Освойте профессию
диагноста современных
автомобилей!
Дистанционное обучение на дому в любое удобное вам время с компьютера, планшета или смартфона
Узнайте о нашей онлайн-школе за 2 минуты
лет обучаем автодиагностике
Учим выполнять диагностику правильно
С нами вы легко разберетесь в работе двигателя, его многочисленных систем и научитесь проводить диагностику не «на слух и нюх», а с помощью профессионального оборудования
Знания, накопленные за 12 лет работы
Сегодня большой дефицит грамотных диагностов. В колледжах и ВУЗах диагностику не преподают, поэтому все знания нам приходилось собирать по крупицам на практике в течение 12 лет
Персональные ответы на ваши вопросы
Вы всегда можете задать вопрос лично автору курса и получить ответ по пройденной теме, или сложному случаю из собственной диагностической практики
Автодиагност, преподаватель, автор обучающих видеокурсов
Наши курсы о самых востребованных и сложных услугах автосервиса
Меня зовут Алексей Пахомов, я диагност-практик с опытом работы в автосервисе более 12 лет.
Автодиагностику я начал изучать самостоятельно, когда понял, что это крайне важно для моей дальнейшей работы. К сожалению, в свободном доступе нужной информации было катастрофически мало.
Читать всю историю
Занимайтесь
с компьютера,
телефона или планшета
Выбирайте для занятий любое удобное время
Повторяйте пройденный материал
Длительность: 3 минуты
Основы диагностики автомобильных двигателей
Ваши первые шаги в автомобильной диагностике
Правильное представление о современной автомобильной диагностике
Автодиагностика в контексте времени: как все менялось? Информация о необходимом комплекте диагностического оборудования. Базовые практические навыки по работе с основным диагностическим прибором — сканером.
Все знания курса актуальны в 2022-2023 годах
Мы постоянно следим за техническими изменениями в устройстве автомобилей, вовремя пополняя курс актуальными материалами
С каждым годом автомобили становятся все сложнее
и сложнее
К сожалению, в наших колледжах и ВУЗах не преподают автодиагностику, поэтому если вы хотите быть сегодня востребованным специалистом необходимо самостоятельно искать нужную информацию. Знания, которые вы получите на курсе, собирались мной по крупицам в течение 12 лет. Не теряйте времени, снова «садитесь за парту», совсем скоро вы станете самым лучшим мастером в городе!
Длительность: 22 минуты
О чем этот курс?
Как появился курс о диагностике двигателей и на каком принципе построен, ведь информации по диагностике мало, и она очень разрозненная. Что такое методики преподавания «калейдоскоп» и «мозаика»?
Длительность: 35 минут
Что такое диагностика?
Под диагностикой двигателя на каждом сервисе понимают что-то свое. Кто-то считывание кодов неисправностей, а кто-то замер компрессии. Так что же такое диагностика? Разбираемся.
Длительность: 11 минут
Техника безопасности при диагностике
Длительность: 52 минуты
Основные диагностические приборы
Длительность: 36 минут
Дополнительное диагностическое оборудование
Длительность: 45 минут
Информационная поддержка автосервиса
Типы впрыска топлива
Длительность: 12 минут
На чем работает двигатель?
Логика работы электронной системы управления двигателем
Длительность: 26 минут
Методы определения нагрузки на двигатель
История систем управления двигателем
Длительность: 6 минут
Практика: работаем генератором дыма
Длительность: 14 минут
Практика: работаем лазерным пирометром, стетоскопом и эндоскопом.
Практика: учимся оценивать состояние цилиндропоршневой группы и клапанов
Длительность: 1 час 47 минут
Изучаем главный прибор — сканер
Длительность: 29 минут
Впускной тракт и его диагностика
Алексей Анатольевич, спасибо за курс. 20 лет ремонтирую двигатели, после просмотра курса на мотор посмотрел по-другому.
Курс, конечно, просто супер! Это сложная наука — диагностика двигателей, обучение происходит, тем не менее, достаточно легко. Узнал очень много нового, получил ответы на вопросы, с какими приходиться сталкиваться у себя в автосервисе при выполнении диагностики двигателей с электронным впрыском топлива.
Преподаватель просто и доступно освещал очень сложные, на мой взгляд, вопросы.
Щетинкин Борис Леонидович
Сегодня диски получила. Просмотрели с мужем пока вводную лекцию, очень понравилось, затянуло, не заметили, как час прошел.
Нажмите на кнопку «Купить курс»
и оплатите любым удобным вам способом
Просто следуйте инструкциям на экране
С радостью проконсультируем
Базовые курсы
Для чего нужны курсы автодиагностов?
Автомобильная диагностика – штука сложная. Она требует от мастера не только теоретических знаний и практического опыта, но и постоянного самосовершенствования, профессионального роста. Большинство действующих мастеров не проходили курсы диагностов. Они стали профессионалами за счет личного опыта и накопленных в процессе работы знаний.
Беда в том, что специализированной литературы по обучению автодиагностике практически не найти. А учебные заведения предлагают лишь короткие курсы по компьютерной диагностике автомобилей. Эти курсы позволяют понять лишь самые основы диагностики.
