Если Вы владелец автомобиля марки «Kia» то в данной статье мы расскажем Вам о том какую распиновку имеет диагностический разъем Вашего автомобиля, после чего Вы сможете подключить бортовой компьютер или диагностический адаптер к Вашему автомобилю, не прибегая к использованию переходников.
Данный разъем можно встретить на отдельных моделях Kia Spectra, Sportage, Cee’d и многих других, разъем располагается под капотом и может устанавливаться, как отдельно так и дублирующим разъем стандарта OBD2 установленный в салоне автомобиля.
Если Ваш автомобиль имеет 20 пиновый диагностический разъем (kia 20 pin ) то у него следующая распиновка разъема:
В случае если в Вашем автомобиле установлен стандартный 16 пиновый диагностический разъем стандарта OBD2 (kia Obd-2 16-pin), то данный разъем имеет следующую распиновку:
Если на Вашем автомобиле установлен 20 пиновый диагностический разъем, а Ваш адаптер для диагностики имеет разъем стандарта OBD2 16 pin, то с помощью данной статьи Вы сможете самостоятельно изготовить переходник Kia 20 pinна OBD2 16 pinлибо Вы можете приобрести в нашем интернет магазине готовый переходник для разъема KIA 20 pin.
У авто Киа Спортейдж загорелся индикатор «Check Engine» — это первый сигнал, что система управления силового агрегата зафиксировала неполадки в одной из систем. Индикатор горит по поводу определенной ошибки, которую необходимо считать и расшифровать. Редкий водитель, бросая все свои дела, поедет на диагностику. Как самостоятельно выявить и расшифровать ошибку, чтобы не выбрасывать деньги просто так и не менять все подряд. Давайте рассмотрим, как сделать это с помощью скрепки. Поехали.
- Самодиагностика Kia Sportage c помощью скрепки
- Диагностический разъем KIA — 20-ти контактный
- Информация
- Автосканер Kia Spectra 2001
- Об ЭБУ Kia Spectra и его параметрах при диагностике — KIA Spectra, 1. 6 л. , 2008 года на DRIVE2
- Подмотка спидометра через диагностический разъем
- Kia OBD II @ pinoutguide. com
- Вот несколько схем диагностических кабелей OBD-II
- 3 Система бортовой самодиагностики (OBD) — общая информация
Самодиагностика Kia Sportage c помощью скрепки
Диагностика своими силами предусмотрена каждым производителем, и она очень помогает в экстренных случаях. Главное, уметь ее пользоваться. Корейцы ставят на авто и свои протоколы информации и универсальные типа OBD-II. Для диагностики понадобиться или скрепка или короткий провод, которым коротят два контакта на дилерском разъеме. Такой 20-и контактный разъем находиться между воздушным фильтром и центральным цилиндром сцепления. Дилерский разъем установлен на Kia, выпущенных после 1994 года.
Диагностический разъем KIA — 20-ти контактный
Расположение под капотом в моторном отсеке авто
1 Питание +12В после реле топливного насоса 2 Сигнал включения вентилятора системы охлаждения 3 Сигнал оборотов двигателя 4 GND — Масса 5 +B — Питание +12В 6 none 7 Цепь управления первичной цепью зажигания (катушка 2) 8 L-линия диагностики ABS 9 K-линия диагностики двигателя 10 Сигнал неисправности АКПП 11 Цепь лампы Check Engine — вывод для считывания медленных кодов самодиагностики двигателя 12 GND — Масса 13 none 14 K-линия диагностики подушек безопасности (AirBag) 15 K-линия диагностики ABS 16 Цепь управления первичной цепью зажигания (катушка 1) 17 K-линия диагностики круиз-контроля 18 L-линия диагностики АКПП 19 L-линия диагностики двигателя 20 Engine monitor output
Информация
Спустя недели три адаптер и переходник благополучно приехали ко мне с Китая. Долго думать не стал, установил то, что ставит большинство, а именно Torque Pro.
Перечислять все достоинства программы, я думаю, смысла нет, все есть в описании в Google Play. Каких только датчиков в ней нет, у меня ЭБУ столько информации не выдает, сколько она может обработать. Один из вариантов Установка в авто никаких проблем не вызывает: Заводим двигатель, запускаем Torque Pro, проходим все синхронизационные мероприятия и все, можно пользоваться.
Автосканер Kia Spectra 2001
Каждый сможет настроить под себя. Проверка ЭБУ на ошибки результатов не принесла, и это замечательно. Если планируется постоянное использование адаптера, то его необходимо закрепить. Использовал для крепежа пластиковые стяжки. Нужно открыть защитную крышку диагностического разъема Адаптер подключен через переходник и закреплен стяжками Теперь небольшое отступление.
