Не будь таким зелёным: как правильно отключать EGR – КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал

Не будь таким зелёным: как правильно отключать EGR - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал ОБД2

Внешние признаки возникновения что имеет ошибка р 0 4 0 4

О том что возникла ошибка егр, проявляется ряд признаков. Именно они указывают на формирование в памяти ЭБУ кода ошибки p0404. Среди них:

Потеря мощности и динамических характеристик может быть спровоцирована другими проблемами в двигателе автомобиля, например, неисправностями датчиков либо других его компонент. Поэтому всегда необходимо проводить комплексную диагностику.

Как и почему перестаёт работать egr?

Есть несколько вариантов типичных поломок EGR. Это заклинивание клапана, разрывы цепи актуатора или датчика положения клапана и неучтённый подсос (или утечка) воздуха. Внутри каждого варианта тоже можно выделить несколько типов поломок, поэтому чуть рассмотрим каждую из таких поломок отдельно.

Самый распространённый случай — заклинивание клапана.

Все мы прекрасно знаем, что при горении топлива образуется сажа. Со временем её количество, оседающее в клапане, затрудняет его подвижность. И клапан, естественно, клинит. Тут возможны два варианта: либо он остаётся в закрытом варианте, либо в открытом.

Тут как повезёт, и больше повезёт, если клапан останется в закрытом положении. В этом случае сажа хотя бы не попадает в ДВС. Кстати, иногда практикуется такой способ отключения EGR — клапан просто программно закрывают. Почему это не лучший способ — чуть позже.

Открытое положение плохо прежде всего тем, что все отходы горения прямиком летят в цилиндры. Если посмотреть на то, как работает EGR, то можно увидеть интересную картину: во многих режимах работы двигателя клапан закрыт и не принимает никакого участия в работе мотора — например, на высоких оборотах и при большой нагрузке.

Код ошибки:  Руководство пользователя Bluetooth elm327 и как использовать автоматический сканер ELM327

Так как заклинивание клапана — наиболее частая неисправность EGR, рассмотрим, что чаще всего является причиной, и как можно попытаться отсрочить кончину клапана.

В целом, конечно, понятно, что основной враг клапана — плохое масло и нестабильное качество топлива. В большей степени это относится к дизельным двигателям, хотя во многом применимо и к бензину. Хотя нас и убеждают в том, что качество наших бензина и солярки вполне на уровне европейских, на деле это справедливо только для крупных сетевых заправок, да и то не для всех. Рынок заведомо плохого топлива, как бензинового, так и дизельного, в России всё ещё существует и даже процветает.

Важное условия долгой жизни EGR — хорошее и своевременное техобслуживание. Ясно, что забитый сажевый фильтр и масло, которое последний раз меняли в один день с падением Берлинской стены, никак не способствуют долголетию EGR. Кстати, при хороших условиях система вполне может жить 150-180 тысяч километров. Правда, она изначально должна быть нормальной, а не такой конструктивно ущербной, как, например, на некоторых SsangYong.

Вторая распространённая причина — неисправность самого двигателя. Тут вариантов может быть множество. Любая причина, повышающая дымность выхлопа, гарантированно снизит ресурс EGR. Например, грязный воздушный фильтр, утечки наддувного воздуха, текущая форсунка или залегшие поршневые кольца.

Это очень важный фактор, особенно для тех, кто в силу своих убеждений будет восстанавливать работоспособность EGR. Ремонт обычно недешёвый, поэтому прежде чем заниматься системой рециркуляции, нужно убедиться, что сам ДВС исправен. В противном случае есть вероятность в самом ближайшем будущем опять остаться с заклинившим клапаном.

Give peace a chance!

Дать миру шанс призывал Джон Леннон, валяясь голышом на кровати во время очередной своей акции протеста. Гораздо серьёзнее к этому отнеслись экологи, которые в попытке дать миру хотя бы какой-то шанс на спасение заставляют производителей “душить” автомобильные моторы до потери сознания. Внедрение EGR (Exhaust Gas Recirculatiоn) должно было сократить содержание в выхлопе оксидов азота NOx.

