Как пользоваться ELM327: инструкция для новичков

Как пользоваться ELM327: инструкция для новичков ОБД2

Автосканер elm327: что это такое и как работает

Итак, если в машине есть диагностический разъем OBD2, ELM327 в таком случае вполне можно использовать на авто. Фактически, это сканер-адаптер, устройство подключается к бортовому компьютеру автомобиля через разъем OBD-II. Данное решение позволяет  проводить диагностику неисправностей, считывать показатели работы ДВС и систем авто, сбрасывать ошибки в памяти ЭБУ.

  • Название прибор получил благодаря контроллеру, который связывает диагностическую шину автомобиля с ноутбуком, планшетом или смартфоном. Изначально контроллер разработали в Канаде, однако позже чип попал к китайским производителям. В свою очередь, там его удачно скопировали. В результате устройство получилось доступным, с низкой себестоимостью и по ряду причин востребованным и широко распространенным.

Функционал адаптера елм 327 в процессе модернизации был расширен. Однако ряд функций, то есть возможность их использования, будет зависеть от версии адаптера, ЭБУ конкретного авто, а также от того, какая именно программа для elm327 используется.

Также, в зависимости от ПО, доступны функции чтения и расшифровки ошибок, а также функции очистки диагностических кодов ошибок. Еще на некоторых автомобилях при помощи адаптера ELM327 можно настраивать некоторые полезные функции (например, автоматическое закрытие замков, складывание зеркал, отклик на нажатие педали газа, показания на панели приборов и т.п.).

Адаптер elm327, программа motordata и первые шаги в автодиагностику

Часть 1. Адаптер ELM327 и программа Motordata – как первый шаг в автодиагностику
Часть 2. Особенности, проблемы и выбор правильного адаптера ELM327

Адаптер ELM327

Появление общедоступных диагностических приборов начального уровня вместе с массовым распространением мобильных устройств произвело настоящую революцию в автомобильной сфере. Они дали возможность самим автовладельцам без использования дорогостоящих профессиональных сканеров в режиме реального времени следить за процессами, происходящими в силовом агрегате, и самостоятельно выполнять некоторые элементарные операции без обращения в сервис. С другой стороны, они стали и важным инструментом привлечения в профессию начинающих диагностов.

Вопросы, возникающие при выборе таких устройств, примерно одинаковы вне зависимости от моделей и марок автомобилей. Мы постарались ответить на них этой статьей, а также подробно рассмотреть примеры диагностики автомобиля с помощью распространенного адаптера на чипе ELM327 (с помощью бесплатной программы MotorData ELM из состава диагностической онлайн-системы MotorData, а также приложения MotorData OBD под Android).

Содержание
Из истории OBD
Диагностические адаптеры
Программы для диагностики
Примеры самостоятельной диагностики
Диагностика с помощью MotorData ELM
Диагностика с помощью MotorData OBD

Из истории OBD

Начнем с краткого экскурса в историю и общего описания возможностей диагностики.

При включении зажигания на комбинации приборов загораются индикаторы, которые затем гаснут или через несколько секунд, или после запуска двигателя. Продолжающие гореть или включившиеся при движении индикаторы указывает на появление неисправности в той или иной системе.

Еще не так давно на автомобилях существовала возможность считать диагностические коды неисправностей двигателя посредством мигающего индикатора “CHECK ENGINE” на комбинации приборов (для этого необходимо было выполнить некоторые манипуляции с выводами диагностического разъема). У более современных автомобилей возможность самодиагностики по индикатору осталась только для некоторых периферийных систем.

Но у автовладельцев и сегодня есть возможность самостоятельно диагностировать основные системы автомобиля, теперь уже с применением недорогих диагностических приборов, работающих по стандарту OBD-II. Многие из них позволяют не только самостоятельно провести диагностику при появлении индикации неисправности, но и контролировать выбранные параметры работы различных систем в движении.

Многие из них позволяют не только самостоятельно провести диагностику при появлении индикации неисправности, но и контролировать выбранные параметры работы различных систем в движении.

В 1988 году Агентство по охране воздушных ресурсов Калифорнии (California Air Resources Board (CARB)) установило законодательные нормы, касающиеся продаваемых в штате Калифорния автомобилей. По этим законам были установлены требования к системам бортовой диагностики, связанным с поиском неисправностей в системе снижения токсичности отработавших газов, что положило начало стандартизации кодов неисправностей в США и Европе. Эти требования стали известны как “Система бортовой самодиагностики I” (OBD-I), которая затем была принята производителями и для автомобилей, продаваемых за пределами Калифорнии.

Основные требования OBD-I таковы:
· Наличие индикатора, информирующего водителя о возникновении неисправности, которая может привести к увеличению вредных выбросов.
· Обеспечение записи, хранения и вывода кодов неисправностей, которые могут привести к увеличению вредных выбросов.
· Расположение диагностического разъема, метод считывания кода и способ самодиагностики определяются производителем автомобиля.
В результате, при почти полном отсутствии стандартизации, потребовалось обучение техников разным процедурам проверки и применения разного диагностического оборудования для обслуживания разных марок автомобилей.

В 1995 году CARB по согласованию с Обществом автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers (SAE)) ввело дополнительные требования к продажам автомобилей в Калифорнии. Эти требования, известные как система OBD-II, получили распространение во всех штатах. Требования четко определяют порядок записи и вывода кодов неисправностей. Более жестко определены условия контроля за функционированием систем и компонентов. OBD-II относится не только к системе управления двигателем, но и другим системам.

