Чип-тюнинг своими руками: как прошить мозги автомобиля самому

Чип-тюнинг своими руками: как прошить мозги автомобиля самому ОБД2

Scanmaster-elm

Платная программа

ScanMaster-ELM — одна из немногих программ, подходящих для проведения компьютерной диагностики практически всех марок и моделей автомобилей, оснащенных разъемом OBD-II. Это разработка немецких программистов из WGSoft — компании, специализирующейся на написании автоматизированного диагностического программного обеспечения для автомобилей и мотоциклов.

Разработчики ScanMaster-ELM описывают свой продукт следующим образом: «Любые электронные модули автомобилей, поддерживающие OBD-II (т.е. обменивающиеся техническим данными с ЭБУ), автоматически распознаются программой, и могут быть диагностированы». И речь идет не только о двигателях, а также о трансмиссиях, автоматических коробках передач, тормозных системах и других электронных и электромеханических компонентах авто.

ScanMaster-ELM предоставляет полный функционал при работе с ELM237-адаптерами, обеспечивая пользователей следующими возможностями:

  • Поддержка всех типов адаптеров ELM237 — RS232, USB, Bluetooth и WLAN, работающих с использованием протоколов K-Line, KWP2000, J1850 VPW/PWM и 4 разновидности CAN (11/250, 11/500, 29/250 и 29/500).
  • Считывание текущих параметров систем управления с последующим представлением получаемых в режиме реального времени потоковых данных в виде таблиц и графиков.
  • Получение сохраненных ЭБУ параметров на момент возникновения ошибок.
  • Получение хранящихся в памяти ЭБУ кодов неисправностей и их подробное описание.
  • Стирание из памяти ЭБУ кодов неисправностей, копий текущих параметров систем, результатов, полученных в ходе тестирования датчиков.
  • Считывание и вывод на экран результатов тестирования кислородных датчиков.
  • Просмотр результатов тестирования систем, отвечающих за контроль катализатора, рециркуляции выхлопных газов и вентиляции топливного бака.
  • Запуск внутренних диагностических тестов состава топливно-воздушной смеси, пропусков зажигания, компонентов, влияющих на работу выхлопной системы, с возможностью просмотра результатов в режиме реального времени.
  • Управление всеми бортовыми системами, управляющимися ЭБУ.
  • Получение VIN-кодов и калибровочных данных диагностируемого автомобиля.
  • Просмотр кодов ошибок, которые были удалены ранее.
  • Визуализация на компьютере информации с приборной доски автомобиля (тахометр, спидометр, термометр и т.д.).
  • Получение данных в режиме реального времени абсолютного давления во впускном коллекторе, массового расхода топлива и др. систем.
  • Тестирование (замер) мощности двигателя с предварительно заданными параметрами авто (вплоть до размеров шин и веса водителя с пассажирами) и коробки передач во всех режимах работы (номеров передачи).
  • Возможность настройки собственных таблиц конфигурации (наборов параметров PID) и многое другое.
Код ошибки:  obd 2 кабель 16pin на АлиЭкспресс — купить онлайн по выгодной цене

В качестве бонуса в программе ScanMaster-ELM предусмотрены специальные режимы диагностики автомобилей Opel и Alfa.

Программа ScanMaster-ELM доступна для смартфонов под управлением iOS (платная) и Android (бесплатная, но с урезанным функционалом). На момент написания обзора сость одной лицензионной копии программы ScanMaster-ELM составляла €75.

Scanxl

Платная программа

ScanXL — еще одна профессиональная программа для адаптеров ELM327, имеющая высокую популярность среди отечественных автомастерских. Основная причина этого — поддержка широкого спектра автомобилей, начиная с 1996 года выпуска, в т.ч. и отечественных марок.

Как и в случае с ScanMaster-ELM, программ ScanXL является универсальным программным обеспечением для OBD-II адаптеров, поддерживающих протоколы ELM327, J1850 PWM/VPW, KWP2000 и CAN (4 разновидности). Утилита также способна считывать параметры (сохраненные и в режиме реального времени) любых электромеханических узлов автомобиля, поддерживающих управление от ЭБУ.