В общем-то, это единственная задача, которую решает система рециркуляции отработавших газов. Есть несколько вариантов исполнения этой системы, но принцип работы EGR всегда одинаковый: определённое количество отработавших газов через клапан поступает обратно в двигатель.

Ни на что другое EGR не влияет. Это — чисто “экологическая” фишка современного мотора. К сожалению, ресурс у неё достаточно ограничен, и приходит время, когда система перестаёт работать как положено (точнее, вообще перестаёт). И тогда исключение всей системы из управления двигателем становится хорошим выходом из ситуации.

Бояться отключения EGR не надо: единственным неприятным последствием станет повышенное содержание оксидов азота в выхлопе, но если на одну чашу весов поставить какие-то неведомые азоты, а на другую — беспроблемную эксплуатацию автомобиля, то второе, конечно же, перевесит. Ибо экология — экологией, а нервы дороже.

Быть или не быть?

Остался последний вопрос: когда мне ехать в сервис на удаление EGR? Допустим, мы смогли вас убедить, что ничего страшного не произойдёт, если от этой капризной системы избавиться полностью. Когда лучше это сделать?

О ресурсе клапана я уже говорил: тысяч до 150 километров при хорошем ТО волноваться не надо. Если посмотреть на статистику, то на дизельные машины по причине выхода из строя EGR приходится около 80% обращений в сервис, и только 20% — на бензиновые. Что логично, ибо сажи в солярке больше.

В любом случае обязательно придётся следить за состоянием мотора. Своевременная замена масла, фильтров, качественное топливо — это обязательное условие. Но со временем всё равно что-то начнёт изнашиваться. И если форсунку можно отремонтировать или заменить (хотя на большинстве современных дизельных моторов это тоже достаточно дорого), то менять кольца без явных признаков износа мотора только ради работы EGR, наверное, не совсем разумно.

Тем более что ресурс цилиндропоршневой группы всё же больше, чем клапана EGR, который будет загибаться регулярно даже при небольшом и далеко не критичном износе ЦПГ. Приходится сделать неутешительный вывод: восстановление работоспособности EGR – вещь зачастую экономически неоправданная и почти бесполезная.

Одновременно не стоит забывать, что в горящей лампочке “Check engine” и уходе в “аварию” далеко не всегда виновата система рециркуляции. Причину этих печальных явлений установит только диагностика — так же, как и причины повышенной дымности, плохой динамики и повышенного расхода топлива.

За помощь в подготовке материала благодарим компанию «Лаборатория Скорости» (СПб, ул. Химиков, д. 2, (812) 385-50-70)

Диагностика ошибки клапана егр

Алгоритм диагностики кода ошибки р0404 будет следующим:

  • Удаление ошибки из памяти блока управления. Делается при помощи программных средств, либо просто при снятии с минусовой клеммы аккумулятора провода на несколько секунд. Но так как отключение питания повлечет и сброс всех настроек, то первый метод предпочтительнее, поскольку при втором может возникнуть ошибка p1602.
  • Проверка на повторное возникновение ошибки. Для этого запускают двигатель и проверяют, не активизировалась ли контрольная лампа Check Engine, и если да, то с помощью сканера проверяют код ошибки. Если она не возникла, значит было ложное срабатывание, если она появилась снова — диагностику продолжают.
  • Проверка клапана. В частности, не заклинило ли его в открытом положении. А кроме этого, проверяется плавность его открывания/закрывания в динамике. Зачастую клапан засоряется продуктами сгорания (сажей и/или мелким мусором), в результате чего он может заклинить либо двигаться прерывисто.
  • Проверка клапана. Для этого его демонтируют с двигателя и проверяют его работоспособность. Проверка будет зависеть от типа используемого клапана ЕГР — они бывают вакуумные и цифровые.
  • Проверка датчика EGR. Для этого его также демонтируют и проверяют мультиметром.
  • Проверка проводов. Это касается, в основном, питающих и сигнальных проводов, подсоединенных к датчику (фишке). Возможно, на них была повреждена изоляция (из-за чего они могут «коротить» на массу) либо один или несколько из них попросту оборваны. Возможно на фишке плохой контакт.