Основные положения OBD-II для США, адаптированные к европейским автомобилям, получили наименование EOBD (European On Board Diagnostics). Система EOBD обязательна к применению на новых автомобилях с бензиновыми двигателями, выпущенных после 1 января 2000 года (на автомобилях с дизельными и LPG (газовыми) двигателями применение EOBD введено с 2003 года). Большинство автомобилей с бензиновыми двигателями, которые выпускались до января 2000 года, были доработаны в соответствии с новым стандартом.

Конфигурация 16-контактного диагностического разъема (DLC) стандартизована, назначение выводов определено в соответствии со стандартом и соблюдается производителями автомобилей.

Конфигурация 16-контактного диагностического разъема (DLC) стандартизована, назначение выводов определено в соответствии со стандартом и соблюдается производителями автомобилей.

ВыводНазначение
1 Определяется производителем
2 Шина передачи данных ” ” – SAE J1850
3 Определяется производителем
4 Масса (шасси)
5 Масса (сигнал)
6 Шина передачи данных CAN, HI – ISO 15765-4
7 K-line – ISO 9141-2 / ISO 14230-4
8 Определяется производителем
9 Определяется производителем
10 Шина передачи данных “-” – SAE J1850
11 Определяется производителем
12 Определяется производителем
13 Определяется производителем
14 Шина передачи данных CAN, LOW – ISO 15765-4
15 L-line – ISO 9141-2 / ISO 14230-4
16 ” ” аккумуляторной батареи

Места возможного расположения диагностических разъемов также определены стандартом, что упростило их поиск. Как правило, разъем расположен в районе рулевой колонки, центральной консоли или вещевого ящика.

Места возможного расположения диагностических разъемов также определены стандартом, что упростило их поиск.

Как правило, разъем расположен в районе рулевой колонки, центральной консоли или вещевого ящика.

Какие коды неисправности считывают адаптеры ELM327 через интерфейс OBD-II? В основном P-коды, иногда U-коды, очень редко с помощью них можно получить информацию о некоторых других кодах.

Код неисправности по стандарту OBD состоит из буквы и четырех цифр (например, Р0100). Буква определяет принадлежность кода к СИСТЕМЕ:
Р – Powertrain – коды, относящиеся к силовой установке автомобиля, т.е. ко всему, что приводит автомобиль в движение (двигатель, коробка передач, гибридная установка и т.д.).
С – Chassis – коды, относящиеся к системам шасси автомобиля (антиблокировочная система тормозов, система курсовой устойчивости, пневмоподвеска, усилитель рулевого управления и т.д.).
B – Body – коды, относящиеся к кузовным системам, в основном находящимся внутри салона автомобиля (система управления электрооборудованием кузова, противоугонные системы, система подушек безопасности, освещение и т.д.).
U – коды, относящиеся к системам обмена данными между блоками/системами управления в автомобиле.

Диагностические коды неисправностей (далее просто “коды”) по их звучанию можно разделить на две группы:
а) Коды, имеющие стандартное звучание для всех производителей – стандартные коды (начинаются на P0, P2, B0, C0, U0).
б) Коды, звучание которых не определяется стандартом и отдано “на откуп” автопроизводителям – нестандартные коды (начинаются на P1, P3, B1, B2, C1, C2, U1, U2).

Диагностические адаптеры elm327

• Какой сканер выбрать – elm327 bluetooth, USB, Wi-Fi – и в чем их отличия?
Выбрать и купить адаптер elm327 Вы можете в нашем интернет магазине. Все представленные модели протестированы нашими специалистами.
Наиболее распространены на сегодняшний день приборы, реализованные на клонах микросхемы ELM327. Диагностические сканеры на базе чипа ELM-327 не имеют собственного ПО. Они лишь являются связующим звеном, адаптером, между автомобилем и компьютером, планшетом или смартфоном (далее – “компьютер”). Связь компьютера с адаптерами разных типов может осуществляться либо по кабелю через порт COM или USB, либо по беспроводной связи через Bluetooth или Wi-Fi. Скорость считывания данных немного выше у сканеров на базе USB, но помимо отсутствия проводов, у BT и WiFi имеется главное преимущество – возможность подключения через смартфоны и другие мобильные устройства.

Функционал адаптеров в основном зависит от ПО, установленного на компьютере. Сегодня такое ПО представлено достаточно широко как для персональных компьютеров, так и для мобильных устройств на базе операционных систем Android (планшеты и смартфоны), iOS (iPhone, iPad), Windows CE (штатные мультимедийные устройства автомобилей, навигаторы), Symbian (смартфоны). Функционал и цены программ сильно разнятся, что позволяет подобрать наиболее подходящую под собственные нужды.

• Какие марки и протоколы поддерживает ELM327?
Адаптер ELM327 поддерживает следующие протоколы стандарта OBDII: J1850 VPW, J1850 PWM, ISO9141-2, ISO14230-4 (KWP2000), ISO15765-4 (CAN).
Поддерживаемые автомобили:
– модели для рынка США с 1996 года;
– модели для рынка Японии с 2002 года;
– модели для рынка Европы с 2001 года и модели с дизельными двигателями с 2004 года.
Примечание: некоторые из указанных моделей могут не поддерживать стандарт OBD II.

Код ошибки:  Датчик АБС Митсубиси Лансер 10: расположение, замена

• Как спарить elm327 bluetooth с компьютером, планшетом или смартфоном?
Подключение диагностического прибора (адаптера) осуществляется в следующей последовательности: выключить зажигание, подключить прибор к диагностическому разъему OBD-II автомобиля, включить зажигание. После этого предварительно установленное на ноутбуке / планшете / смартфоне программное обеспечение позволит осуществить связь с адаптером и вывести параметры автомобиля на экран гаджета.

