- Что такое elm327 и зачем он нужен?
- Elm327 — автосканер с bluetooth
- Блокнот автомеханика. часть 23. автосканер elm 327
- Внимание! в зависимости от версии android, шаги, необходимые для связи телефона с адаптером могут различаться!
- Не бойтесь подключать к своему авто obd-ii адаптер!
- Неприятные последствия использования elm327
- Поддержка протоколов и совместимость с автомобилями
- Процесс использования elm 327 – решаем все задачи
- Сравнительный обзор диагностического софта (таблица)
Что такое elm327 и зачем он нужен?
ELM327 – Это сканер или адаптер, который подключается к бортовому компьютеру машины через разъём OBD-II и считывает показания с электронных блоков управления. Этот чудо прибор поможет Вам:
- Диагностировать неисправность;
- Посмотреть показания датчиков в режиме онлайн;
- Вывести графики работы различных систем автомобиля;
- Сбросить ошибок ЭБУ и других блоков.

Многие сканеры открывают и больше возможности, так же многое зависит и от автомобиля. Цвет корпуса и форма могут отличаться.
Сканер чаще всего представлен в виде:
- Bluetooth адаптера. Самый распространенный и дешевый, работает с Android (сегодня рассмотрим именно её);
- USB ELM327, который работает в паре с компьютером;
- Wi-Fi адаптер. Если у Вас Iphone, то это Ваш выбор.
Автосканер стоит покупать только с версией прошивки 1.5 !!!Никакие заманчивые 2.1 или 2,2 брать не стоит! Вы только разочаруетесь. То есть Автосканер ELM327 версии 1.5 – Ваш выбор.
Стоимость данного девайса начинается обычно от 300 ₽. Все что дешевле брать не советую. Ориентироваться надо на стоимость 300-600 рублей. Дорогой сканер OBD-II покупать нет смысла.
Так-же крайне не рекомендую пользоваться диском который идет в комплекте со сканером. Скорее всего полезного там ничего нет и нередко бывало что там оказывались вирусы.
Elm327 — автосканер с bluetooth
Диагностический адаптер ELM327 mini BLUETOOTH — это специальное блютуз-устройство, которое позволяет оперативно произвести диагностику автомобиля, выявить ошибки в ЭБУ(электронный блок управления двигателем), понять их причину и устранить, не прибегая при этом к помощи квалифицированных специалистов(услуги которых весьма сильно бьют по карману).
Автосканер для диагностики марки elm327 mini появился на Российском рынке относительно недавно, но уже сегодня его использует большое количество автолюбителей, этот факт напрямую связан с тем, что такие устройства, как например, рассматриваемый нами адаптер ELM327 BLUETOOTH обладает рядом неоспоримых преимуществ относительно обычного посещения специалиста по диагностике автомобиля:
- Компактность — устройство ELM327 RUS, довольно миниатюрно, легко прячется в бардачке автомобиля, и при необходимости достается от туда и подключается непосредственно к ЭБУ автомобиля;
Простота и удобство в использовании
— сегодня, в сети можно найти очень много софта, способного правильно взаимодействовать с автосканером и отображать всю информацию по состоянию Вашего автомобиля даже на дисплее смартфона(программы есть для всех типов ПО);- Точность считываемых результатов — при правильном использовании автомобильного сканера все данные получаемые Вами обладают 100% точностью, что позволяет легко понять текущее состояние автомобиля, и при необходимости сбросить текущие ошибки самостоятельно;
- Экономия средств на диагностику и ремонт — наличие такого гаджета не только дает возможность экономить на посещении автосервиса для платной диагностики автомобиля, но и позволяет Вам оперативно реагировать на неполадки, и как следствие избежать дорогостоящего ремонта.
Как Вы уже поняли иметь в своем распоряжении автосканер — это не пустая трата денег, а выгодное вложение, которое в будущем позволит сэкономить кучу денег.
Блокнот автомеханика. часть 23. автосканер elm 327
И снова здравствуйте! Наконец звезды сошлись для написания нового поста.
Давайте сразу к делу. Все вы знаете, то неловкое чувство, когда загорается чек (check engine) на приборной панели.
Причин может быть куча, и для точного считывания ошибки, обычно обращаются к диагносту. Он подключает сканер к диагностическому разъему, находит проблему и по-возможности обнуляет ошибку. Стоит эта процедура везде по-разному.
Конечно, на некоторых автомобилях сбросить ошибку помогает отсоединение аккумулятора. Но это не наши методы.
Я хочу рассказать про китайский Bluetooth сканер ELM327. Стоит он сейчас примерно 250-300р. И выглядит вот так:
В оригинале ELM327 это название микроконтроллера компании ELM Electronics. Он поддерживает все протоколы OBD II, имеет оригинальную прошивку и “дружит” практически со всеми автомобилями. Но и стоимость его в разы выше китайского аналога.