От частого лазанья в недра рулевого колеса у меня загорелась лампа airbag. На это хочу обратить особое внимание. В моем случае проблему горящей и раздражающей меня лампы решило удаление самой лампы судя по коду ошибки, полученному в техцентре, необходима замена подрулевого шлейфа подушки, когда-нибудь займусь этим. Сам лично летом вообще не использовал адаптер лежал в гараже и ждал своего часа , а вот с приходом осени и холодов поставил все на свои места, пускай работает. При утреннем прогреве двигателя включаю Bluetooth на сматрфоне, запускаю Torque Pro, и наблюдаю за происходящим.
Держать подключение всегда активным не вижу смысла сам адаптер включен постоянно, соответственно доступ к информации с датчиков авто есть всегда.
Об ЭБУ Kia Spectra и его параметрах при диагностике — KIA Spectra, 1. 6 л. , 2008 года на DRIVE2
Откорректировал запись 26.02.2019 с учетом комментариев и дополнительно найденной информации. Итак, суть в том, что у многих имеется такая вещь как диагностический адаптер ELM 327. Но не все до конца понимают какие именно параметры мы можем через него посмотреть конкретно на наших автомобилях, что они значат, в каком диапазоне они должны находиться и если они не в допустимом диапазоне, то из-за чего это может быть. Вот и у меня этот адаптер провалялся несколько лет и только сейчас я решил разобраться что именно он показывает. Поэтому накидаю краткую статью из того материала, который мне удалось найти, а если кто-то знает больше, то прошу откликнуться))) Значит ситуация следующая. На Спектры ижевской сборки с механической коробкой передач (по поводу АКПП я не в курсе) устанавливались 2 типа ЭБУ: 1) 0K2NJ18881A
Ставился на машины до 2008г. Идентификатор прошивки FBG2ID62 (Евро 2). Рассчитан на работу через датчик абсолютного давления и 1 датчик концентрации кислорода (лямбда-зонд). 2) 39110-2X335
Ставился на машины с 2008г. Идентификатор прошивки FBh4ID60 (Евро 3). Рассчитан на работу через датчик массового расхода воздуха, датчик неровной дороги и 2 датчика концентрации кислорода. Для считывания параметров ЭБУ понадобиться диагностический адаптер ELM 327. На машинах 2008г и младше его можно подключить в разъем OBD 2 под рулем, а на машинах до 2008г такого разъема нет и надо подключаться к разъему под капотом через специальный переходник. Ну это в принципе все знают. И настройку самого адаптера и программы для диагностики я описывать не буду, про это есть много информации.
Вот так выглядит адаптер ELM 327
Итак, заводим машину, подключаемся к ЭБУ и в программе (конкретно я использовал Torque) в списке параметров ищем те, которые подсвечены зеленой строкой и выдают какое-либо значение. Остальные параметры бесполезно отображать, ЭБУ спектры их не поддерживает. Мне удалось вывести только следующие параметры (для машины с евро 3 на прогретом двигателе): -Напряжение в бортовой сети.
Должно быть 13,2-14,6 В, иначе имеет место неисправность генератора.-Напряжение датчика кислорода №1. Для анализа его показаний их надо смотреть в виде графика. На графике при стабильных оборотах должна получаться более-менее правильная синусоида, изменяющая значения от 0,1В до 0,9В. Если синусоида не стабильная, количество «волн» постоянно изменяется или значения напряжения выходят из интервалов, то скорее всего датчик отслужил своё.-Напряжение датчика кислорода №2. Для анализа его показаний их также надо смотреть в виде графика. На графике при стабильных оборотах должна получаться прямая линия, т.е. напряжение держится постоянным. Если график начинает повторять очертания синусоиды, то значит катализатор отслужил своё.-Нагрузка на двигатель. Это условный расчетный показатель. Отображается только на машинах с ДМРВ и является отношением текущего потребления воздуха двигателем к максимально возможному потреблению воздуха. В случае со 100 л.с. Спектры, можно условно сказать что например 5% значат что в данный момент используется только 5 л.с. от мощности двигателя. На холостых оборотах этот показатель не должен превышать нескольких %, иначе возможно имеется какое то дополнительное сопротивление вращению двигателя (например большая нагрузка на генератор и мотору трудно его вращать).-Расход воздуха. На холостых оборотах должен быть 1,9-3,3 г/сек, на 3000 оборотов 6,6-9 г/сек. Если значения сильно прыгают или выходят за интервал, то скорее всего ДМРВ не исправен.-Обороты двигателя. Холостые должны быть 760-840 и не выходить из этого интервала при добавлении электро нагрузки на двигатель, иначе регулятор холостого хода не исправен. Ну и при 3000 оборотов по тахометру примерно столько же должно быть и по прибору.