико-химических свойств, изменившихся при использовании. При нарушении правильности функционирования соединений деталей увеличивается содержание и размер частиц в масле и изменяется их морфология (рис. 2.114).

Подвижные соединения диагностируют по концентрации частиц изнашивания в масле (калориметрическим, спектральным и магнитным способами), размеру частиц изнашивания (методами аналитической феррографии и седимептометрическим), массовой доле, размеру и морфологии частиц изнашивания (микроскопическим способом).

Тепловой способ диагностирования основан па регистрации теплового излучения с длиной волны от 0,76 мкм до 1 мм термометрическими датчиками и преобразовании полученных параметров в электрический или другой сигнал с последующей индикацией.

Необходимым условием применения теплового способа является отличие локальной температуры частей объекта от температуры окружающей среды, которое создается с помощью внешнего источника (активный тепловой контроль) или при работе агрегата (пассивный тепловой контроль).

Активный тепловой контроль применяют для объектов, температура поверхности которых во всех точках одинакова. Такими объектами могут быть материалы и детали. При их нагреве внешним

Изменение концентрации и размера частиц изнашивания в зависимости от состояния агрегата

Рис. 2.114. Изменение концентрации и размера частиц изнашивания в зависимости от состояния агрегата

источником (лампой накаливания, лазером, плазмотроном) тепловой поток, который распространяется в глубь объекта, испытывает дополнительное тепловое сопротивление в месте дефекта. В результате в этом месте наблюдается локальное повышение температуры. При механическом цикловом нагружении в области внутреннего дефекта выделяется тепловая энергия вследствие трения и пластического деформирования, что повышает температуру объекта в области дефекта. Таким образом, способом тепловой дсфсктомс- трии обнаруживаются трещины, поры, раковины и примеси.

Пассивный тепловой контроль применяют для объектов, у которых возможно аномальное выделение теплоты в месте потенциального дефекта.

При тепловом диагностировании используются контактные и бесконтактные способы измерения температуры. Для бесконтактного измерения температуры применяются тепловизоры (рис. 2.115). Для контактного измерения температуры применяются контактные термометры и термокарандаши (рис. 2.116). При контроле температуры термокарандашом материал его стержня наносят в виде штрихов на контролируемую поверхность. При достижении температуры, указанной на корпусе карандаша, происходит расплавление нанесенного материала.

Оптические способы диагностирования основаны на осмотре поверхностей деталей внутри агрегата с помощью эндоскопов (рис. 2.117), которые бывают жесткими или гибкими.

Эндоскоп ЭЖО 16.1600 (эндоскоп жесткий охлаждаемый) имеет диаметр цилиндрической части 22 мм, длину 1505 мм, обеспечивает угол зрения 40° в направлении бокового осмотра под углом 90° к оси эндоскопа.

Тепловизионная камера FLIR В620-660 (слева) и тепловизионный снимок (справа)

Рис. 2.115. Тепловизионная камера FLIR В620-660 (слева) и тепловизионный снимок (справа)

Термокарандаши Tempilstik

Рис. 2.116. Термокарандаши Tempilstik

Цистоскопы диаметром 8 мм используются для осмотра полостей с глубиной погружения 200 мм при увеличении изображения до 2 раз.

Мини-эндоскопы имеют диаметр рабочей части менее 2 мм и передают изображение по волоконному световоду, который заканчивается линзовым окуляром.

С помощью оптических способов выявляют задиры, трещины, сколы, изломы, прогары, эрозию, обрывы и другие повреждения. Например, с помощью устройства с гибким волоконным световодом можно оценить состояние днищ поршней, тарелок клапанов, зубчатых передач и подшипников через отверстия, соответственно, под свечи, форсунки или для залива масла.

Диагностические средства могут быть в виде стационарных и передвижных стендов и комплектов переносных приборов. Получают развитие встроенные средства диагностирования.

Видеоэндоскопы jProbe РХ-2005 (слева) и Hawkeye Classic (справа)

Рис. 2.117. Видеоэндоскопы jProbe РХ-2005 (слева) и Hawkeye Classic (справа)

С помощью стендов измеряют, например, тягово-скоростные показатели автомобилей (рис. 2.118), определяют техническое состояние цилиндропоршневых групп, кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, топливной аппаратуры, трансмиссии, колесных и стояночных тормозов, рулевого управления, гидравлических систем, измеряют углы установки управляемых колес и др.

