Hyundai matrix | система бортовой диагностики (obd) – принцип функционирования и коды неисправностей | хендай матрикс
Система бортовой диагностики (OBD) – принцип функционирования
и коды неисправностей
Сведения о диагностических приборах
Проверка исправности функционирования компонентов |
С введением в производство отвечающей требованиям последних законодательств по
охране окружающей среды системы бортовой диагностики второго поколения (OBD-II)
начали выпускаться считыватели специальной конструкции. Некоторые производители
наладили выпуск сканеров, предназначенных для использования механиками-любителями
в домашних условиях, – спрашивайте в магазинах автомобильных аксессуаров.
Параллельное наблюдение параметров сигналов, сопротивлений и напряжений во всех
цепях управления возможно при помощи разветвителя, включенного последовательно
в разъем блока управления двигателем. При этом на выключенном, работающем двигателе
или во время движения автомобиля, производится измерение параметров сигналов на
клеммах разветвителя, из чего делается вывод о возможных дефектах.
Для диагностики электронных систем двигателя, автоматической трансмиссии, ABS,
SRS применяются специальные диагностические сканеры (Pointer) или тестеры (Retriever)
с определенным картриджем (если предусмотрены), универсальным кабелем и разъемом.
Кроме того, для этой цели можно применить дорогостоящий специализированный автомобильный
диагностический компьютер, специально разработанный для полной диагностики большинства
систем современных автомобилей (например, ADC2000 фирмы Launch HiTech, либо ESA
560, FSA, BEA фирмы BOSH), или обычный компьютер со специальным кабелем и программой
броузером ОВD II.
Некоторые сканеры, помимо обычных операций диагностики, позволяют, при соединении
с персональным компьютером распечатывать хранящиеся в памяти блока управления
принципиальные схемы элетрооборудования (если заложены), программировать противоугонную
систему, наблюдать сигналы в цепях автомобиля в реальном масштабе времени.
Бесплатную версию броузера OBD II для диагностики Вашего автомобиля, Вы можете
скачать с нашего сайта : arus. spb. ru
В принципе, считывание записанных в память системы самодиагностики кодов неисправностей
на некоторых автомобилях может быть произведено также по контрольной лампе отказов
(MIL)/”Проверьте двигатель” на приборной доске.
Сканер только считывает занесенные память неисправности и очищает память неисправностей.
К тому же сканер поддерживает только протокол ISO. Тестер дополнительно может
активизировать и показывать текущие данные и поддерживает протоколы SAE и ISO.
Все картриджи для тестера могут использоваться и в сканере. При этом функции будут
ограничены только считыванием и очисткой памяти.
Для диагностики могут быть применены, например, приборы фирмы ToolRama Inc. (3500
NW Boca Raton Blvd., Boca Raton, Florida, 33431, USA 1 877 866 5726 – 561 750
4511 – 561 338 8447 FAX):
· Тестер R000 или сканер P000
с картриджами Т044 или Т054,
· Универсальный кабель N000, Разъем N04А;
· Мультиплексор N002А.
С приборами предлагаемыми фирмой “BOSСH”, Вы можете познакомиться на сайте: www.bosсh.de.
Для большинства автомобилей выпуска с 1996 г. поддерживающих протокол SAE/ISO
9141 OBD II может быть использован картридж OBD II выполняющий следующие функции:
· Считывание и удаление кодов неисправностей OBD II. Отражение результатов испытаний
датчика кислорода.
· Непрерывный контроль систем зажигания, впрыска и компонентов.
· Отражение списка текущих данных и зафиксированных неустойчивых отказов:
a) Абсолютное давление во впускном трубопроводе;
b) Напряжение датчика кислорода;
c) Температура охлаждающей жидкости двигателя;
d) Расчетная нагрузка двигателя;
e) Скорость автомобиля;
f) Качество топлива;
g) Расход воздуха (по массе);
h) Опережение зажигания;
i) Положение дроссельной заслонки;
j) Температура всасываемого воздуха.
В дополнение к кодам неисправностей “P0 “, прибор также отражает расширенные коды
“P1 “ для моделей Acura, Audi, BMW, Chrysler, Dodge, FORD, Geo, GM, Honda, Hyundai,
Infinity, Kia, Lexus, Lincoln, Mercury, Mazda, Mercedes, Mitsubishi, Nissan, Porsche,
Saturn, Seat, Skoda, Subaru, Suzuki, Toyota, Volvo, VW.