-Мгновенный расход топлива. На холостых при прогретом моторе не должно быть больше 0,8-0,9 л/час. Если он больше, то это связано с загрязненностью форсунок или чаще с комплексом проблем со смесеобразованием.-Температура воздуха на впуске. Будет в любом случае больше температуры окружающего воздуха, но прыгать не должна, иначе это неисправность ДМРВ.-Температура охлаждающей жидкости. Должна быть 90-105 град (при 100 включается вентилятор) и не должна прыгать, иначе неисправен датчик температуры. Если держится постоянно в верхнем интервале или переваливает за него, то имеются проблемы с радиатором или циркуляцией антифриза.-Угол опережения зажигания. Показывает на сколько градусов не доходя до ВМТ происходит поджиг смеси. Должен быть 3-13 град. Чем больше обороты, тем он больше. На холостых может держаться в нуле или уходить немного в минус, значит ЭБУ делает позднее зажигание, ориентируясь на показания датчика детонации. В свою очередь это либо некачественный бензин, либо датчик детонации «врёт».-Кратковременная топливная коррекция. Допустимый интервал 5-8% как в плюс (смесь обогащается), так и в минус (смесь обедняется). При более высоких значениях в плюс вероятны следующие причины: подсос дополнительного воздуха мимо ДМРВ или неисправность ДМРВ; недостаточное давление топлива; забиты форсунки. При более высоких значениях в минус вероятны следующие причины: подсос воздуха в выпускной коллектор; засорение воздушного фильтра или другая причина плохого прохождения воздуха; неисправность ДМРВ; избыточное давление топлива; льющие или заклинивающие в открытом положении форсунки.-Долговременная топливная коррекция. Является средним арифметическим от предыдущего показателя. Т.е. на коротком интервале времени смесь то обогащается, то обедняется, но допустим обогащается чаще, и тогда долговременная коррекция выйдет плюсовой. Допустимый интервал опять же 5-8% как в плюс, так и в минус. Если выше, то не стоит дожидаться ошибки «смесь слишком богатая» или «смесь слишком бедная», а поискать что то из вышеперечисленных причин. И лучше подтвердите богатую или бедную смесь по чёрному или белому налету на свечах зажигания, т.к. высокие значения могут быть связаны с некорректно работающим кислородным датчиком №1 (дает неверные показатели и смесь на самом деле не богатая или бедная).-Положение дроссельной заслонки. На холостых должно быть 0% и не должно прыгать, иначе неисправен датчик положения заслонки. На 3000 оборотов должно быть 2-6%, при выжатой педали в пол (лучше это проверить просто при включенном зажигании))) не менее 70%. И вот несколько скринов с моими данными на разных оборотах.
Подмотка спидометра через диагностический разъем
Описание: Программирование ЭБУ без снятия с автомобиля. Правила раздела: Просьба создавать темы в формате «марка, модель, блок». Названия иномарок писать строго на английском языке! Самим же потом легче будет что-то найти.
#1 Webmen » 03.09.2014, 06:13
Подскажите пожалуйста не граммотному: Автомобиль KIA Spectra 1,6 2007 разъем диагностический только под капотом 20 pin(овый). Подключил Open Port 2.0 через переходник 20 pin-OBD2. MultiFlasher не может связаться с ЭБУ.
Но пару раз к моему удивлению прочитал ЭБУ, подскажите в чем причина отсутсвия связи?
#2 albert02 » 03.09.2014, 06:54
#3 Karas » 03.09.2014, 07:16
#4 nuker61 » 03.09.2014, 07:26
#5 mnk » 03.09.2014, 10:06
#6 zero » 04.09.2014, 01:19
#7 Vorobey11 » 04.09.2014, 06:34
#8 Gaws » 04.09.2014, 07:30
#9 Таёжник » 05.09.2014, 14:14
Чисто в подключении ошибка. Со Спектрами ни разу не сталкивался с трудностями.
#10 aaaaaaaaaa2001 » 05.09.2014, 18:19
#11 PanN » 12.11.2014, 00:25
#12 aaaaaaaaaa2001 » 12.11.2014, 05:30
#13 mars » 12.11.2014, 07:56
#14 gosdim » 07.01.2015, 18:02
#15 aaaaaaaaaa2001 » 07.01.2015, 20:45
#16 Зевс » 14.03.2015, 12:41
#17 romik » 15.03.2015, 05:48
Вся информация (фото, видео, текст), размещенная на данном форуме, получена из открытых источников в сети Интернет, или прислана участниками форума без указания правообладателей, и/или прав использования, и размещена исключительно для ознакомления. В случае, если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала, размещенного здесь, и не хотите чтобы данная информация распространялась без Вашего на то согласия, администрация форума будет рада оказать Вам содействие. Для этого Вам необходимо прислать администратору сообщение, в котором указать:
1. Подтверждение Ваших прав на материал, которыми могут служить: отсканированный документ с печатью, email с официального почтового домена компании-правообладателя, иная контактная информация, позволяющая однозначно идентифицировать Вас, как правообладателя данного материала
2. Ссылки на публикации форума, которые содержат необходимые для удаления данные.