Конечно, качественные обучающие курсы диагностики автомобилей существуют, но их количество крайне ограниченно и они отличаются высокой стоимостью. В большинстве случаев только крупные автоцентры имеют финансовую возможность обучить своих сотрудников на профессиональных курсах.
Обучение диагностике автомобилей на дому, возможно ли такое? Беремся утверждать, что да
Во-первых, дистанционное обучение — это реальность сегодняшнего дня. Интернет в каждом телефоне, разнообразие платформ для дистанционного обучения, возможность обратной связи с автором курса. Еще десять лет назад это казалось невозможным, а сегодня доступно каждому.
Во-вторых, учиться в удобное время, когда вы готовы это делать, намного эффективнее, чем ходить на уроки по расписанию.
А как же быть с практикой? Очень просто. Все практические уроки нашей Школы построены по принципу «делай как я». В них показано буквально по шагам, как выполнить ту или иную операцию. Вам остается просто повторить это.
Обучение по нашим урокам обладает рядом преимуществ. Вы сможете:
Учиться в любое подходящее для вас время;
Изучать материал в удобном для себя темпе, ведь всегда имеется возможность просмотреть видео несколько раз и уяснить все нюансы происходящего;
Существенно сэкономить деньги. Наши курсы автодиагностики значительно дешевле традиционных способов обучения и при этом по уровню своей эффективности превосходят их.
Один важный момент – одёжа и прочие шмотки могут быть недорогими. Более того, если у мужика нет врожденного вкуса, то лучше к дорогим шмоткам не подходить вовсе – бабло посрете, а выглядеть будете все равно как бомжара=) Универсальный совет от стилиста – темные джинсы без рванины и потертостей, в полную длину, кроссовки в цвет джинс (если синие то синие, если черные то черные и тд). Если жарко -белая футболка, если попрохладнее, то белая рубашка, если прям совсем прохладно – белый или молочный свитер. Если глубоко осень, и нужна верхняя одежда, тут я в два слова даже и не знаю что сказать, так что пока остановимся на этом.
Стэтхэм умеет подбирать лапти под штаны. Будь как Стэтхэм!
Носки. Носки должны быть, сцуко, идеально белые. Прям купил и надел сразу. Возьми самые дешманские сразу несколько пар именно на такой случай. И будешь выглядеть на миллион.
Почему именно такие рекомендации? В большинстве своем мужик – существо неаккуратное, светлую обувь и штаны может до кафешки в чистом виде и не донести, самое пачковитое, то есть низ, лучше иметь в темных тонах. Почему я забраковала шорты? Очень редко у мужиков хорошие ноги. Мех, варикоз и прочие страшности нахер не надо показывать на свиданке. Светлые льняные штаны вот вообще не надо. Льняные, потому что будешь мятый, светлые не только потому что пачковито, но и потому что нужно уметь подбирать оттенок и фактуру ткани, иначе велика вероятность выглядеть как чмошник. С джинсами же справится любой. Можно нихрена не разбираться в фасонах, посадках и тд, но все равно будет сносно. Лучший вариант – без модных дырок и эффекта потертостей, это стопроцентный вариант, где не надо думать, и точно будет классно. Причем на модель штанов реально насрать. Хоть прямые, хоть зауженные, хоть, прости хоспаде, с мотней – пофиг, сойдет что угодно. Правда, мотню девочки постарше могут не понять=) Хотя, сойдешь за сильно прошаренного модного. Почему кроссовки и почему в цвет штанов? Потому что, опять же, чтобы выбрать обувь, нужен вкус. Если ты не знаешь разницу между слиперами и лоферами, лучше ее и не знать, бери любые кроссовки. Если они в цвет джинс, автоматически будет выглядеть хорошо. Если не знаешь разницу между кроссовками и кедами, лучше погугли.
Мужик в кедиках с резиновым носочком воспринимается уже не как мужик, а как мальчик.
Для жизни такой подход расточителен, но для свиданки вполне себе. Белые вещи автоматически удваивают, а то и утраивают твой рейтинг красавчика. Потому что белые шмотки остаются белыми недолго. И когда на человеке идеально белые вещи, мы автоматически воспринимаем их как новые и как более дорогие, чем они есть. Человек в белом выглядит очень аккуратным. Белая футболка сделает твою помятую рожу свежей, бледные будут выглядеть аристократично, загорелые будут походить на жителей Лос-Анжелеса. И да, носки. Даже если ты думаешь, что их не видно и никто не заметит – она заметит, сто процентов. Когда мужики садятся, носки видно очень хорошо. И видеть на мужике идеально белые носки – это как увидеть олигарха. Или зубную фею. У обычных мужиков белоснежных носков не бывает. Поверь, она тебя на всю жизнь запомнит.
Ремарка – то что джинсы и кроссовки темные, не значит, что они могут быть засратыми. На момент выхода из дома они должны быть прям конкретно чистыми. Лайфхак – иметь кроссовки, которые можно закинуть в стиралку.