Стенд КИ-13944 для диагностирования гидравлических коробок передач определяет состояние их гидравлической системы.

Стенд для измерения тягово-скоростных показателей автомобилей

Рис. 2.118. Стенд для измерения тягово-скоростных показателей автомобилей

На рис. 2.119 показаны приборы, применяемые для диагностирования узлов автомобиля. Ниже приведены примеры других диагностических средств, используемых в производстве.

Приборы для диагностирования узлов автомобиля

Рис. 2.119. Приборы для диагностирования узлов автомобиля:

  • 1 — универсальный комплекс для диагностирования систем двигателя FSA 750; 2 — тестер систем двигателя KTS 340; 3 — прибор с осциллографом FSA 450 для диагностирования систем двигателя; 4 — цифровой электрический мультиметр MMD 302; 5 — прибор Carman Scan Wi для диагностирования исполнительных механизмов ходовой части автомобиля; 6 — прибор Hi-scan Pro с осциллографом, мультиметром и импульсным генератором для диагностирования электронных систем и электрических цепей автомобиля; 7 — системный тестер (сканер) KTS 530 для диагностирования электронных систем управления автомобиля; 8 — портативный системный тестер KTS 200; 9 — прибор BSA 4211 для измерения усилия па педаль; 10 — прибор Autoboss V30 для диагностирования блоков управления автомобиля; 11 прибор BFT 100 для диагностирования элементов тормозной системы
  • 178

Контрольные средства. В производстве используют много универсальных средств для контроля параметров обрабатываемых заготовок и сборочных единиц. Среди них приборы для измерения и контроля зубчатых колес и точности кинематических систем, измерения шероховатости, формы и расположения поверхностей и др. Ряд средств, описание которых приведено ниже, централизованно изготавливают на ремонтных предприятиях.

При восстановлении деталей используют стенды 70-8735-1026 и 70-8735-1028 для комплексного контроля коленчатых валов, стенд КИ-3340 — для измерения биения торца и цилиндрических поясков относительно внутренней поверхности гильз цилиндров, стенд 70-8734-1015 для измерения радиуса кривошипа коленчатого вала.

Стенды КИ-13801 и КИ-12304 служат для гидравлических испытаний головок цилиндров двигателей с производительностью

  • 15.. .20 ч-1, а стенды КИ-5372 А и КИ-17908 — для гидравлических испытаний блоков цилиндров двигателей с производительностью
  • 6.. . 10 ч-1. На стенде КИ-8847М проверяют герметичность соединения клапан — седло. Стенд КИ-13658 необходим для контроля масляных каналов блоков цилиндров на герметичность под давлением 0,8 МПа.

Ряд средств предназначен для контроля сборочных единиц. Приборы 70-8019-1501 и 70-8019-1502 служат для измерения радиального зазора в подшипниках качения и измерения монтажной высоты конических подшипников. На устройстве КИ-13641 проверяют термостаты. Стенд КИ-13769 служит для контроля уплотнений коленчатого вала двигателя ЯМЗ-238 после его сборки. Угловой зазор в шарнире карданного вала измеряют на стенде

КИ-16307. Частоту вращения ротора центрифуги измеряют с помощью прибора КИ-1308В.

Прибор КИ-13901 предназначен для измерения прогиба карданных валов, устройство КИ-13918 необходимо для проверки натяжения ремней вспомогательных агрегатов (водяного насоса, компрессора, генератора и др.), а с помощью динамометрического устройства КИ-13923 измеряют усилия на рычагах управления автомобилем.

Обкаточно-испытательные средства. Обкатка готовит ремонтируемый агрегат или машину к предстоящей эксплуатации. Испытания необходимы для подтверждения соответствия отремонтированной техники установленным техническим и договорным требованиям. Автомобиль или агрегат испытывают после их обкатки.

Обкатывают и испытывают автомобили в сборе, тепловые и электрические двигатели, редукторы, гидравлические приводы агрегатов, масляные, водяные и топливные насосы, генераторы и многие другие агрегаты. Испытывают рулевые механизмы, инжекторы и форсунки.