Проверка узлов несложная, и под силу даже начинающему автовладельцу. Главное знать, где именно расположен клапан и датчик ЕГР.

Как устранить ошибку p0404

В зависимости от того, что стало причиной возникновения кода ошибки р0404, естественно, будут отличаться и меры для ее устранения. В целом, это будет одно или несколько из следующих действий:

  • Чистка клапана ЕГР. Для этого его нужно демонтировать с двигателя, а для чистки пользоваться карбклинерами или подобными аналогичными очистителями.
  • Замена клапана EGR. Менять узел необходимо в том случае, если он значительно износился, и перестал плавно открываться и закрываться, а почистить его не представляется возможным.
  • Замена датчика клапана ЕГР. Менять датчик нужно после его проверки с демонтажем клапана. Однако перед заменой необходимо проверить его работоспособность. Обычно для этого к нему подключают цифровой мультиметр (к сигнальному проводу, а второй щуп «кидают» на массу) и принудительно открывают/закрывают клапан. Если датчик не реагирует на эти действия изменением напряжения на сигнальном проводе, значит, он неисправен и подлежит замене.
  • Замена или ремонт проводов. В частности, если провода, подсоединенные к датчику, повреждены (повреждена изоляция на них либо они оборваны), то их меняют на новые. Провода можно прозвонить электронным мультиметром. Также имеет смысл проверить, подаются ли питающие 5 Вольт от ЭБУ до датчика. Лучше купить соответствующий новый жгут в автомагазине. Если изоляция повреждена незначительно, то можно попытаться исправить это с помощью термостойкой изоленты или термоусадочной трубки. Но вместо ремонта лучше замена.

После выполнения ремонта необходимо обязательно стереть ошибку из памяти электронного блока управления (лучше программным методом). А после запуска двигателя проконтролировать, не появляется ли ошибка вновь.

Последствия кода ошибки егр

На самом деле ошибка ЕГР с кодом p0404 не является критичной, и машиной, по большому счету, пользоваться можно. Но, как указывалось выше, двигатель будет работать нестабильно, рабочие обороты будут «плавать», а динамические и мощностные характеристики двигателя сократятся.

Кроме этого, ЭБУ при формировании в его памяти ошибки датчика ЕГР с кодом р0404 принудительно отключается систему рециркулирования выхлопных газов. Это приводит к тому, что выхлопы становятся более токсичными. Большинство отечественных автолюбителей пренебрегают этим показателем, однако, если планируется проверка состояния выхлопов на станции техобслуживания либо в органах госавтоиспекции, то лучше, чтобы система EGR работала исправно, и соответственно, ошибку и причины, по которым она возникла, необходимо устранить.

Многие отечественные автолюбители специально «глушат» клапан EGR вследствие чего, по их мнению, двигатель начинает работать мягче, исчезают провалы при разгоне, и в целом повышаются динамические характеристики машины, но и без минусов тоже не обойдется.

Решение проблем с egr

Я не любитель маркированных списков, но тут он будет как нельзя кстати. Итак, устранить неисправность можно следующими способами:

  • замена клапана на новую оригинальную деталь;
  • использование китайских аналогов;
  • удаление EGR из системы с программным отключением;
  • программное закрытие клапана.

О первом способе мы уже говорили. Он не самый простой и дешёвый, но вполне имеет право на существование. Главное помнить, что если система вышла из строя раньше положенного срока (тысячах на ста пробега или меньше), то, скорее всего, есть какая-то проблема в моторе.

