Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста ОБД2

Этот вопрос возникает перед всяким, кто решил посвятить себя автомобильной диагностике и авторемонту. Самая сложная тема в этой области — диагностика современных двигателей.

Как практически стать автодиагностом с нуля? Какие курсы стоит рассмотреть как подспорье? И какие дистанционные курсы автодиагноста позволяют повысить квалификацию при неплохой начальной базе?

Курсы автомобильной диагностики представлены разными вариантами. Есть непосредственно курсы автодиагностики, автомехатроники. Есть совмещённые курсы, на которых осуществляется обучение автоэлектриков и автодиагностов.

Рассмотрим, какие дистанционные курсы предлагают учебные центры России, Беларуси, Украины, Казахстана.

«Автолаборатория» (autolab72. ru)

«Автолаборатория» с 2016 года известна как компания, занимающаяся диагностикой, чип-тюнингом, установкой дополнительного оборудования. Но с 2019 года здесь запущены и онлайн-курсы.

Изучить диагностику можно в онлайн-формате. Интерактивные курсы предназначены для самостоятельного обучения. Используется платформа для автоспециалистов ELECTUDE.

Стоимость прохождения онлайн курса — 6 800 российских рублей за доступ в течении 90 дней. В рамках этого времени учащийся сам может выстроить удобный для себя по времени план занятий.

Школа автодиагностики Алексея Пахомова

Уже само название говорит за себя. Акцент здесь – на автомобильную диагностику.

Формат: видео-лекции + отправка учащимся дополнительных материалов (иллюстраций, текстов, схем) для углубленного изучения отдельных тем + коммуникации учащихся с преподавателями для ответов на вопросы (по e-mail).

В Школе Алексея Пахомова можно найти базовые и тематические, в том числе специализированные курсы автодиагностики.

Что предлагается изучить на базовых курсах?

Какие специализированные, тематические решения доступны слушателям?

Сколько времени затрачивать на конкретную программу, каждый решает для себя. Возле каждого урока указано время его прохождения. Можно спланировать сколько уроков в день, неделю, месяц, реально проходить в каждом конкретном случае. Например, потенциальный учащийся видит: курс диагностики датчиковой аппаратуры состоит из 16 уроков, один урок – 18 минут, другой – 26 минут, на изучение самой обширной в курсе темы отводится 1 час. Перед прохождением курса можно суммировать это время, распределить его по временной сетке максимально удобно для себя.

Cтоимость обучения: базовые курсы по автомобильной диагностике: 2 925 российских рублей, такая же стоимость обучения — для тех, кто будет прокачивать навыки датчиковой аппаратуры, систем зажигания, систем подачи топлива. 3 675 российских рублей — стоимость прохождения онлайн-программ, связанных с газораспределительными механизмами, турбонаддувом.

Разобраться в системе Common Rail и научиться работать с неполадками в ней можно заплатив за курс обучения 7 275 российских рублей.

Ряд других специализированных тематических курсов доступны за 1 875 – 4 800 российских рублей.

Комплексный базовый курс, объединяющий обучение не только по диагностике, но и автоэлектрике предлагается за 27 000 — 38 700 российских рублей (в зависимости от того, когда студент начинает обучение – в «обычный» сезон или во время акций).

Bosch

Представительство OOO Роберт Бош периодически организует бесплатные вебинары по компонентам Bosch. Доступ к онлайн-трансляциям – бесплатный. После окончания доступ к записям сохраняется ещё в течение 1 -2 недель (в зависимости от вебинара).

Среди уже прошедших и интересных для диагностов вебинаров:

Что входит в программу?

Программа включает аспекты от основ применения диагностического оборудования и измерительного инструмента (в том числе, заметный акцент – на вопросах безопасности, сигналах) до электронных систем управления (ЭСУ), которые отвечают за безопасность, комфорт, эргономичность при езде.

Обучающие и тестовые модули помогают «прокачаться» по темам, которые связаны с дизельным и бензиновыми двигателями, КПП, системой пуска и заряда, сетями обмена данных и т.д.

Как выбрать курс? Чтобы не разочароваться при выборе учебного продукта, учитывайте следующие нюансы:

Как самому сделать диагностику автомобиля?

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Несмотря на тот факт, что специалистов по диагностике достаточно, а станции техобслуживания – на каждом шагу, провести диагностику своего автомобиля собственными силами могут захотеть многие автомобилисты. Причиной тому – нежелание слишком часто обращаться к диагностам СТО, да и дело это затратное.

Иногда встречаются такие «специалисты», что уж лучше потратить немного времени на изучение вопроса и сделать диагностику самому. Это позволит выявить ошибки и, если они незначительные, то устранить их самостоятельно. А если потребуется устранить серьезные неполадки – обратиться к мастерам техобслуживания.

Никто не будет спорить, что регулярно проверять состояние основных узлов и агрегатов своего автомобиля – важный вопрос. Это позволит быть уверенным в нормальной работе ТС. Если есть какие-то неисправности – не запускать процесс, а своевременно их ликвидировать. Вот почему самостоятельная диагностика – актуальный вопрос.

Какие особые способности или приборы нужно иметь, чтобы провести ее? Если разобраться, изучить и освоить процесс самостоятельной диагностики по силам рядовому автолюбителю, который дружит с компьютером. Этому стоит научиться каждому, кто за рулем.

Центр «Новые знания»

Можно выбрать стандартный пакет «Дистанционно» и пакет VIP. В первом случае обучение ведётся по плану, как в группах очников. Во втором – по индивидуальному плану.

Курс ориентирован на тех, кто уже имеет знания в области автоэлектрики, уметь читать автомобильные электрические схемы.