Примечание: ELM327 Bluetooth-адаптеры получают питание от бортовой сети, поэтому данная процедура производится в автомобиле.

1. При выключенном зажигании подсоедините адаптер к диагностическому разъему.
2. Включите зажигание.
3. Убедитесь, что Bluetooth модуль на компьютере включен.
В случае использования специального программного обеспечение для управления Bluetooth (характерно для многих ноутбуков), обратитесь к инструкции производителя.
– В Windows XP перейдите: Панель управления -> Настройка Bluetooth.
– В Windows Vista перейдите: Панель управления -> Оборудование и звук -> Устройства Bluetooth
– В Windows 7 перейдите: Панель управления -> Оборудование и звук -> Устройства и принтеры -> Добавление устройства Bluetooth.
4. Нажмите соответствующую кнопку, чтобы добавить устройство. Для подтверждения соединения компьютер запросит пароль на доступ к OBD адаптеру, как правило, это 0000 или 1234 (пароль указан в инструкции к адаптеру), существуют и другие пароли такие как 4321, 5678.

Программы для диагностики автомобиля

Наверное, сегодня уже излишне напоминать про такие популярные универсальные программы, как Torque, ScanMaster и т.п.

В 2021 году компания “Легион-Автодата” разработала и собственную бесплатную программу Motordata ELM под Windows, работающую с адаптерами на чипе ELM327. Помимо стандартных функций, поддерживаемых другими приложениями, MotorData специально адаптирована для диагностики праворульных автомобилей Toyota внутреннего японского рынка.

С 2021 года MotorData работает также и на мобильных устройствах (Android) – новое приложение MotorData OBD доступно на GooglePlay. В дальнейшем развитие программы-клиента MotorData под Windows не планируется, поэтому все улучшения и новые функции будут доступны именно в этом мобильном приложении.

Выпуск версии для мобильных устройств на iOS ожидается к концу 2021 году.

MotorData OBD – программа, позволяющая произвести диагностику системы управления двигателем (при подключенном плагине – и других систем автомобиля), считать коды неисправностей, стоп-кадры и текущие данные, а после ремонта – стереть коды и погасить индикатор неисправности (Check Engine).

Поддерживаемые адаптеры:
ELM 327 Bluetooth, Bluetooth mini, ELM 327 WiFi (Wi-Fi).

Доступные плагины (платный функционал для расширенной диагностики леворульных и праворульных JDM моделей):
– Toyota (двигатель, АКПП, ABS, SRS, ESP, кондиционер)
– Toyota Toyota Hybrid (двигатель, АКПП, гибридная силовая установка, высоковольтная батарея, ABS, SRS, ESP, кондиционер)
– Nissan (двигатель)

В разделе “Справочники” находится модуль индикаторов. Общие индикаторы находятся в свободном доступе, дополнительные плагины открывают доступ к индикаторам. Помимо описания работы индикаторов и соответствующих им систем, приложение содержит рекомендации на случай их включения.

Примеры самостоятельной диагностики

Приведем несколько примеров эффективного использования диагностического прибора начального уровня.

Код неисправности P0300
При заправке некачественным топливом возможно включение индикатора “CHECK ENGINE” и переход системы управления двигателем в аварийный режим. При этом, как правило, появляется код неисправности P0300 – множественные пропуски воспламенения. В таком случае стоит обратиться к специалисту, однако неисправность может возникнуть и вдалеке от автосервисов. Тогда поможет прибор для считывания и стирания кодов неисправностей. Без него необходимо вызывать эвакуатор или, на свой страх и риск, ехать дальше. Однако, самостоятельно считав коды неисправностей, можно связаться со специалистом для консультаций. При появлении этого кода владельцу посоветуют слить некачественный бензин, сменить заправку, залить нормальный бензин и стереть появившийся код. Это позволит спокойно доехать до ближайшего сервиса для более углубленной диагностики.
Очень часто появляются т.н. “плавающие” неисправности в системе управления двигателем. Например, автомобиль иногда не заводится или заводится с трудом. Но по дороге на сервис неисправность “пропадает”. Причин такого поведения автомобиля может быть много, например, изменение климатических параметров (температура, влажность) или некоторых параметров работы двигателя. В таком случае приходится оставлять автомобиль на сервисе и ждать, пока неисправность вновь себя проявит. Это не всегда удобно, а зачастую просто невозможно, и может не дать никаких результатов. И тут будет полезным с помощью диагностического прибора записать параметры работы двигателя во время проявления неисправности, а затем показать их опытному автодиагносту. Это может значительно сократить время диагностики, а значит, и сумму в счете за ремонт.

Диагностика автомобиля перед покупкой
При покупке автомобиля будет совсем не лишним проверить отсутствие ошибок по двигателю и коробке передач. Недобросовестные продавцы имитируют исправное состояние этих систем, ставя всяческие “обманки” на индикаторы неисправностей. Считывание кодов позволит проверить это. Комбинация приборов позволяет лишь примерно знать некоторые параметры автомобиля. Точность приборов весьма далека от идеальной (особенно на малых значениях). Диагностический прибор позволит проверить их показания.

Код неисправности P0420
По графикам, отображающим текущие параметры обычных кислородных датчиков до и после каталитического нейтрализатора, можно судить о состоянии нейтрализатора. Если считан код неисправности P0420 (низкая эффективность каталитического нейтрализатора) и при этом форма сигнала заднего кислородного датчика (после нейтрализатора) повторяет форму сигнала переднего кислородного датчика (до нейтрализатора), то можно сделать вывод о низкой эффективности. При покупке подержанного автомобиля необходимо произвести такую диагностику, чтобы избежать дорогостоящего ремонта, который может вылиться в немалую сумму и подпортить настроение.