Отметим следующие ключевые функции ScanXL:

  • Чтение и удаление (в т.ч. тех, что еще не были просмотрены владельцем авто) кодов неисправности.
  • Отображение сохраненных иди текущих (в режиме реального времени) данных с датчиков.
  • Чтение истории стоп-кадров.
  • Отображение расположения лямбда-зонда и результатов его диагностики.
  • Мониторинг пропусков зажигания, параметров топливной системы, катализатора, системы EVAP, климат-контроля, системы EGR и многих других компонентов.
  • Получение мощностных и скоростных характеристик автомобиля на основе вносимых пользователем параметров авто.
  • Визуализация данных с приборной панели, а также параметров работы двигателя и коробки передач, уровней и статистики расхода топлива, и многое другое.
  • Возможность написания в самой программе и импорта PID-скриптов, благодаря которым пользователь может автоматизировать диагностику автомобилей конкретных марок и моделей.
  • Возможность импорта внешних плагинов, расширяющих функционал программы (к примеру, можно добавить плагин для работы с конкретной маркой авто).
  • Возможность создания собственных наборов графиков визуализации.
  • Создание собственных профилей с настройками под конкретные автомобили с возможностью быстрого переключения между ними (созданными профилями).
Код ошибки:  Что делать если загорелся check engine | Блоги Kia - Auto.Club

Таким образом, ScanXL — программа, рассчитанная, скорее, на профессиональное использование в автомастерских.

Существует две версии программы ScanXL — Standard и Professional. На момент написания обзора их стоимость составляла $124.95 и $199.95, соответственно. Также имеется возможность приобретения плагинов для автомобилей Ford, GM и Mazda, каждый из которых продается разработчиками программы по $99.95.

Адаптеры, существующие на рынке

Современный рынок предлагает большой выбор адаптеров, позволяющих осуществлять диагностику автомобиля через ноутбук.

Основные типы:

  1. ELM OBD2 — удобные в применении сканеры, работающие на чипе ELM 327, предназначенные для самостоятельного чтения ошибок машины и их устранения без посещения СТО. Оригинальные адаптеры этой серии поставляются с микропроцессором типа Microchip PIC18F25k80, диском программного обеспечения, списком неисправностей и уроками по проведению диагностики. Чип-тюнинг своими руками: как прошить мозги автомобиля самому
  2. VAG COM адаптеры — устройства, предназначенные для проверки немецких автомобилей группы VAG. Такие девайсы применяются профессионалами на СТО, но могут использоваться и обычными автовладельцами в условиях гаража. Достаточно поставить на компьютер необходимую программу. Чип-тюнинг своими руками: как прошить мозги автомобиля самомуЧип-тюнинг своими руками: как прошить мозги автомобиля самомуЧип-тюнинг своими руками: как прошить мозги автомобиля самому
  3. Мультимарочные сканеры — универсальные устройства, справляющиеся с проверкой большинства современных марок автомобилей. Во время диагностики можно проверить и стереть коды поломок, сбросить сервисные интервалы, отобразить характеристики системы, кодировать ЭБУ и активировать специальный режим, изучить состояние исполнительных устройств. Кроме того, с их помощью можно имитировать команды от датчиков и контролировать изменения в системе.
    Чип-тюнинг своими руками: как прошить мозги автомобиля самому
    Launch Creader 3001 RUS
  4. Дилерские сканеры — профессиональный вариант устройств для диагностики автомобиля, позволяющий выполнить комплексную проверку. Такие автосканеры работают только с машинами определенной марки.
    Чип-тюнинг своими руками: как прошить мозги автомобиля самому
    iCarsoft i905 — автосканер для Toyota / Lexus

Как видно, рынок автомобильных сканеров для диагностики весьма широк. При этом не все оборудование подходит для самостоятельной проверки машины в гаражных условиях.

Инструкция по диагностике авто с помощью ноутбука в 10 шагов

Процесс диагностики ТС с помощью Scan Tool Pro достаточно прост, чтобы сделать работу своими руками и не привлекать к помощи работников СТО.

Проделайте следующие шаги:

  1. Подготовьте ноутбук и установите на него необходимое программное обеспечение. Сразу после этого введите активационный ключ для получения доступа ко всем функциям. Чип-тюнинг своими руками: как прошить мозги автомобиля самому
  2. Скопируйте папку с названием «ru» в папку /locate для получения русскоязычного интерфейса. Чип-тюнинг своими руками: как прошить мозги автомобиля самому
  3. Войдите в программу и в перечне доступных языков выберите русский. Чип-тюнинг своими руками: как прошить мозги автомобиля самому
  4. Подключите сканер к разъему OBD-2 или используйте для этого переходник, о котором упоминалось ранее в статье. Чип-тюнинг своими руками: как прошить мозги автомобиля самому
  5. Включите на ноутбуке возможность соединения по Bluetooth и соединитесь с V-Link. Первоначальный пароль, если он не менялся, будет 0000 или 1234. Попробуйте оба варианта. Чип-тюнинг своими руками: как прошить мозги автомобиля самому
  6. Определите COM для подключения адаптера. В приведенном примере используется COM5. Чип-тюнинг своими руками: как прошить мозги автомобиля самому
  7. Перезагрузите программу, а после перейдите в раздел Установки, а там войдите в категорию Связь. Сделайте выбор в пользу ручных настроек.
  8. В раскрывшемся перечне поменяйте COM1 на COM5, а после жмите ОК. Чип-тюнинг своими руками: как прошить мозги автомобиля самомуЧип-тюнинг своими руками: как прошить мозги автомобиля самомуЧип-тюнинг своими руками: как прошить мозги автомобиля самому
  9. Кликните на кнопку «Соединить» и выждите, пока не начнется процесс синхронизации. Если работа сделана правильно, в конце отображается отчет.
  10. Изучите Таблицу оперативных данных на факт текущих параметров датчиков и контролируйте работоспособность систем машины. Перейдите в раздел «Коды ошибок» для изучения особенностей обозначений и их расшифровки. Чип-тюнинг своими руками: как прошить мозги автомобиля самомуЧип-тюнинг своими руками: как прошить мозги автомобиля самомуЧип-тюнинг своими руками: как прошить мозги автомобиля самому