Рассматриваются разные виды диагностики (субъективная и объективная). Большое внимание уделяется осциллограммам, датчикам, программам «Скан-Матик» и «Автоскоп».

Документ по завершению курса: сертификат.

Стоимость обучения: 13 880 – 22 000 российских рублей.

Устройства для диагностики

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

С целью компьютерной диагностики надо иметь: ноутбук с функцией Bluetooth (планшет или смартфон с Bluetooth), софт по диагностике (одна программа или несколько) – его нужно установить заранее на то устройство, с которого будет вестись проверка, а также сканер-адаптер. Если не работает Bluetooth, подойдут адаптеры, которые подсоединяются к порту автомашины посредством компьютерного соединительного кабеля.

Устройства могут быть любые, лишь бы был обеспечен выход на экран: планшет, ноутбук, смартфон, ПК. Самым удобным и мобильным вариантом будет смартфон, который занимает минимум места, а функции и память у него сопоставимы со средним ПК.

Существует множество видов адаптеров, которые продаются и широко доступны. Среди них есть такие, которые предназначаются для автомашин конкретных марок. Существуют и универсальные, подходящие для автомобилей разных производителей.

В автосервисах работают с профессиональными приборами, которые считывают данные конкретных марок авто. Любители часто приобретают простенькие и недорогие сканеры, которые обладают универсальностью. Например, универсальный адаптер (диагностирует многие марки машин) KKL USB VAG-COM 409.1 (стоит около 1 тысячи рублей).

Продаются мультимарочные сканеры, предназначенные для использования диагностами начального профессионального уровня, они дороже. Автомобильный сканер BLACK CDP+ 2016 стоит 7500 рублей и подходит для диагностики автомашин большинства производителей.

Известный у автомобилистов сканер «Вася-Диагност» работает с машинами из группы «VAG» (Audi, Skoda, Volkswagen), стоит около 6000 рублей.

Универсальный сканер ELM327 OBD2 bluetooth имеет хорошее качество и нормальную цену, поддерживает автомобили всех марок, вышедших в продажу с 1996 года. Его можно купить по цене 1500–2000 рублей.

Очень популярный у автолюбителей ELM327 1.5 произведен в Китае и стоит около 5 долларов США. Считается надежным, работающим со всеми новыми и старыми машинами, передача данных – по Bluetooth.

Оснащенные технологией Bluetooth автосканеры умеют:

Центр подготовки «Атоэлектрик-Диагност»

Центр подготовки «Атоэлектрик-Диагност» предлагает подготовку автодиагностов в разном формате. В том числе, доступна онлайн дистанционная форма обучения.

Как организован процесс обучения?

На электронную почту или в мессенджер студента учебный центр отправляет аудио, текстовые материалы, коды доступа к видеоматериалам на сайте, домашние задания.

По окончанию курса специалистам предлагается пройти самоаттестацию.

По желанию можно пройти практику на автосервисе Москвы.

Стоимость полного курса обучения автодиагностов: 35 500 российских рублей.

Требования к кандидату

Основные требования к кандидату в автодиагносты:

Приветствуются знания электроники и навыки пайки.

Не последнее место занимает развитое чувство интуиции.

Нужно четко представлять себе специфику диагностики двигателя: в автомобиле, где все взаимосвязано, нельзя ограничить себя чем-то одним, подчас многие неисправности напрямую не связаны с cистемой впрыска. Диагност должен на «отлично» знать мотор изнутри, быть хорошим автоэлектриком, знать системы впрыска как современные, так и более ранних версий.

Диагносту важно правильно скомплектовать свое рабочее место. Конечно, все и сразу приобрести довольно тяжело, но хотя бы основные приборы будут нужны обязательно.

Profi+

Для диагностов в центре Profi + в Казахстане есть два типа курсов:

Специалисты, которые уже «подкованы» в устройстве авто, механике, электрике, записываются на курс изучения и работы с мотор-тестером.

Те, кто обучается в центре на автоэлектриков, проходит этот курс как составляющую своей обучающей программы (благодаря модульной системе обучения, такое «вкрапление» вполне несложно в реализации со стороны образовательного центра).

Для тех, кто уже имеет базу в своём багаже, обучение работе с мотортестером предлагается именно как автономный дистанционный курс.

Особое внимание в курсе уделяется датчикам, ГРМ, степени износа ДВС, цилиндрам, системе зажигания, проходимости газа.

Стоимость дистанционного курса обучения: 55 000 тенге (около 10 000 российских рублей).

Что же касается курсов, ориентированных на изучение конкретного оборудования, то доступны, например, мини-курсы по изучению:

Порядок действий при самостоятельном диагностировании

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Соблюдая простой несложный алгоритм, можно успешно осуществить диагностику машины своими силами, не затрачивая много усилий и ресурсов.

Проверку можно производить на холостых оборотах. Иногда, делая проверку, даже нет необходимости заводить мотор. По окончании диагностики, когда ошибки найдены и расшифрованы, появляется выбор.

Если неисправность вызывает серьезные опасения, можно показать автомобиль специалисту, уже зная, в чем состоит проблема. Или же попытаться выполнить ремонт своими силами.

Иногда ошибку выдает не выход из строя какого-то устройства, а элементарный обрыв или замыкание проводки. Поэтому всегда первым делом стоит проверить проводку, а уж затем рассматривать замену дорогостоящих деталей.

Заключение

Компьютерную диагностику на самом деле не так уж сложно освоить, хотя бы на начальном уровне. А с опытом базовые знания расширятся, и можно будет приступить к более профессиональной диагностике.

