M7LS П.О. для блоков Микас-7.1

M7LS П.О. для блоков Микас-7.1 ОБД2
Содержание
  1. Ds2401.
  2. Альтернативные (слаботочные) выходы для управления зажиганием.
  3. Датчики температуры.
  4. Для работы вам понадобятся:
  5. Доработка аналоговых каналов.
  6. Карбюраторные блоки.
  7. Коды проводок и применяемость для автомобилей волга с системами микас-7.
  8. Коды проводок и применяемость для автомобилей газель-соболь с системами микас-7.
  9. Контроллер детонации.
  10. Нагреватель дк.
  11. Немного подробнее остановимся на новом поколении контроллеров – январь 7.2 и м73.
  12. Особенности работы с моментным рхх.
  13. Переделка блоков с нитяными дмрв на “пленку”.
  14. Переделка проводки 32213-3761581 (euro-0) для установки системы впрыска с эбу микас-7 и по m7ls на карбюраторную газель с двигателем 4063 (при переделке в инжектор).
  15. Предопределенные аналоговые входы – m7ls_v43b
  16. Программирование эбу семейств январь 5.1.х / 7.2 (7.2 ),vs5.1,микас 7.х, микас 11, bosch mp7.0 /m7.9.7( ), м73
  17. Программы – загрузчики эбу от нпп нтсянварь 5.х, vs5.x, микас 7.х
  18. Ручной перевод эбу в режим программирования
  19. Сдвоенные прошивки.
  20. Электронный дроссель.

Ds2401.

Для определения номера ЭБУ и привязки ПО в
любой блок управления с которым вы
работаете должна быть установлена
микросхема DS2401Z и резистор 1к-4к7 0805 5%. Они
устанавливаются на штатные места
предусмотренные на плате. В части блоков
микросхемы устанавливались на заводе, в
части их нет.

Альтернативные (слаботочные) выходы для
управления зажиганием.

В случае если в системе используется
модуль зажигания ВАЗ с встроенным
коммутатором или катушки зажигания с
встроенными коммутаторами (subaru-toyota)
необходимо распаять на плату микросхему
TPS2814D (в отсутствующее место) и 2 резистора
180-510 Ом типоразмера 1203.

Датчики
температуры.

В системе Mikas-7 применяются
интегральные датчики температуры
являющиеся функциональным аналогом
сенсора texas instruments LM135A. ДАТЧИКИ ПОЛЯРНЫЕ –
подключать их можно только в соответствии с
схемой, системы строго соблюдая распиновку
датчика.

Фактически датчик для системы является
аналогом стабилитрона с напряжением
стабилизации определяемым температурой.
При этом зависимость напряжения от
температуры линейна, наклон характеристики
сенсора 0.01v на 1 Кельвин. Точка 0 градусов
Цельсия соответствует напряжению 2.7315вольт.
формула калибровки U[v]=(T[c] 273.15)*0.

Код ошибки:  Cкачать OBS Studio 27.0.1 (Windows)

01 Поскольку
датчики температуры являются по факту
стабилизаторами напряжения – в цепях
подтяжки их установлены резисторы 1к8 с 5%
разбросом характеристики. Для работы с
датчиками типа “NTC термистор”, которые
используются в системах впрыска ВАЗ, такой
разброс характеристик резистора не
допустим (при настройке не обеспечивается
повторяемость показаний, после записи
программы в другой ЭБУ).

В системах Январь-5.1
для этих целей используются точные резисторы 0805 1к
1% (ДТВ) 0805 2k15 1% (ДТОЖ). Таким образом если в
систему Mikas-7.1 устанавливать датчики
температуры работающие по принципу NTC
термистора – необходимо так же
устанавливать в блок точные резисторы
вместо имеющихся с номиналами как в Январе-5
(калибровки в программе сделаны для них)!

Использование на турбо-машинах штатного
ДТВ Волга принципиально не допустимо из за слишком
долгого отклика этого сенсора, на изменение
температуры воздуха. ДТВ необходимо
использовать NTC типа (GM или BOSCH) с открытым
элементом, резистор в
блоке управления в цепи 44 ноги на 5в
заменяется точным резистором 1ком 1% 0805.

Кроме того сам ДТВ рекомендуется
устанавливать на выходе интеркуллера, или в
патрубке между интеркуллером и дросселем,
для исключения как паразитного нагрева
датчика лучистой энергией от двигателя, так
и подогрева методом теплопереноса от
ресивера.

Для работы вам понадобятся:

1) Термо-воздушная паяльная станция Lukey 850D;
Lukey 852D
или аналог. С насадками для пайки SMD
компонентов.

2) Паяльник ЭПСН-25 (если не входит в состав
станции).

3) Пинцет монтажный.