Верх. Никогда не заправляй его в джинсы! Во-первых, если у тебя не пресс кубиками, любой мало-мальский животик будет выглядеть как барабан, обтянутый тканью. Во-вторых, верх, заправленный в брюки, сразу отсылает нас к дресс-коду, мужчина выглядит более закрытым и меньше располагает к общению. По той же причине, если на тебе рубашка, расстегни две верхние пуговицы и подзакатай рукава (если ты пипец меховой, то только одну пуговицу, и рукава не закатывай, вдруг ей мохнатые не нравятся). Так образ будет более мягким, дружелюбным, это располагает к доверию и открытости. Доп профит одежды на выпуск – пофиг, какой на тебе ремень. Мужики никогда не умеют его подбирать, поэтому этой катастрофе лучше остаться секретом. А! Важно. Упаси господь вас под рубашку надеть белую майку. Лучше всего без майки вовсе. Но если вам религия не позволяет, купите бежевую. Верхний край майки никогда не должен быть виден! Как и нижний. Майка, в отличие от всего остального, в штаны заправляется обязательно.
Зацени разницу в восприятии:
Лайфхак, как настроить свитером женщину на более близкое общение – заранее выбери свитер нежный и мягкий на ощупь. И среди прочей болтовни скажи, что вот приобрел свитер, но не очень разбираешься, как она считает, нормальное ли качество, хорошо ли будет носиться и все такое. При этих словах пощупай свитер за рукав и тут же протяни рукав ей, предлагая знаком заценить. Скорее всего, она на автомате потрогает свитер, а заодно и тебя, будет говорить, что она об этом думает. Спокойно, как ни в чем не бывало, убирай руку и продолжай болтать дальше, возвращаем исходную дистанцию. Ты ж типа не такой как все. А у нее в голове осядет – во-первых, она тебя потрогала и ничего страшного не случилось. На нее не накинулись, не сожрали и не изнасиловали. Значит, с тобой безопасно. А во вторых – ты мягкий и приятный на ощупь. После такой базы идти на сближение в последствии станет гораздо легче. Можешь запомнить ее рекомендации по свитеру, на следующую свиданку придти в другом, сказать что выбрал по ее совету (ей польстит, обычно мужики нас не слушают, а ты не только услышал, но еще и запомнил и воспользовался советом, плюс сто очков Гриффиндору тебе молодцу), и провернуть повторно фокус с ощупыванием – щупаешь сам, и тянешь ей. Главное, прям во время разговора, чтобы она не успела обдумать, стоит ей трогать тебя за рукав или нет. Если жаркое лето, можно попытаться проделать то же самое с часами, но это куда менее благодатная почва. Там оголенная рука и вообще страшна. А! И никогда не говори что почем брал. Вообще меньше про деньги. Длинное отступление закончено.
Дальше. В оригинальном посте было про парфюм. Все так, но есть одно но. Используй только дорогой парфюм. Есть такая проблема – все дешевые духи за километр пахнут, сюрприз, дешевыми духами. Если нет бабла, а духи это реально дорого, выйди из дома пораньше, зарули в летуаль или типа того, выбери ОДНИ мужские духи (если нихера не понимаешь и нос не работает, хватай наугад, с запахом говна там точно нет), пшикаешь на себя и довольный уходишь. Никто тебя за это там не отругает, это абсолютно нормально, чтобы выбрать себе аромат нужно не просто нюхать бутылочку, но и поносить духи на себе какое-то время, так как очень по-разному парфюм раскрывается. Поэтому там и стоят эти бутылки с пробниками – пшикать и пробовать. Если есть проблемы с запахом пота, обзаведись спиртовыми салфетками – протереть ими стратегические места перед выходом, и ты будешь надежно продезинфецирован на весь день=) Дезики от пота часто мощно пахнут, причем повезет, если дешевыми духами. Может и похуже быть. Женщины обращают внимание на ароматы. Запомни или сфоткай, какими духами брызгался. Если она отдельно сделает комплимент аромату, придется повторять перед следующей свиданкой.
Если ты не знаешь точно, что девушка курит, то заведи правило – никогда не кури в своем парадном одеянии и не бери сигареты с собой (пачку хорошо видно в кармане штанов и она тоже пахнет). Помылся перед свиданкой – все, сигареты отложил. Иначе для некурящей девушки ты будешь за два квартала вонять помойкой. Это если ты настроен на секс побыстрее. Тут для результата нужно минимизировать дискомфорт для дамы. Если же ищешь спутницу жизни, приходи как есть, с запахом сигарет. Чтоб она сразу поняла, хочет она с таким жить или нет, а то потом будет сюрприз, неловко, все такое.
Размер одежды – если проследить, чтобы вся одежа была по размеру, не жала и не болталась флагом, ты будешь выглядеть прекрасно. Если ты не понимаешь, как это, бери в оборот консультантов в магазинах, пусть помогают выбрать размер, лучше всего подходящий именно тебе.
Еда. Если ты неаккуратный свин (я вот да), держись подальше от соусов, супов и всего жидкого, что можно разлить-расплескать-разбрызгать. Если совсем руки из жопы, бери воду Если попросишь со льдом, это не будет смотреться, будто ты жмот и экономишь деньги. Брать в кафе воду – стремно. Брать воду со льдом – уже круто. Попросить еще и лимон – прям уже выебонисто. И что-то непачковитое в качестве еды, чтобы не осквернить твой светлый облик пятнами.