Как видно из инструкции, процесс диагностики автомобиля не должен вызывать трудностей даже в случае, если работа делается самостоятельно. Главное — установить ПО на ноутбук и правильно подключить сканер к диагностическому разъему транспортного средства.

Немного подробнее остановимся на новом поколении контроллеров – январь 7.2 и м73.

ЭБУ Январь 7.2 и М73 не имеют внешней флэш – памяти, программа записывается в память процессора и состоит из бутлоадера (программа, управляющая запуском основной программы и ее обновлением), основной программы (программы управления двигателем) и калибровок. Работа с разными типами ЭБУ имеет свои особенности:

Январь‑7.2 (идентификатор ПО I2xxxxxx), М73 пр-ва Итэлма (идентификатор ПО I3xxxxxx):

При записи ЭБУ обновляется только основная часть программы и калибровки. Бутлоадер по умолчанию не обновляется.Если после записи в ЭБУ прошивки, бутлоадер которой отличается от исходной, появляется «Ошибка ПЗУ», рекомендуется считать из ЭБУ прошивку (уже с исходным бутлоадером), открыть ее в редакторе калибровок CTPro, сохранить (будет пересчитана контрольная сумма) и снова записать в ЭБУ. 

Программирование Январь 5/7, VS5.1, Микас 7/11, Bosch MP7.0 /M7.9.7, М73Для обновления бутлоадера необходимо нажать клавишу Shift до нажатия на кнопку Запись и удерживать ее до начала процесса «Стирание FLASH». Однако при этом следует иметь ввиду, что при ошибке записи бутлоадера ЭБУ может перестать выходить на связь. 

В случае, когда при записи с обновлением бутлоадера произошла ошибка, и ЭБУ не выходит на связь, необходимо произвести запись ЭБУ через бутлоадер процессора. Для этого необходимо произвести доработку ЭБУ.

Для записи контроллеров семейств М73/Январь‑7.2 через бутлоадер процессора, необходимо выпаять резистор, отмеченный синим цветом и запаять его по диагонали, как показано красными стрелками. По окончании программирования, нужно вернуть резистор на место.

М73 пр-ва АВТЭЛ (идентификатор ПО A3xxxxxx): 

Процессор ЭБУ защищен. При записи обновляется только основная часть программы и калибровки. 

Если после записи в ЭБУ прошивки, бутлоадер которой отличается от исходной, появляется «Ошибка ПЗУ», рекомендуется считать из ЭБУ прошивку (уже с исходным бутлоадером), открыть ее в редакторе калибровок CTPro, сохранить (будет пересчитана контрольная сумма) и снова записать в ЭБУ. 

ВНИМАНИЕ! Работа с этим типом ЭБУ через бутлоадер процессора после доработки недопустима и может привести к необходимости замены процессора! 

Переходники и удлинители obd-2, существующие на рынке

С помощью переходников OBD-2 доступна диагностика автомобиля с применением современных устройств без OBD-разъема.

Устройства подходят для автомобилей Ауди, Хонда, Мерседес Бенц, Ауди, Опель, Ниссан, Митсубиси, ВАЗ и другие.

Основные виды переходников перечислены ниже.