Kia OBD II @ pinoutguide. com
Все автомобили с бензиновым двигателем с 2001 года и автомобили с дизельным двигателем с 2004 года совместимы с OBD-2.
Чаще всего используется протокол ISO 9141, кроме Kia Optima, Kia Sorento (KWP 2000)
Вот несколько схем диагностических кабелей OBD-II
OBD-II ELM327 Bluetooth Car Diagnostic Interface Scanner (Порт подключения внешнего диагностического устройства к «мозгам» автомобиля по протоколу Bluetooth).
ELM327 — новейшая разработка OBDII сканера используемая для диагностики автомобилей при помощи персонального компьютера или устройств на платформе Android, Windows, iOS, Symbian. Поддерживает все известные протоколы ODB2 и совместим с множеством диагностических программ
Сканеры OBD-2, построенные на базе микроконтроллера ELM327 хорошо известны зарубежным пользователям и завоевали себе прекрасную репутацию благодаря своей универсальности и надежности. Благодаря этим качествам многие разработчики диагностического программного обеспечения выпускают свои программы для сканеров этого типа. В Интернете размещено множество программ, обладающих различными функциональными возможностями, интерфейсами и языковой поддержкой. Среди них есть как коммерческие продукты, так и бесплатные версии.
Программное обеспечение OBD-II для ELM327 в большинстве своем бесплатное, оно позволяет при помощи этого адаптера диагностировать автомобили, поддерживающие один из диагностический протоколов ODBII . Не будет преувеличением сказать, что среди всех OBD-II сканеров ELM327 является чемпионом по части установки соединения с ЭБУ автомобиля. Там, где другие сканеры отказываются работать, ELM327 прекрасно справляется с задачей.
Заказывал этот адаптер на Aliexpress за 7$
Вот и до меня добрался из далекого Китая адаптер ELM327, тоже решил заказать его еще больше месяца назад, под всеобщую шумиху. Началось, по-моему, все это с того, что такой адаптер купил Слава, и свой отчет выложил во все сообщества, что только возможно. =) Дабы не повторяться, постараюсь рассказать немного подробнее про сам адаптер и про его подключение.
Т.к. техникой Apple я не обладаю, да и ноутбука у меня уже давно нету, соответственно я приобрел Bluetooth версию адаптера.
C недавних пор Bluetooth версия адаптера тоже бывает нескольких видов: Cтандартная
,Mini иSuper Mini . Как вы уже, наверное, поняли — отличаются они размерами. Люди, которые разбирали разные версии адаптеров, говорят, что чипы и схемы используются одинаковые. Однако на Драйве достаточно много отзывов, что Super Mini может периодически терять связь с устройством.
Я решил приобрести большую стандартную, проверенную временем версию. А т.к. машина у меня 2006 года, и в салоне под рулем нету разъема OBD-II, то пришлось заказать еще и переходник.
ПОКУПКА (ссылки именно на тех продавцов, у которых я заказывал):1)ELM327 OBD-II Bluetooth адаптер — 350 рублей (доставка включена в стоимость);2)Переходник KIA 20-PIN to OBD-II — 210 рублей (доставка включена в стоимость);
ПОДКЛЮЧЕНИЕ:1) Открываем капот и рядом с блоком предохранителей видим диагностический разъем KIA 20-PIN;
Подключаем адаптер. Кто собирается использовать его долгое время, то будет необходимо его закрепить. Я стянул адаптер с разъемом при помощи стяжек. Также обмотал распорку изолентой (чтобы не протерло краску) и закрепил стяжкой. Сразу отмечу, что при постоянно подключенном адаптере аккумулятор автомобиля не сядет, т.к. адаптер начинает работать только при включенном зажигании.
Подключаем устройство к адаптеру. Предварительно необходимо в текстовом файле на диске из комплекта посмотреть код доступа к адаптеру. Обычно код: 0000, 1234, 0123, 5678, 6789 или другие простые комбинации.
Далее включаем Bluetooth на устройстве (смартфоне, планшете) и ищем наш адаптер.
Подключаемся к адаптеру и вводим код из текстового файла.