Китайцы, не долго думая, утащили оригинальную прошивку версии 1.5, допилили её напильником и накатали её на свою плату. Получился дешевый, но неплохо работающий адаптер.
Но решив, что если что-то работает хорошо, нужно это починить, они разрабатывают собственную прошивку для этого сканера (V2.1). Она более глючная и не поддерживает некоторые протоколы, а соответственно и автомобили, использующие эти протоколы. Доподлинно известно, что с автомобилями от 2009 года проблем не возникает, а с остальными как повезет.
Кроме того и без того глючную версию 2.1 умудряются подделывать, так что при выборе обращайте внимание на отзывы.
Казалось бы, заказываем версию 1.5 и отмечаем удачное приобретение, но не все так просто. Сканеров с прошивкой v1.5 вы пускают очень мало (или уже не выпускают), поэтому под их видом продают 2.1 Так что, опять же, читайте отзывы. С этим думаю все понятно?
Ок, едем дальше. Я заказывал на али у двух продавцов: раз и два. Оба сканера версии 2.1, но платы на вид абсолютно разные. Сразу скажу, что первый сканер отказался работать с автомобилями конца 90х и начала 00х. Со вторым проблем не возникло, на его примере и расскажу всю полезность данной приблуды.
Подключается эта хрень высокотехнологичная вещь по средствам Bluetooth соединения к чему угодно. Программ для неё сейчас великое множество, как для ПК (ProScan, ScanMaster-ELM(есть на русском)), так и для телефонов (для андроида самые популярные: OBD Авто Доктор(на русском) и Torque). Владельцы айфонов, как всегда отличились (да будет срач!), для них программ не встречал. Но не расстраивайтесь, для вас есть специальное предложение! Только сегодня, без регистрации и смс, вы можете заказать Wi-Fi версию этого адаптера:
Короче, хватит слов, давайте ближе к делу. В данном примере я использовал:
-автомобиль племянника (Хонда Стрим 2001г);
-блютуз адптер ELM 327 v2.1;
-сверхбюджетный 4-х ядерный смартфон VK700x (стоимостью всего 3200р.);
-и программу OBD Авто Доктор.
На автомобиле горит чек:
1)Подключаем наш адаптер к диагностическому разъему (обычно находится под рулевой колонкой, иногда под капотом) и включаем зажигание (ну или запускаем двигатель).
2)В настройках телефона, в разделе Bluetooth находим наш адаптер и подключаем его (пароль 1234 или 0000).
3) Запускаем программу, в настойках выбираете Соединение-BT-и ваш адаптер (я пробовал 2 разных, поэтому они оба в списке).
4) Нажимаем внизу “Подключить” и ждем пока программа подберет протокол и не подключится к вашему ЭБУ.
Готово, вы восхитительны!
Ну а теперь можете развлекаться. Если выберите “Динамические параметры”, то можете посмотреть кучу различной информации о своем автомобиле в виде красивых графиков.
Но нас интересует, почему горит чек. Поэтому выбираем “Диагностика” и находим 2 ошибки.
Расшифровать значения ошибок помогают специальные программы из плей маркета, либо дядюшка google. В данном случае первая ошибка указывает на датчик ELD (при этой ошибке чек не загорается, так что причина чека не в этом), а вторая на датчик EGR (хотя написано почему-то про цепь вентилятора?). Пробуем сбросить ошибки с помощью кнопки “очистить”.
Все получилось. Чек погас, но датчик EGR все же нужно будет почистить, чтобы ошибка вновь не возникала.
Таким образом мы сэкономили в районе 1000р.
LordStudio специально для Pikabu.
Внимание! в зависимости от версии android, шаги, необходимые для связи телефона с адаптером могут различаться!
Откройте системные настройки вашего телефона (настройки Android, не Car Scanner) и перейдите в раздел Bluetooth. Включите Bluetooth.
Вам необходимо добавить новое Bluetooth устройство. В некоторых версиях Android поиск Bluetooth устройств начинается сразу после перехода в раздел Bluetooth и включения Bluetooth, а в других нужно выбрать пункт «Добавить новое устройство» (название также может отличаться).
Подождите немного пока идет обнаружение Bluetooth устройств, находящихся поблизости и найдите в списке обнаруженных устройств ваш адаптер.
Обычно адаптер называется “OBDII”, “obd2” или что-то в этом роде. Если у вас фирменный адаптер, то его название может быть схожим с названием бренда производителя (например «Viecar», «VLink») и т.д.
ВНИМАНИЕ! Адаптер никогда не называется брендом или моделью вашего автомобиля и никогда не называется «MY CAR». Не путайте адаптер с мультимедийной системой вашего автомобиля!
Нажмите на адаптер. Для многих адаптеров требуется ввод ПИН-кода (пароля).