Сумок-барсеток не бери, легко налажать с выбором. Мобилка, ключи, карточка, налик – по карманам джинс это спокойно распихается. Никогда не пользуйся карманами рубашки, если они там есть.
Часы – лучший аксессуар, тут сложнее всего налажать. Можно купить что-то в китайском магазине, лишь бы со стрелками (не цифровые!) и время правильно показывали. Единственная непростительная лажа в часах – если там вдруг вместо gucci написано cucci и прочие такие дольки кабАна. Если нихрена не понимаешь в брендах и боишься накосячить, бери без надписей вовсе. И вообще лучше брать без надписи бренда, часам гуччи, даже поддельным, нужно уметь соответствовать. Кстати, надписи на кроссовках тоже не должны быть матерными. Если там чето-транслитом написано по-китайски, это провал. Лучше уж кроссовки без надписей. Рибок, нью бэлэнс и прочие известные кроссовочные бренды – не матерные. Но оригиналы дорогие, если берешь подделку, проследи, чтоб название было без опечаток. Или, опять же, если совсем не шаришь, то никаких надписей. Будь загадочен.
Вернемся к часам. Тот факт, что у мужика на руках часы со стрелками, сразу делают его более серьезным, внушительным и надежным. А мы в вас это любим. А то, что это единственный аксессуар, позволяет не париться за стиль – какую бы поеботу ты ни купил, будет норм, лишь бы не женские. И не ушатанные с пожелтевшим стеклом, которые твои любимые со школы. Почему не очки или головной убор? Их нужно уметь подбирать по стилю, форме лица и многим другим параметрам. То же касается браслетов, цепочек и прочего – сними все нахрен. И крестик тоже. Если ты не уверен, что она православная. А то она будет ожидать от тебя религиозных заебок, а когда женщина чего-то ожидает, но не находит, она это придумывает. Окажется православной – скажешь, что крестик отнес ювелиру на чистку. И сразу ты опять красавчик! И дофига верующий, и заботишься о вещах и типа бабло на уход за символом веры не жмешь. (Пометка – в таком случае, наверное, на вторую свиданку крестик-то стоит надеть).
Если нет денег на барбера, чтобы приводить в порядок бороду, не имей бороды и усов вообще. Перед свиданкой выбрейся до блеска. Волосы на башке нужно вымыть в тот же день, а не накануне вечером! Не умеешь в укладку (а мы предполагаем, что не умеешь) – причеши башку, пока она мокрая и пусть так высохнет. Потом еще раз причеши. Надеюсь, у тебя есть расческа? Какая бы говенная у тебя не была стрижка, отросшая или еще что, если волосы очень чистые и свежие и нормально лежат, то ты красавчик. Если волосы длинные и собираются в хвост – собери их в хвост! Не ходи патлатым, не факт, что хиповать тебе к лицу. Чтобы не налажать с резинкой для волос, можешь в каком-нибудь бабском магазине спросить прозрачные силиконовые резиночки. Так и скажи. Такая резинка невидима на волосах и выглядеть это будет прилично.
Все эти рекомендации специально расчитаны на сурового русского мужика, которому милей паяльник и топор, а не вот это вот все. Это способ реально круто, стильно и дорого выглядеть, максимально избежать стилистических ошибок и произвести хорошее впечатление при минимуме затрат сил, эмоций и денег. Ессно, те, кто умеют в стиль, посчитают такие рамки тесными. Но это именно для тех, кто не шарит, чтоб было проще.
Материал подготовлен автором проекта АвтобурУм.
Профессия автоэлектрика сейчас востребована на рынке труда со стороны работодателей. Кроме этого, она достаточно хорошо оплачиваема. Грамотный автоэлектрик может иметь свою практику, то есть получать доход от своей деятельности самостоятельно. Чтобы не иметь проблем с налоговой, лучше, конечно, оформить свою деятельность в соответствии с законодательством. Но, сейчас не об этом.
Каким образом можно получить профессию автоэлектрика
Самый традиционный способ – закончить высшее учебное заведение. В России есть несколько высших учебных заведения, которые готовят специалистов по родственным специальностям, но после их окончания некоторые выпускники не могут даже грамотно поменять аккумулятор. Есть учебные заведения, которые готовят автослесарей по государственной программе, давая им худо-бедные знания по автоэлектрике. Беда всех учебных заведений в том, что они как бы отодвигают нужные в процессе работы знания на второй план, замешивая их с совсем бесполезной информацией. Понятное дело, занятия ведут не специалисты, а преподаватели.
Наиболее полезный способ обучения по автоэлектрике – курсы автоэлектриков. Как правило, частные организации, которые проводят такие курсы, нанимают профессиональных автоэлектриков, прошедших специальные курсы. Практические занятия проводятся в реальной СТО. Есть смысл обучения на таких курсах. Есть и недостатки такого метода обучения:
не во всех городах, даже областных, проводятся такие курсы;
курсы имеют коммерческий характер, поэтому сроки максимально сжаты по времени;
в группе обучаемых обычно не менее 5 слушателей, лишний раз не попросишь пояснить, индивидуальные занятия стоят значительно дороже.