Контроль прогрева двигателя
Можно использовать адаптер для наблюдения за прогревом двигателя и коробки передач, и после достижения оптимального температурного режима, комфортно и безопасно начать движение. Это удобно выполнять при помощи гаджета с использованием беспроводных технологий Bluetooth или Wi-Fi, когда можно из дома контролировать прогрев стоящего под окном автомобиля.
Сейчас на многих автомобилях нет стрелочного индикатора температуры – он заменен светодиодами разных цветов. Диагностический прибор позволит узнать, например, температуру выключения индикатора прогрева, проконтролировать температуру срабатывания вентилятора охлаждения двигателя и термостата. Некоторое ПО позволяет контролировать пробег и средний расход топлива.
Таким образом, существующее сегодня ПО позволяет с помощью адаптера реализовать практически на любом гаджете еще и широчайшие функции маршрутного компьютера.

Таким образом, существующее сегодня ПО позволяет с помощью адаптера реализовать практически на любом гаджете еще и широчайшие функции маршрутного компьютера.

Некоторое ПО позволяет контролировать пробег и средний расход топлива.

Диагностика с программой ELM MotorData

В 2021 году была выпущена бесплатная программа Motordata ELM, являющаяся составной частью диагностической системы MotorData, выполняющая функции диагностики автомобилей в реальном времени через разъем OBD II с помощью стандартного адаптера ELM327. Скачать бесплатно последнюю версию программы Motordata ELM для Windows (на русском языке) можно по ссылке с главной страницы сайта motordata.ru

Программа позволяет подключиться к блоку управления двигателем и считывать/стирать коды (считывание и представление большинства кодов производится на русском языке), выводить текущие данные в цифровой или графической форме, стоп-кадры, VIN номер автомобиля, версии блока и версии прошивки в режиме offline, т.е. без подключения к интернету – программа-клиент с функциями ELM327 работает независимо от “материнской” диагностической онлайн-системы MotorData. В статье приведены скриншоты, снятые при диагностике реальных автомобилей: праворульной Toyota Estima 2003 года и Subaru Forester SH 2008 года.

Подключение к автомобилю

1. Запустите программу Motordata и нажмите на кнопку ELM327, находящуюся в верхней левой части экрана, для перехода в основной интерфейс программы диагностики. Аналогичный переход можно осуществить нажав на кнопку “Связь – ELM327 Free”.

Запустите программу Motordata и нажмите на кнопку ELM327, находящуюся в верхней левой части экрана, для перехода в основной интерфейс программы диагностики.

2. После этого откроется интерфейс программы для подключения непосредственно к автомобилю. На скриншоте в окне программы есть два подключения. Первое через адаптер ELM327 Bluetooth и второе через ELM327 USB. В зависимости от используемого типа адаптера нужно выбрать или первый или второй пункт. Инструкции по подключению ELM327 Bluetooth и ELM327 USB подробно рассмотрены здесь.

После этого откроется интерфейс программы для подключения непосредственно к автомобилю.

После подключения к автомобилю необходимо выбрать блок управления, с которым необходимо соединиться.

Модуль предназначен для считывания и стирания кодов неисправностей при подключении адаптера ELM327 к диагностическому разъему автомобиля, поддерживающего стандарт OBD II. Поддерживаемые протоколы: J1850 VPW, J1850 PWM, ISO9141-2, ISO14230-4 (KWP2000), ISO15765-4 (CAN). Использование недорогого адаптера ELM327 позволит произвести диагностику системы управления двигателем с минимальными затратами и после ремонта погасить лампу “Check Engine”. Для считывания кодов неисправностей необходимо следуя инструкциям подключиться к блоку управления, перейти в раздел коды неисправностей, нажать кнопку DTC на нижней панели и далее нажать кнопку “Считать”. Для стирания кодов неисправностей из памяти блока управления необходимо нажать кнопку “Стереть”. Не спешите удалять коды неисправности, так как удаление самого кода неисправности не устраняет проблему, а лишь стирает из памяти код, который через некоторое время появится снова. При выполнении этой процедуры будут также стерты данные Стоп кадра (Freeze Frame), в которых содержаться параметры системы, при которых был зафиксирован код неисправности. Эта информация может оказать помощь при анализе причин появления кода неисправности.

При выполнении этой процедуры будут также стерты данные Стоп кадра (Freeze Frame), в которых содержаться параметры системы, при которых был зафиксирован код неисправности.

Модуль предназначен для снятия текущих параметров системы управления двигателем в режиме реального времени. Существует возможность снятия, как всех доступных параметров, так и выбранных пользователем, в зависимости от неисправности, и последующего сохранения пользовательских настроек для удобства работы.

Для подключения к автомобилям марки Toyota (LHD RHD) и получения расширенного набора считываемых параметров необходимо выбрать ее перед подключением к автомобилю. В этой версии программы реализована поддержка автомобилей Toyota по K-line и считывание более 150 параметров текущих данных с блока управления силовым агрегатом, включая состояния клапанов АКПП и другие данные. Для автомобилей с CAN-шиной воспользуйтесь подключением через “Другие производители”.

Для автомобилей с CAN-шиной воспользуйтесь подключением через "Другие производители".

При записи кода неисправности в память блока управления заносятся параметры автомобиля, при которых был зафиксирована неисправность. Эти данные доступны в программе MotorData и будут полезны при анализе причин возникновения неисправности.

Код ошибки:  Использование диагностического адаптера ELS27 (с. 49) - Ford Focus 2

Эти данные доступны в программе MotorData и будут полезны при анализе причин возникновения неисправности.