- Обычно ПИН-код «0000», «1234», «7890» или «1111», но если эти пароли не подходят, то обратитесь к документации от вашего адаптера или к продавцу.
- Шаг №2: Выбор адаптера в Car Scanner.
- Откройте Car Scanner и перейдите в настройки (кнопка в виде шестеренки в правом верхнем углу)
- Выберите «Подключение»
Выберите тип подключения: Buetooth (не выбирайте Bluetooth LE (4.0) — это совершенно другая технология связи!)
Нажмите на кнопку «Выбрать устройство». Вы перейдете в окно поиска находящихся рядом устройств Bluetooth.
Подождите, пока ваш адаптер будет обнаружен.
Нажмите на него.
Вот и все, настройка подключения завершена. Теперь Вам нужно просто нажать на большую зеленую кнопку «Подключить» на главном экране программы.
Не бойтесь подключать к своему авто obd-ii адаптер!
Когда на нас надвигается новая технология, тот, кто не стал частью парового катка, становится частью мостовой.
Стюарт Бранд, писатель, футурист, предприниматель
Мы живем в обществе, которое полностью зависит от науки и технологии и в котором мало кто знает хоть что-нибудь о науке и технологии.
Карл Саган, астроном, астрофизик, популяризатор науки
Моя прошлая статья “Правильный “Китай”? Как купить качественный и недорогой адаптер OBD-II для диагностики авто”, опубликованная на o-b-d.ru пару недель назад, вызвала достаточно активное обсуждение на форуме портала и порадовала активной обратной связью с читателями. Поэтому я решил написать своеобразное послесловие и ответить на некоторые вопросы, которые могли возникнуть или уже возникли у читателей. “Прошу под кат”, как говорят на Хабре, – на этот раз вы узнаете, какая связь между китайскими obd-брелоками и новомодным “интернетом вещей”. Хотелось сделать статью разъяснительную, а получилась скорее футурологическая. Но обо всем по порядку…
После публикации первого материала читатели разделились на три категории: те, кто “не будет совать в машину что-то китайское, а лучше погонит ее на сервис”; те, кто периодически для своих нужд ELM327 использует; те, кто начинает исходить пеной, как только слышит “ELM327 за 5$”, просто потому, что зарабатывает бешеные деньги на неосведомленности большинства автолюбителей, продавая услуги бесплатной компьютерной диагностики, просто распечатывая логи адаптера. И я понял, что поспешил. Первым делом стоило расставить все точки над i и разъяснить принципиальную разницу между различными сканерами. Но что сделано, то сделано. Недочеты нужно исправлять.
Думаю, многим известно, не важно – из фильмов или интернета, что каждый автомобиль тестируется после выхода с конвейера. Близким к конвейерному способом тестируют автомобили и в дилерских автосервисах. Производится эта процедура с помощью устройства, называемого мотортестер. Им измеряются реальные физические параметры, характеризующие работу двигателя (токи, напряжения, осциллограммы сигналов системы зажигания, баланс цилиндров, угол замкнутого состояния контактов, обороты двигателя, анализ состава выхлопных газов, если в состав измерительного комплекса входит газоанализатор, и т. п.). На картинке показан простой (!) мотортестер. Можно представить, что будет представлять собой сложный!
Мотор-тестер MT Pro
Когда-то давно один из основателей компании Intel Гордон Мур (тот самый, что сформулировал “закон Мура”) заметил: “Если бы автомобилестроение развивалось со скоростью эволюции полупроводниковой промышленности, то сегодня “Роллс-Ройс” мог бы проехать полмиллиона миль на одном галлоне бензина, и было бы дешевле его выбросить, чем платить за парковку”.
Автопром таких успехов пока не достиг, тем не менее, внедрив датчики куда только можно и привязав их к бортовому компьютеру или электронному блоку управления (ЭБУ), стало возможным измерение многих параметров проводить без мотортестера, анализируя встроенным контроллером собранную от датчиков информацию. Для получения данных от ЭБУ используются диагностические сканеры. Правда, сканеры в отличие от мотортестера не показывают истинное состояние дел – они показывают ситуацию так, как ее видит бортовой компьютер. Это следует учитывать, чтобы не возникали ситуации вроде “ездил на диагностику, тот датчик проверили, тот проверили – без результата, а потом дед-механик сказал проверить бензонасос – и машина заработала”. Здесь работает правило “чем больше “глаз” (датчиков) у ЭБУ, тем более объективно он оценивает ситуацию”. Но объективность оценки укладывается в ограниченное число алгоритмов, заложенных программистами. Часто этих алгоритмов бывает недостаточно, чтобы заменить опыт хорошего автомеханика.