Особенности специализированного автомобильного диагностического прибора ADC2000:
· Встроенный 4-канальный осциллоскоп со стандартной предустановкой для 19 датчиков.
· Анализатор системы зажигания для проверки первичной и вторичных цепей (с напряжением
до 100 кВ) на системах с распределителем или отдельными катушками зажигания –
с контролем времени горения, пикового значения напряжения, угла опережения зажигания,
тока, и оборотов.
· Двухканальный мультиметр с цифровым и графическим представлением данных по напряжению
(150В), частоте (1100 кГц), току (150А).
· Встроенный сканер для основных систем на автомобилях: VAG, MB, BMW, Volvo, Toyota/Lexus,
Mitsubishi, Nissan, Honda, Mazda, GM, Ford, Chrysler, Daewoo, Hyundai, Kia, Samsung,
а также на автомобилях поддерживающих протокол OBD-II.
· Не требуются картриджи – обновление программ прибора Вы можете выполнить сами,
скачав необходимые обновления xчерез Internet.
· Программное обеспечение для связи с персональным компьютером.
Информация об использовании этих приборов содержится в прилагаемых документах.
С подробностями о приборах Вы можете познакомиться на сайтах www.programatools.com,
www.bosh.de и www.lasn.com.
Для проведения диагностики рекомендуем Вам обратиться за квалифицированной помощью
специалистов СТО.
Контакты диагностического разъема для используемых протоколов:
ISO 9141-2 (Chrysler, европейские и большинство азиатских моделей) Контакты
4, 5, 7, 15, 16
SAE J1850 PWM (американский Ford) Контакты 2, 4, 5, 10, 16
SAE J1850 VPW (General Motors) Контакты 2, 4, 5, 16 (без 10)
Протокол ISO 9141-2 идентифицируется наличием контакта 7 и отсутствием контактов
2 и/или 10 на диагностическом разъеме.
Протоколы SAE J1850 VPW (Variable Pulse Width Modulation) или SAE J1850 PWM
(Pulse Width Modulation) идентифицируются отсутствием контакта 7.
Все три протокола обмена данных работают через стандартный кабель OBD-II с разъемом
J1962.
Схема расположения компонентов управления двигателем на моделях 1.5
л.
Схема расположения компонентов системы управления на моделях 1.6 л
Схема расположения компонентов системы управления двигателем/снижения
токсичности отработавших газов на моделях 1.8 л
Схема расположения компонентов системы управления двигателем на моделях
2.0 л (SOHC)
Схема расположения компонентов системы управления двигателем на моделях
2.0 л (DOHC)
Схема расположения компонентов системы управления двигателем/снижения
токсичности отработавших газов на моделях 2.4 л
Схема расположения компонентов системы управления двигателем на моделях
3.0 л (SOHC)
Схема расположения компонентов системы управления двигателем на моделях
3.0 л (DOHC)
Схема расположения компонентов системы управления двигателем на моделях
3.5 л
Схема расположения компонентов системы управления двигателем на моделях
Galant 1999-2000 г. 3.0 л (SOHC)
Общая информация и меры предосторожности
Электронные системы впрыска и снижения токсичности отработавших газов в процессе
своего функционирования при эксплуатации автомобиля взаимодействуют с различными
другими системами, отвечающими за эффективность отдачи двигателя. Все перечисленные
системы включают в свой состав набор информационных датчиков и электронный модуль
управления (ЕСМ/PCM).
Подобного рода системы можно по своей структуре сравнить с центральной нервной
системой человеческого организма, где роль мозга играет электронный модуль управления,
а в качестве нервных окончаний выступают информационные датчики. Датчики посылают
сигналы на PCM, который анализирует поступающую информацию и вырабатывает ответные
команды на корректировку соответствующих рабочих параметров.
Рассмотрим специфический пример, позволяющий яснее представить себе принцип функционирования
системы: вмонтированный в систему выпуска кислородный датчик непрерывно отслеживает
уровень содержания О2 в потоке отработавших газов двигателя. Если процентное содержание
кислорода заметно отклоняется от некоторого введенного в память системы контрольного
значения, PCM немедленно получает соответствующую информацию и на основании ее
анализа вырабатывает соответствующую команду на корректировку продолжительности
открывания инжекторов впрыска топлива, осуществляя тем самым регулировку состава
воздушно-топливной смеси. Продолжительность описанного процедурного цикла составляет
доли секунды, что обеспечивает высокую реактивность функционирования системы.