Далее запускаем программу для диагностики и считывания параметров. Для разных платформ (Windows, iOS, Android, Windows Phone и т.д.) программы разные, интерфейс и возможности соответственно тоже.
Я решил использовать наиболее знаменитую программу для Android Torque Pro
На всякий случай решил проверить ЭБУ на наличие ошибок, хотя «Check Engine» у меня никогда не загорался.
Подробно рассказывать и описывать возможности программы, какие параметры считываются и т.д. я не буду. Это зависит от автомобиля и от возможностей ЭБУ. У кого-то будут считываться одни параметры, у кого-то другие, а у кого-то будет считываться все. Тем более какие-нибудь параметры важные мне, для другого будут совсем не нужны. Поэтому скачивайте программу и изучайте.
Если обобщить, то при помощи адаптера ELM327 можно выполнять следующие операции:
Адаптер ELM327 вещь, конечно, интересная, и если заказывать с Ebay или Aliexpress, то и недорогая (у нас же в магазинах за такую просят 1500—2000 рублей). Но это не более, чем просто игрушка. Постоянно использовать, понятное дело, её никто не будет — это не удобно и не практично. Да и чтобы высчитывались параметры (например средний расход топлива и другие) необходимо постоянное подключение устройства к адаптеру при движении автомобиля. Более того, не все желаемые параметры будут отображаться, а данные по расходу топлива будут далеко не самыми точными, даже после многочисленных калибровок. Сомневаюсь, что те, кто по первости уверял в удобности и необходимости данного устройства использует его каждый день в качестве бортового компьютера.
Данный адаптер возможно может пригодиться в дальних поездках и то не очень понятно зачем, нужно ли нам при езде знать температуру впуска или точную температуру ОЖ? Мне в дальней поездке интереснее всего узнать время в пути, пройденное расстояние, расход топлива и остаток топлива в баке. Со временем и расстоянием все понятно, а вот с расходом нет. Если не использовать адаптер каждый день и не откалибровать показатели в программе — он даже приблизительно правильный остаток топлива и не покажет. В оправдание могу сказать, что и дорогие бортовые компьютеры в большинстве своем нагло врут по расходу.
3 Система бортовой самодиагностики (OBD) — общая информация
Система бортовой самодиагностики (OBD) — общая информация
Задачей любой бортовой системы самодиагностики (OBD) является выявление отказов и нарушений функционирования подконтрольных систем с занесением в память процессора соответствующих диагностических кодов (DTC) и оповещением водителя о факте нарушения (обычно посредством вмонтированной в комбинацию приборов контрольной лампы отказов MIL/«Проверьте двигатель»).
Помимо кода DTC в памяти ECM фиксируется также текущие рабочие параметры двигателя на момент выявления нарушения.
При нарушении исправности функционирования информационных датчиков, принимающих участие в процессе управления двигателем, ECM может произвести переключение систем в аварийный режим. При этом активируются базовые рабочие параметры, обеспечивающие адекватную работу двигателя (некоторый абсолютный псевдосигнал неисправного датчика симулируется непосредственно модулем управления), однако с неизбежным снижением эффективности его отдачи и увеличением расхода топлива, — автомобиль следует отогнать на станцию техобслуживания с целью выявления и устранения причин отказа.
В состав системы OBD входят несколько диагностических устройств, производящих мониторинг отдельных параметров систем снижения токсичности и фиксирующих выявленные отказы в памяти бортового процессора в виде индивидуальных кодов неисправностей. Система производит также проверку датчиков и исполнительных устройств, контролирует эксплуатационные циклы транспортного средства, обеспечивает возможность замораживания параметров и очистки блока памяти.
Рассматриваемые в настоящем Руководстве модели укомплектованы системой бортовой диагностики второго поколения стандарта SAE (OBD II). Основным элементом любой системы OBD является бортовой процессор, чаще называемый электронным модулем управления (ECM). ECM является мозгом системы управления двигателем. Исходные данные, а также сигналы зарегистрированных OBD отказов и нарушений поступают на модуль от различных информационных датчиков и других электронных компонентов (выключателей, реле и т.д.). Коды зарегистрированных неисправностей фиксируются в памяти процессора.
В модулях управления дизельных моделей предусмотрена функция самодиагностики с обратной связью, позволяющая минимизировать эффект ошибок главного оборудования входного и выходного трактов ECM.
Принцип организации функции самодиагностики ECM на дизельных моделях
Считывание данных памяти процессора OBD производится при помощи специального сканера (типа HI-Scan), подключаемого к 20-контактному диагностическому разъему считывания базы данных (DLC), закрепленному на корпусе воздухоочистителя в левом заднем углу двигательного отсека, — еще один стандартный 16-контактный DLC OBD II установлен в салоне автомобиля слева под панелью приборов.