Кстати, позволю себе небольшое лирическое отступление. Почему я пишу ЭБУ, а не “мозги”. Специально обратился за советом к знакомым филологам. Ответили они примерно следующее: “Мозг – это думающий орган человека. Мозги – кулинарное блюдо из мозга животного (или человека, если речь о каннибалах). То есть, говоря, например, “шевели мозгами”, мы имеем в виду, что мозг нашего собеседника больше напоминает мозги:)”.
Часто приходится получать комментарии, в том числе и к прошлой статье, от “спецов”, которые в домашних условиях занимаются халтурами с бортовыми компьютерами. Таких можно узнать по часто проскакивающему слову “мозги”. Он “прошивал “мозги”, “китайские адаптеры спалят “мозги”, “после ELM327 только сервис сможет спасти “мозги” и т.п. Зная серьезных инженеров-электронщиков, очень редко от них слышу это слово в применении к микроконтроллеру или бортовой системе. Так что при обращении к такому специалисту, который вчера асинхронный двигатель к магнитному пускателю прикручивал, а сегодня возомнил себя “компьютерным автодиагностом”, советую быть осторожными. Это гораздо более серьезная опасность для автомобиля, нежели любой китайский ELM327-адаптер.
Возвращаясь к теме автосканеров, можно сказать, что в простейшем случае любой автосканер снимает показания с ЭБУ и передает их человеку в доступной к расшифровке форме. Так что его возможности зависят в основном от установленного бортового компьютера и только совсем немного от производителя самого сканера. Поэтому в большинстве случаев некорректные результаты чаще всего возникают по вине бортового компьютера, а не устройства, с помощью которого его сканируют.
Все сканеры условно можно разделить на три категории: дилерские, марочные и мультимарочные.
К дилерским сканерам относятся приборы, рекомендуемые производителями для определенной марки автомобиля (как правило, одной). В качестве примеров можно привести OPS для BMW, Star для Mercedes, CAN Clip для Renault и т.д. Подобные устройства отличаются очень узкой специализацией и очень широким функционалом, в том числе и по программной коррекции встроенного ПО бортового компьютера. Все это, естественно, сказывается на стоимости, которая может доходить до пары-тройки тысяч долларов и выше.
К марочным сканерам относятся устройства профессионального или полупрофессионального уровня, чаще всего используемые в рамках различных автомастерских и СТО. Функционал близок к профессиональным сканерам, зачастую присутствуют небольшие ограничения. Фактически это дешевые аппаратные “клоны” дилерских сканеров, использующие пиратские копии фирменных программ (с этим связана и их узкая специализация на одной-двух марках машин). Распространены в основном на постсоветском пространстве, так как в развитых странах пиратству дан бой на всех уровнях. Из плюсов можно отметить цену в пределах тысячи долларов. В качестве примера можно упомянуть VAG-COM для автомобилей концерна VAG, OP-COM для автомобилей Opel, Mongoose (MFC) для Toyota и т.д.
Наконец, самая распространенная и самая дешевая (с чем и связана популярность) группа сканеров – мультимарочные. Часто обладают очень сильно урезанным функционалом относительно двух остальных групп, но при этом универсальны и способны работать с большим количеством автомобилей от разных производителей. Урезанный функционал, являясь главным недостатком, одновременно является и главным гарантом безопасности бортового компьютера, физические защищая его от повреждения руками неопытного пользователя. Доступен только минимальный набор функций, в основном диагностические. Лучшим примером мультимарочного сканера является ELM327. Дополнительно можно вспомнить Autocom, ELS27, Launch EasyDiag, “Сканматик” и т.д.
Абсолютное большинство мультимарочных сканеров оперирует возможностями, предоставляемыми стандартом OBD-II. Эти возможности кардинально отличаются от возможностей, предоставляемых дилерскими или марочными сканерами. Но пусть возможностей меньше, зато протоколы обмена данными универсальны для всех автомобилей, адреса датчиков универсальны, параметры универсальны. Перечень доступных параметров сообщает ЭБУ автомобиля. Правда, последнее время все больше производителей включает возможность доступа к “дилерским” функциям через OBD-II. Основная проблема в том, что информация о расположении таких функций и их функционале скрыта за семью печатями производителя. И документация, описывающая эти функции, стоит денег, за которые спокойно можно приобрести не один дилерский или марочный автосканер. Но народ наш силен своими Кулибиными, и нет-нет да и появляются энтузиасты, которым удалось методом проб и ошибок расшифровать закрытые протоколы и добавить дешевым адаптерам функционал дорогостоящих фирменных приборов. Примером таких разработок может служить широко известный пакет скриптов Pyren [2] для автомобилей Renault, когда с помощью китайского ELM327 и ноутбука с установленным Perl автолюбитель получает функционал дилерского Renault Can Clip, а также программа Deep OBD [3], позволяющая проделывать любые операции с автомобилями BMW/VAG, аналогичные функционалу дилерских INPA или Tool32. С каждым днем количество подобных разработок растет (тем самым лишая официальные сервисные центры порядочной доли прибыли).