В результате, эффективность отдачи двигателя постоянно поддерживается на максимально
возможном уровне.
Во избежание выхода из строя электронного модуля управления (ECM/PCM), прежде
чем отсоединять от него электропроводку в обязательном порядке выключите зажигание
и отсоедините отрицательный провод от батареи.
Для облегчения введения щупов тестера в контактный разъем ECM/PCM при проверке
входных/выходных сигналов последнего с разъема следует клеммный держатель.
Производя отсоединение/подсоединение электропроводки модуля управления старайтесь
не погнуть и не обломать контактные клеммы.
При измерении напряжения питания функционирующих под управлением PCM компонентов
ни в коем случае не допускайте замыкания между собой клемм тестера, – короткое
замыкание в цепи PCM может привести к необратимому выходу последнего из строя.
Система бортовой самодиагностики первого поколения OBD-I
Общая информация
Не следует заблуждаться, предполагая, система, состоящая из множества различных
информационных датчиков и управляемая электронным процессором с трудом поддается
диагностике. Все отказы и нарушения функционирования компонентов системы фиксируются
в электронной памяти модуля управления в виде специальных цифровых кодов. Считывание
кодов может быть произведено путем подключения к диагностическому разъему DLC
специального сканера или цифрового вольтметра (см. первый подраздел настоящего
Раздела).
О любых нарушениях функционирования компонентов систем впрыска/снижения токсичности
отработавших газов водитель оповещается посредством срабатывания вмонтированный
в комбинацию приборов контрольной лампы отказов/”Проверьте двигатель”. Если сбой
имел временный характер и модуль управления регистрирует возврат системы к нормальному
функционированию, контрольная лампа отключается. Более того, если при срабатывании
контрольной лампы выключить зажигание, то после запуска двигателя лампа активируется
вновь только в случае повторной регистрации отказа системой диагностики.
Для проверки исправности состояния контрольной лампы ее кратковременное срабатывание
происходит каждый раз при поворачивании ключа зажигания в положение ON. При отсутствии
нарушений функционирования систем управления двигателем/снижения токсичности отработавших
газов лампа должна погаснуть уже спустя 5 секунд. Если при включении зажигания
кратковременного срабатывания контрольной лампы не происходит, проверьте состояние
электропроводки и предохранителя ее электрической цепи, кроме того, удостоверьтесь
в целостности нити накала собственно лампы.
Помните, что коды регистрируют отказы электрических контуров в совокупности, а
не отдельных входящих в их состав компонентов. Так, присутствие в памяти модуля
управления кода № 14 говорит о неисправности в цепи датчика положения дроссельной
заслонки (TPS), что вовсе необязательно свидетельствует о выходе из строя собственно
датчика. При выявлении причин отказа особо пристальное внимание следует уделять
состоянию соответствующей электропроводки и качеству ее контактных соединений.
Исключить вероятность отказа рабочего элемента цепи, либо удостовериться в нем
можно путем подстановки заведомо исправного компонента.
В памяти процессора системы бортовой диагностики (PCM) могут одновременно храниться
коды множества различных неисправностей. Выдача кодов при считывании производится
в порядке возрастания их идентификационных номеров и никак не зависит от порядка
занесения их в память.
Прежде чем приступать к считыванию диагностических кодов, удостоверьтесь, что
вырабатываемое батареей напряжение соответствует нормативным требованиям (см.
Главу Электрооборудование двигателя).
Помните, что при отключении электропроводки от батареи или контроллера системы
управления двигателем происходит автоматическая очистка памяти OBD!
Перед подключением считывателя к диагностическому разъему DLC и отключении его
не забывайте поворачивать ключ зажигания в положение OFF. Выполнение данных операций
при включенном зажигании может привести к вводу в память процессора ложных диагностических
кодов (одновременно сработает также контрольная лампа отказов/”Проверьте двигатель”.
Считывание кодов неисправностей при помощи сканера
Считывание кодов неисправностей при помощи аналогового вольтметра
Очистка памяти процессора
Перечень кодов неисправностей
Система бортовой самодиагностики второго поколения OBD-II
Общая информация
Бортовой процессор (PCM) отвечает за исправность функционирования компонентов
систем снижения токсичности отработавших газов, вентиляторов системы охлаждения,
может осуществлять корректировки угла опережения зажигания и управление рабочими
параметрами автоматической трансмиссии. Подчинение одному модулю управления систем
питания и зажигания позволяет осуществлять тонкие регулировки состава воздушно-топливной
смеси при любых условиях эксплуатации двигателя. Общие принципы функционирования
PCM описаны во втором подразделе настоящего Раздела.