4) Флюс AMTECH RMA-223 в шприце или аналог. 

5) Припой ASAHI,
Sn60/Pb40, d=0.8мм,с флюсом CF10 или аналог.

6) Аэрозольное средство для удаления герметика
Wurth (0893 100 0) или аналог.

7) Обезжириватель индустриальный на базе
сольвентов (безводный) Wurth или аналог.

8) Набор SMD резисторов типоразмера 0805 по 100
шт каждого номинала – 1к 1%; 2,15k 1%; 10к 1%; 68k 1%; 20к
5%; 4,7k 5%; 100k 5%; перемычка. Микросхемы DS2401Z. 

Все компоненты можно найти тут.
Wurth в автомагазинах.

Перед началом работы вскрывают блок и
открутив 6 болтов снимают плату, в точках
где планируется пайка удаляют защитный лак.
Для этого используется средство для
удаления герметика Wurth, которое наносят на
области последующей пайки, после чего
выдерживают 5 минут и вздувшийся лак
удаляют деревянной зубочисткой.

После
удаления лака средство сдувают сжатым
воздухом. Плату промывают в ванночке в
индустриальном обезжиривателе, остатки
которого сдувают сжатым воздухом и
протирают сухой салфеткой. Если
результат  не удовлетворяет – процедуру
можно повторить.

Температура воздуха станции для пайки
устанавливают в пределах 440-470 градусов.

Демонтаж производят прогревая по очереди
выбранные элементы и удаляя их пинцетом.
Можно нанести на них небольшое количество
флюса для снижения температуры пайки.

При монтаже сначала с помощью паяльника
наносят небольшое количество припоя на
контактные площадки, где будут монтироваться
детали, затем берут элемент пинцетом,
смачивают в флюсе RMA-223 предварительно выдавленном
на плоскую металлическую поверхность и
прогревая место пайки феном станции после
того как припой на контактах расплавится,
убирают поток воздуха, ставят элемент на
свое место, прогревают до само установки
элемента, за счет поверхностного натяжения
припоя.

По окончании работ плату необходимо
тщательно промыть в обезжиривателе, сдуть
остатки сжатым воздухом и протереть сухой
салфеткой, это необходимо, чтоб удалить
излишки флюса.

Доработка аналоговых каналов.

Доработка блока по цепи 51 вывода
заключается в установке в блоке резистора
R46 номиналом 4к7 0805 5% между этими выводом и
сигналом 5в датчиков. (для этого в блоке
предусмотрены пустые места на плате) при
этом резистор R49 100к на землю рядом с ним
удаляется! (смотрите схему ЭБУ Микас-7) в
случае применения электронного дросселя
доработка недопустима так как этот канал
задействуется под потенциометр педали как
есть.

В цепи 36 вывода вообще нет никаких
элементов (на блоке с пленочным ДМРВ) либо
находятся удаляемые при обязательной
доработке элементы (нитяной ДМРВ) поэтому
если предполагается задействовать функции
связанные с этим выводом – необходимо
обеспечить прохождение сигнала с 36 вывода
на P8.0 процессора. Для этого в блок
устанавливают следующие по схеме элементы
0805 – R37-4k7!, C40-22H, R39-10k, R42-0r, R43-4k7.

Так же не установлены элементы в цепи 39
вывода. Их необходимо установить для работы
с электронным дросселем или с ШДК по
аналоговому каналу.

Распиновка ЭБУ
Mikas-7.1
для работы с программным обеспечением M7LS_V43B и
M7LS_V46
Пин Mikas-7.1ФункцияФункционально идентичный
пин ЭБУ Январь 5.1
Описание
11 ***Катушка зажигания 1-4
цилиндров 
22Земля зажигания, земля
галетных переключателей.
33Управление реле топливного
насоса 
436РДВ цепь 1.
5основная 