О втором способе говорить не будем вообще. Тут без комментариев.

Наиболее дешевый и надежный — третий способ. Именно им обычно и пользуются при отключении EGR.

Итак, тут надо разделить механическую и программную часть работы. Что требуется сделать с механикой?

В общем-то, задача сводится к тому, чтобы перекрыть поток через клапан. Первое, что делают — ставят заглушку. Многие считают, что сделать это легко. Отчасти это так и есть. Но не надо пытаться ставить на пути горячих выхлопных газов заглушку из тоненького паронита или пивной банки.

Если с тем, чтобы заварить клапан или демонтировать его и поставить диффузор обычно нет сложностей, то демонтаж клапана с охладителем может быть сложным. Если у клапана есть свой охладитель, то на подающий и отводящий патрубки EGR просто ставят заглушки.

Если с механической частью работы в большинстве сервисов всё же справляются, то вот с программной частью ошибки встречаются регулярно. Итак, что нужно сделать с софтом?

Во-первых, запретить клапану открываться. Тут вроде бы всё ясно, если программист знает, как найти в прошивке соответствующие карты EGR, но вот дальше всё может быть гораздо сложнее: надо исключить ошибки по системе EGR, то есть полностью удалить ее из программы.

Вот тут некоторые программисты сильно перебарщивают и удаляют всё, что попадётся под руку. Часто их вмешательство затрагивает всю систему диагностики, после чего устранение последствий становится процессом долгим и сложным. И, как правило, дорогим (время — деньги, это очевидно).

Помимо этого следует отключить аварийный режим, в который отправляет нерабочий EGR. И, наконец, на некоторых автомобилях нужно перекалибровать карты по воздуху (поток воздуха через MAF), если софт не делает это автоматически. Иногда об этом тоже забывают, и ЭБУ сходит с ума, пытаясь понять, какой пришёл воздух, откуда в нём столько кислорода, и что ему теперь делать с этой непонятной смесью.

А теперь последний способ — программно дать команду на закрытие клапана EGR. Этот метод можно использовать не всегда. Например, он оправдан, когда физический доступ к EGR затруднён из-за конструктивных особенностей автомобиля. И он совсем невозможен, если клапан уже заклинил: программа такой клапан с места не сдвинет. Тут выход один — разбирать и делать всё по-человечески.

Надёжность этого метода не всегда абсолютна. В первую очередь из-за того, что не всегда можно гарантировать, что клапан перекрыт полностью. Это может привести к попаданию сажи и прочих отходов горения в цилиндры, так и к неучтённому количеству воздуха, поступающего через неплотный клапан. Поэтому предпочтительнее всё же глушить EGR полностью: одновременно механически и программно.

Условия формирования ошибки

Для того, чтобы в памяти электронного блока управления автомобиля сформировался код ошибки р0404 необходимо совпадение нескольких факторов. У различных марок машин они будут отличаться по значению, однако, в основной своей массе, сами условия совпадают.

  • двигатель автомобиля запущен и работает на оборотах от 2050 до 2300 оборотов в минуту;
  • система рециркуляции отработанных газов подключена и работает в штатном режиме;
  • массовый расход воздуха составляет от 98 до 152 миллиграмм при положении поршня в верхней мертвой точке;
  • температура охлаждающей жидкости выше 81,75°С;
  • значение напряжения на сигнальном проводе датчика выходит за пределы от 0,1613 до 4,9022 Вольта;
  • разность между текущим и заданным положением клапана составляет более 15%;
  • напряжение зажигания находится в пределах 11,7…16 Вольт;
  • температура окружающего воздуха выше 3°С;
  • диагностические коды ошибок p0112, p0113, p0405, p0406, p0502 не обнаружены в памяти ЭБУ.

Индикатор “Проверьте Двигатель” тухнет лишь если ошибка не возникает после трех последовательных проверок.

Оцените статью
OBD
Добавить комментарий