Я часто получаю в почту упреки вроде «Алексей, вы показываете в своих роликах дорогие мотортестеры, а многие новички работают бюджетными приборами. Как быть?»
Да, это справедливо. Конечно, в своих курсах я обязан показывать самые лучшие достижения отечественных разработчиков. Но и недорогие приборы нашли на наших автосервисах широкое и успешное применение.
Скажу сразу: этот интереснейший случай применения USB осциллографа-мотортестера DiaMag 2 мне прислал коллега, мастер-диагност из Твери. Мне кажется, этот случай интересен именно тем, что дефект был найден оборудованием, а не вручную. То есть именно так, как и должен делать это профессиональный диагност. Итак, к делу.
Автомобиль – Mitsubishi Montero Sport, год выпуска – 2002. Оснащен трехлитровым бензиновым двигателем 6G72. Жалоба клиента – на значительную потерю мощности и «троение», если такой термин можно применить к V-образному шестицилиндровому двигателю. Блок цилиндров этого двигателя выполнен из чугуна и содержит две алюминиевых головки. Каждый из цилиндров обслуживается четырьмя клапанами. Итого на двигателе 24 клапана, приводимые двумя распределительными валами: по одному в каждой головке.
Здесь пару слов хочется сказать о том, что нельзя верить клиенту на слово. Не знаю, почему, но иногда клиент многое недоговаривает, а иногда и просто врет. В нашем случае владелец заявил, что проблема возникла после заправки и пробега 40 км на этом бензине. Как увидим в дальнейшем, утверждение совершенно не соответствует истине, а лишь сбивает с толку диагноста.
Автомобиль уже побывал на другом сервисе, где, руководствуясь непонятно какими соображениями, заменили катушку зажигания. Результата это не дало, и от дальнейшей работы с машиной отказались. Грустно, очень грустно, господа! Дефект настолько явный, что не найти его – верх непрофессионализма.
Итак, автомобиль перед нами. Не мудрствуя лукаво, подключим DiaMag 2 и для начала посмотрим на осциллограммы высокого напряжения (иллюстрации кликабельны):
Почему вдруг нашим коллегам пришло в голову заменить катушку – совершенно непонятно: графики высокого напряжения совершенно безупречной формы, без малейших видимых проблем. Разница в напряжениях пробоя и временах горения может объясняться целым рядом причин, начиная от зазора в свечах до компрессии в цилиндрах.
С катушками зажигания все в порядке. Но двигатель работает очень неровно, несколько цилиндров явно «филонят». Давайте-ка выполним тест неравномерности вращения. Я уже многократно рассказывал об этом тесте, но вкратце повторю. В результате выполнения теста получаются графики эффективности работы цилиндров. По их поведению видно, насколько качественно работает каждый из цилиндров на холостом ходу и под нагрузкой. А также можно сделать однозначный вывод о состоянии «железа» двигателя.
Вот результат выполнения теста:
Катастрофа. Это первое слово, которое приходит в голову. Взгляните: графики красного, синего и фиолетового цветов, соответствующие второму, четвертому и пятому цилиндрам, безнадежно провалились ниже нуля. О том же самом говорят и гистограммы эффективности цилиндров в правой верхней части экрана.
Скажем больше: если взглянуть на «хвосты» графиков, то причина низкой эффективности цилиндров однозначно в «железе»:
На данном двигателе очень проблематично добраться до свечей зажигания, за исключением свечей 1 и 5 цилиндров. Так как пятый цилиндр попал в «группу риска», то выворачиваем из него свечу и устанавливаем датчик давления. Вот результат теста:
Классическая осциллограмма давления в цилиндре. Что здесь сразу бросается в глаза? Низкое давление в ВМТ, это раз. Полное несоответствие углов открытия клапанов теории – это два. Например, открытие выпускного клапана наступило при 180° поворота коленчатого вала. По сути, в нижней мертвой точке. Момент перекрытия клапанов также далек от 360° и находится в районе 390°. Такого угла не бывает даже на двигателях, оснащенных системой переменных фаз газораспределения.
Первый вывод: с механизмом газораспределения в двигателе полный швах, как сказали бы немцы. Сделаем еще один тест. Выберем закладку «Анализ давления в цилиндре» и нажмем соответствующую кнопку:
Ну, все, дальше думать не о чем. Голубой и желтый графики, соответствующие сжатию и рабочему ходу, разбежались настолько сильно, что опытному диагносту такая картина даже режет глаз. Да и подсказка программы в левом верхнем углу недвусмысленно сообщает о потерях газов более 79%. В общем-то все, задача решена.