Специальный модуль программы, позволяющий считывать идентификационную информацию автомобиля. Это данные о VIN номере автомобиля, версии блока управления и версии прошивки.
Данная информация может быть полезна как для дополнительной проверки подлинности идентификационных номеров автомобиля, так и для целей диагностики. Например, некоторые неисправности производители предписывают устранять простым обновлением программного обеспечения или, наоборот, ошибки не могут быть надлежащим образом устранены без замены блока управления. Вывод этой информации зависит от того поддерживается ли диагностируемым автомобилем данная функция.

Например, некоторые неисправности производители предписывают устранять простым обновлением программного обеспечения или, наоборот, ошибки не могут быть надлежащим образом устранены без замены блока управления.

Вывод этой информации зависит от того поддерживается ли диагностируемым автомобилем данная функция.

Такой режим вывода информации полезен для одновременного контроля несколько параметров, лучшей наглядности и анализа. Позволяет пользователю выбрать необходимое количество параметров для отображения. Если в процессе считывания необходимо изменять количество выводимых параметров, то их можно добавить к выбранным ранее. Кроме вывода значений текущих параметров выводится также информация о минимальном и максимальном значениях параметра при текущем измерении. Например, расход воздуха текущий составляет 2,69 г/с, минимальное значение 2,65, а максимальное 12,87.

Например, расход воздуха текущий составляет 2,69 г/с, минимальное значение 2,65, а максимальное 12,87.

Графическое отображение информации — наиболее наглядный способ анализа параметров текущих данных в режиме реального времени в зависимости от управляющих воздействий, например, от резкого повышения частоты вращения или «сброса» оборотов. Удобный выбор параметров, изменение масштаба отображение графиков, их взаимного расположения и цвета.

Удобный выбор параметров, изменение масштаба отображение графиков, их взаимного расположения и цвета.

Также вы можете ознакомиться с видеороликом как производилась диагностика автомобиля Toyota Estima с помощью бесплатной программы Motordata ELM:

• Последнюю версию программы Motordata ELM для Windows (на русском языке) можно скачать бесплатно по ссылке с главной страницы сайта motordata.ru
• Инструкция поможет настроить соединение адаптера с компьютером – http://o-b-d.ru/elm/podklyuchenie-elm327/

Диагностика с помощью MotorData OBD

В 2021 году вышло новое приложение MotorData OBD для мобильных устройств на Android. Поскольку в дальнейшем развитие программы-клиента MotorData под Windows не планируется, все улучшения и новые функции будут доступны именно в этом мобильном приложении.

Эта программа позволяет производить диагностику системы управления двигателем, считать коды неисправностей, стоп-кадры (Freeze Frame) и текущие данные (скорость, обороты, температура, давление, показания кислородного датчика, кратковременная и долговременная коррекции и др.), отобразить в реальном времени графики изменения параметров, а после ремонта – стереть коды и погасить индикатор неисправности (Check Engine).

Диагностика по стандарту EOBD доступна в бесплатной версии, а расширенная функциональность предоставляется в виде плагинов (например Toyota Hybrid, для расширенной диагностики автомобилей Toyota, Lexus, включая гибридные автомобили).

Если версия программы для PC подключается только к блоку управления двигателем, то плагин Android-приложения обеспечивает поддержку других блоков управления – ABS, высоковольтная батарея, управление гибридной силовой установкой, SRS, кондиционер. Количество поддерживаемых параметров и блоков управления постоянно увеличивается. Например, если по стандарту EOBD можно считать с блока управления двигателем/АКПП 20-40 параметров, то при включенном плагине возможно считать до 200 параметров.

Сергей Курленя, Матвей Шлёнов
декабрь 2021 – март 2021
© Легион-Автодата

Блокнот автомеханика. часть 23. автосканер elm 327

И снова здравствуйте! Наконец звезды сошлись для написания нового поста. 

Давайте сразу к делу. Все вы знаете, то неловкое чувство, когда загорается чек (check engine) на приборной панели. 

Причин может быть куча, и для точного считывания ошибки, обычно обращаются к диагносту. Он подключает сканер к диагностическому разъему, находит проблему и по-возможности обнуляет ошибку. Стоит эта процедура везде по-разному. 

Конечно, на некоторых автомобилях сбросить ошибку помогает отсоединение аккумулятора. Но это не наши методы.
Я хочу рассказать про китайский Bluetooth сканер ELM327. Стоит он сейчас примерно 250-300р. И выглядит вот так: 

В оригинале ELM327 это название микроконтроллера компании ELM Electronics. Он поддерживает все протоколы OBD II, имеет оригинальную прошивку и “дружит” практически со всеми автомобилями. Но и стоимость его в разы выше китайского аналога. 

Китайцы, не долго думая, утащили оригинальную прошивку версии 1.5, допилили её напильником и накатали её на свою плату. Получился дешевый, но неплохо работающий адаптер. 

Но решив, что если что-то работает хорошо, нужно это починить, они разрабатывают собственную прошивку для этого сканера (V2.1). Она более глючная и не поддерживает некоторые протоколы, а соответственно и автомобили, использующие эти протоколы. Доподлинно известно, что с автомобилями от 2009 года проблем не возникает, а с остальными как повезет.  
Кроме того и без того глючную версию 2.1 умудряются подделывать, так что при выборе обращайте внимание на отзывы. 
Казалось бы, заказываем версию 1.5 и отмечаем удачное приобретение, но не все так просто. Сканеров с прошивкой v1.5 вы пускают очень мало (или уже не выпускают), поэтому под их видом продают 2.1 Так что, опять же, читайте отзывы. С этим думаю все понятно? 