  • GM12 pin — OBD2. Подходит для машин Шевроле, Дэу, ЗАЗ и ВАЗ.
  • ГАЗ 12 pin — OBD2. Применяется для авто УАЗ и ГАЗ, используется 12 контактов.
  • Набор переходников AutoCom для легковых автомобилей. Для людей, которые профессионально занимаются диагностикой, может пригодится комплект оборудования в него входит следующий набор — VAG 2 2 pin -> OBD-2 (для Ауди, Шкода, Сеат и Фольксваген), BENZ 38 pin -> OBD-2 (для Мерседес Бенц), BMW ADS 20 pin -> OBD-2 (для БМВ), FIAT 3 pin -> OBD-2 (для Альфа Ромео, Фиал и Лянчиа), OPEL 10 pin -> OBD-2 (для Опель), PSA 2 pin -> OBD2 (для Пежо и Ситроен), PSA 30 pin -> OBD-2 (для Пежо и Ситроен).
  • Набор переходников AutoCom для грузовых авто. В комплектацию входит 7 pin Knorr Wabco Trailer Cable, а также другие комплектующие — 12 pin MAN Cable, pin IVECO Cable, 16 pin SCANIA Cable, 12 pin Renault Cable, 8 pin VOLVO Cable, 37 pin MAN Cable, BENZ Cable.
  • VAG 2×2 – OBD-2. Подходит для машин VAG группы, выпущенных до 1997-го. В комплектацию входит две фишки — диагностические линии K и L, а также 12 В питания с «землей». Каждая из фишек подписана, предусмотрены засечки от неправильного подключения.
  • Kia 20pin – OBD-2. Используется для диагностики авто марки Киа. Имеет 20 разъемов. Сам разъем находится в подкапотном пространстве. В некоторых моделях можно использовать сканер ELM327, но с помощью упомянутого адаптера.
  • Ford 7pin — OBD-2 — для диагностики автомобилей Форд, Линкольн и Меркури. В основном применяется для старых машин марки Форд, выпущенных в период с 1985 по 1995 года.
  • Mercedes 38 pin – OBD-2 — предназначен для диагностики автомобилей Мерседес, сошедших с конвейера в период с 1994 до 2002 года. Имеет 38 контактов в разъеме.
  • Mercedes 14 pin — OBD-2 — передник с разъемом на 14 контактов для OBD-2. Предназначен для проверки авто марок Фольксваген, Мерседес Бенц (Спринтер, Актрос и Атего).
  • Nissan 14 pin – OBD-2 — устройство для диагностики машин марки Ниссан старых годов выпуска, имеющих гнездо на 14 контактов.
  • Toyota 22 pin Japan – OBD-2 — переходник для диагностики авто, выпускаемых на японском рынке до появления OBD-2 стандарта.
  • Toyota 17 pin – OBD-2 — применяется для машин Тойота с диагностическим OBD-разъемом на 17 контактов.
  • BMW 20 pin – OBD-2 — помогает в диагностике авто БМВ, произведенных до 2020 года.
  • Honda / Acura 3 pin – OBD-2 — переходник для машин от производителя Акура и Хонда, имеющих 3-pin разъем. Его покупка позволяет выполнить диагностику старых моделей.
  • Honda / Acura 5 pin – OBD-2 — используется для диагностики машин Хонда более раннего модельного ряда. Подходит для подключения авто с 16 контактами к моделям, имеющих 5-разъемную колодку.
  • Subaru 9 pin – OBD-2 — применяется для машин Субару и обеспечивает переход с 9-разъемной на 16-разъемную группу. Такой тип OBD устанавливался на Субару, выпускаемы в период 1993-2001 года.
  • Renault 12 pin – OBD-2 — переходник, позволяющий подключить сканер между авто с 12 и 16 пинами. Подходит для проверки автомобилей Рено.
  • Mazda 17 pin – OBD-2 — подходит для диагностики автомобилей Мазда, имеющих 17-разъемную колодку. С его помощью можно смело применять современные сканеры.
  • Mitsubishi / Hyundai 12 pin — применяется для авто марок Хендай и Митсубиси, выпущенных в период 1989-1998 год. Имеют колодку с 12 контактами.
  • Opel / Vauxhall 10 pin – OBD-2 — предназначен для диагностики Вауксхолл и Опель. Автомобили должны быть выпущены до 1996-го. Их особенность — наличие прямоугольного разъема с 10 контактами.
  • Fiat, Lancia, Alfa Romeo 3 pin – OBD-2 — используется для машин марок Альфа Ромео, Ланчиа и Фиат, имеющих 3-пиновое гнездо, а также зажимы типа «крокодил» для внешнего питания.
  • Peugeot, Citroen 30 pin — OBD-2 — предназначен для диагностики Ситроен и Пежо, вышедших с конвейера до 1997 года.
  • Cummins 9 pin (КАМАЗ, КАВЗ, ПАЗ) – OBD-2 — используется для диагностики машин КАВЗ, КАМАЗ и ПАЗ. Обеспечивает переход с 9-ти на 16-пиновый разъем.
  • Volvo 8 pin – OBD-2. Переходник для применения на грузовых машина Вольво с 8-контактной колодкой.
  • Iveco 30 pin – OBD-2 — используется для подключения оборудования с 30-пиновый на 16-контактный разъем. Применяется для диагностики автомобилей Ивеко.
  • SCANIA / DAF-16 pin — удобный инструмент, обеспечивающий переход между старыми колодками Скания или Даф на новые типы разъемов для проведения диагностических работ.
  • OBD-2 1.5 метра — удлинитель на 1,5 м, предназначенный для подключения разъема к сканеру.
  • OBD2 20 см — еще один удлинитель, предназначенный для применения в условиях ограниченного доступа к разъему. Имеется распайка всех 16 контактов.
  • Переходник с OBD-2 на RS232 COM.