Видео про диагностику автомобиля:

Как научиться диагностике автомобилей самостоятельно

«Где и как обучают автомобильной диагностике»

Открываю дверь и попадаю в рабочее помещение автосервиса «ИнжКар» www.injcar.ru

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Думал, что это и есть «весь автосервис», но ошибался. Как оказалось, есть ещё много помещений, где проводятся другие работы. Вот, например, кузовной ремонт и покраска:

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

А это слесарный пост, где в данный момент проводится работа по замене системы выхлопа:

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

И как принято в больших и серьёзных автосервисах, есть помещение для клиентов, откуда они могут наблюдать за ходом ремонта своего автомобиля:

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Детский уголок. «Мелочь, а приятно», как говорится.

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Нет, от сути не уклоняюсь, надо же показать, в каких условиях работают эти курсы для обучения автодиагностов. А что написано в Интернете об этом?

«Подробный и глубокий курс от самых основ до конкретных практических навыков с глубоким погружением в основы профессии. 20 дней плотно спрессованной информации теория + мастер класс + практика по профессии «Мастер-диагност бензиновых систем управления впрыском топлива»,- http://www.injcar.ru/obuchenie/

Понятно. Но доверять надо конкретике: окончив осмотр автосервиса, иду в конец ремонтной зоны, где около автомобиля собралась группа людей.

Для начала представлю руководителя курсов. Это Рязанов Фёдор Александрович, знакомый читателям статей Легион-Автодаты:

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Это практические занятия на конкретном автомобиле: Mazda выпуска 2000 года. На фото ниже Рязанов Ф.А. (справа) и курсанты его курса, приехавшие из разных мест: из Грозного, Ставрополя, Подмосковья, республики Адыгея.

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Претензии клиента: «Плохо заводится. Плохо работает на холостом ходу. Горит ЧЕК на панели приборов». Что происходит при попытке запустить мотор: — стартер крутит с трудом — мотор еле-еле заводится и его начинает «колбасить»

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Предоставим слово руководителю курсов обучения Рязанову Ф.А:

«Силовой агрегат любого автомобиля условно можно разделить на 3 системы: 1. Двигатель и воздушный тракт. Контролируется вакуумметром. 2. Топливоподача. Контролируется лямбда-зондами. 3. Зажигание. Контролируется искровым пробойником.

Отправной точкой для нахождения дефекта на этой Мазде явились «кривые» показания вакуумметра. При норме 20-30 кРа («зеленая зона») он не дотягивал даже до ее половины. Черная кошка сидит тут!

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Систему топливоподачи на «кривом» двигателе проверять смысла нет. Даже в учебных целях.

Второй вероятной причиной являются проблемы с EGR.

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Действительно: хорошую штуку организовали участники форума: «Библиотеку осциллограмм»,- http://forum.autodata.ru/221/ (к слову: в разделе «»Инструменты для работы» *Мелочи и всякие «know how», без которых не обойтись*,- http://forum.autodata.ru/7/24057/, можно найти много «полезностей», которыми поделились автомобильные диагносты).

Это и есть то самое, что называется «наработка опыта». Или «наработка отказов». Слушатели курсов с самого начала начинают понимают: «Искать и устранять неисправности на автомобиле надо в комплексе, применяя все доступные форматы знаний».

А теперь вспомните, какой автомобиль был выбран для проведения этих практических занятий? Да, старый по году выпуска. Что тут сложного? А то, что на нём «не было кодов неисправностей«.

Вы были на Конференциях «Технологии авторемонта. Диагностика современных силовых агрегатов»? autodata.ru/article/all/vtoraya_konferentsiya_den_vtoroy/

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Так вот, в перерывах между лекциями беседовал с Газетиным С.П. (на фото ниже).

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Не буду говорить насчёт его уникальных знаний в области диагностики и ремонта автомобилей, приведу только выжимку из нашей беседы насчёт «страшного сна большинства авто диагностов»:

«-Это когда машина приходит на ремонт, подключают сканер, а кодов неисправностей нет. И всё. Приплыли. Базовых знаний нет, а «верхушки знаний», которые нахватались, тут не помогут. И начинается катавасия».

Вот такой сложный автомобиль (а тем более для начинающих: «коды неисправностей отсутствовали»), был выбран для обучения. С одной стороны это «учить плавать, бросив в воду». Но если при этом «поддерживать и показывать», то это хороший способ.

Само обучение на данном уроке было построено верно, по принципу «от простого к сложному». На мой взгляд, польза от такого обучения быть должна.

Теперь обещанный бонус: Как выбрать курсы обучения в Интернете

Это не советы и не рекомендации. Это моё личное понимание. Прошу это учесть, так как у каждого свой угол зрения.

И я закрыл. Наверняка сайт смотрело Руководство сайта и, если «такое всплывающее разнообразие» ему нравится, значит, оно совсем не ценит время людей. Нет, с такими не по пути.

Предложений много, десятки тысяч. И куда пойти учиться? Мы же так устроены, что нам «надо товар пощупать». А как это сделать? Довериться словам?

И опять-таки, на мой взгляд:

«Какими свойствами должен обладать сайт, который предлагает обучение»?

Программное обеспечение для самостоятельной диагностики

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Весь процесс диагностики происходит по следующей схеме. Программа-диагност через COM-порт отправляет импульс на тестер и контроллеру автомобиля. В ответ контроллер возвращает свой импульс. Получив его, утилита обрабатывает и выводит результат на смартфон или компьютер. Этот обмен данных происходит по протоколу, который может быть у каждого автопроизводителя свой. В основной массе случаев все же диагностика автомобиля происходит по протоколу ODB-2.