5

Клапан продувки адсорбера
альтернативнаяШИМ управление скоростью
вращения топливного насоса Subaru. (V46)
альтернативнаяШИМ управление
электрогидравлическим усилителем руля
Opel (требуется доработка ЭБУ). (V46)
альтернативнаяШИМ управление
штыревым РХХ Hitachi. (Renault,Opel,Ford)
6 30сигнальная земля
расходомера воздуха.
7основная7Вход сигнала с расходомера
воздуха ” “
альтернативнаяПереключение прошивок
альтернативнаяДатчик температуры топлива (требуется
доработка ЭБУ) (V46)
альтернативнаяДатчик температуры на входе в
интеркуллер (требуется доработка ЭБУ)
(V46)
88Входной сигнал датчика фазы. 
99Входной сигнал датчика скорости.
1010Общий. Масса датчика кислорода-датчика
детонации.
1111Входной сигнал датчика
детонации
1212 5в для питания датчиков.
1313Диагностическая шина L-Line
(ШДК по цифровому каналу)
1414Массовый провод форсунок.
15Электронный
дроссель 2 (V46)
1616Форсунка 2-го цилиндра.
1723Форсунка 1-го цилиндра.
1818 12вольт постоянного питания
1919Общий. Масса электроники.
2020 ***катушка зажигания 2-3
цилиндра
211 ****низковольтный
выход на модуль зажигания 1-4 (требуется
доработка ЭБУ)
2222Лампочка CE
2317Клапан управления
давлением наддува.
2424Масса
25основная25Реле муфты компрессора
кондиционера
альтернативнаяЛампа индикации отсечки.
альтернативнаяРеле орошения интеркуллера 
альтернативнаяРеле вентилятора номер 2 (высокая
скорость вентилятора).
альтернативнаяРеле 2-й ступени управления
топливным насосом (2-й топливный насос). 
альтернативнаяДискретное управление по 3D карте.
2631РДВ цепь 2
2727 12в после замка зажигания. (клемма
15 замка зажигания)
28основная28Входной сигнал датчика
кислорода 1.
альтернативнаяЗапрос rool_on assist (кнопка между 12
выводом и 28-м выводом ЭБУ) (V46)
альтернативная2-й датчик абсолютного давления.
(V46)
альтернативнаядорожка
1 потенциометра электронного дросселя
(V46)
29Электронный
дроссель 1 (V46)
3030Земля датчиков.
31основная38Управление реле блокировки
стартера
альтернативнаяРеле 2-й ступени управления
топливным насосом (2-й топливный насос).
альтернативнаяЛампа индикации отсечки.
альтернативнаяЛампа индикации обнаружения
детонации.
альтернативнаяРеле вентилятора номер 2 (высокая
скорость вентилятора).
альтернативнаяДискретное управление по 3D карте.
3254Сигнал расхода топлива. (в
прошивке J5LS_V46 не поддерживается)!
Управление давлением наддува в версиях 6
цилиндров
336Реле вентилятора
охлаждения
3434Форсунка 4-го цилиндра.
3535Форсунка 3-го цилиндра.
36       52Вход Launch Control
3737 12в после главного реле (питание
12-вольтовой начинки контроллера)
38Тахометр 2
39основная39Вход сигнала с контроллера
широкополосного датчика кислорода
альтернативнаядорожка
2 потенциометра электронного дросселя
(v46)
40основная41Запрос включения кондиционера (активный
сигнал – 12в)
альтернативнаяПереключение таблиц в рамках
прошивки (Закись азота, Альтернативное
топливо) (V46)
альтернативнаяДатчик температуры масла в КПП (требуется
переделка блока) (V46)
41Вход 2-го датчика
детонации (Используется в 6-ти
цилиндровом П.О.)
4247Запрос на
программирование ЭБУ.
4343Выход сигнала на тахометр.
4444Вход датчика температуры
воздуха.
4545Вход датчика температуры
охлаждающей жидкости.
4646Выход управления главным реле.
4712 5в ДАД
4848Датчик положения колен вала –
низкий уровень.
4949Датчик положения колен вала –
высокий уровень.
5040Сигнал ДАД.
51основная51Цепь галетного переключателя
управления давлением наддува. (с
доработкой ЭБУ).
альтернативнаяЗапрос на переключение передачи
вверх (датчик на рукоятке КПП) (V46)
альтернативнаяДатчик температуры воздуха 2 (требуется
переделка блока) (V46)
альтернативнаяпотенциометр
педали 1 (V46)
5220 ****низковольтный
выход на модуль зажигания 2-3 (требуется
доработка ЭБУ)
53основная53Датчик положения дроссельной
заслонки.
альтернативнаяпотенциометр
педали 2 (V46)
5450Универсальный аналоговый
вход.
55 55Диагностическая шина K-Line

 *** – в блоках Микас-7 подключается к
катушке. в блоках Январь к модулю зажигания
с встроенным коммутатором.

 **** – при установке в ЭБУ ИМС TPS2814 на
свободное место и двух резисторов – можно
использовать модули зажигания ВАЗ. 

Карбюраторные блоки.

В карбюраторных версиях блоков Микас отсутствуют драйверы форсунок и некоторые
пассивные элементы – такие блоки или могут
быть доработаны до полноценных, путем
установки драйверов форсунок и
отсутствующих резисторов, или использоваться
только для управления зажиганием в
карбюраторных двигателях..

Карбюраторные блоки, для возможности
прошивки USB программатором CAR-CD необходимо
доработать – снять перемычку (0ом резистор)
соединяющую 27 и 37 выводы разъема
установленную внутри ЭБУ (место установки ниже на рисунке)! На проводке
автомобиля же (если предполагается ее
дальнейшее использование) – соответственно в разъеме
ЭБУ добавить отсутствующий в проводке пин и
соединить с имеющимся. Т.е. перемычку
необходимо “вынести” из ЭБУ!