Из всего сказанного выше вытекает следующее: владельцам фирменных, а уж тем более дилерских приборов совершенно не стоит бояться засилья дешевых китайских ELM327-брелоков и вообще любых низкобюджетных мультимарочных “клонов”. Просто потому, что очень уж мала вероятность того, что кому-то из пользователей хватит терпения, знаний и умений для того, чтобы повторить путь, пройденный авторами Pyren и Deep OBD. А данные, которые можно получить от прибора, абсолютно стандартны. Сам по себе адаптер ничего испортить не может, но вот неискушенному пользователю вполне по силам поменять несколько непонятных параметров и тем самым машину обездвижить. Других вариантов нет.
Наши китайские братья, которые впереди планеты всей, уже даже умудрились выпустить и успешно продавать на интернет-аукционах магнитолы (2 DIN), которые работают на базе Android и берут данные CAN-шины, чтобы заменять бортовой компьютер (в колодке магнитолы имеются два контакта can rx на прием данных и can tx на передачу) и приложение Vehicle копирует функционал связки Torque ELM327.
Китай-магнитола (2 DIN) для автомобиля Toyota Corolla
В данном случае отрицание технологии никак не влияет на распространение технологии. А то, что распространение существует, отрицать нельзя. Поэтому сейчас мы плавно переходим к основной сути повествования, которая заложена в эпиграфе.
В то время, когда абсолютное большинство консервативных пользователей боится “воткнуть что-то в OBD-II разъем”, по миру победно шествует понятие “подключенного автомобиля”, или connected car [4]. Не стоит думать, что развитие компьютеров и смартфонов обошло стороной автопром. Итак, по определению из Википедии подключенный автомобиль – это транспортное средство, которое обменивается данными с другими автомобилями и устройствами, находящимися в дома, в офисе и т.п. Поэтому многие эксперты не без основания считают, что подключенный автомобиль – это элемент интернета вещей (IoT). Об последнем сегодня если не знают, то слышали наверняка многие. Хотя бы потому, что в 2021 году Velcom массово запустил в Минске первую в стране узкополосную сеть NB-IoT (Narrow Band Internet of Things) для интернета вещей. Интернет вещей (Internet of Things – IoT) включает в себя сразу несколько явлений. Это сами устройства, которые имеют выход в Сеть и взаимодействуют между собой. Это и способ подключения – от машины к машине, без участия человека. Это и огромный объем всевозможных данных (т.н. Big Data), которые собирают и генерируют устройства. Эти данные можно (и нужно) собирать, анализировать и в дальнейшем использовать для повышения комфорта или принятия различных решений. На картинке ниже схематически изображены области жизни современного человек, которые могут изменится с повальным внедрением IoT.
Так должен выглядеть интернет вещей (IoT) в применении к повседневной жизни [5]
Ожидаемо, многие скажут: “Где тот интернет вещей, а где мы, это все на Западе”. И будут не правы. Приведу всего несколько примеров. К ЧМ-2021 по хоккею в Минске была запущена система отслеживания конкретных единиц автобусов и троллейбусов на маршруте – это интернет вещей. Повсеместно по стране внедряются “умные” счетчики электричества, воды и тепла, которые сами фиксируют показания и передают их в расчетные центры, – это тоже интернет вещей. Датчики влажности почвы в теплицах “продвинутых” хозяйств, автономно оценивающие количество влаги и самостоятельно включающие полив, – это тоже интернет вещей. Тысячи маленьких незаметных применений – это легион, имя которому IoT. Интернет вещей проникает в нашу жизнь незаметно, но неотвратимо.
Что касается IoT в применении к автомобилям, то здесь в основе лежит головной модуль, который собирает данные о техническом состоянии и “общается” с различными компонентами транспортного средства. Это может быть встроенный телематический блок управления ТБУ (TCU – Telematic Control Unit) либо подключаемый к разъему OBD-II компактный прибор-брелок. То есть мы имеем пусть и сложное, но еще одно устройство, которое самостоятельно передает и принимает данные.
Например, когда-то давно электронным “сердцем” автомобиля был блок управления двигателем ЭБУ (ECU – Electronic Control Unit), который управлял различными исполнительными механизмами и к которому стекалась информация от различных датчиков. Но вскоре появилась шина CAN (Controller Area Network) и понятие интеллектуального датчика и интеллектуальных исполнительных систем. То есть датчик стал представлять собой не только чувствительный элемент и устройство согласования, но и микроконтроллер, который мог быть запрограммирован на работу как автономно, так и в составе сети контроллеров. Это же можно сказать и об исполнительных устройствах. Фактически с появлением множества электронных устройств на автомобиле само транспортное средство стало платформой для специализированной и очень надежной распределенной сети микроконтроллеров.