Использовать при диагностике можно только одну программу, а можно установить их три-четыре сразу, чтобы во всех деталях разобраться с поступающей от бортового компьютера информацией.

Утилиты выводят на экран используемого устройства базовые параметры, которые поступают от разных систем машины. Становится доступна информация, по каким параметрам и условиям функционирует система, появляются коды ошибок, а также расшифровки этих кодов. После обнаружения причин ошибок и успешного устранения программа стирает сведения об ошибках из памяти.

«Uniscan»-софт может проводить проверку автомашин всех производителей (Европа, США, Корея, Япония), начиная с 2001 года выпуска: Ford, Chevrolet, Nissan, Toyota, KIA, Daewoo, BMW, Opel и др.

«Мотор-Тестер» – мощная утилита для профессионального применения, она диагностирует не только автомобили иностранного производства, но и российские ВАЗ, УАЗ, ГАЗ.

«Vagcom» и «Vag Tool» – эти две программы применяют для диагностики авто VAG группы – Ауди, Сеат, Фольксваген, Шкода.

Для тех устройств, которые работают на Андроиде, самой лучшей программой считается «Torque». Она может легко сделать диагностическую проверку, проста в управлении и понятна каждому пользователю. Бесплатная версия обладает хорошим объемом функций, а платная уже представляет собой практически аналог бортового компьютера, который в реальном времени отслеживает все параметры машины.

АНО «Профессиональный стандарт» и ГК «Центр Реформ Предприятий»

АНО «Профессиональный стандарт» и ГК «Центр Реформ Предприятий» предлагает комплексное дистанционное обучение на автоэлектрика-диагноста.

Программа обучения рассчитана на 3 месяца (520 часов обучения).

Организатор обучения подчёркивает, что программа предназначена для тех, кто имеет высшее или среднее профессиональное образование.

Что входит в программу обучения?

Стоимость: 10 000 – 16 000 российских рублей (в зависимости от того, действует ли льготный период).

Программа обучения соответствует требованиям, профстандартам, действующим с 2016 года. По результатам обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке образца, установленного в Российской Федерации.

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

MSG Equipment

Ряд курсов, как, к примеру, обучение диагностике и ремонту стартеров и генераторов, диагностика и ремонт электромобилей Tesla доступны в центре MSG Equipment только для очников (представительства компании работают в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Красноярске, Краснодаре, Екатеринбурге).

Однако также организованы краткосрочные онлайн-интенсивы по диагностике (6 дней). Они ориентированы на уже работающих в автосервисах специалистов, которые хотят больше узнать о поиске неисправностей в системах кондиционирования, тормозных системах, а также у генераторов, стартеров, ГУР (гидравлических посетителей руля).

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Центр «Лидер»

При выборе формата курсов диагностов в центре «Лидер» у учащихся есть выбор:

Стоимость: если рассматривать непосредственно онлайн-облучение, то индивидуальные занятия с личным преподавателем в центре «Лидер» предлагают за сумму от 24 белорусских рублей за урок, занятия по фиксированному графику в группе – от 7 белорусских рублей за урок.

Дистанционный пакет ориентирован на 3 месяца обучения (144 академических часа).

Сертификаты: при прохождении только онлайн обучения выдаётся справка, при прохождении обучения по полной программе – сертификат, соответствующий требованиям «Кодекса об образовании Республики Беларусь». По желанию студент может заказать сертификат на английском языке. Такой вариант используют те, кто планируют уехать за границу.

Mers Academy

Формат: совмещённый: дистанционное обучение + оффлайн-встречи с тренерами.

Программы. Представлены тремя уровнями: для новичков, специалистов со средним уровнем подготовки и профи.

На курсах для новичков учащиеся знакомятся с диагностическим оборудованием, получают знания, которые касаются диагностики бензинового и дизельного двигателя. Кроме того, знания прямо на курсах можно превратить в навыки, отработав методики диагностики ДВС на симуляторе автомобиля.

На курсах, ориентированных на средний уровень, диагностика изучается более углубленно, разбирается использование не только базового, а продвинутого специализированного диагностического оборудования. При успешном прохождении курса учащиеся знают, как составить наиболее рациональный алгоритм диагностики.

Учащиеся, прошедшие обучение для специалистов уровня «профи» полностью готовы к работе с одним из самым сложных компонентов транспортных средств – электронным блоком управления (ЭБУ). Они комплексно могут подойти к нахождению неполадок ЭБУ и его ремонту.

Время обучения: график обучения свободный, но, чтобы достигнуть результата, следует выделить 2-3 часа работы в каждый день или, если в будни работа отнимает максимальное количество времени, выходные полностью посвятить обучению.

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Оборудование для диагностики двигателя

Какое оборудование необходимо на диагностическом участке?

Сразу оговорюсь, что методы диагностики на слух и на глаз не считаю приемлемыми в современных условиях. Отнюдь не умаляя роли человека в диагностическом процессе, напротив, считая специалиста ключевым звеном, без которого в принципе невозможно добиться сколько-нибудь заметного результата, продолжаю утверждать, что качественное оснащение участка оборудованием совершенно необходимо.

Три причины создать современный диагностический участок:

1. На дворе 21 век.

Век электроники, компьютеров и других умных систем. И диагностика двигателя внутреннего сгорания дедовскими методами, основанными на органах чувств и интуиции человека, выглядят сегодня попросту курьезно.

2. Разборчивость потребителей услуг автосервиса в последнее время стала значительно выше.

Появляется все больше людей, готовых платить деньги за качественный профессиональный ремонт. Это требование времени и экономической ситуации.