Список переходников и удлинителей достаточно широк, чтобы подобрать оптимальный вариант и провести диагностику автомобилей разных марок и годов выпуска своими руками.

Программирование эбу семейств январь 5.1.х / 7.2 (7.2 ),vs5.1,микас 7.х, микас 11, bosch mp7.0 /m7.9.7( ), м73

 Архив. Обзорный материал 

Для начала немного общих сведений. В системах Январь 5.хх, Январь 7.2, Микас 7.хх, Bosch MP7.0 и Bosch M7.9.7, VS5.1, VS5.6 используется два вида памяти, сохраняемой при отключении питания – FLASH и EEPROM. 

Более современные контроллеры Январь 7.2 , Bosch M7.9.7 , Микас-11хх, М7.3 используют процессор с внутренней памятью и не имеют внешнего FLASH. 

FLASH – перепрограммируемая память, используется для постоянного хранения программы управления системой впрыска и калибровок. Именно эту память переписывают при «чип-тюнинге». Память эта статична и в процессе работы не изменяется.

Для перезаписи нужно использовать специальный адаптер и программу – загрузчик. Запись ведется по линии диагностики k‑line, контроллер перед записью должен быть переведен в режим программирования. В ЭБУ VS5.1, Январь 5.

хх и Микас 7.хх применена микросхема 28F010, 1 Мбит (128 Кб). Это дает возможность записывать последовательно 2 прошивки (длина прошивки 512 Кбит (64Кб)). Об этом смотрите в разделе «Двухрежимные прошивки».

EEPROM – многократно перезаписываемая память, используемая для хранения временной информации, сохраняемой при отключении питания. В EEPROM хранится коэффициент коррекции СО (в системах, где есть СО-регулирование), пароль и коды иммобилизатора, а так-же паспортные данные автомобиля:

Bosch MP7.0. – Системы распределенного впрыска топлива с электронным блоком управления BOSCH MP7.0 под нормы токсичности EURO-II и EURO-III получила широкое распространение на инжекторных автомобилях «Нива» 21214, 2123, Шевроле-Нива и на партиях «десятого» семейства, ориентированных на внешний рынок.

В качестве ПЗУ для этих ЭБУ используется микросхема FLASH, емкостью 256 кб, из которых только 32 кб являются калибровочными данными и доступны для считывания и редактирования с помощью программы Chip Tuning Pro(SMS-SoftWare).

MP7.0 является одним из самых «малоизученных» тюнерами блоком ввиду довольно сложного алгоритма расчетов (с использованием математической модели ДВС использующей фактор нагрузки), адаптации и самообучения.

В настоящее время только один программатор (кроме, естественно, заводского оборудования) поддерживает перепрограммирование Bosch MP7.0 – универсальный программатор от SMS-SoftWare CombiLoader.

С помощью этого программатора возможно чтение/запись калибровок и только запись всего содержимого Flash (так называемый «Full Flash», т.е полностью все 256 кб). Последняя функция полезна при полной утрате содержимого flash или при перепрограммировании блоков с EURO-III на EURO-II.

EEPROM в Bosch MP7.0 аналогичен Bosch M1.5.4. Для стирания / перезаписи необходимо либо выпаивать микросхему eeprom и пользоваться внешним программатором, либо применять еще одну программу SMS-SoftWare – CombiSet.

Помимо своих «прямых функций» по коррекции одометров ВАЗ, программа может стирать eeprom или записывать в него заранее подготовленные данные без демонтажа микросхемы, непосредственно на плате. Причем эта функция доступна даже в бесплатной демо – версии.

Много вопросов возникает по программированию блоков VS‑5.1. Очень часто блоки отказываются «выходить на связь», вызывая панику в рядах начинающих тюнеров. В этом случае я рекомендую проверить источник питания (под нагрузкой) – эти блоки очень критичны к питающему напряжению.

VS5.1 отказывается программироваться при снижении питания ниже 9,5 вольт, в то время, как Январи продолжают великолепно программироваться.

С сентября 2003 года появилась новая АППАРАТНАЯ модификация VS5.1 несовместимая про прошивкам со «старой». Подробнее можно узнать здесь.