Многие новые автомобили сегодня уже поставляются с установленными IoT-опциями. Но в топ-10 наиболее перспективных задач автомобильной электроники входит адаптация миллионов старых, уже существующих автомобилей под новые реалии. Сегодня обработанные данные на уровне ЭБУ, которые доступны на интерфейсе OBD-II и могут быть считаны любым, даже самым китайским, сканером, уже вполне соответствуют идее IoT и так и просятся, чтобы их начали использовать.
Как сказал генеральный директор Harman Dinesh Paliwal, “когда вы думаете о том, как быстро развивается автомобильная отрасль, речь идет не о традиционных инструментах, о развлекательных программах или о базовом усилении и динамиках… Сегодня основное внимание уделяется персонализации автомобиля, связанной с этим кибербезопасности и т.д., то есть не просто об автомобиле, а о масштабируемой сквозной сервисной платформе” [6]. Эксперты предсказывают, что автовладельцы в довольно близкой перспективе откажутся от анонимности и боязни новых технологий в пользу умных ассистентов, персонализации и других прелестей подключенных автомобилей. И это движение уже необратимо.
Доказывает правоту этого утверждения и то, что на рынке появилось огромное количество игроков (как начинающих стартапов, так и серьезных компаний). Первооткрывателем направления автомобильного IoT можно считать платформу Open Connected Car компании Mojio [7].
Эта платформа предоставляет возможность использования своих облачных сервисов для подключенных автомобилей. К примеру, в сотрудничестве с американским телекоммуникационным гигантом Т-Mobile предоставлен сервис SyncUP DRIVE. С использованием фирменного “брелока”, который втыкается в стандартный разъем OBD-II, становится возможным выполнение непрерывного мониторинга параметров своего автомобиля, в том числе оценка стиля вождения, предупреждение о возможных неполадках и фиксация текущего местоположения. Кроме того, силами устройства в автомобиле разворачивается автономная точка Wi-Fi (доступ в интернет организован через LTE от провайдера). Стоит такая штука около 150 долларов вместе с абонементом на послепродажное обслуживание.
Как уже неоднократно говорилось, несмотря на стандартизированность OBD-II разъема, в нем поддерживается сразу несколько протоколов различных систем управления двигателем (физически используются разные контакты на разъеме), которые должен “знать” коммуникационный модуль IoT. Соответственно в разных марках автомобилей могут быть разные внутренние шины получения данных диагностики с блока управления двигателя (ECU – Electronic control unit). В этом плане очень выигрышно смотрятся решения на базе ELM327. Но то ли ввиду патентных ограничений, то ли по другим причинам, в Mojo OBD используется модуль VM6200S
А поскольку партнерами Mojio являются проекты Amazon Alexa, сервис IFTTT и другие, то для разработчиков и интеграторов решений открываются все перспективы вплоть до создания социального IoT на основе подключенного автомобиля, как составляющей такой инфраструктуры. Перспективность данного направления подтверждается и тем, что даже компания Samsung выпустила комплекс для IoT-изации автомобилей. Называется все это Samsung Connect Аuto Device [8].
Решение от Samsung использует мобильную сеть поколения 4G LTE и разворачивает внутри автомобиля точку доступа Wi-Fi: 802.11 a/b/g/n. Connect auto device поддерживает подключение Bluetooth v4.1, содержит GPS-приемник, датчик ускорений, гироскоп и базируется на 4-ядерном процессоре с частотой 1.2 GHz и операционной системе Tizen.
Но в отличие от открытой платформы Mojo, Samsung предлагает вместе с OBD-II приставкой использовать собственное приложение Samsung Knox с защитой доступа к данным пользователя на уровне защиты предприятия. Правда, никто не застрахован от уязвимости внутри системы Android.
Как я уже упоминал, кроме крупных игроков на рынке подключенных автомобилей существует масса маленьких компаний. По сути, они предлагают то же, чего вполне можно добиться комбинацией ELM327 и программы Torque, но за большую стоимость. В среднем цена “брелока” и приложения колеблется около 100$. Ну и данные ваши хранятся неизвестно где и неизвестно у кого, а так вполне себе вариант.
Реализация взаимодействия микроконтроллера и бортовой шины CAN – это совсем другая задача. Нужно понимать, что внутренние высокоуровневые протоколы этой шины не документируются автопроизводителями, а с другой стороны – не следует внедрятся во внутреннее устройство автомобильной электроники, чтобы никоим образом не снизить безопасность эксплуатации транспортных средств. Если говорить о CAN в общем, то для разработки своих устройств на базе этой шины вполне можно использовать высокоуровневый открытый протокол CANopen [9].