Ок, едем дальше. Я заказывал на али у двух продавцов: раз и два. Оба сканера версии 2.1, но платы на вид абсолютно разные. Сразу скажу, что первый сканер отказался работать с автомобилями конца 90х и начала 00х. Со вторым проблем не возникло, на его примере и расскажу всю полезность данной приблуды. 

Подключается эта хрень высокотехнологичная вещь по средствам Bluetooth соединения к чему угодно. Программ для неё сейчас великое множество, как для ПК (ProScan, ScanMaster-ELM(есть на русском)), так и для телефонов (для андроида самые популярные: OBD Авто Доктор(на русском) и Torque). Владельцы айфонов, как всегда отличились (да будет срач!), для них программ не встречал. Но не расстраивайтесь, для вас есть специальное предложение! Только сегодня, без регистрации и смс, вы можете заказать Wi-Fi версию этого адаптера:  

Короче, хватит слов, давайте ближе к делу. В данном примере я использовал:
-автомобиль племянника (Хонда Стрим 2001г);
-блютуз адптер ELM 327 v2.1;
-сверхбюджетный 4-х ядерный смартфон VK700x (стоимостью всего 3200р.);
-и программу OBD Авто Доктор.

На автомобиле горит чек: 

1)Подключаем наш адаптер к диагностическому разъему (обычно находится под рулевой колонкой, иногда под капотом) и включаем зажигание (ну или запускаем двигатель). 
2)В настройках телефона, в разделе Bluetooth находим наш адаптер и подключаем его (пароль 1234 или 0000).
3) Запускаем программу, в настойках выбираете Соединение-BT-и ваш адаптер (я пробовал 2 разных, поэтому они оба в списке). 

4) Нажимаем внизу “Подключить” и ждем пока программа подберет протокол и не подключится к вашему ЭБУ. 

Готово, вы восхитительны! 

Ну а теперь можете развлекаться. Если выберите “Динамические параметры”, то можете посмотреть кучу различной информации о своем автомобиле в виде красивых графиков.

Но нас интересует, почему горит чек. Поэтому выбираем “Диагностика” и находим 2 ошибки. 
Расшифровать значения ошибок помогают специальные программы из плей маркета, либо дядюшка google. В данном случае первая ошибка указывает на датчик ELD (при этой ошибке чек не загорается, так что причина чека не в этом), а вторая на датчик EGR (хотя написано почему-то про цепь вентилятора?). Пробуем сбросить ошибки с помощью кнопки “очистить”. 

Все получилось. Чек погас, но датчик EGR все же нужно будет почистить, чтобы ошибка вновь не возникала. 

Таким образом мы сэкономили в районе 1000р. 

LordStudio специально для Pikabu.

Виды адаптеров elm327

Фишка сканера в том, что он связывается с любой машиной, поддерживающей спецификации OBD-II, независимо от протокола связи и марки авто, также независимо от вида подключения (COM, USB, WI-FI или Bluetooth).

Бывают три версии адаптеров ELM327: USB, Bluetooth и WI-FI.

Как пользоваться ELM327: инструкция для новичков
Версия USB

Версии COM и USB работают быстрее и лучше держат связь, чем версии с Bluetooth и WI-FI.

Возможности сканера elm327

Сканер ELM327 поддерживает все протоколы связи OBD-II: ISO 9141-2 (5 baud init, 10.4 Kb) ISO 14230-4 KWP (5 baud init, 10.4 Kb / fast init, 10.4 Kb ) ISO 15765-4 CAN (11/29 bit ID, 500/250 Kbaud ) SAE J1850 PWM (41.6 Kbaud) SAE J1850 VPW (10.4 Kbaud)

ELM327 может установить связь с любой машиной, которая поддерживает эти протоколы OBD-II. Встречаются исключения, конечно, когда сканер не может прочитать машину. Чаще всего это случается из-за того, что машина не поддерживает протоколы связи OBD-II.

Сканер ELM327 умеет считывать такие параметры как:

  • Чтение ошибок и их расшифровка (DTC память);
  • Стирание ошибок (погасить лампочку MIL – Check Engine);
  • Чтение параметров в режиме реального времени:
  • Обороты двигателя; Нагрузка двигателя;
  • Температура охлаждающей жидкости;
  • Состояние топливной системы;
  • Скорость движения автомобиля;
  • Краткосрочный расход топлива;
  • Долгосрочный расход топлива;
  • Абсолютное давление воздуха;
  • Опережение зажигания;
  • Температура всасываемого воздуха;
  • Массовый расход воздуха;
  • Положение дроссельной заслонки;
  • Лямбда-зонд;
  • Давление топлива…

Так же и другие параметры в зависимости от конкретного авто: Диагностировать ABS (тормоза) и АКП (коробка передач); Построение графиков; Чтение VIN номера кузова; Время разгона до 100 км/ч.

Параметры, которые может считать сканер, также зависят от программы. Например спецификации EOBD включают автоматическую коробку передач и ABS, но они не обязательные – поэтому производители автомобилей делают их поддержку на свое усмотрение.

Достоинства и недостатки

ELM327 позволит значительно сэкономить на диагностике автомобиля, окупит себя в первый месяц использования.

Основными достоинствами адаптера являются:

  • низкая цена;
  • компактность;
  • доступность;
  • удобность в использовании;
  • быстрое считывание проблемы;
  • устранение неполадки.

Возможность проверить состояние автомобиля с помощью блютуза весьма удобно, что позволит осуществить диагностику на значительном расстоянии. Установка и подключение устройства не составит никакого труда.