3. Успешность работы участка диагностики двигателя не может и не должна зависеть от субъективного восприятия ситуации диагностом.

Человек — одновременно самое сильное и самое слабое звено любого процесса. Он может быть утомленным, может болеть или попросту быть в отпуске. На место отсутствующего специалиста должен встать другой и продолжить эту же работу. И если первый чувствует состав смеси, как говорится, «на нюх», то что делать второму при отсутствии газоанализатора?!

Еще раз оговорюсь: я считаю специалиста с его знаниями и интуицией важнейшим звеном, но роли диагностического оборудования в производственном процессе тоже придаю должное значение.

Комплектуем участок диагностики двигателя

Из всех типов диагностических приборов можно выделить три основные группы.

Эти группы — основа основ. Это то, без чего грамотный поиск неисправности превращается в тупой процесс, основанный на методе подмены.

Если на отечественных автомобилях этот метод еще применим, то при работе с иномарками он невозможен в принципе.

На участке диагностики совершенно необходимо иметь хотя бы по одному представителю этих трех групп:

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Рассмотрим каждую подробнее.

Сканеры

Система управления современного двигателя, отвечающего строгим нормам токсичности, в качестве главного своего элемента содержит электронный блок управления (ЭБУ).

Сканер предназначен именно для работы с ЭБУ, для его «сканирования». Вспомним, по какой схеме функционирует блок. Он получает информацию о текущем состоянии двигателя с установленных на последнем датчиков, обрабатывает ее в соответствии с заложенной программой и выдает управляющие сигналы на так называемые исполнительные механизмы (ИМ).

Кроме того, ЭБУ наделен способностью обнаруживать сбои в работе системы управления. А так как сканер работает с блоком, то он позволяет нам:

Показания сканера — это то, что «видит» ЭБУ

Это отнюдь не истинные значения напряжений или других параметров.

Если по какой-либо причине (например, плохой контакт «массы») показания датчика неверны, то на экране сканера мы увидим именно их. Другими словами, сканер не является измерительным прибором. Он всего лишь отображает данные с ЭБУ, нужно это понимать и относиться к получаемой информации соответствующим образом.

Точно так же осторожно следует относиться к считанным кодам неисправностей. Эти коды — не руководство к замене, а лишь пища для дальнейших размышлений и поиска.

Пример. Ошибка датчика кислорода, богатая смесь. Менять? Конечно же, нет. Надо искать причину богатой смеси. А ошибка «Обрыв датчика детонации» на системах Бош уже вошла в легенды.

Что касается разновидностей сканеров, то их по большому счету две: дилерские и мультимарочные.

Первыми оснащаются дилерские центры. Такие приборы достаточно дороги, но только они предоставляют возможность производить полный спектр операций с ЭБУ той или иной марки автомобилей.

Мультимарочные сканеры, как правило, являются более или менее качественной копией дилерских приборов.

Сканеры могут быть портативные и программные, работающие совместно с персональным компьютером. И тот и другой тип имеют как свои преимущества, так и недостатки. Выбирать вам. Подробную информацию о конкретном приборе можно найти на сайте компании-разработчика.

Школа автоэлектриков и диагностов Рамиля Абдуллина

Сначала курсы в Школе проводились в офлайн формате, но с 2014 года школа организует их дистанционно. При покупке курса студентам доступна коробочная версия. Она устанавливается с флешки.

Консультации с техническими тренерами проводятся по Skype и посредством переписки по e-mail. Для автодиагностов интересны следующие программы:

Курс «Диагностика – базовый» (изучение устройства и принципа работы ЭСУД – электронной системы управления двигателем).

Курс “«Диагностика – мастерский». Рекомендован для учащихся, уже имеющих базовую подготовку по диагностике, прошедшим курс “Диагностика – базовый” . Акцент на технологии, стратегии поиска неисправностей, алгоритме работы с клиентами.

Стоимость каждого из этих курсов – 7 700 российских рублей.

Как делается диагностика двигателя?

Работа диагноста состоит из трех этапов: сбор диагностической информации, ее обработка, принятие решения.

Для сбора информации применяется все вышеперечисленное оборудование. Собственно процесс можно описать так.

1. Опрос клиента о сути проблемы. Когда, как, при каких обстоятельствах проявляется дефект. Часто «допрос с пристрастием» значительно облегчает дальнейший поиск.

2. Визуальный осмотр подкапотного пространства. Внимательно смотрим, нет ли видимых повреждений электропроводки, шлангов, высоковольтных проводов. Нет ли следов постороннего вмешательства, чаще всего со стороны установщиков ГБО и автосигнализаций. Типичные случаи — жгут, идущий к датчику синхронизации, после переборки двигателя оказывается лежащим на выпускном коллекторе, или оторваны провода от датчика скорости при замене сцепления. Вообще следам вмешательства надо уделять серьезное внимание. Полезно убедиться, что все шланги вентиляции картера, адсорбера и т.п. находятся на своих штатных местах, предохранители ЭСУД не перегорели, а в баке есть бензин. Очень желательно проверить состояние воздушного фильтра. Часто он бывает порван, и это приводит к выходу ДМРВ из строя. Только после всего этого можно приступать к работе с приборами.

3. Первым делом «узнаем врага в лицо», то есть с помощью сканера разберемся, с каким типом ЭБУ и с какой системой (Россия-83, Евро-2, Евро-3 и т.п.) мы имеем дело. Вспомним особенности ее работы, ее состав, а также возможные «врожденные дефекты». Например, прошивки типа I27, блок Январь7 с антиджеркингом и т.п. Также на этом этапе необходимо замерить компрессию в цилиндрах, чтобы сразу определить, требуется или нет более глубокое вмешательство в двигатель. При низкой компрессии или ее большом разбросе по цилиндрам необходим визит к мотористу.