Не смотря на то что технически никаких препятствий
для работы ПО M7LS на карбюраторных
двигателях нет – обычно его использование
не имеет смысла так как в штатном ПО в
карбюраторной машине можно легко менять
УОЗ, в остальном же ПО M7LS в этом случае не
дает каких либо преимуществ.

Коды проводок и применяемость для
автомобилей волга с системами микас-7.

3310-3761 581      Euro-0, инжектор, нитевой ДМРВ,
системный разъем 8пин.

3310-3761 581-02 Euro-0, инжектор, пленочный
ДМРВ, .

3310-3761 581-30 Euro-0, инжектор, нитевой
ДМРВ.

3310-3761 581-21 Euro-2, инжектор, пленочный
ДМРВ, системный разъем 8пин.

31105-3761 581-10 Euro-2, инжектор, пленочный ДМРВ
круглый системный разъем.

3302-3761 582-01 карбюратор.

32213-3761 581 Euro-0, пленочный ДМРВ, плоский
системный разъем. 

Коды проводок и применяемость для
автомобилей газель-соболь с системами
микас-7.

2217-3761581-20 (Еuro-2),  инжектор- Газель-Соболь.

32213-3761581 (Еuro-0),  инжектор- Газель-Соболь
(наиболее подходящая).

3302-3761582-20 (карбюратор Газель-Соболь) может
быть переделана добавлением проводов пинов
и разъемов.

Несовместимые (81пин разъем) проводки
2217-3761 581, 2705-3761 581-10, 3302-3761 581-02

Контроллер детонации.

Программа поддерживает работу как с HIP9010 (старые
блоки) так и HIP9011-TPIC8101DW (новые блоки) однако
авто-выбор HIP программатором не возможен по причине
отсутствия пина процессора отвечающего за
определение типа микросхемы HIP
установленной на плате.

Таким образом любой
блок перед записью необходимо вскрыть, и
определив визуально по коду платы, или по надписи на микросхеме HIP тип контроллера
детонации, произвести запись блока с
помощью комплекса “Матрица”, затем открыть
файл ecu.ini в текстовом редакторе и в разделе
появившемся в конце файла, с
аппаратным ID, только что записанного блока,
прописать параметра HIP=1 (для 9010)

или HIP=2 (для
HIP9011-TPIC8101DW), после этого комплекс
автоматически по аппаратному ID блока будет
выбирать и устанавливать в прошивке тип
контроллера детонации при каждой новой
прошивке этого блока (блок естественно
после этого надо перезаписать).

Номиналы резисторов Rf Rin на платах Январь-5
и Микас-7 значительно отличаются.
Коэффициент усиления входного каскада
примерно в 7 раз меньше, чем в Январе-5.
Первоначально, Я попытался решить эту
проблему программным путем, настраивая коэффициенты
аттенюатора и интегратора в микросхеме HIP
однако как показала практика на двигателях
иномарок (обычно не столь шумных) сигнал
вообще отсутствует до 2000 оборотов при самой
высокой чувствительности микросхемы.

Далее амплитуда монотонно возрастает до
примерно 30-40 единиц к отсечке. У Микас в
оригинальном ПО время интегрирования
задано в единицах времени – что в теории
позволяет значительно увеличивать окно
интегрирования, у Января окно
интегрирования имеет более узкие границы
поскольку опрос датчика детонации
происходит в строго определенном положении
коленчатого вала и состояние интегратора к
этому моменту должно быть зафиксировано.

Поскольку реализация алгоритма по времени
с плавающим опросом является довольно
сложной, и не факт, что нормально работающей,
было принято решение абсолютно ничего не
трогать в алгоритме а просто изменить
номиналы резисторов Rf и Rin в Микасе на
номиналы установленные в блоках VS и Январь.

Для работы П.О. в варианте 6 цилиндров
необходимо так же установить резисторы и
конденсатор для второго входа детонации. (если
предполагается использовать 2 датчика
детонации).

Нагреватель дк.

Блоки Микас-7 не поддерживают функции
управления нагревателем ДК в
микропрограммах М7LS.

Немного подробнее остановимся на новом поколении контроллеров – январь 7.2 и м73.