С сентября 2003 года на автомобили начали устанавливаться новые блоки Bosch M7.9.7 под нормы токсичности Евро II, а с октября 2004 г., с началом выпуска модификаций двигателя объемом 1,6 л. (подробнее смотрите здесь)

Bosch M7.9.7 (в двух аппаратных реализациях, несовместимых по прошивкам) и Январь 7.2 (в 2007 появилась вторая аппаратная реализация, Январь 7.2 , аппаратно и программно несовместимая со «старым» Январь 7.2) полностью вытеснили все остальные ЭБУ.

В 2007 г. основными серийными блоками ВАЗ были Январь 7.2 (новая аппаратная реализация) и Bosch M7.9.7 , в 2008 г.

Bosch M7.9.7 и Bosch M7.9.7 требуют доработок для перевода в режим программирования.

Все ЭБУ, упомянутые в этой статье, в полном объеме поддерживаются универсальным программатором CombiLoader (опция) и программой ChipTuning PRO (опция).

Программы – загрузчики эбу от нпп нтсянварь 5.х, vs5.x, микас 7.х


Программирование Январь 5/7, VS5.1, Микас 7/11, Bosch MP7.0 /M7.9.7, М73НПП НТС тоже наконец – то перестало гонять своих покупателей ПБ‑2 в ДОС и обратно и разродилось простенькой программкой под Windows, позволяющей выбирать номер используемого порта и скорость его работы. Никаких параметров, кроме выбора типа блока между Январь и Микас больше не настраивается, при чтении ЭБУ сразу предлагается сохранение файла, при записи – открытие. В нижней части индикатор выполнения. Программка значительно уступает по возможностям даже первым версиям облегченной (Lite) программе ECU Programmer С.Сапелина. Совсем любопытные могут посмотреть, что же, все-таки находится внутри программатора ПБ‑2. 

Версия программы 1.1 от 10.10.2001  позволяет производить очистку EEPROM и работает с файлами двойного размера (128Кб).

Версия 1.5 Ровно через год от предыдущей версии НТС выпустило обновление, добавлена поддержка блоков VS1, выведены идентификаторы прошивки, строка статуса и прогресс-бар.Версия 1.6 внешне не отличается от предыдущей, об изменениях авторы не сообщают.

Версия 1.7 выпущенная в феврале 2003 г. так же внешне не имеет отличий, кроме названия версии. Об улучшениях и изменениях не сообщается. Может быть это лишь видимость движения вперед? 🙂Версия 1.8- июнь 2003 г.

Комментариев производителя, как водится – нет.Версия 1.9- февраль 2005 г. Добавлена функция программирования Январь 7.2Версия 1.10 – март 2005 г.

Косметические изменения. («Добавлены» Микас 7.6/7.2)Версия 1.12 – декабрь 2005 г. Добавлена «идентификация»

Расшифровка диагностических кодов протокола obd-2

Сегодня коды неисправности подведены к единому стандарту для упрощения процесса диагностики и определения неисправности автомобилей разных марок. Впервые стандарт появился в Соединенных Штатах в 1996-м, а в Европе в 2001-м. В России он применяется ориентировочно с 2006 года.

Код ошибки можно распознать по специальному обозначению, состоящему из буквы и следующей за ней группой цифр. Знание расшифровки каждой из комбинаций позволяет быстро отыскать ошибку.

Для примера рассмотрим код P0257. Он состоит из двух элементов — буквы и четырех цифр.

1-й символ.

Первая буква может быть четырех видов:

  1. P (Powertrain). Свидетельствует о наличии проблем в коробке передач или моторе.
  2. C (Chassis). Этот код ошибки показывает на неисправности в шасси, а именно ABS, блокировке дифференциала, системе антизаноса.
  3. B (Body). Наличие такой буквы в коде свидетельствует о сбоях в работе кондиционера, климат-контроля, подушек безопасности или люков.
  4. U (Network). Код неисправности дает информацию о сбоях в сети блоков управления, трудностях связи между ними.

В нашем примере код начинается на букву P, что свидетельствует о проблемах в КПП или двигателе.

2-й символ.

Сразу после буквы можно увидеть цифровой ряд.

Первое число может быть двух видов:

  • «0» — свидетельствует о том, что это общий код неисправности для OBD-2, характерный для всех производителей. Иными словами, наименование будет идентичным для различных марок авто, будь это БМВ, Тойота или другие.
  • «1» — индивидуальный код, характерный для конкретного производителя. Появление такой цифры после числового обозначения требует внимательно подойти к интерпретации ошибки. На практике возможны совпадения, но в 8 из 10 случаев у каждой марки индивидуальные обозначения. Они указываются на специальном или английском языке.