4. Визуально контролируем свечи. Количество нагара, его цвет, зазор, состояние электродов, наличие/отсутствие пробоя на изоляторе. К сожалению, в этой операции единственный помощник — опыт и интуиция.

5. Проверяем в статике показания датчиков и исполнительных механизмов при помощи сканера. Можно подвигать РХХ, включить вентилятор и бензонасос, сделать баланс форсунок.

6. Проводим диагностику системы питания по давлению топлива. Если претензий к насосу, регулятору давления, датчикам, ИМ, свечам и проводам в статике нет, заводим двигатель.

7. На работающем двигателе проверяем сканером те же самые параметры. Здесь тоже необходим опыт, в двух словах это процесс не описать. Внимательно слушаем двигатель на предмет посторонних шумов, стуков и гула.

8. Фиксируем показания газоанализатора.

9. При необходимости снимаем мотортестером осциллограммы высокого напряжения.

10. Если есть подозрение на неверную установку фаз ГРМ, выполняем мотортестером проверку давления в цилиндре.

11. А вот теперь самое интересное. Внимательно смотрим на полученные результаты, анализируем их и делаем выводы.

Иногда в сомнительных случаях есть смысл подменить неисправный элемент и снять показания повторно, либо совершить пробную поездку. Для этого на рабочем месте диагноста должен быть подменный фонд.

В любом случае нужно стремиться к такой степени мастерства, когда выявление дефекта происходит только с помощью приборов и почти со стопроцентной вероятностью. Такая способность очень пригодится при диагностике двигателей иномарок, которых на дорогах нашей страны с каждым годом становится все больше.

Как провести полную диагностику автомобиля

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Порядок проведения диагностикиДиагностика неисправностей в электронных системах управления автомобиля проводится обычно в такой последовательности.Шаг 1. Подтверждение факта наличия неисправностиТребуется убедиться, что неисправность реально существует. Если водитель неверно интерпретирует нормальные реакции автомобиля в каких-то обстоятельствах, ему следует это объяснить. Полезным источником информации является сам водитель (владелец) у которого надо уточнить условия возникновения неисправности:— какова была за бортом температура;— прогрет ли двигатель;— проявляется ли неисправность при трогании с места, ускорении или при постоянной скорости движения;— какие предупреждающие индикаторы на панели приборов при этом включаются;— какие и когда выполнялись на автомобиле сервисные или ремонтные работы;— пользовался ли автомобилем кто-либо другой.Шаг 2. Внешний осмотр и проверка узлов, блоков и систем автомобиляПроведение осмотра и предварительной проверки при диагностике необходимо. По оценкам экспертов, 10-30% неисправностей на автомобиле выявляются таким путем. До проведения диагностики неисправностей в системе управления двигателем важно устранить очевидные неисправности, такие как:— утечка топлива, масла, охлаждающей жидкости;— трещины или не подключенные вакуумные шланги;— коррозия контактов аккумуляторной батареи;— нарушение электрических соединений в контактных разъемах;— необычные звуки, запахи, дым;— засорение воздушного фильтра и воздуховода (при длительном простое автомобиля грызуны могут делать там гнезда или запасы корма).Необходимо также провести предварительную проверку всех функциональных устройств. На этом этапе следует определить, что исправно и что неисправно, для чего поочередно включаются и выключаются все подсистемы.При этом следует обратить внимание на признаки предыдущих ремонтов — всегда есть риск, что при ремонте что-то забыли подключить или неправильно соединили.Шаг 3. Проверка технического состояния подсистемПроверка уровня и качества моторного масла.1. Уровень масла должен быть в пределах нормы.2. Если масло на щупе вспыхивает или горит, то в масле присутствует бензин и его пары через систему вентиляции картера излишне обогащают топливовоздушную смесь (ТВ-смесь).3. Если на разогретой поверхности (например, на выпускном коллекторе) масло кипит или пузырится, в нем содержится влага.4. Разотрите каплю масла в пальцах, убедитесь, что в нем нетабразивных частиц.Уровень охлаждающей жидкости и ее качество.Правильное функционирование системы охлаждения двигателя очень важно для его нормальной работы. При перегреве неизбежно возникают проблемы.1. Уровень охлаждающей жидкости должен быть в пределах нормы. Проверяется он при холодном двигателе. В рабочем режиме при попытке снять крышку радиатора горячая (температура выше 100 °С) охлаждающая жидкость под давлением выплескивается наружу и может причинить ожоги.2. Перед зимней эксплуатацией с помощью гидрометра определяются точки кипения и замерзания охлаждающей жидкости, т. е. правильность концентрации антифриза.3. При работе под давлением неисправная система охлаждения двигателя дает утечку охладителя. В местах протечек обычно видны потеки: серо-белые, ржавые, зеленоватые от антифриза.4. Если в радиаторе оказываются холодные секции, значит, они засорены.5. Проверяется работа реле вентилятора, двигателя электровентилятора, натяжение приводного ремня водяного насоса.Тест с листом бумаги.Возьмите лист бумаги размером 7,5×2,5 см (например, долларовую купюру, как советуют на автосервисах США) и поднесите к выхлопной трубе автомобиля с прогретым двигателем на холостых оборотах на расстояние примерно 2,5 см. Бумага должна равномерно отталкиваться от трубы потоком выхлопных газов. А можно просто послушать у выхлопной трубы. Не лезть сразу под капот, как это чаще всего бывает, особыми умниками.