ЭБУ Январь 7.2 и М73 не имеют внешней флэш – памяти, программа записывается в память процессора и состоит из бутлоадера (программа, управляющая запуском основной программы и ее обновлением), основной программы (программы управления двигателем) и калибровок. Работа с разными типами ЭБУ имеет свои особенности:

Январь‑7.2 (идентификатор ПО I2xxxxxx), М73 пр-ва Итэлма (идентификатор ПО I3xxxxxx):

При записи ЭБУ обновляется только основная часть программы и калибровки. Бутлоадер по умолчанию не обновляется.Если после записи в ЭБУ прошивки, бутлоадер которой отличается от исходной, появляется «Ошибка ПЗУ», рекомендуется считать из ЭБУ прошивку (уже с исходным бутлоадером), открыть ее в редакторе калибровок CTPro, сохранить (будет пересчитана контрольная сумма) и снова записать в ЭБУ. 

Программирование Январь 5/7, VS5.1, Микас 7/11, Bosch MP7.0 /M7.9.7, М73Для обновления бутлоадера необходимо нажать клавишу Shift до нажатия на кнопку Запись и удерживать ее до начала процесса «Стирание FLASH». Однако при этом следует иметь ввиду, что при ошибке записи бутлоадера ЭБУ может перестать выходить на связь. 

В случае, когда при записи с обновлением бутлоадера произошла ошибка, и ЭБУ не выходит на связь, необходимо произвести запись ЭБУ через бутлоадер процессора. Для этого необходимо произвести доработку ЭБУ.

Для записи контроллеров семейств М73/Январь‑7.2 через бутлоадер процессора, необходимо выпаять резистор, отмеченный синим цветом и запаять его по диагонали, как показано красными стрелками. По окончании программирования, нужно вернуть резистор на место.

М73 пр-ва АВТЭЛ (идентификатор ПО A3xxxxxx): 

Процессор ЭБУ защищен. При записи обновляется только основная часть программы и калибровки. 

Если после записи в ЭБУ прошивки, бутлоадер которой отличается от исходной, появляется «Ошибка ПЗУ», рекомендуется считать из ЭБУ прошивку (уже с исходным бутлоадером), открыть ее в редакторе калибровок CTPro, сохранить (будет пересчитана контрольная сумма) и снова записать в ЭБУ. 

ВНИМАНИЕ! Работа с этим типом ЭБУ через бутлоадер процессора после доработки недопустима и может привести к необходимости замены процессора! 

Особенности работы с моментным рхх.

При первоначальной установке системы
необходимо обязательно проконтролировать,
что фактическое направление движения
моментного РХХ соответствует заданному в П.О.
Для этого выставив все калибровки РХХ по
описанию в прошивке и перепрограммировав
блок, на машине снимают одну из
магистралей РХХ и наблюдая с фонариком за
РХХ с помощью функции прямого управления SSM
с комплекса “Матрица” проверяют, что
уменьшение SSM до минимума приводит к
закрытию РХХ.

Если направление движения РХХ
не соответствует – можно или поменять
местами выводы РДВ1 РДВ2 (если ошибка на
уровне схемы) или поменять в прошивке в
установках “Датчики и механизмы/Регулятор
добавочного воздуха/Режим работы
моментного РХХ” 0 на 1 и наоборот.

Моментный РХХ в блоке реализован через
трансляцию положения шагового РХХ (SSM) в
угол положения моментного РХХ с
применением 2-х констант (фактически наклон
и смещение). Как правило в ПО J5LS принято
максимальное значение положения РХХ 140 а
минимальное 10.

Для моментного РХХ эти
положения соответствуют полностью
открытому и полностью закрытому РХХ. При
настройке проверив направление движения
через прямое управление устанавливают SSM=10,
затем в ПО инженерного блока выбирают
смещение для совпадения грани шторки с
гранью корпуса (положение закрыто), затем
устанавливают SSM=140 и множителем
устанавливают шторку в положение открыто,
затем смещение проверяют в положении
закрыто и немного корректируют.

Для правильной работы РХХ необходимо чтобы
его коэффициенты были настроены таким
образом, чтоб не вызывать запрещенные
значения в регистрах управления. Готовые
калибровки для разных типов РХХ,
подробности настройки и формулы проверки
пределов для запрещенных значений смотрите
в описании программного обеспечения J5LS_V46B.

Переделка блоков с нитяными дмрв на “пленку”.

В настоящий момент при работе прошивки с ДМРВ
– поддерживаются любые блоки с пленочными
ДМРВ любого типа! Блоки с нитяным ДМРВ необходимо
переделать для работы с пленкой (нужно 3
резистора 0805 20к 100к и 0 ом (перемычка)) как это
показано на фото ниже.

Переделка проводки 32213-3761581 (euro-0) для
установки системы впрыска с эбу микас-7 и по
m7ls на карбюраторную газель с двигателем 4063 (при
переделке в инжектор).

Проводка почти полностью подходит – нужно
только заменить системный разъем на 8-пин
папа и добавить косичку ДАД.. За базу
берется проводка производства ОАО завод
“Волна” все цвета даны для нее.