В приведенном примере после P стоит цифра два, что свидетельствует о наличии стандартного кода.

3-й символ.

По третьему значению в коде можно понять, в каком именно узле возникла проблема.

Здесь возможны следующие варианты в привязке к цифре обозначения:

  1. Система подачи топлива или воздуха.
  2. То же самое.
  3. Система зажигания.
  4. Дополнительный контроль.
  5. ХХ (холостой ход).
  6. Электронный блок управления и его цепочки.
  7. Трансмиссия.
  8. То же самое.

В нашем примере на третьем месте 2, поэтому проблема касается системы подачи топлива или воздуха. Именно там необходимо искать проблему.

4-й и 5-й символ.

Последние две цифры — порядковый номер выпавшего кода ошибки применительно к текущей диагностике автомобиля. Начинается от 01 и далее. В нашем примере речь идет о 57-й ошибке.

Ручной перевод эбу в режим программирования

I. Январь 5.1/5.1.1/5.1.2, Микас 7.

Программирование Январь 5/7, VS5.1, Микас 7/11, Bosch MP7.0 /M7.9.7, М73Контроллер лучше с машины снять. Хоть и есть информация о успешной загрузке прямо на автомобиле, все – таки надежнее работать с минимальной длиной соединительных проводов. Для питания контроллера необходим источник тока 12V/,5A. Можно пользоваться внешним источником питания или штатным аккумулятором.

Для перевода контроллера в режим программирования необходимо подать 12В на вход разрешения программирования 47 и на 18 контакт (не отключаемое питание контроллера) перед (!) имитацией включения зажигания (27 контакт ЭБУ). Ну и «масса» электроники – 19 контакт.

УАЗовцы (КБ Электроники УАЗ) рекомендуют посадить на общий провод все «земляные» контакты (Хуже от этого точно не будет и контроллеры можно будет «диагностировать» на столе) – 2,14,19,24,30.

Реально это выглядит так: подключаете ЭБУ по приведенной схеме, включаете выключатель S1, ждете 3 – 5 секунд, включаете S2 и запускаете программу.

Загрузка идет по последовательному каналу K‑Line и занимает относительно продолжительное время.  Если Ваш адаптер отлично работает с диагностикой, но не желает программировать блоки, скорее всего надо задуматься о его замене на более совершенный вариант.

A. Соколов (UncleSam)  рекомендует подключать контроллер, как показано на рисунке справа. Суть, в принципе, не меняется. Горящий светодиод сигнализирует о том, что контроллер НЕ НАХОДИТСЯ в режиме программирования.

Для программирования Микас 7.1/7.2подключение аналогично Январь 5.1, но необходимо использовать не 47 ногу, а 42 (PRG). 

Программирование ЭБУ VS5.1, производства НПО Итэлма и блоков МИКАС 7.6 полностью аналогично Январь 5, единственное отличие – необходимо подавать « » питания на 37 контакт контроллера. 

Программирование ЭБУ Bosch MP7.0H аналогично Январь 5.1, но необходимо использовать не 47 ногу, а 50 (PRG. Только для записи калибровок. Чтение возможно без перевода в режим программирования).

Таблица обязательных для программирования контактов (55-контактные ЭБУ).

* Как видно из таблицы, использование 37 контакта необязательно на большинстве систем. Но, при постоянном подключении этого контакта, различие систем только в выборе ножки разрешения программирования.

  II. Bosch M7.9.7 / Январь 7.2 

ЭБУ с 81-контактным разъемом. Подключение этих типов ЭБУ для перевода в режим программирования так же просто, как и Январь 5. 

Перед программированием рекомендуется заглянуть в раздел «Доработка ЭБУ», т.к в 99,9% ЭБУ Bosch M7.9.7 отсутствует связь от входа разрешения программирования (43 ножка контроллера) до процессора (порт L0.4).

На представленной схеме для универсальности применено переключатель выбора типа ЭБУ, т.к они требуют подачи на 43 ножку (PRG) сигналов разного уровня. Перед программированием нужно выбрать тип ЭБУ переключателем S1 Январь 7.2 или Bosch M7.9.7. 

В цепь подачи управляющего напряжения в режиме Январь 7.2 можно установить токоограничительный резистор, который может быть любого типа номиналом 1 – 5,1 Ком. (от 12V до верхнего контакта переключателя S1).

Если контроллер не выходит на связь, необходимо выключателем S2 снять питание с 13 ноги (IGN, зажигание) и сделать паузу не менее 7 – 10 секунд, после чего повторить попытку соединения. 