Шаг 4. Работа с сервисной документацией. Считывание диагностических кодовПо оценкам производителей, до 30% случаев неисправностей автомобилей обнаруживается и исправляется на основе информации в виде указаний, предположений, диагностических карт в руководствах по техническому обслуживанию и ремонту. Перед использованием документации следует точно знать: модель, год выпуска, тип двигателя и трансмиссии, постоянная или непостоянная это неисправность. Современное диагностическое оборудование уже содержит карты поиска неисправностей, например DIS (диагностическая информационная система, которая входит в состав оборудования BMW GT1, OPS, BMW STD OBD и других).

В памяти компьютера ЭБУ (в регистраторе неисправностей) сохраняются как коды постоянных (текущих) неисправностей, так и тех, которые были обнаружены ЭБУ, но в данный мо¬мент не проявляются — это непостоянные (однократные, исторические) коды. Коды и постоянных и непостоянных неисправностей, которые по сути дела являются диагностическими кодами, называются кодами ошибок или кодами неисправностей. Но строго говоря, это не одно и тоже. Если при возникновении какой-либо неисправности (постоянной или непостоянной) в регистратор неисправности записывается строго однозначный код, то такой диагностический код может быть назван «кодом неисправности». Такой код возникает под прямым непосредственным воздействием конкретной неисправности и присущ только ей. Но некоторые неисправности воздействуют на систему самодиагностики не прямо, а опосредованно, через изменения параметров в ЭБУ. Такие неисправности не имеют своего прямого кода для фиксации в регистраторе, но как и любые другие неисправности, вызывают нарушение штатного (стандартного) режима работы контролируемой системы. Как следствие в регистратор неисправностей записывается код сбоя в системе, который и называется «кодом ошибки». Как правило, код ошибки указывает на несколько возможных неисправностей и в разных подсистемах (или устройствах) управления. В современных электронных системах автоматического управления причинно-следственные связи между непостоянными неисправностями и диагностическими кодами не всегда однозначны, и поэтому, коды фиксируемые в ЭБУ на непродолжительное время (на несколько циклов «пуск-останов ДВС») более полно соответствуют кодам ошибок. Однако, следует отметить, что общепринятой (стандартной) терминологии для обозначения типов диагностических кодов пока не разработано.Шаг 5. Просмотр параметров с помощью сканераСканер — это миниатюрный переносной прибор, обычно с дисплеем на жидких кристаллах.Все автомобили General Motors и Chrysler с 1981 г. позволяют просматривать параметры режима двигателя с помощью сканера, подключенного к диагностическому разъему.Параметров много, и просматривать их все подряд бессмысленно, сообщения типа «это значение неверно сканер все равно не выдаст. Нужно или следовать какому-то плану, например диагностической карте, или просмотреть наиболее информативные о работе двигателя параметры:— убедиться, что для холодного двигателя температура охлаждающей жидкости и воздуха во впускном коллекторе одинаковая;— клапан регулятора оборотов холостого хода должен быть открыт на допустимое число шагов (или %);— сигнал с датчика кислорода должен опускаться ниже уровня 200 мВ, подниматься выше 700 мВ, фронты непологие, частота не менее 4 Гц.

Шаг 6. Локализация неисправности на уровне подсистемы или цилиндраЭто наиболее трудоемкая часть диагностирования, т. к. необходимо выполнить следующие процедуры:— разобраться с диагностическими картами и технической документацией;— применить рекомендованную аппаратуру и методику диагностики;— просмотреть изменение коэффициентов коррекции подачи топлива, сделанные ЭБУ при разных режимах работы двигателя;— произвести тест баланса мощности по цилиндрам.

Шаг 7. РемонтРемонт или замена каких-либо деталей и систем производится согласно инструкциям производителя. Если после замены неисправность сохраняется, приходится повторить все процедуры еще раз. В конце концов, должен быть получен детальный ответ на вопрос, почему же произошла эта неисправность.Шаг 8. Проверка после ремонта и стирание кодов ошибок из памяти ЭБУ1. В испытательной поездке следует убедиться, что неисправность устранена и не возникли новые из-за ремонта.2. Согласно процедуре, рекомендованной производителем, стираются коды ошибок в ЭБУ, в противном случае компьютер может ложно учитывать их при управлении двигателем.3. Настройки в памяти радиоприемника, маршрутного компьютера и т. д. должны быть сохранены или восстановлены.3. Поиск неисправностейПри поиске неисправностей следует придерживаться следующих принципов.Принцип 1. Обедненная топливовоздушная смесь (ТВ-смесь) чаще является причиной ухудшения ездовых характеристик, чем богатая.Обедненная ТВ-смесь:— горит медленно с высокой температурой;— может вызывать обратную вспышку;— обычно возникает при утечке вакуума.Богатая ТВ-смесь:— горит быстро и с пониженной температурой;— увеличивает расход топлива, выхлопные газы становятся черными;— может привести к закоксованию свечей, ездовые характеристики при этом ухудшаются.