Диагностические разъемы DLC позволяют производить считывание кодов неисправностей при помощи специального сканера
На обслуживание компонентов систем управления двигателем/снижения токсичности отработавших газов распространяются особые гарантийные обязательства с продленным сроком действия. Не следует предпринимать попыток самостоятельного выполнения диагностики отказов ECM или замены компонентов системы, до выхода сроков данных обязательств, — обращайтесь к специалистам фирменных станций техобслуживания компании KIA.
Сведения о диагностических приборах
Проверка исправности функционирования компонентов систем управления двигателем и снижения токсичности отработавших газов может производиться при помощи универсального цифрового измерителя (мультиметра). Использование цифрового измерителя предпочтительно по нескольким причинам. Во-первых, по аналоговым приборам достаточно сложно (порой, невозможно), определить результат показания с точностью до сотых и тысячных долей, в то время как при обследовании контуров, включающих в свой состав электронные компоненты, такая точность приобретает особое значение. Второй, не менее важной, причиной является тот факт, что внутренний контур цифрового мультиметра, имеет достаточно высокий импеданс (внутреннее сопротивление прибора составляет 10 МОм). Так как вольтметр подсоединяется к проверяемой цепи параллельно, точность измерения тем выше, чем меньший паразитный ток будет проходить через собственно прибор. Данный фактор не является существенным при измерении относительно высоких значений напряжения (9 ÷ 12 В), однако становится определяющим при диагностике выдающих низковольтные сигналы элементов, таких, как, например, лямбда-зонд, где речь идет об измерении долей вольта.
Параллельный мониторинг параметров сигналов, сопротивлений и напряжений во всех цепях управления может производиться при помощи разветвителя, подключаемого последовательно к разъему модуля управления (ECM). Измерение параметров сигналов на клеммах разветвителя в различных режимах функционирования двигателя позволяет определять текущее состояние последнего и выявлять имеющие место нарушения.
При диагностике электронных систем управления двигателем, трансмиссией, ABS и SRS применяются специальные сканеры стандарта SAE (GST), к числу которых относится и сканер HI-Scan. Многие сканеры SAE
второго поколения (OBD II) являются многофункциональными за счет возможности установки сменных картриджей в зависимости от модели диагностируемого автомобиля (Ford, GM, Chrysler и т.п.), другие привязаны к требованиям региональных властей и предназначены для использования в определенных районах мира (Европа, Азия, США и т.д.). Подключение сканера производится к бортовому DLC.
Альтернативным способом считывания данных OBD является подключение к системе персонального компьютера, оборудованного специальным кабелем и оснащенного программным обеспечением OBD.
Универсальный адаптер К-L-Line (www.autoelectric.ru) служит для согласования сигналов порта RS-232 и интерфейсов ISO-9141 (K-Line) и ALDL. К разъемам адаптера могут подключаться различные кабели, позволяющие производить считывание данных OBD с автомобилей различных марок. Предусмотренные на адаптере переключатели и элементы индикации позволяют выбирать необходимые режимы работы и приблизительно оценивать качество функционирования выходных линий. Так, свечение зеленого светодиода с маркировкой L-Line свидетельствует о соединении линии L с массой автомобиля. Активация красного светодиода с маркировкой К-Line
подтверждает о присутствии на линии К в текущий момент времени высокого потенциала. При установленной связи с системой OBD автомобиля мигание индикаторов может быть незаметно для глаза ввиду высокой скорости обмена данными. Подключение к компьютеру производится непосредственно в 25-контактный СОМ-порт или в 9-контактный СОМ-порт с помощью переходного кабеля RS232 25-9.
Некоторые считыватели помимо обычных диагностических операций позволяют при подсоединении к персональному компьютеру производить распечатывание хранящихся в памяти модуля управления принципиальных схем различного оборудования (если таковые заложены в ECM), программировать противоугонную систему и блоки управления различных устройств автомобиля, а также в реальном времени наблюдать сигналы в электрических цепях автомобиля.
Считывание кодов DTC
Очистка памяти системы самодиагностики
Подключение персонального компьютера к бортовой системе самодиагностики OBD II посредством интерфейсного контроллера BR16F84-1.0 по протоколам стандартов SAE (PWM и VPW) и ISO 9141-2
Схема организации подключения PC к диагностическому разъему DLC бортовой системы самодиагностики OBD II посредством контроллера BR16F84-1.0
Рассматриваемое устройство представляет собой микроконтроллер, выполненный по технологии КМОП (CMOS). Устройство исполняет роль простейшего сканера и предназначено для считывания диагностических кодов и данных системы OBD II (обороты двигателя, температура охлаждающей жидкости и всасываемого воздуха, нагрузочные характеристики, расход поступающего в двигатель воздуха и т.п.) в рамках спецификации J1979 стандарта SAE через шину любого исполнения (PWM, VPW и ISO 9141-2).