Для сравнения и для большей информации проведем это же измерение и в первом цилиндре. Ну что ж, график давления здесь такой, каким мы его привыкли видеть на исправных двигателях:
По срезанным пикам давления можно сделать вывод, что реальное давление в ВМТ достаточно высокое. Во всяком случае, значительно превышает предел измерения датчика. Это говорит, с одной стороны, о хорошей пневматической плотности цилиндра, а с другой о том, что несколько цилиндров двигателя попросту не работают, и на оставшиеся цилиндры возникает большая нагрузка.
На рисунке видно, что измерительные линейки стоят в ВМТ и в моменте открытия выпускного клапана. Измерительная панель сообщает, что угол при этом составляет 145°. Просто классика жанра!
Подытожим. Картина вырисовывается очень безрадостная, и без вскрытия двигателя не обойтись. Чтобы исключить всякую возможность ошибки, проведем проверку пневмотестером. В первом цилиндре по показаниям прибора утечка составила 27%, в пятом – 100%. Все, теперь уже точно задача решена.
А как быть с цилиндрами 2, 4 и 6? Чтобы добраться до них, было решено снять впускной коллектор. Естественно, разобранный до такого состояния двигатель завести не получится, поэтому ограничимся проверкой превмотестером. Вот что получилось:
2-й цилиндр – 100% потерь;
4-й цилиндр – 100% потерь;
6-й цилиндр – 30% потерь.
После такого результата вердикт однозначный: разборка двигателя. Сняв обе головки, дефект обнаружили сразу. Это разрушение выпускных клапанов, причем разрушение очень серьезное:
Осталось дождаться новых запчастей и собрать двигатель.
Резюмируя, можно повторить то, что было сказано уже много раз: работа диагноста – это работа с оборудованием. Не важно, с дорогим или бюджетным. Но с оборудованием.
«Купи мотортестер, и у тебя откроются глаза». Эту памятную фразу я услышал пятнадцать лет назад от своего коллеги-автодиагноста. Прошло много времени, но она не только не потеряла значимости, но даже, пожалуй, звучит сегодня еще более актуально. Ведь возможности мотортестеров с тех пор шагнули далеко вперед, приборы «поумнели» и начали думать за диагностов, значительно облегчая их работу.
За примерами далеко ходить не нужно. Замечательные материалы прислал наш коллега из Узбекистана, автодиагонст Андрей Николаевич Бурмистров. Автомобили разные, а прибор один: Diamag 2, и о примерах работы с этим замечательным мотортестером мы и поговорим.
И в первую очередь мы «откроем глаза» на автомобиль Opel Vectra со старым известным восьмиклапанником, оборудованным системой моновпрыска бензина. Этот двигатель в модернизированном виде дожил до наших дней, и им оснащались производимые в Узбекистане Daewoo Nexia.
Автомобиль притащили на буксире, двигатель не заводился. Моторист посоветовал первым делом проверить наличие искры, затем снять крышку распределителя зажигания и посмотреть, крутится ли бегунок.
Но Андрей Николаевич принял другое решение. Зачем что-то разбирать, если под рукой есть мотортестер? Датчик разрежения подключили ко впускному коллектору, датчик синхронизации – на провод первого цилиндра. Заняло это меньше минуты. Запустили тест «Датчик разрежения во впускном коллекторе при прокрутке».
Верхняя осциллограмма – это разрежение во впускном коллекторе, нижняя – искра первого цилиндра. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять две простые вещи:
а) искры нет от слова «совсем»;
б) разрежение в коллекторе не имеет ничего общего с нормальной осциллограммой разрежения, представляющей собой красивую кривую, похожую на синусоиду.
Собственно, диагностика на этом закончена. Ясно, что разруха там полная, нужно разбирать двигатель. Первая мысль, которая приходит в голову в таких случаях: обрыв ремня ГРМ или сорванная шпонка на коленчатом или распределительном валу. Но все оказалось гораздо интереснее. Дефект Андрей Николаевич снял на видео. Посмотрите:
https://youtube.com/watch?v=KCXCEMAuifg%3Fcontrols%3D0%26rel%3D0%26showinfo%3D0
Второй пример – наша родная «Волга» ГАЗ 3110. Автомобиль давно снят с производства, но еще долго эти солидные «баржи» будут колесить по просторам бывшего СССР. Двигатель ЗМЗ 406. Неплохой, достаточно современный, шестнадцатиклапанный, хотя и доставляющий мотористам немало проблем.
Собственно, и в этот раз в истории участвовал моторист. Владелец перегрел двигатель, и в результате пробило прокладку головки блока. Не особо утруждаясь, мастер-моторист просто заменил прокладку, даже не проверив плоскость головки.