Есть еще вариант: обучение в качестве ученика автоэлектрика на конкретной СТО. Этот способ больше подходит для молодого человека. Но надо быть готовым, что первое время придется быть мальчиком на подхвате поди-подай, да и не факт, что на СТО работает грамотный разноплановый специалист-автоэлектрик.
Можно найти дедушку-автоэлектрика, работающего нелегально в гаражных кооперативах. Вероятнее всего, его знания будут устаревшие.
Современный вариант обучения – самостоятельное. Его преимущества:
вы можете обучаться в любое время и произвольный срок, сами составлять график обучения;
такое обучение бесплатно;
вы сами можете выбрать свою специализацию (об этом чуть ниже).
самый главный враг самостоятельного обучения – лень;
нельзя самому себе выдать удостоверение (такие бумажки сейчас практически никого не интересуют, к тому же бумажку можно-таки изготовить либо поработать учеником);
трудности с практической частью (при наличии своего гаража можно сначала потренироваться на хламе, потом своем авто, затем друзей).
Что необходимо изучать
На нашей СТО в течение семи лет идет обучение слушателей и учеников по следующему приблизительному плану.
Это лишь ориентировочный план. Содержание занятий постоянно меняется в соответствии с изменением матчасти. Кроме этого, слушатели обычно заказывают определенную специализацию автоэлектрика:
схемотехник, специалист широкого профиля (наиболее востребован на СТО);
чиповщик, специалист по иммо, ключам, прошивкам (наиболее высоко оплачиваемый);
автоэлектрик по определенным маркам (при трудоустройстве на дилерские СТО);
Любая специализация включает все разделы обучения, ибо даже чиповщику, который будет работать с программным обеспечением, не знать, что такое, например, резистор, нельзя.
Как необходимо изучать
Самый сложный раздел программы – основы электротехники и электроники. В школе изучают резисторы, конденсаторы, диоды, но на уровне непонятных формул. В практике нужны знания для «чайников». Именно такую информацию нужно искать.
На этом сайте есть несколько примеров занятий с этими программами:
Переходя к разделу «диагностическое оборудование» необходимо приобрести любой сканер.
Можно получше, типа AUTOCOM (Delphi) стоимостью около 5.000 рублей или подешевле типа ELM327 Bluetooth стоимостью от 500 рублей (3 бакса на алиэкспресс), который будет работать со смартфоном. Чип-тюнинг, скорее всего, самостоятельно изучить не получится: оборудование дорогое, да и риск без опыта что-то пробовать экспериментировать самостоятельно большой. Студенты-программисты осваивают чип-тюнинг за пару недель самостоятельно без проблем.
Для начала при наличии своего гаража приглашайте в него своих друзей с различными авто, исследуйте, где находятся основные датчики, исполнительные устройства, узлы авто. Практически по любому вопросу вы найдете информацию в интернете. Более солидный сайт для поиска информации по последовательности ремонта – drive2.ru.
Начинайте самостоятельные ремонты с более простых задач: замена свечей, датчиков, узлов, компьютерной диагностики. Переходите к более сложным: прозвонке жгутов, измерению параметров датчиков, установке дополнительного оборудования.
Сроки самостоятельного обучения
Опыт обучения показывает, что для того, чтобы обучить специалистов «с нуля» до среднего уровня требуется для:
диагностов – 1 месяц;
схемотехников – 0,5 года;
специалиста узкого профиля – 3 месяца;
чиповщиков – 1 год плюс постоянное повышение квалификации.
Самостоятельное изучение обычно занимает большее время.
Не следует думать, что автоэлектриком может быть каждый. Автоэлектрик – сложная специальность. Необходимо быть специалистом-электриком, хорошим мотористом, иметь хороший уровень пользования компьютером, постоянно повышать образовательный уровень. Именно поэтому хорошего специалиста-автоэлектрика трудно найти. СТО постоянно сталкиваются с проблемой: как только толковый ученик-автоэлектрик достигает среднего уровня, он уходит на собственные хлеба. Оптимальный возраст самостоятельного обучения – от 30 до 40 лет. Я постоянно привожу пример, когда к нам пришел обучаться отличный плиточник с приличным доходом в возрасте 36 лет. Мотивировал переобучение беспокойством за свое здоровье. Честно говоря, не верил в успех. Сейчас он востребованный автоэлектрик, и очень грамотный.
Как легализовать свои самостоятельно полученные знания (получить «корки»). Наиболее простой вариант – устроиться на частное СТО, выписать удостоверение по охране труда с записью «автоэлектрик». Можно пройти какие-нибудь удаленные курсы, где дадут бумажку, разумеется, за деньги.