Подключение ДАД:

1- 5в к 47 пину ЭБУ

2-й земля – к 10 пину ЭБУ.

3-й сигнал – к 50 пину ЭБУ.

Оригинальный системные разъемы из
проводки отрезаются. Далее кримпером
обжимаем контакты под 8-ми пиновый разъем
старого образца. Подключение системного
разъема СМ рисунок:

(с) 2021-2021 emmibox – копирование информации без
разрешения автора запрещено.

Предопределенные аналоговые входы – m7ls_v43b

Функции аналоговых
входов в прошивке M7LS_V43B
ПинФункция
28Вход ДК
39 Вход ШДК (при подключении через
ЭБУ по аналоговому каналу)
54не используется в этой прошивке.
40 Запрос кондиционера
45 Датчик температуры ОЖ
36Launch control (нужна доработка блока)
51Управление давлением (нужна
доработка блока)
6,7Датчик массового расхода
воздуха
53Датчик положения дроссельной заслонки
50Датчик абсолютного давления
44Датчик температуры воздуха

Программирование эбу семейств январь 5.1.х / 7.2 (7.2 ),vs5.1,микас 7.х, микас 11, bosch mp7.0 /m7.9.7( ), м73

 Архив. Обзорный материал 

Для начала немного общих сведений. В системах Январь 5.хх, Январь 7.2, Микас 7.хх, Bosch MP7.0 и Bosch M7.9.7, VS5.1, VS5.6 используется два вида памяти, сохраняемой при отключении питания – FLASH и EEPROM. 

Более современные контроллеры Январь 7.2 , Bosch M7.9.7 , Микас-11хх, М7.3 используют процессор с внутренней памятью и не имеют внешнего FLASH. 

FLASH – перепрограммируемая память, используется для постоянного хранения программы управления системой впрыска и калибровок. Именно эту память переписывают при «чип-тюнинге». Память эта статична и в процессе работы не изменяется.

Для перезаписи нужно использовать специальный адаптер и программу – загрузчик. Запись ведется по линии диагностики k‑line, контроллер перед записью должен быть переведен в режим программирования. В ЭБУ VS5.1, Январь 5.

хх и Микас 7.хх применена микросхема 28F010, 1 Мбит (128 Кб). Это дает возможность записывать последовательно 2 прошивки (длина прошивки 512 Кбит (64Кб)). Об этом смотрите в разделе «Двухрежимные прошивки».

EEPROM – многократно перезаписываемая память, используемая для хранения временной информации, сохраняемой при отключении питания. В EEPROM хранится коэффициент коррекции СО (в системах, где есть СО-регулирование), пароль и коды иммобилизатора, а так-же паспортные данные автомобиля:

Bosch MP7.0. – Системы распределенного впрыска топлива с электронным блоком управления BOSCH MP7.0 под нормы токсичности EURO-II и EURO-III получила широкое распространение на инжекторных автомобилях «Нива» 21214, 2123, Шевроле-Нива и на партиях «десятого» семейства, ориентированных на внешний рынок.

В качестве ПЗУ для этих ЭБУ используется микросхема FLASH, емкостью 256 кб, из которых только 32 кб являются калибровочными данными и доступны для считывания и редактирования с помощью программы Chip Tuning Pro(SMS-SoftWare).

MP7.0 является одним из самых «малоизученных» тюнерами блоком ввиду довольно сложного алгоритма расчетов (с использованием математической модели ДВС использующей фактор нагрузки), адаптации и самообучения.

В настоящее время только один программатор (кроме, естественно, заводского оборудования) поддерживает перепрограммирование Bosch MP7.0 – универсальный программатор от SMS-SoftWare CombiLoader.

С помощью этого программатора возможно чтение/запись калибровок и только запись всего содержимого Flash (так называемый «Full Flash», т.е полностью все 256 кб). Последняя функция полезна при полной утрате содержимого flash или при перепрограммировании блоков с EURO-III на EURO-II.

EEPROM в Bosch MP7.0 аналогичен Bosch M1.5.4. Для стирания / перезаписи необходимо либо выпаивать микросхему eeprom и пользоваться внешним программатором, либо применять еще одну программу SMS-SoftWare – CombiSet.

Помимо своих «прямых функций» по коррекции одометров ВАЗ, программа может стирать eeprom или записывать в него заранее подготовленные данные без демонтажа микросхемы, непосредственно на плате. Причем эта функция доступна даже в бесплатной демо – версии.

Много вопросов возникает по программированию блоков VS‑5.1. Очень часто блоки отказываются «выходить на связь», вызывая панику в рядах начинающих тюнеров. В этом случае я рекомендую проверить источник питания (под нагрузкой) – эти блоки очень критичны к питающему напряжению.