Вообще-то в подобных ситуациях, раз уж головка снята, нужно не только проверить плоскость, но и оценить состояние клапанов и направляющих втулок. При наличии проблем сразу договориться с клиентом и устранить их, чтобы «два раза не ходить». Нелишним будет заменить цепи, башмаки натяжителей и успокоители. Но в данном случае ничего подобного сделано не было.
Одним словом, прокладку заменили и отправили клиента кататься. Как оказалось, ненадолго. И в итоге автомобиль вновь оказался на сервисе, но на этот раз у диагноста. Опять заглянем в двигатель мотортестером, выполнив тест эффективности работы цилиндров:
Мало того, тест «Анализ давления в цилиндре» показал, что на двигателе неверно установлены фазы ГРМ.
В своих обучающих видеокурсах я несколько раз повторял, что хороший диагност обеспечивает работой половину автосервиса: и моториста, и электрика, и даже слесарей. Это именно тот случай, и с участка диагностики автомобиль отправился на рабочее место моториста.
К счастью, с двигателем поработал уже другой моторист, гораздо более профессиональный. Оказалось, что под прокладкой головки блока свищ, а в двух цилиндрах прогорели выпускные клапаны. Головку отшлифовали, клапана притерли, выставили при помощи транспортира механизм газораспределения. Двигатель зашелестел.
P.S.: о применении мотортестера Diamag 2 в диагностике автомобильных двигателей подробно рассказано в обучающем курсе “Diamag помощник диагноста”. Пройдите его и научитесь работать так же эффективно, как и авторы этого материала!
Скачать
Вот тут на форуме описание процедуры получения нового ПО через личный кабинет на форуме.
Текущая версия ПО для DIAMAG 2 — 2.4 (обновление от 17.07.2021).
Видеоролик о работе с мотортестером
Демо версия DIAMAG 2
Инструкция по работе с ПО и прибором.
English Demo Version
Файлы с примерами работы DIAMAG 2
Анализ эффективности работы цилиндров по сигналу css
Анализ эффективности работы цилиндров и фазы
Анализ разряжения во впускном коллекторе
Внимание! Все выложенные dm2 файлы сжаты. Анализ сжатых файлов идет на порядок дольше не сжатых.
Diamag-osc. com
Форум пользователей USB осциллографа DIAMAG
Не устанавливается драйвер Диамаг 2.
Selmer » 21 июн 2017, 09:20
Мастеровой » 21 июн 2017, 16:48
Alex_42 » 21 июн 2017, 17:24
Jimi » 21 июн 2017, 18:10
Alex_42 » 21 июн 2017, 18:59
Jimi » 21 июн 2017, 20:47
скачанный с сайта http://www.diamag-osc.com/download или Вы имеете имеете ввиду выбор для 32/64 ?эти же дрова стали на 7-ку/32
хотя был грешок: я когда ставил на 10-ку, то конкретно не указывал путь для 32 или 64. (думал разберется сама, главное папку указал) когда на 7-ку ставил, то тоже не указал и она заругалась на то что выбрана не та разрядность (что то в этом роде), выбрал 32 и дрова встали!я еще подумал а почему 10-ка не ругалась, и забыл об этом. может в этом и проблема?
Jimi » 22 июн 2017, 01:32
мельник » 05 июл 2020, 03:49
Установка Diamag2
Blm » 04 мар 2017, 16:58
Alex_42 » 04 мар 2017, 17:09
Blm » 04 мар 2017, 22:33
Alex_42 » 04 мар 2017, 23:03
Blm » 04 мар 2017, 23:40
Blm » 06 мар 2017, 16:31
titservik » 06 мар 2017, 17:04
tores » 09 авг 2018, 14:16
dmiha.73 » 10 авг 2018, 05:29
4 2) Скаченную демо версию ПО нужно извлечь из архива в «удобное» место, я это сделаю в «корень» диска C.
5 3) Так же нужно поступить с архивом драйверов, извлечь в «удобное» место, я размещу их в папке DIAMAG2 которая появилась в «корне» диска C на предыдущим шаге. 4) Для установки необходимого драйвера нужно знать какой разрядности у нас установлена операционная система, для этого наводим курсор на системный значок «Компьютер» и нажатием правой кнопки мыши вызываем контекстное меню, в котором нажимаем на вкладку
6 «Свойства». При этом открывается окно с информацией о системе, здесь видим, что операционная система установлена 32 разрядная значит драйвер при установке будем выбирать для 32 разрядной ОС. Далее вызываем окно диспетчера устройств нажав на одноимённую вкладку. 5) На этом этапе до открытия или после открытия диспетчера устройств нужно подключить мотор-тестер DiaMag 2 через кабель к одному из USB портов. При этом в диспетчере устройств в категории «другие устройства» должно появиться устройство DIAMAG 2.