Не знаю, что у Евгения Жуковского из Новосибирска, который написал эти слова, получится в дальнейшем по обучению автодиагностике но, обратите внимание на слова: “Понимать, что говорят датчики”. На мой взгляд, когда человек так выражается, такое вот “одушевление неодушевлённого” (это про датчик), может означать правильный настрой: если относиться к автомобилю как к “железяке” – это одно; а если относиться к ней, к её электронным системам, которые могут выйти из строя как к достойному противнику – это другое и правильное: точно и однозначно оценить какое-то событие при автомобильном ремонте всегда трудно, слишком много переменных – лучше переоценить, и когда в итоге окажется, что “проблема была плёвой”, никакого разочарования не будет: вопрос решён, а это самое главное.
“Где и как обучают автомобильной диагностике”
Курсов по обучению много. Даже очень много – Google выдал десятки тысяч ответов. На все времени не хватит, посетим хотя бы один и посмотрим, как там проходит обучение.
Открываю дверь и попадаю в рабочее помещение автосервиса “ИнжКар”
Нет, от сути не уклоняюсь, надо же показать, в каких условиях работают эти курсы для обучения автодиагностов. А что написано в Интернете об этом?
“Подробный и глубокий курс от самых основ до конкретных практических навыков с глубоким погружением в основы профессии. 20 дней плотно спрессованной информации теория + мастер класс + практика по профессии “Мастер-диагност бензиновых систем управления впрыском топлива”.
Понятно. Но доверять надо конкретике: окончив осмотр автосервиса, иду в конец ремонтной зоны, где около автомобиля собралась группа людей.
Для начала представлю руководителя курсов. Это Рязанов Фёдор Александрович, знакомый читателям статей Легион-Автодаты:
Фёдор Александрович является автором и героем многих статей: “Системы стабилизации холостого хода” – часть 1, часть 2, часть 3, “Предохранитель? Виновен!” и других на сайте Легион-Автодаты.
Это практические занятия на конкретном автомобиле: Mazda выпуска 2000 года. На фото ниже Рязанов Ф.А. (справа) и курсанты его курса, приехавшие из разных мест: из Грозного, Ставрополя, Подмосковья, республики Адыгея.
Предоставим слово руководителю курсов обучения Рязанову Ф.А:
“Силовой агрегат любого автомобиля условно можно разделить на 3 системы:
1. Двигатель и воздушный тракт. Контролируется вакуумметром.
2. Топливоподача. Контролируется лямбда-зондами.
3. Зажигание. Контролируется искровым пробойником.
Вспомним слова Конфуция: “Трудно найти черную кошку в темной комнате. Особенно, если ее там нет”. Своих курсантов я учу так: “Если нет кодов ошибок – это не значит, что дефекта нет. Просто так клиент к вам не приедет. Поэтому перед вами 3 тёмных комнаты (перечислены выше). Черная кошка сидит в одной из них. Ваша первая задача определить, в какой из этих комнат сидит это несчастное существо. Вторая задача чисто техническая – вытащить её на свет божий”.
Отправной точкой для нахождения дефекта на этой Мазде явились “кривые” показания вакуумметра. При норме 20-30 кРа (“зеленая зона”) он не дотягивал даже до ее половины. Черная кошка сидит тут!
Систему зажигания искровым пробойником мы проверили чисто в учебных целях. Совместили с проверкой фаз датчиком давления. В этой комнате черной кошки нет – но показать начинающим диагностам, как это делается – лишним не будет.
Систему топливоподачи на “кривом” двигателе проверять смысла нет. Даже в учебных целях.
Показания вакуумметра могут сбивать много причин. Мы начали с наиболее вероятной – сбитые фазы. Да, действительно – датчик давления указал на некритичные отклонения в ГРМ. Градусов 5-7. Да, дефект есть, но это не кошка. Так, котенок, непонятно как попавший в эту комнату. Так сбивать показания вакуумметра не может.
Второй вероятной причиной являются проблемы с EGR.
Действительно: хорошую штуку организовали участники форума: “Библиотеку осциллограмм”,- (к слову: в разделе “”Инструменты для работы” *Мелочи и всякие “know how”, без которых не обойтись*, – , можно найти много “полезностей”, которыми поделились автомобильные диагносты).
Это и есть то самое, что называется “наработка опыта”. Или “наработка отказов”. Слушатели курсов с самого начала начинают понимают: “Искать и устранять неисправности на автомобиле надо в комплексе, применяя все доступные форматы знаний”.
А теперь вспомните, какой автомобиль был выбран для проведения этих практических занятий? Да, старый по году выпуска. Что тут сложного? А то, что на нём “не было кодов неисправностей”.
Вы были на Конференциях “Технологии авторемонта. Диагностика современных силовых агрегатов”?
Не буду говорить насчёт его уникальных знаний в области диагностики и ремонта автомобилей, приведу только выжимку из нашей беседы насчёт “страшного сна большинства авто диагностов”:
“-Это когда машина приходит на ремонт, подключают сканер, а кодов неисправностей нет. И всё. Приплыли. Базовых знаний нет, а “верхушки знаний”, которые нахватались, тут не помогут. И начинается катавасия”.
Надеюсь, что “Америки не открыл”. Впрочем, в своих статьях на портале компании Легион-Автодата мы уже много говорили о подобном – о качестве услуг авторемонта, о “диагностах-однодневках”, цитирую:
Вот такой сложный автомобиль (а тем более для начинающих: “коды неисправностей отсутствовали”), был выбран для обучения. С одной стороны это “учить плавать, бросив в воду”. Но если при этом “поддерживать и показывать”, то это хороший способ.