Для подключения к компьютеру достаточно 3-жильного провода, подключение к диагностическому разъему осуществляется 6-жильным проводом. Напряжение питания подается на контроллер через 16-контактный диагностический разъем OBD.
Рекомендации по применению
Для подключения устройства к автомобилю может быть использован неэкранированный кабель, длиной не более 1.2 м, что имеет особое значение при использовании протокола PWM. При использовании кабеля большей длины следует уменьшить сопротивление резисторов на входе устройства (R8 и R9 или R15). При использовании экранированного кабеля, экран следует отключить с целью снижения емкости.
Кабель для подключения к последовательному порту компьютера также может быть неэкранированным. Устройство стабильно работает с
кабелем длиной до 9 м. При значительно большей длине кабеля следует использовать более мощный коммуникатор RS 232.
Топология электрических соединений произвольна. При повышенной влажности применяйте дополнительные шунтирующие конденсаторы.
Общие принципы обмена данными
Обмен данными идет по трехпроводному последовательному соединению без применения инициализационного обмена служебными сообщениями (handshaking). Устройство прослушивает канал на наличие сообщений, выполняет принимаемые команды и передает результаты на персональный компьютер (PC), после чего немедленно возвращается в режим прослушивания. Входящие в контроллер и исходящие из него данные организованы в виде цепочки последовательно идущих друг за другом байтов, первый из которых является контрольным. Обычно контрольный байт представляет собой число от 0 до 15 dec (в десятичном исчислении) (или 0-F hex), описывающее количество следующих далее информационных байтов. Так, например, 3-байтная команда будет выглядеть следующим образом: 03 (контрольный байт), 1-й байт, 2-й байт, 3-й байт. Подобный формат используется как для входящих команд на опрос бортовой системы самодиагностики, так и для исходящих сообщений, содержащих запрошенную информацию. Следует заметить, что в контрольном байте используются
лишь четыре младших бита, — старшие биты зарезервированы под некоторые специальные команды и могут быть использованы PC при инициализации соединения с контроллером и согласовании протокола передачи данных, а также контроллером для контроля ошибок передачи. В частности, в случае ошибки при передаче, контроллер производит установку старшего значащего бита (MSB) контрольного байта в единицу. При успешной передаче все четыре старших бита устанавливаются в ноль.
Инициализация контроллера и бортовой системы самодиагностики
Для начала обмена данными PC должен произвести установку соединения с контроллером, затем инициализировать контроллер и канал данных OBD II.
После подсоединения контроллера к PC и диагностическому разъему OBD должна быть произведена его инициализация с целью предотвращения «зависаний», связанных с шумами в последовательных линиях в случае если их подсоединение было произведено до включения питания контроллера. Одновременно производится простейшая проверка активности интерфейса. В первую очередь посылается однобайтовый сигнал 20 hex, воспринимаемый контроллером как команда на установку соединения. В ответ контроллер вместо контрольного высылает единственный байт FF hex (255 dec) и переходит в режим ожидания приема данных. Теперь PC может переходить к инициализации канала данных.
На данном этапе производится инициализация протокола, по которому будет производиться обмен данными, а в случае протокола ISO – инициализация бортовой системы. Обмен данными производится по одному из трех протоколов: VPW (General Motors), PWM (Ford) и ISO 9141-02 (азиатские/европейские производители).
В ответ контроллер высылает контрольный байт и байт состояния. Установка MSB контрольного байта говорит о наличии проблем, при этом следующий за ним байт состояния будет содержать соответствующую информацию. При успешной инициализации высылается контрольный байт 01 hex, указывающий на то, что далее следует верификационный байт состояния. В случае протоколов VPW и PWM верификационный байт представляет собой простое эхо определяющего протокол байта (0 или 1, соответственно), при инициализации протокола ISO 9141 это будет цифровой ключ, возвращаемый бортовым процессором OBD и определяющий, какая именно из двух незначительно отличающихся друг от друга версий протокола будет использоваться.
После установки соединения и инициализации протокола начинается штатный обмен данными, состоящими из поступающих от PC запросов и выдаваемых контроллером ответов.
Порядок обмена данными
Функционирование контроллера при использовании протоколов семейства ISO 9141-2 и SAE (VPW и PWM) происходит по несколько различным сценариям.
Обмен по протоколам SAE (VPW и PWM)
При обмене данными по данным протоколам происходит буферизация лишь одного кадра данных, что означает необходимость конкретизации подлежащего захвату или возврату кадра. В некоторых (редких) случаях бортовой процессор может передавать пакеты, состоящие более чем из одного кадра. В такой ситуации запрос должен повторяться до тех пор, пока все кадры пакета не будут приняты.