К минусам автосканера можно отнести:

  • не все автомобили поддерживают это устройство;
  • не все гаджеты воспринимают адаптер, все зависит от программного обеспечения, проблем не возникает на базе Android;
  • не дает возможность вносить изменения в систему компьютерного обеспечения автомобиля;
  • отсутствует инструкция для использования, тяжело будет разобраться человеку, который не пользуется современными гаджетами.
Код ошибки:  Как подключить айфон к elm327 bluetooth | Авто Брянск

Прежде чем приобретать этот девайс следует проконсультироваться со специалистами, почитать отзывы о товаре, просмотреть ролики и убедится, что ваш автомобиль и смартфон поддерживают этот сканер.

Есть ли официальные представители elmelectronics в россии?

Важно отметить, что оригинальная микросхема – только Канадская. Занимается их производством фирма ElmElectronics. Больше никто и нигде не имеет права ее выпускать! У этой фирмы нет никаких региональных представительств. Вот цитата с сайта ElmElectronics:

«We have no retailers or distributors. Elm Electronics is a web-based business, and we require that all purchases be made through our web site. This helps to keep costs down, so prices can be the lowest possible.» (У нас нет розничной торговли или дистрибьюторов. Elm Electronics является веб-бизнесом, и мы требуем, чтобы все закупки производились через наш веб-сайт. Это помогает снизить затраты, поэтому цены могут быть минимальными).

Таким образом, все самозваные «Официальные представители и дистрибьюторы» ElmElectronics просто напросто мошенники или, в лучшем случае, вводящие людей в заблуждение продавцы.

Примечателен и тот факт, что фирма ElmElectronics, которая выпускает эти самые знаменитые чипы, не занимается выпуском готовых сканеров ELM327. Их сборкой занимаются все кому не лень!

Оригинальный чип ELM327 с доставкой из Канады стоит 29 американских рублей или 1100руб на наши деньги. И это только чип! Без преобразователей интерфейса, без корпуса, светодиодов и т.д.

Инструкция elm 327

Инструкция по настройке диагностического адаптера ELM 327 USB скачать

Инструкция по настройке диагностического адаптера ELM 327 WiFi с программой DashCommand  скачать

Если Вы приобрели диагностический адаптер на базе чипа ELM 327 и у Вас возникли сложности с его настройкой, то на данной странице, Вы найдете инструкцию на русском языке для ELM327. На нашем сайте присутствуют инструкции для elm327 различных модификаций (USB, Bluetooth, Wi-Fi)

Видео инструкция по подключению elm327 Bluetooth

Сравнение версий адаптеров elm327 Bluetooth v1.5 и версии 2.1. В чем их отличия и почему возможно не подключение к автомобилю.

Наши адаптеры elm327 Bluetooth

 Итак, приступим, если у Вас имеется диагностический адаптер ELM327 Bluetooth то для его работы с программой Torque Вам необходимо:

 1.   Подключить диагностический адаптер ELM 327 Bluetooth к диагностическому разъему OBD II Вашего авто после чего необходимо включить зажигание.

2.   Затем включите модуль Bluetooth на Вашем устройстве (смартфон или планшетный ПК на платформе Android).

настройка torque

3.    В настройках Вашего мобильного устройства Вам необходимо зайти в раздел беспроводных сетей Bluetooth и нажать поиск нового оборудования для сопряжения. В окне поиска появится новое устройство (как правило идентификатор “CHX”, “OBDII”, “CBT”, “Vgate” и т.п.) После этого Вы можете нажать на пункт сопряжения с устройством (потребуется ввести пароль из инструкции к адаптеру, как правило это 1234,0000,1111,9999,6789).

настройка torque

4.  После этого откройте программу Torque.

5.  Перейдите в меню программы пункт «настройки».

настройка torque

6.  Откройте раздел “OBD2 настройки адаптера / Выберите устройство Bluetooth” и выберите Ваш адаптер ELM 327 Bluetooth (имеет идентификатор “CHX”, “OBDII”, “CBT”, “Vgate” и т.п.) из списка.

 настройка torque

7.  После этого нажмите на иконку с надписью “Adapter Status” и проверьте подключение (должны появится зеленые галочки у первых 3-х пунктов в списке).

8.   Так же выбрать протокол вручную можно в пункте “Профили автомобиля” (находится в том же меню, где и “настройки”).

9.    После этого Вы можете начинать диагностировать Ваш автомобиль! 

Программы для elm327

Есть три вида программного обеспечения в зависимости от того, с помощью какого устройства вы будете подключать ELM327 к автомобилю. Программы бывают для персонального компьютера или ноутбука (ПО для WINDOWS), для смартфонов на ANDROID и для смартфонов на IOS.

При работе на компьютере в основном используется программа ScanMaster_ELM_v.2.1_Rus. Она самая простая в использовании и универсальная для всех автомобилей. Также есть и другие универсальные программы: PCMScan, ScanTool, ProScan, но они сложнее. Кроме универсальных программ есть также программы разработанные для конкретных марок автомобилей, например:

FORScan для Ford, ELM-FF2 для Ford Focus, FiatEcuScan для Fiat, OpenDiag для ВАЗ, VauxCheck для OPEL и Vaux, TiggoDiag для Chery и Great Wall… От универсальных они отличаются большим количеством считываемых параметров, и имеют больше дополнительных функций чем универсальные, но только для тех марок автомобилей для которых они разработанные.

При работе со смартфонами на ANDROID обычно используют программу Torque. Она несложная в применении и обладает довольно мощным функционалом.

По сути сканер ELM327 является как и мощным диагностическим прибором в руках умелого мастера, так и средством считывания разной информации для простых владельцев автомобилей. Именно поэтому сканер ELM327 называется универсальным.