Само обучение на данном уроке было построено верно, по принципу “от простого к сложному”. На мой взгляд, польза от такого обучения быть должна.
Теперь обещанный бонус:
Как выбрать курсы обучения в Интернете
Это не советы и не рекомендации. Это моё личное понимание. Прошу это учесть, так как у каждого свой угол зрения.
И я закрыл. Наверняка сайт смотрело Руководство сайта и, если “такое всплывающее разнообразие” ему нравится, значит, оно совсем не ценит время людей. Нет, с такими не по пути.
“Цена на обучение профессии “автомобильный диагност” у нас в ТРИ раза дешевле, чем в среднем по Москве!”.
Супер, да? Здесь крючок обычный – заманить ценой, а не содержанием. Тоже закрываю.
Предложений много, десятки тысяч. И куда пойти учиться? Мы же так устроены, что нам “надо товар пощупать”. А как это сделать? Довериться словам?
И опять-таки, на мой взгляд:
“Какими свойствами должен обладать сайт, который предлагает обучение”?
– уйдите от красивой навязчивости в стиле постоянно всплывающих окон, бегущего текста и т.п. Во-первых, это раздражает. Во-вторых, надо помнить, что ещё не по всей России есть хороший Интернет, и при организации сайта это надо всегда помнить и ориентироваться “на среднюю скорость Интернета – и ближе к плохой скорости”. В таком случае сайт смогут посмотреть люди даже из отдалённых уголков России.
– если сайт будет предлагать “заманухи” в виде броских фраз: ” Стоимость нашего обучения в ТРИ РАЗА ДЕШЕВЛЕ ЧЕМ В СРЕДНЕМ ПО МОСКВЕ!”, то почешите в затылке, прежде чем отправлять эту фразу на сайт. Умный читатель, воспитанный на российских просторах в традициях регулярных обманов со всех сторон, задумается, усмехнётся и уйдёт с такого сайта. Причина простая: “Бесплатный или полубесплатный сыр валяется только в мышеловке”.
– не затаскивайте людей на обучение фразой, что “после обучения слушатели получают Удостоверение (и т.п), которое позволит ему с лёгкостью устроиться на работу по специальности”. Не надо врать.
– покажите на своём сайте реальную картину по обучению. Расскажите что делается, как делается, в какой плоскости проводится обучение. Однако, если вы займётесь банальным перечислением курсов и тематик – застрелитесь и не позорьтесь: банальность описания будет предполагать такой же тип обучения.
Ну и для чего эти люди собрались перед капотом? Или зачем их “главный” (Дмитрий Юрьевич), постоянно отвлекается на монитор?
А это уже и есть “методика”.
Действительно, вот жалуется, например, клиент на нестабильность холостого хода. Что делать, куда смотреть, что смотреть?
Порядок осмотра в этом автосервисе http://mek1.ru/ давно отработан (“порядок осмотра – это метод из нужной методики).
Дмитрий Юрьевич выбирает параметры для просмотра:
Выбирает те данные, которые, по его мнению, требуются для проверки при озвученных жалобах клиента. Запускается мотор и начинается их изучение:
Пока Дмитрий Юрьевич анализирует информацию, его команда ” ворон не ловит”, а действует по своему плану (могу даже сказать – “алгоритму”, так как каждый знает что ему делать, в какой очерёдности).
Антон готовит мотор к проверке системы зажигания:
Дмитрий (слева), отщёлкивает крепежи для снятия и проверки воздушного фильтра:
Раньше я говорил, что в этом автосервисе получаемые от сканера или мотортестера данные выводятся сразу на несколько мониторов. Здесь Дмитрий Юрьевич как раз смотрит на такой дополнительный монитор и нажимает педаль газа. Удобно. В ином случае пришлось бы отвлекать человека из команды – а у него на данный момент своя работа.
Раньше, при просмотре данных было определено, что мотор под капотом – GDI-5 второго поколения. И давление для него явно недостаточно. При перегазовке определяется отработка насосом (ТНВД) требуемого давления при повышенных оборотах и на холостом ходу.
На графике и по другим данным:
Определяется, что на высоких оборотах ТНВД своё давление отрабатывает, а вот на ХХ – нет. Вот здесь (на фото ниже), всё становится понятным:
Осматривается горловина бензобака.
При помощи джойстика зонд можно поворачивать и осматривать всё, что поможет сделать точный и окончательный вывод о состоянии горловины бензобака:
Владельцы автомобилей, автодиагносты уже знают, что из-за коррозии горловины топливного бака часто “умирает топливный насос”. Но нет, здесь всё в порядке. Однако проверить надо было обязательно. Это тоже “методика”.
Но и это ещё не всё. Пока осматривался бензобак, мотор был подготовлен к “визуально-техническому” осмотру:
Нижняя защитная крышка.
Вроде бы обычный снимок. Ну и что такого, что помощник, Антон, осматривает изнутри мотор в тех же местах, где до него только что смотрели. Проверяет? Дмитрий Юрьевич себе не доверяет?