Универсальный программатор ЭБУ CombiLoader автоматически все сделает за Вас без всяких переключателей. Следует иметь ввиду что этот программатор считывает/записывает прошивки не в простом бинарном виде, а в формате, доступном для редактирования программой Chip Tuning Pro.

Как известно, многие ЭБУ (по-видимому, в целях снижения себестоимости ЭБУ) не содержат элементов, необходимых для перевода в режим программирования.  Такие ЭБУ требуют доработки. Подробнее об этом здесь.

BOSCH M7.9.7

Для перевода этого блока в режим программирования достаточно замкнуть контакт, отмеченный треугольником на массу через резистор 4 – 6 кОм.  Можно (и даже нужно) изготовить щуп с резистором внутри и крокодилом с другой.

Есть еще один вариант – аккуратно «нарисовать» резисторы очень мягким простым карандашом, графит выполнит функции резистора. После программирования следует тщательно удалить следы графита. 

МИКАС 11

Для перевода этого блока достаточно замкнуть контакт, отмеченный кружком, на массу. Ближайшая удобная масса – корпус кварцевого резонатора. Замыкать нужно на время установки связи, как только процесс пошел, перемычку можно убрать. 

Сканеры на базе чипа elm327

Адаптеры ELM327 пользуются спросом у автовладельцев, желающих самостоятельно проверить автомобиль обойтись без посещения СТО. Они позволяют проверить машину с помощью ПК, ноутбуков и других устройств. Функционал оборудования зависит от применяемого ПО.

Чаще всего программы позволяют проверить трансмиссию и мотор, но некоторый софт помогает изучить и другие блоки машины.

Базовые функции:

  1. Диагностика мотора и системы подачи топлива.
  2. Считывание и изучение кодов ошибок.
  3. Проверка электроники транспортного средства.
  4. Выявление поломки контролирующих датчиков.
  5. Сброс ошибок и т. д.

С помощью адаптера можно проверить информацию от кислородного датчика, узнать обороты мотора, температуру ОЖ и давление в коллекторе пуска.

Применение сканера позволяет изучить состояние системы подачи топлива, увидеть положение заслонки дросселя и измерить скорость машины.

В оборудовании предусмотрена опция ведения логов, отображение данных в графическом виде, споп-кадр и другое.

Поддерживаемые протоколы:

  1. ISO 9141-2. Применяются для автомобилей Хонда, ВАЗ, ГАЗ, Тойота, Ниссан, Мерседес, Инфинити, Порше, БМВ, Лексус и т. д.
  2. ISO 15765-4 (CAN) подходят для машин Рено, Ягуар, Форд, Фольксваген, Опель, Ауди, Мазда, Сааб, Вольво, Порше, Пежо, Рено, Опель и других.
  3. ISO 14230-4 (KWP2000) — протокол, поддерживаемый автомобилями Хендай, Дэу, Киа и т. д.
  4. J1850 VPW подходит для машин Шевроле, Бьюик, Додж, Исузу, Кадиллак, Крайслер и Дженерал Моторс.
  5. J1850 PWM — совместим с Форд, Мазда и Линкольн.

Сканер ELM327 — универсальный прибор, используемый для компьютерной диагностики ТС своими руками без обращения на СТО.

С его помощью можно проверить машины разных производителей:

  1. Отечественные — Шевроле Нива, ВАЗ, ЛАДА, ГАЗ, Ланос, Сенс, Славута (инжектор).
  2. Зарубежные с бензиновыми моторами — Ауди, Акура, Альфа Ромео, БМВ, Астра, Бьюик, Шевроле, Чери, Крайслер, Ситроен, Дача, Дэу, Додж, Кровн Виктория, Даймлер Сикс, Фиат, Форд, Джили, Хонда, Греат Вол, GMC, Хендай, Инфинити, Исузу, Киа, Джип, Ягуар, Киа, Мазда, Лексус, Линкольн, Лянчия, Мерседес, Митсубиши, Ниссан, Опель, Олдсмобил, Пежо, Рено, Порш, Понтиак, Плеймоут, Ровер, Сааб, Сатурн, Шкода, Сеат, Смарт, Ссанг Йонг, Субару, Сузуки, Тойота, Триумф, Фольскваген и Вольсов.
  3. Зарубежные с дизельными моторами — БМВ, Альфа Ромео, Ауди, Шевроле, Фиат, Ситроен, Форд, Джип, Исузу, ГрейтВол, Хонда, Киа, Мазда, Лэнд Ровер, Мерседес Бенц, Ниссан, Сузуки, Ссанг Йонг, Опель, Пежо, Рено, Сеат, Фольксваген, Вольво и Виннабеджо.

Упомянутый список ориентировочный, а отсутствие в нем вашей марки авто не означает, что она не поддерживается ELM327.

Оцените статью
OBD
Добавить комментарий