При коллизиях в шине интерфейс вырабатывает единственный байт 40 hex, являющийся контрольным байтом с обнуленным младшим битом. Подобная ситуация может возникать достаточно часто при загрузке автомобильной шины сообщениями более высокого чем у диагностических данных приоритета, — вычислительное устройство должно повторить исходный запрос.
Обмен по протоколам ISO 9141-2
Стандарт ISO 9141-2 используется большинством азиатских и европейских производителей автомобильной техники. Структура формируемого PC запроса мало чем отличается от используемой в стандартах SAE, с той лишь разницей, что контроллер не нуждается в информации о номере кадра и соответствующие данные присутствовать в пакете не должны. Таким образом,
запрос всегда состоит из контрольного байта и следующей за ним цепочки информационных байтов, включающих в себя контрольную сумму. В качестве
ответного сообщения контроллер просто ретранслирует сформированные бортовым процессором сигналы. Контрольный байт в ответном сообщении отсутствует, поэтому PC воспринимает поступающую информацию непрерывным потоком до тех пор, пока цепочка не прерывается паузой в 55 миллисекунд, сообщающей о завершении информационного пакета. Таким образом, ответное сообщение может состоять из одного или более кадров в соответствии с требованиями спецификаций SAE J1979. Контроллер не производит анализ кадров, не отбрасывает недиагностические кадры и т.д. PC должен собственными силами производить обработку поступающих данных с целью вычленения отдельных кадров путем анализа заголовочных байтов.
Модификации, произведенные в интерфейсных контроллерах последних версий
Ниже приведены основные отличия процесса передачи данных по протоколам SAE и ISO 9141, характерные для интерфейсных контроллеров последних версий, а также порядок передачи данных по протоколу ISO 14230:
Порядок установки соединения не изменился:
Протокол выбирается в следующим образом:
Если планируется использование контроллера для передачи данных лишь по какому-либо одному или двум из протоколов, лишние компоненты могут быть исключены. Например, при организации схемы под протокол VPW (GM) в проводе подключения контроллера к автомобилю потребуются лишь три жилы электропроводки (клеммы 16, 5 и 2).
Если не используется протокол PWM, могут быть исключены элементы R4, R6, R7, R8, R9, R10, Т1, Т2 и D1.
При отказе от обмена по протоколу ISO исключению подлежат элементы: R15, R16, R17, R18, R19, R21, Т4 и Т5.
Отказ от использования протокола VPW позволяет исключить следующие элементы: R13, R14, R23, R24, D2, D3 и Т3.
Применены угольно-пленочные резисторы с 5-процентным допуском сопротивления.
Обратите внимание на отсутствие кнопки аварийной перезагрузки (RESET), — в случае необходимости такая перезагрузка может быть произведена путем отсоединения контроллера от автомобильного разъема (перезагрузка интерфейсного процессора произойдет автоматически). Перезапуск программного обеспечения на PC приводит к повторной инициализации интерфейса.
Описание диагностики электронных систем управления и диагностические коды приведены в Главе Системы питания, управления двигателем/снижения токсичности отработавших газов и выпуска отработавших газов (двигатель), а также в Главах Автоматическая трансмиссия, Тормозная система и Бортовое электрооборудование (АТ, ABS/EBD, SRS и иммобилайзер).
В данном разделе предлагается наиболее простая схема выяснения причин неисправностей и отказов, происходящих в узлах и системах транспортного средства. Отказы и их возможные причины разбиты на группы по признаку отношения к определенным компонентам или системам автомобиля, как например двигатель, система охлаждения и т.п., кроме того, в тексте даются ссылки на главы и разделы имеющие отношение к данным проблемам.
Помните, что успешное завершение поиска причин неисправности определяется комбинацией определенных знаний и терпеливого, систематического подхода к исследованию проблемы. Двигаться всегда следует от простого к сложному, доводить каждую проверку до логического конца и стараться не пропускать очевидных фактов — каждый может забыть заправить горючее в топливный бак или оставить на ночь включенными осветительные приборы.
И наконец, всегда следует постараться составить четкую картину развития неисправности и предпринять соответствующие шаги по предотвращению рецидива. Если отказ электрооборудования произошел по причине нарушения качества контакта, проверьте заодно состояние всех прочих контактов и электрических разъемов системы. Если один и тот же предохранитель несколько раз подряд продолжает перегорать, нет смысла в его дальнейшей замене — надо попытаться выяснить причину отказа. Помните, что выход из строя второстепенного компонента может являться признаком нарушения функционирования более важного узла или целой системы.