Схема стенда для обкатки и испытания двигателей

Рис. 2.120. Схема стенда для обкатки и испытания двигателей:

1 — бак; 2 двигатель; 3 — плита; 4, 13 — решетки; 5, 9, 29 — вентили; 6, 8, 12 — элементы крепления двигателя; 7 — кран; 10 — элементы крепления газоотводной трубы; 11 — стойка; 14 — электромашина; 15 — реостат; 16 — рукоятка управления реостатом; 17 кнопки; 18 шкала; 19 сигнализатор; 20 тахометр; 21,22 термометры; 23 манометр; 24 корпус; 25 — рычаг коробки передач; 26 тяга; 27 — рычаг ручного тормоза; 28 педаль

Виды сканеров

Современные сканеры могут быть двух видов – программные (работают только с ПК) и портативные.

Чтобы добиться работоспособности программного сканера необходимо подготовить:

  • персональный компьютер (ноутбук). Здесь в большой мощности нет необходимости. Главное требование – наличие СОМ-порта (можно обойтись переходником СОМ-РСМСІ);
  • программное обеспечение;
  • адаптер K-Line (чаще всего идет вместе с оборудованием).

Сканер - персональный компьютер

Стоит отметить, что в различных иномарках протоколы обмена могут различаться, поэтому необходимо отдавать предпочтение универсальному сканеру или покупать несколько видов для разных моделей и марок.

Одним из наиболее популярных решений на рынке является мультимарочный сканер Rokodil ScanX.

Диагностическое оборудование виды оборудования
Rokodil ScanX

Основным преимуществом данной модели является его универсальность и простота в применении.

Совместим данный сканер с большинством автомобилей начиная с 1993 года выпуска, при наличии ODB2 разъема.

Информация о состоянии автомобиля выводится на экран вашего телефона, планшета или ноутбука через Bluetooth.

Коды ошибок отображаются на русском языке с подробным описанием проблемы.

Диагностическое оборудование виды оборудования

Диагностическое оборудование виды оборудования

Диагностика системы охлаждения

В ходе диагностики системы охлаждения автомобиля необходимо проверить:

  1. Наличие течи из радиаторов (основного и отопителя);
  2. Соты радиаторов проверить на загрязненность;
  3. Состояние расширительного бачка на предмет его поломки;
  4. Засорение каналов системы;
  5. Работы клапана – термостата;
  6. Проверить работу водяного насоса;
  7. Состояние охлаждающей жидкости (при необходимости она доливается, или заменяется на новую).

Как можно предположить в наличии сложного оборудовании и приборов, при данной диагностики, нет необходимости.

Диагностируем двигатель автомобиля.

Диагностирование двигателя на 50% пересекается с общей диагностикой автомобиля, поэтому читайте здесь — Диагностика двигателя автомобиля.

Газоанализаторы

В большинстве случаев применяются четырехкомпонентные газоанализаторы, которые позволяют получить полную диагностическую информацию.

Газоанализаторы

Многие думают, что назначение газоанализаторов – измерение СО, но это не так.

Газоанализаторы

Диагностика топливной системы

Диагностика топливной системы проводится по следующему алгоритму:

  1. Проверка уровня давления топлива в топливной рампе;
  2. Проверка работоспособности и производительности форсунок;
  3. Проверка топливной магистрали на проходимость и чистка ее при необходимости.

Три группы приборов

При выполнении комплексной диагностики задействовано сложное оборудование – три основные группы приборов и каждая со своими задачами.

Принципиальным отличием диагностики автомобиля от его технического обслуживание является отсутствие требований к нормативным временным показателям ее проведения, а также к пробегу автомобиля.

Т.е. Вы можете остановиться прямо в пути и использовав специальные приборы тут же провести диагностику своего автомобиля, если конечно они у Вас есть.

Диагностика автомобиля в пути

Таким образом, на участке диагностики должен находиться:

  1. Мотортестер;
  2. Сканер;
  3. Газоанализатор.

Поговорим о каждом из этих устройств отдельно.

Мотор-тестер

Данный вид диагностического оборудования выполняет совершенно другую задачу. Его функция – это измерение основных параметров непосредственно с двигателя.

С его помощью можно отыскать любые неисправности в системе. С его помощью можно измерить токи датчиков, посмотреть на формы напряжений, осциллограммы давления топлива, проверить баланс последних, провести измерения УОЗ, стартерного тока и так далее.

Мотор-тестер

Кроме этого, с помощью мотор-тестера можно снять ряд осциллограмм высокого напряжения, по которым можно увидеть состояние катушки зажигания, свечных наконечников, ВВ-проводов, компрессии, неисправности ЭБУ и так далее.