Принцип 2. Сначала всегда проверяется выходной сигнал контролируемого устройства. Если выходной сигнал контролируемого устройства (например, катушки зажигания) нормальный, то питание, «земля» и само контролируемое устройство исправны. Если выходной сигнал не соответствует норме, то входной сигнал, питание, «земля» или само контролируемое устройстве могут быть неисправны. Естественно, не следует менять контролируемое устройство, не убедившись в исправности питания.Принцип 3. В первую очередь проверяются подсистемы, характеристики которых должны ухудшаться по мере эксплуатации. До проведения дорогостоящих диагностических работ следует убедиться в исправности или заменить подсистемы с ограниченным сроком службы. К таковым относятся: топливный воздушный фильтры, свечи, бегунок и крышка распределителя, высоковольтные провода и т. п.Принцип 4. Проверяются разъемы и соединители, их контакты не должны быть погнуты или окислены.Принцип 5. Измеряется напряжение питания на контактах контролируемого устройства. На выводе, подключенном к «земле», напряжение не должно превышать 0,2 В.Принцип 6. В двигатель должно подаваться чистое топливо в достаточном количестве. Засоренные фильтры, согнутые шланги способны вызывать ухудшение ездовых характеристик, часто непостоянное. Измерением только давления топлива в системе не обойтись, следует убедиться еще в его нормальном расходе через форсунки.

Мотортестеры

Это совершенно другой тип диагностического оборудования.

В отличие от сканера, мотор-тестер представляет собой измерительный прибор. Предоставляемая им информация снимается непосредственно с двигателя и позволяет найти неисправности, недоступные сканеру.

Это формы напряжения и тока датчиков и исполнительных механизмов, это осциллограммы высокого напряжения, давления в цилиндре, давления топлива. Это возможность проверить баланс цилиндров, померить стартерный ток, УОЗ и многое другое.

Каковы области применения мотортестера?

В цилиндрах двигателя под воздействием искры происходит воспламенение и сгорание топливно-воздушной смеси. Наблюдать и оценивать этот процесс непосредственно (например, зрительно) невозможно. Но оценить его косвенно очень даже легко. Для этого в мотортестерах предусмотрена возможность снятия осциллограмм вторичного напряжения.

На форму этих осциллограмм влияет буквально все: состояние катушки зажигания, высоковольтных проводов, свечных наконечников, свечей, компрессии, состояние клапанов, состав смеси и даже исправность ЭБУ.

Как научиться извлекать ценнейшую информацию из формы вторичного напряжения читайте следующих статьях.

Еще один очень информативный график, предоставляемый мотортестером, — давление в цилиндре при работе двигателя. Для этого свечной наконечник интересующего нас цилиндра подключается на разрядник, свеча выворачивается, а на ее место устанавливается датчик давления.

Полученный в результате измерений график позволяет сделать заключение:

Согласитесь, список внушительный. Чего стоит одна только правильность установки фаз. Вручную эта операция делается долго и трудно, а с помощью мотортестера все решается без усилий в течение пяти минут.

С этой же самой помощью можно определить, не имеет ли места обрыв или межвитковое замыкание форсунок. Можно померить стартерный ток и сделать вывод о состоянии аккумулятора и стартера. Форма осциллограмм напряжения генератора тоже позволяет сделать вывод о его исправности.

Мотортестер позволяет проверить работоспособность датчиков

Например, снимаем осциллограмму сигнала с датчика массового расхода воздуха при подаче на него питающего напряжения. По форме переходного процесса можно сразу же, не заводя двигатель, сделать вывод о работоспособности датчика.

Как это сделать, подробно рассказано в наших обучающих курсах.

Если вы убедились в необходимости приобретения такого прибора, дело осталось за выбором конкретной модели. К сожалению, из трех вышеназванных типов мотортестер — самое дорогое удовольствие. Выбор фирм и моделей достаточно велик. Конечно, покупать супердорогой фирменный мотортестер не стоит, но и совсем уж простенькие приборы тоже не нужны.

Газоанализаторы

Здесь важны две вещи.

Во-первых, на современном диагностическом участке газоанализатор должен быть только четырехкомпонентный. Двухкомпонентные приборы, как и карбюраторы, — достояние истории.

Во-вторых, газоанализатор служит не для «регулировки СО», а как источник диагностической информации.

Как пользоваться этой информацией для диагностики двигателя? Читайте статью «Газоанализ и диагностика».

Все три типа описанных приборов имеют совершенно разный принцип работы, дают нам разную информацию и ни в коем случае не подменяют друг друга.

Да, где-то получаемые с их помощью данные перекликаются, а где-то у каждого прибора они уникальны. В принципе, можно обойтись без любого из этих приборов, а есть «спецы», которые вообще обходятся одной отверткой. Речь не об этом. Речь о том, что грамотный поиск дефекта основан на анализе информации. На измерениях, с коих, как известно, начинается наука.

Остальное оборудование носит в основном вспомогательный характер, хотя его наличие более чем желательно:

И последнее, без чего не обходится диагностический участок, — это информация.

Ее мастер должен получать всеми доступными способами: Интернет, книги, публикации в автомобильных журналах.

Необходимо иметь постоянно обновляемые базы данных: Autodata, Mitchell и подобные.

Компьютерная диагностика автомобиля

Самодиагностика как научиться и вооружить начинающего диагноста

Автомобиль – сложная система электронного оборудования. Устройство ТС с каждым годом все более совершенствуется, выходят новые модели, оснащение становится технологичнее.

Электронный блок управления машины состоит из комплекса систем и устройств, которые отвечают за разные функции и действия. Системы обмениваются данными через шину, а каждый блок систем автомобиля имеет выход на диагностический разъем.

Этот встроенный разъем дает возможность собрать данные по неисправностям, контролировать процессы и перепрограммировать системы. Автомобили, выпущенные после 1996 года, оборудованы бортовым компьютером с диагностическим разъемом OBD-2. Этот стандарт подключения совместим с любыми ПК.

Код ошибки:  Сканер ELM327: как пользоваться и особенности OBD 2 адаптера
Оцените статью
OBD
Добавить комментарий