7 Наводим курсор на это устройство и нажатием правой кнопки мыши вызывается контекстное меню, в котором выбираем вкладку «Обновить драйверы».
8 В открывшемся окне «Обновление драйверов — DIAMAG 2» выбираем вкладку «Выполнить поиск драйверов на этом компьютере Поиск и установка драйверов вручную.».
9 При этом открывается ещё одно окно «Поиск драйверов на этом компьютере» в котором при нажатии «кнопки» «обзор» открывается дополнительное окно «Обзор папок» где нужно указать путь к папке, содержащей драйвер для нашего устройства. Напомню, что содержимое архива с драйверами я извлёк в папку с ПО для DiaMag2 при этом в самой папке DRIVER выбираю папку в которой находится драйвер для 32-х разрядной ОС и эта папка x86.
10 Если в вашем случаи ОС окажется 64-х разрядная тогда выбирать нужно папку содержащую соответствующий драйвер и это папка x64. После того как папка с соответствующим драйвером выбрана нажимаем «кнопку» «ОК» подтверждаем выбор, и нажимаем «кнопку» «Далее» для продолжения процесса установки драйвера. Дальше появится окно безопасности Windows с предупреждением о том, что не удалось проверить
11 издателя этих драйверов, здесь мы выбираем вкладку «Всё равно установить этот драйвер». После того как драйвер успешно установился закрываем окно «Обновление драйверов».
12 Теперь видим в диспетчере устройств что устройство опознано и находится в категории «Контроллеры USB». 6) — Закрываем все открытые окна и переходим к исполнительному «exe» файлу «diamag2», наводим на него курсор и нажатием правой кнопки мыши вызываем контекстное меню, далее переходим через вкладку «Отправить» на вкладку «Рабочий стол (создать ярлык)». Нажатием на эту вкладку создаётся ярлык на рабочем столе для приложения DiaMag2, в дальнейшем работать с приложением будем через этот ярлык.
13 7) На этом этапе нам нужно заменить демо версию ПО DiaMag2 на полную версию последнего обновления, запрос на обновлённое ПО делается из личного раздела на форуме DiaMag (об этом чуть ниже), ПО приходит в архиве на указанный в личных данных . Нам нужно извлечь полученное обновление в папку в которой находится демо версия ПО.
14 При этом появляется окно с предложением заменить уже существующий файл, и мы соглашаемся на замену нажимаем «Да». После замены файла мы можем кликнуть по ранее созданному ярлыку для приложения DiaMag2 на рабочем столе и при этом запустится полная версия ПО с последним обновлением.
15 На этом всё, но если остались вопросы как получить обновление ПО, то ниже несколько «картинок» как это сделать. Для этого нужно быть зарегистрированным на форуме и при этом в личных данных внести «правильный» электронный адрес и верный серийный номер мотор-тестера.
16 Про «правильный» электронный адрес разработчик оставил сообщение на странице где мы скачивали демо версию ПО для DiaMag 2.
17 Серийный номер устройства предоставляется при покупке. После завершения регистрации нужно дождаться на указанный вами электронный адрес сообщения об активации вашей учётной записи. Как активация будет подтверждена заходим в личный раздел на форуме и делаем запрос на получение обновлений ПО. Для этого необходимо сделать несколько «шагов». 1 — Входим в «Личный раздел». 2 — Открываем подраздел «Профиль», здесь первой будет открыта вкладка «Личные данные» в которой можно оставить дополнительную информацию о себе, но обязательно нужно указать серийный номер устройства.
18 3 Открываем вкладку «Обновление ПО», здесь перепроверяем указанный и серийный номер мотор-тестера после чего отправляем запрос. Обновление ПО может прийти не сразу, а также может попасть в спам поэтому стоит проверять и эту папку в своём почтовом ящике. Нужно отметить, что при запусках ПО DiaMag 2 его работа блокируется некоторыми антивирусными программами, а «exe» файл приложения
19 отправляется в карантин. Что бы это предотвратить необходимо добавить «exe» файл diamag2 в исключения установленной антивирусной программы, при этом если «exe» файл diamag2 уже был помещён в карантин его можно восстановить из карантина и также добавить в исключения. Также запуски ПО DiaMag 2 могут блокироваться системой безопасности самой ОС Windows в этом случаи программу можно запустить, наведя курсор на ярлык и через контекстное меню правой кнопки мыши выбрать вкладку «Запуск от имени администратора». Или через вкладку «Свойства»-«Ярлык»- «Дополнительно» сделать команду «Запуск от имени администратора» постоянной.