Прошивки адаптера elm327

Версия 1.5

Полностью повторяет оригинальный адаптер, разница лишь в том, что собирали его наши Китайские друзья. Особое внимание нужно обращать на чип устройства. На рынке существует множество адаптеров версии 1.5, но не все способны стабильно работать. Это происходит из-за того, что Китайские производители пытаясь удешевить себестоимость, устанавливают некачественные чипы.

Покупая elm327, спросите у продавца, какой установлен чип, если символы сходятся с PIC18F25** (следующие цифры не имеют особого значения), смело покупайте этот адаптер. Дело в том, что адаптеры с этим чипом способны работать с максимальным кол-вом протоколов, а значит поддерживают все автомобили со стандартом OBD2.  

Версия 2.1

Новая версия прошивки, в том же Китайском адаптере. В отличии от версии 1.5, эту версию перелопатили Китайские программисты и добавили много разных функций, который они посчитали необходимыми для elm327. Версия 2.1 более избирательна к моделям автомобилей и подойдет далеко не всем, многих он просто не распознает, попросту потому, что версия 2.

Прошивки профессиональных адаптеров ежегодно обновляются, в базу добавляются новые модели, но многие даже современные авто, часто используют старые блоки управления, поэтому китайская версия 1.5 адаптера elm327 будет еще долго актуальной для автолюбителей.

Совместимость с авто

Модуль сканирования достаточно популярный, но подходит не для всех автотранспортных средств. У вас изначально в авто должен стоять разъём OBD2 состоящий из 16 пинов.

Список авто:

  • США от 1997.
  • Япония от 2000 года.
  • Европейки от 2001 (бензин) и от 2004 (дизель).
  • Китай от 2008 года.
  • Отечественные от 2021 года.

Для более старых моделей могут помочь переходники.

По сути вам нужно посмотреть на колодку OBD-2 и рассмотреть все видимые контакты, которые там присутствуют, если их достаточно, то значит модуль без проблем можно подключить. Если их недостаточно, то подключить его не получится.

Взгляните на картинку выше. Каждое из подключений работает на основе своего протокола. Например, седьмой (7) подключается по ISO 9141-2. А вот заземление кузова, сигнальное заземление, Line ISO (SAE) (7 и 16) и Напряжение АКБ работают на другом протоколе – ISO14230-4KWP2000.

Также на рынке есть два типа адаптеров:

  • Оригинальный с версией 1.5.
  • И от стороннего производителя – версии 2.1.

Также совместимость можно узнать исходя из стандартов, которые использует тот или иной модуль. Сами стандарты пишутся в спецификации или на самой коробке. В общем все просто – смотрим на стандарт, а потом на таблицу ниже.

Вообще каких-то проблем с подключением не должно возникнуть. С подключением ELM327 мы разобрались.

Список совместимых с протоколов obd2 автомобилей

Существует список автомобилей, которые в зависимости от протокола и марки могут поддерживать автосканер ELM327. Перечислим их.

Протокол ISO 15765-4, включает в себя следующие марки автомобилей:

  • Jaguar;
  • Renault;
  • Porsche;
  • Volvo;
  • Mazda;
  • Mitsubishi.

Протокол ISO 14230-4, в эту категорию попадают:

Протокол ISO 9141-2 включает:

  • Honda;
  • Infinity;
  • Lexus;
  • Toyota;
  • Nissan;
  • Audi;
  • Mercedes;
  • Porshe.

Протокол J1850 VPW:

  • Cadillac;
  • Buick;
  • Chevrolet;
  • Isuzu;
  • Dodge.

Протокол J1850 PWM:

Правильную работу сканера поможет обеспечить устройство с предварительно установленным программным обеспечением, это может быть и смартфон, и стационарный компьютер либо ноутбук.

В случае, если модель машины входит в список, но устройство отказывается работать, то следует уточнить совместимость с программным обеспечением гаджета, а также проверить оригинальный или нет купленный автосканер. Подключать следует осторожно, на телефоне или компьютере должен быть настроен блютуз.

Характеристики и возможности автосканера elm327

Автосканер представляет собой диагностический адаптер, он предназначен для считыванияинформации из электронного блока управлением автомобиля, с его помощью осуществляются следующие действия:

  • анализ работы датчиков и других электронных систем;
  • определение нарушения в работе датчиков или приборов, проверка корректности их работы;
  • считывание кодов неисправности и просмотр ошибок с помощью гаджета;
  • очистку и коррекцию ошибок или неисправностей;
  • проверить объем потребляемого топлива;
  • определить балансировку топлива;
  • установить время работы после запуска двигателя;
  • оказать давление топлива;
  • выявить нагрузку и количество оборотов двигателя;
  • определить давление и работу двигателя.

Дополнительные функции будут зависеть от использованной программы и версии прошивки.

Стоит приобрести адаптер 327, чтобы предотвратить серьезные проблемы в электронном оснащении машины.

Устройством для считывания данных служит планшет или смартфон на операционной системе Android либо ноутбук, реже стационарный компьютер. Адаптер бывает стандартного размера 5х3 сантиметра или mini, что практически в два раза меньше стандартного.

Самым распространенным является адаптер обд 2 блютуз ELM327 версии 1.5, он отличается простотой в использовании, надежностью и не сильно высокой стоимостью в отличие от версии 1.6 или 2.1.

Прежде чем приобрести устройство стоит проконсультироваться с продавцом и узнать о совместимости его с вашей маркой и моделью автомобиля.

Оцените статью
OBD
Добавить комментарий

Adblock
detector