Отмечу, что все эти игры с “подключением” имеют место в основном для автомобилей с ДВС. Потому что каждый электромобиль уже имеет на борту довольно мощный контроллер, допускающий работу в режиме connected car. И игроки на рынке контроллеров не просто серьезные, а очень серьезные. Так что нечего удивляться, если под капотом электромобиля вместо привычного Bosch будет установлено железо от NVIDIA. А с недавних пор компании Volvo Cars решила в свои автомобили устанавливать ЭБУ от NVIDIA [10]. Так что скоро заниматься майнингом биткоинов можно будет, не выходя из любимого тягача:).
Бортовой компьютер для автономных автомобилей Nvidia Drive PX Pegasus
Что в итоге? Если вы считаете: “Я водитель, на компьютеры мне наплевать, машина не компьютер”, то вы глубоко ошибаетесь… Сегодня большинство автопроизводителей очень четко видит влияние новых технологий на конкурентоспособность и без устали работает над усовершенствованием старых и внедрением новых технологий. На рынке будут появляться совершенно различные продукты, основанные на концепции подключенных авто. Уже смело можно констатировать факт, что независимо от того, желают этого беларуские автолюбители или нет, мировой автопром движется по пути все большей “социализации” автомобиля. И высока вероятность того, что, осваивая сегодня китайский адаптер ELM327 и пытаясь использовать его совместно со смартфоном, завтра ты не останешься на обочине мира, потому что не знаешь, где находится замок зажигания у умной машины.
Сергей БЕСАРАБ aka stean
www.facebook.com/steanlab
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
- https://www.abw.by/novosti/automarket/206699/
- ttps://www.drive2.ru/l/9214434/
- https://4pda.ru/forum/index.php?showtopic=882199
- https://en.wikipedia.org/wiki/Connected_car
- https://habr.com/post/259243/
- https://www.rcrwireless.com/connected-cars-2/top-trends-in-connected-car-market-tag6-tag99
- https://www.forbes.com/sites/stevebanker/2021/08/07/logistics-solutions-are-becoming-high-powered-commerce-platforms/#2121612c3390
- https://mobilesyrup.com/2021/02/25/samsung-to-launch-its-connect-auto-device-and-service-in-north-america/
- https://habr.com/post/223949/
- http://www.pvsm.ru/gadzhety-i-ustrojstva-dlya-gikov/295458
Более 81 000 предложений о продаже новых и подержанных авто в нашей базе объявлений.
Неприятные последствия использования elm327
ELM327 – это сканер электронных систем автомобиля. Устройство подключается через блютуз к портативному гаджету (смартфон, планшет, ноутбук) с помощью специальных программ. Сканером также можно управлять через WI-FI или посредством USB-кабеля. Прибор анализирует работу электронных систем и датчиков автомобиля. В случае выявления ошибок функционирования он систематизирует их и выводит на экран гаджета.
Возможности устройства заключаются в следующем:
- корректировка ошибок функционирования электронных систем и их неисправностей;
- анализ объема потребляемого топлива, определение его балансировки;
- установка времени работы двигателя после запуска;
- определение нагрузки двигателя, количество его оборотов.
Наличие дополнительных функций зависит от используемой сопроводительной программы.
Разработчики указывают только 2 недостатка данного устройства:
- Поддержка ELM327 не всеми марками автомобилей.
- Возможные проблемы восприятия сканера гаджетами с разными операционными системами, кроме ОС Android.
Зато обладатели совместимых с ELM327 автомобилей и гаджетов на ОС Android могут без проблем пользоваться недорогим, компактным, доступным и удобным в использовании диагностирующим прибором. На практике ситуация выглядит немного иначе.
Основной ошибкой данного диагностирующего устройства является работа по схеме «запрос – ответ».
Определенные запросы предполагают развернутые ответы, состоящие из нескольких предложений или несколько вариантов ответов. Система ELM327 имеет ограниченное время ожидания. В ней предусмотрено четко заданное время для отправки запроса и получения ответа на него. По истечению этого времени адаптер ожидает новый запрос. Это удобно для коротких запросов с лаконичными ответами. Более объемные сообщения зачастую теряют свое окончание.
Можно избежать подобных неприятностей. Например, задать в настройках ELM327 более продолжительное время обработки запросов. Либо настроить время паузы для каждого определенного запроса индивидуально: одни будут задерживаться подольше, другие потребуют меньшего количества времени.
Еще можно ограничить количество ответов, указав в настройках прибора желаемое их число. Но такое решение подходит не всем автомобилям, например CAN-шина Сузуки имеет ограниченное число мелких пакетов.
Можно также использовать мониторинг, но данный режим предполагает решение совсем других задач, поэтому использование его в других целях не может быть целесообразным.
Адаптер ELM327 имеет также другие концептуальные ошибки:
- Неправильная интерпретация сценария. Разработчики предполагали использование прибора непосредственно через терминалку. На практике приходится общаться с устройством посредством специализированных программ. Это усложняет инициализацию адаптера и значительно увеличивает время его работы.