А это, между прочим, относится не только к слову “методика”, но и к слову “обучение”. Когда Дмитрий Юрьевич передаёт зонд Антону, то это означает: “Посмотри. Поучись. Там есть нагар. Забирай в свою копилку”.
А зонды хорошие. Качественные:
Ну и напоследок – осмотр свечей зажигания:
Теперь почти всё. Теперь Дмитрий Юрьевич записывает полученные результаты и пожелания клиенту:
И докладывает старшему по ремзоне результаты диагностики, а тот будет дальше общаться с клиентом:
Второй автомобиль, Mitsubishi Chariot, который прибыл на диагностику (“троит”), проходил осмотр точно так же:
1. Определяется неисправный элемент, катушка и свеча извлекаются.
2. Для того, чтобы общая картина при проверке не смазывалась, устанавливается рабочие катушка, свеча (выше всех остальных):
Теперь ничего не мешает “увидеть картину целиком”: выбрать нужные параметры и приступить к их изучению:
И обратите внимание на Антона (справа):
Понаблюдав за ним, сделал вывод, что человек перспективный, ему не нужно напоминаний типа “посмотреть и поучиться”, он всегда сторожит действия Дмитрия Юрьевича, сам везде наблюдает и учится.
Так как основное подозрение на систему зажигания, она проверяется так же тщательно:
И на холостом ходу, и при оборотах:
Методика, вроде бы, точно такая же, только в этом случае “построение методики отталкивается от подозреваемой неисправности” и некоторые шаги методики меняются. Но основные элементы проверок всё равно остаются:
Меняется всё, что вызывает подозрения и что скоро может выйти из строя:
Такой тщательный осмотр продиктован тем, что этот автомобиль здесь стоит на обслуживании, но на осмотре (ТО) не был уже давно.
Третий автомобиль Mitsubishi Pajero – и другая методика. Здесь мотор работает нестабильно, он “или троит, или умирает”. Может заглохнуть.
На панели приборов горят подсказки для проверяющих:
Мотор как мотор. И где тут неисправность спряталась?
Обратите внимание, какие параметры для проверки выбраны:
И для чего?..
А раскладка мыслей была такая:
– автомобиль обслуживался в другом автосервисе
– для устранения причин нестабильной работы двигателя, там решили принудительно повысить обороты ХХ путём
сдвигания APS в какую-то сторону.
– в результате: обороты ХХ они “как-то сделали”
– но не знали, что при такой “регулировке” вышли в динамический диапазон по APS “автомобиль в движении”, то есть, в диапазон, который “подхватывается” только датчиком скорости (педаль нажата, причём в том положении, когда должен работать датчик скорости.
Знали ли в том автосервисе, что:
· Датчик регистрирует положение педали акселератора и передает
· сигнал в блок управления двигателем.
· Датчик положения педали акселератора имеет два
регистрирующих контура.
· Этот датчик представляет собой разновидность потенциометра, который преобразует информацию о положении педали акселератора в электрический сигнал напряжения, направляемый в блок управления двигателем.
· При помощи измерительных цепей датчика производится регистрация скоростей нажатия и отпускания педали акселератора, информация о которых передается в блок управления двигателем в виде сигналов напряжения.
· На основе этих сигналов блок управления двигателем регистрирует текущую величину угла поворота педали акселератора при её нажатии – и на основе этих сигналов управляет электродвигателем привода дроссельной заслонки.
· Отпущенное положение педали акселератора ( или “положение холостого хода”), определяется блоком управления двигателем на основе сигнала от её датчика.
· Блок управления двигателем использует этот сигнал при организации управления двигателем, например, управляя отключением топливоподачи на принудительном холостом ходу.
· И говорит ли что вот это: “1250 mv для обоих каналов на холостом ходу?”
Итого: при таком положении датчика педали газа, нормального (положенного) холостого хода не может быть по определению.
Вот по этой причине, для правильной регулировки APS, Антон забрался под руль.
В результате вот что получилось:
Для чего нужно было в первую очередь заниматься настройкой APS?
Только для того, чтобы “выровнять картину осмотра”, убрать нестабильность ХХ и изучать работу двигателя без ненужных помех.
Дальше всё по отработанной методике. Осмотр мотора:
Подготовка и проверка давления в топливной системе:
Проверка состояния горловины топливного бака:
Каждый патрон – это определённый набор действий для диагностической ситуации. И диагност должен знать, какой патрон выбрать, и сколько их требуется на данный момент. Это и есть “методика”. И уточняю:
· Патрон – это метод
· Выбор количества патронов в определённой ситуации – это уже методика
И квалификация автомобильного диагноста заключается в том, сколько у него имеется вот таких “умственных патронов и патронташей”. Всё остальное – трёп по ушам.
Обратил внимание вот на что:
· Кроме “желательно-обязательной” накидки на крылья автомобиля, используется и вот такая очень удобная ступенька:
Если не купить, то сделать такую просто. Удобнее будет осматривать мотор.
· Автосервис разделён на зоны. На фото ниже – рабочее место для очистки форсунок:
· В штате автосервиса есть “Старший по автосервису”