Еще один плюс – возможность измерения давления в цилиндрах во время работы двигателя.

Сама процедура выполняется очень просто: выворачивается свеча, а на ее место устанавливается датчик давления.

По полученному графику можно сделать ряд выводов по поводу:

  • состояния цилиндро-поршневой группы;
  • правильности установки фаз ГРМ;
  • наличия подсоса воздуха во впускном тракте;
  • угла опережения зажигания;
  • уровня противодавления выпускной системы.

Проверка Мотор-тестером

Это далеко не полный список возможностей, которые дает мотор-тестер.

Благодаря полученным данным можно гораздо быстрее выявить неисправность и устранить ее.

В некоторых случаях получается даже определить наличие межвиткового замыкания форсунок или обрыва в них.

Чтобы оценить состояние стартера или аккумулятора, можно измерить величину стартерного тока.

С помощью мотор-тестера можно с точностью проверить работоспособность датчиков и сделать вывод об их работоспособности.

В общем, достоинств у данного устройства не счесть. Выбор достаточно широк, но стоимость практически во всех случаях является очень высокой.

Сканеры

Основная задача сканера – «чтение» электронного блока управления, который есть почти во всех современных авто.

Чтобы разобраться в задачах устройства, необходимо четко понимать схему работы самого функционального блока.

Сканер для диагностики автомообиля

Так, ЭБУ получает полную информацию от датчиков, установленных на автомобиле, производит обработку получаемой информации и выдает готовый сигнал на исполнительные системы.

Еще одной функцией ЭБУ является эффективное обнаружение сбоев в работе любой из систем.

Что касается сканера, который работает в комплексе с блоком, то он дает возможность:

  • фиксировать и контролировать сигналы со всех датчиков системы, а также видеть основные параметры в режиме реального времени;
  • производить проверку работоспособности всех механизмов, контролировать их, приводить в действие, просматривать идентификационные данные ЭБУ, считывать коды неисправностей и так далее;
  • видеть показания сканера, которые непосредственно передают данные с ЭБУ.

Диагностируем автомобиль сканером

Таким образом, сканер показывает лишь то, что видит электронный блок управления.

Если один из датчиков системы «врет», к примеру, из-за плохой массы, то на экране сканера будет аналогичный «обман».

По своей сути сканер не является измерительным прибором – он просто отображает получаемую информацию.

Поэтому к считанным кодам неисправностей необходимо подходить критически и не делать спешных решений по замене той или иной детали.

Полученные данные должны лишь дать «пищу» для размышлений.

Выводы

При диагностики автомобиля проверять можно все, ходовую часть, кузов, рулевое управление, топливную и тормозную системы, систему смазки и т.д. Но вручную сделать на современном автомобиле это практически не возможно.

Работа всех систем через огромное количество датчиков привязана к электронному блоку управления, получить информацию из которого можно только с помощью специального сканера и других дорогостоящий приборов.

У владельца автомобиля есть три выхода: прибрести данные диагностические приборы, взять их на время у друга или обратиться в диагностический центр (автосервис, СТО).

Диагностика на автосервисе

Первые два способа подходят для тех водителей, которые знают, как пользоваться данными приборами и имеют приличную сумму денег для их приобретения.

Третий же способ более реалистичен, так как в автосервисе за умеренную плату, и короткий срок проведут полную диагностику автомобиля и выдадут Вам подробный вердикт по состоянию Вашей машины.

Тут же дадут полезные рекомендации и советы, по ремонту Вашего автомобиля. Каждый должен заниматься своим делом, или Вы не согласны?

Стоит помотреть каждому автовладельцу.

Делаем предварительные выводы

Все описанные выше устройства абсолютно разные по принципу действия, но они дополняют друг друга.

На практике, без любого из описанных выше приборов можно обойтись, но в этом случае точность измерений уменьшится. Что касается остального оборудования, то оно носит исключительно вспомогательный характер.

В частности, топливный манометр пригодится для измерения давления, специальные стенды – для проверки модулей и свечей зажигания.

топливный манометр

Понадобится также установка для чистки форсунок, набор инструментов и пробники.

Но иметь нужные приборы для диагностики автомобиля это одно, ведь нужно еще знать ход операций при проведении диагностики той или иной системы автомобиля.

Оцените статью
OBD
Добавить комментарий