- Неудачный текстовый протокол для обмена. При разборе ответа отсутствует формальное описание. Протокол также рассчитан на непосредственный обмен с терминалкой без участия специальных программ.
- При создании прибора ELM327 акцент ставился на его универсальность. На самом деле его нельзя назвать ни универсальным (из-за ряда отличий между протоколами), ни специфическим.
ELM327, по сути, является неплохим диагностиком, но из-за ряда ошибок концептуального характера, неучтенных разработчиками, использование адаптера может сопровождаться неприятными последствиями.
Поддержка протоколов и совместимость с автомобилями
Связь адаптера с ЭБУ осуществляется с помощью, протоколов совместимых с OBD2, обеспечивающих правильную последовательность подключения. По сути, здесь речь идет о группе, совместимых с OBD2, протоколов — ISO 15765-4, ISO 14230-4, ISO 9141-2, J1850 PWM.
Дистанционно связываться по блютузу, согласно ISO протоколу, могут только Android устройства. С носителями на других платформах, в том числе и персональными компьютерами и ноутбуками, связь лучше осуществлять либо по USB, либо по Wi-Fi- каналам, чтобы избежать различных помех и прерываний процесса.
Современный стандартный разъем, с поддержкой OBD2 протокола – это продукт технической эволюции. «Предком» его был «дженералмоторский» протокол ALDL. После предъявления законодательством США требований по контролю загрязнения окружающей среды, в 1996 году, были разработаны стандарты по выбросам выхлопных газов в атмосферу. Эти нормативы легли в основу протокола OBD1, а затем усовершенствовались в группу стандартов протокола OBD2.
За соединенными штатами потянулся весь остальной мировой автопром. Европа перешла на этот стандарт с 2001 года, Япония – 2000 год, Китай – 2008г. в автомобилях с бензиновым двигателем и через год на дизелях. Российский автопром стал снабжать свою продукцию этим разъемом с 2021 года.
Фактически, OBD2 представляет собой симбиоз взаимно совместимых протоколов, отличающихся скоростью обмена информацией. К ним относятся:
- Высокоскоростные – CAN, SAE, PWM и J1850.
- Низкоскоростные
- Остальные виды – EOBD 2, JOBD
Напрашивается вывод о том, что прежде чем приобретать тот или иной тестирующий прибор, необходимо проверить его совместимость с ЭБУ вашего автомобиля, сверив по таблице совместимости (свободно доступен на просторах Web).
Для проверки совместимости сканера elm327 с ЭБУ вашей машины можно воспользоваться базой, созданная и постоянно обновляемая разработчиками. В ней нужно выбрать из перечня производителя, год выпуска и модель вашего автомобиля. После нажатия на кнопку «проверить» к вашим услугам всплывает вкладка данного бренда сканера.
В интернете можно найти таблицу совмещенных со сканером программ, где показано оптимальное, для каждой марки авто, программное обеспечение вашего сканера.
Процесс использования elm 327 – решаем все задачи
Для начала эксплуатации прибора вам нужно его приобрести вместе со всей документацией. Это довольно нежное оборудование, которое позволяет выполнять сложный сбор данных и их преобразование, поэтому всегда будьте осторожны с оборудованием, не бросайте его на твердую поверхность, избегайте ударов. Также стоит прочитать инструкцию и понять прядок действий для безопасного использования данного средства.
Основные рекомендации будут следующие:
- аккуратно вставляйте прибор в диагностический разъем, это поможет предотвратить повреждение контактов и корпуса устройства, который часто изготовлен из хрупкого пластика;
- используйте крышку для группы контактов, которая поставляется в комплекте, а в ином случае храните устройство в герметичном прочном пакете, чтобы избежать попадания влаги и пыли;
- выберите подходящее мощное устройство для приема сигнала, лучше всего использовать компьютер, но и смартфоны подойдут, только потребуется современный мощный телефон с большим объемом памяти;
- установите одну из рекомендованных производителем программ, выбирайте также приложение по отзывам пользователей, это позволит вам проще и правильнее определить подходящий софт;
- изучите функции программы перед использование, так как некоторые приложения довольно сложные в применении, они потребуют предварительного изучения и инструктажа от разработчика.
Есть множество платных программ, и они стоят своих денег. Но начать можно с массы бесплатных приложений. Остановитесь на проверенных программных средствах, которые имеют хорошие отзывы и много скачиваний, так как можно легко занести вирус в телефон и навредить автомобилю при использовании вредоносных приложений.
Сравнительный обзор диагностического софта (таблица)
Torque совместима только с Android |
|
DashCommand Android/IOS |
|
|
|
CarGauge Android |
|
OBD Car Doctor Android/IoS |
|
EZway Android |