VS5.1 отказывается программироваться при снижении питания ниже 9,5 вольт, в то время, как Январи продолжают великолепно программироваться.

С сентября 2003 года появилась новая АППАРАТНАЯ модификация VS5.1 несовместимая про прошивкам со «старой». Подробнее можно узнать здесь.

С сентября 2003 года на автомобили начали устанавливаться новые блоки Bosch M7.9.7 под нормы токсичности Евро II, а с октября 2004 г., с началом выпуска модификаций двигателя объемом 1,6 л. (подробнее смотрите здесь)

Bosch M7.9.7 (в двух аппаратных реализациях, несовместимых по прошивкам) и Январь 7.2 (в 2007 появилась вторая аппаратная реализация, Январь 7.2 , аппаратно и программно несовместимая со «старым» Январь 7.2) полностью вытеснили все остальные ЭБУ.

В 2007 г. основными серийными блоками ВАЗ были Январь 7.2 (новая аппаратная реализация) и Bosch M7.9.7 , в 2008 г.

Bosch M7.9.7 и Bosch M7.9.7 требуют доработок для перевода в режим программирования.

Все ЭБУ, упомянутые в этой статье, в полном объеме поддерживаются универсальным программатором CombiLoader (опция) и программой ChipTuning PRO (опция).

Программы – загрузчики эбу от нпп нтсянварь 5.х, vs5.x, микас 7.х


Программирование Январь 5/7, VS5.1, Микас 7/11, Bosch MP7.0 /M7.9.7, М73НПП НТС тоже наконец – то перестало гонять своих покупателей ПБ‑2 в ДОС и обратно и разродилось простенькой программкой под Windows, позволяющей выбирать номер используемого порта и скорость его работы. Никаких параметров, кроме выбора типа блока между Январь и Микас больше не настраивается, при чтении ЭБУ сразу предлагается сохранение файла, при записи – открытие. В нижней части индикатор выполнения. Программка значительно уступает по возможностям даже первым версиям облегченной (Lite) программе ECU Programmer С.Сапелина. Совсем любопытные могут посмотреть, что же, все-таки находится внутри программатора ПБ‑2. 

Версия программы 1.1 от 10.10.2001  позволяет производить очистку EEPROM и работает с файлами двойного размера (128Кб).

Версия 1.5 Ровно через год от предыдущей версии НТС выпустило обновление, добавлена поддержка блоков VS1, выведены идентификаторы прошивки, строка статуса и прогресс-бар.Версия 1.6 внешне не отличается от предыдущей, об изменениях авторы не сообщают.

Версия 1.7 выпущенная в феврале 2003 г. так же внешне не имеет отличий, кроме названия версии. Об улучшениях и изменениях не сообщается. Может быть это лишь видимость движения вперед? 🙂Версия 1.8- июнь 2003 г.

Комментариев производителя, как водится – нет.Версия 1.9- февраль 2005 г. Добавлена функция программирования Январь 7.2Версия 1.10 – март 2005 г.

Косметические изменения. («Добавлены» Микас 7.6/7.2)Версия 1.12 – декабрь 2005 г. Добавлена «идентификация»

Ручной перевод эбу в режим программирования

I. Январь 5.1/5.1.1/5.1.2, Микас 7.

Программирование Январь 5/7, VS5.1, Микас 7/11, Bosch MP7.0 /M7.9.7, М73Контроллер лучше с машины снять. Хоть и есть информация о успешной загрузке прямо на автомобиле, все – таки надежнее работать с минимальной длиной соединительных проводов. Для питания контроллера необходим источник тока 12V/0,5A. Можно пользоваться внешним источником питания или штатным аккумулятором.

Для перевода контроллера в режим программирования необходимо подать 12В на вход разрешения программирования 47 и на 18 контакт (не отключаемое питание контроллера) перед (!) имитацией включения зажигания (27 контакт ЭБУ). Ну и «масса» электроники – 19 контакт.

УАЗовцы (КБ Электроники УАЗ) рекомендуют посадить на общий провод все «земляные» контакты (Хуже от этого точно не будет и контроллеры можно будет «диагностировать» на столе) – 2,14,19,24,30.

Реально это выглядит так: подключаете ЭБУ по приведенной схеме, включаете выключатель S1, ждете 3 – 5 секунд, включаете S2 и запускаете программу.

Загрузка идет по последовательному каналу K‑Line и занимает относительно продолжительное время.  Если Ваш адаптер отлично работает с диагностикой, но не желает программировать блоки, скорее всего надо задуматься о его замене на более совершенный вариант.

A. Соколов (UncleSam)  рекомендует подключать контроллер, как показано на рисунке справа. Суть, в принципе, не меняется. Горящий светодиод сигнализирует о том, что контроллер НЕ НАХОДИТСЯ в режиме программирования.

Для программирования Микас 7.1/7.2подключение аналогично Январь 5.1, но необходимо использовать не 47 ногу, а 42 (PRG). 

Программирование ЭБУ VS5.1, производства НПО Итэлма и блоков МИКАС 7.6 полностью аналогично Январь 5, единственное отличие – необходимо подавать « » питания на 37 контакт контроллера. 

Программирование ЭБУ Bosch MP7.0H аналогично Январь 5.1, но необходимо использовать не 47 ногу, а 50 (PRG. Только для записи калибровок. Чтение возможно без перевода в режим программирования).

Таблица обязательных для программирования контактов (55-контактные ЭБУ).

* Как видно из таблицы, использование 37 контакта необязательно на большинстве систем. Но, при постоянном подключении этого контакта, различие систем только в выборе ножки разрешения программирования.

  II. Bosch M7.9.7 / Январь 7.2 

ЭБУ с 81-контактным разъемом. Подключение этих типов ЭБУ для перевода в режим программирования так же просто, как и Январь 5. 

Перед программированием рекомендуется заглянуть в раздел «Доработка ЭБУ», т.к в 99,9% ЭБУ Bosch M7.9.7 отсутствует связь от входа разрешения программирования (43 ножка контроллера) до процессора (порт L0.4).

На представленной схеме для универсальности применено переключатель выбора типа ЭБУ, т.к они требуют подачи на 43 ножку (PRG) сигналов разного уровня. Перед программированием нужно выбрать тип ЭБУ переключателем S1 Январь 7.2 или Bosch M7.9.7. 

В цепь подачи управляющего напряжения в режиме Январь 7.2 можно установить токоограничительный резистор, который может быть любого типа номиналом 1 – 5,1 Ком. (от 12V до верхнего контакта переключателя S1).

Если контроллер не выходит на связь, необходимо выключателем S2 снять питание с 13 ноги (IGN, зажигание) и сделать паузу не менее 7 – 10 секунд, после чего повторить попытку соединения. 

Универсальный программатор ЭБУ CombiLoader автоматически все сделает за Вас без всяких переключателей. Следует иметь ввиду что этот программатор считывает/записывает прошивки не в простом бинарном виде, а в формате, доступном для редактирования программой Chip Tuning Pro.

Как известно, многие ЭБУ (по-видимому, в целях снижения себестоимости ЭБУ) не содержат элементов, необходимых для перевода в режим программирования.  Такие ЭБУ требуют доработки. Подробнее об этом здесь.

BOSCH M7.9.7

Для перевода этого блока в режим программирования достаточно замкнуть контакт, отмеченный треугольником на массу через резистор 4 – 6 кОм.  Можно (и даже нужно) изготовить щуп с резистором внутри и крокодилом с другой.

Есть еще один вариант – аккуратно «нарисовать» резисторы очень мягким простым карандашом, графит выполнит функции резистора. После программирования следует тщательно удалить следы графита. 

МИКАС 11

Для перевода этого блока достаточно замкнуть контакт, отмеченный кружком, на массу. Ближайшая удобная масса – корпус кварцевого резонатора. Замыкать нужно на время установки связи, как только процесс пошел, перемычку можно убрать. 

Сдвоенные прошивки.

Функция сдвоенных прошивок для блоков Mikas-7
комплексом “Матрица” не
поддерживаются! 

Электронный дроссель.

Управление электронной дроссельной
заслонкой и педалью поддерживается только
в П.О. M7LS_V46T_G в билдах датированных 10.2021 и
позднее. Описание подключения входов дорожек
дросселя и педали и мотора дросселя
смотрите в сводной таблице выводов. (выделено
красным цветом).

8ми проводная педаль (тойота-митсубиси)
подключается следующим образом:

1 – земля датчиков. (10)

8 – земля датчиков (30)

2 и 7 – 5в датчиков (12 и 47)

3 – дорожка 1 (51) 

6 – дорожка 2 (53)

4-5 концевик ХХ, не используются.

Вазовская педаль – по аналогии.

Если все подключено правильно при нажатии
педали напряжение на 51 выводе растет а на 53
падает. 

6-ти проводной дроссель 1450A020 22030-28060 и др.
подключается соответственно:

1-выход дорожки 1 (28)

2- 5в датчиков (12 и 47)

3-выход дорожки 2 (39)

4 – земля датчиков (10 и 30)

5 – мотор 1 (29)

6 – мотор 2 (15)

 Так же на вывод 7 ЭБУ подключают сигнал
с концевого выключателя стоп-сигналов (при торможении 12в).
Этот сигнал используется в логике
управления. (функция brake override).

Оцените статью
OBD
Добавить комментарий