Помимо функций управления PCM осуществляет также постоянный мониторинг состояния
компонентов систем управления двигателем/снижения токсичности отработавших газов,
что делает его центральным узлом системы бортовой самодиагностики. Коды электрических
отказов различных контуров соответствующих подсистем и элементов записываются
в память процессора.
Следует заметить, что система бортовой диагностики второго поколения не способна
регистрировать нарушения, имеющие механическую или гидродинамическую природу,
однако подобного рода отказы могут регистрироваться опосредственно за счет влияния,
оказываемого на функционирование электрических узлов. Так, OBD чисто физически
не способна выявить такой дефект, как частичное нарушение проходимости инжектора,
тем не менее, результат данного нарушения будет неизменно зафиксирован по факту
обеднения воздушно-топливной смеси, косвенным регистрируемому кислородным датчиком.
Основываясь на анализе поступающих от датчика О2 сигналах, модуль управления системы
осуществит запись в память процессора кода соответствующего диагностического кода.
Отличительной особенностью систем самодиагностики второго поколения (OBD-II) является
организация в них адаптивной логики, позволяющей производить динамическое управление
функционированием системы впрыска топлива. Данная особенность позволяет автоматически
компенсировать износ и флуктуации параметров компонентов системы питания. Так,
при стабильно работающем двигателе модуль управления отслеживает тенденцию к обеднению
или обогащению воздушно-топливной смеси и предпринимает соответствующие шаги по
корректировке ее состава, стремясь постоянно выдерживать стехиометрическое число
14.7:1. Корректирующие параметры заносятся в специальную память процессора, фиксируются
в ней и остаются доступными при последующих циклах эксплуатации автомобиля (питание
памяти осуществляется непосредственно от батареи и не зависит от положения замка
зажигания).
Считывание кодов неисправностей при помощи сканера
Считывание кодов неисправностей при помощи вольтметра
|
Очистка памяти процессора
Перечень кодов неисправностей
Коды SAE, считываемые при помощи сканера, либо с помощью вольтметра или светодиода
(только три младших разряда кода)
Коды Mitsubishi, считываемые при помощи вольтметра
Коды неисправностей системы безопасности SRS
В состав модуля управления SRS входит блок самодиагностики. Считывание записываемых
в память модуля кодов неисправностей производится путем подключения специального
сканера к диагностическому разъему DLC.
Ниже приведен список кодов наиболее типичных отказов SRS.
№ кода | Источник и возможная причина отказа |
11 | Короткое замыкание на массу в цепи передних датчиков направленных |
Неисправность модуля управления SRS | |
12 | Обрыв или короткое замыкание на в цепи передних датчиков направленных |
Неисправность модуля управления SRS | |
13 | Обрыв или короткое замыкание на в цепи передних датчиков направленных |
Неисправность модуля управления SRS | |
14 | Неисправность датчика направленных перегрузок в модуле управления |
15 | Короткое замыкание в цепи контрольного датчика фронтальных перегрузок |
16 | Обрыв в цепи контрольного датчика фронтальных перегрузок в модуле |
17 | Неисправность контрольного датчика боковых перегрузок в модуле SRS |
21 | Короткое замыкание в цепи модуля водительской подушки безопасности |
22 | Обрыв в цепи модуля водительской подушки безопасности (включая барабанный |
24 | Короткое замыкание в цепи модуля пассажирской подушки безопасности |
25 | Обрыв в цепи модуля пассажирской подушки безопасности |
26 | Короткое замыкание в цепи аварийного натяжителя водительского ремня |
27 | Обрыв в цепи аварийного натяжителя водительского ремня безопасности |
28 | Короткое замыкание в цепи аварийного натяжителя пассажирского ремня |
29 | Обрыв в цепи аварийного натяжителя пассажирского ремня безопасности |
31 | Неисправность конденсатора датчика фронтальных перегрузок в модуле |
32 | Неисправность конденсатора датчика фронтальных перегрузок в модуле |
33 | Сигнал проворачивания модуля управления SRS; |
Неисправность в электропроводке | |
34 | Нарушение качества контактных соединений в цепи модуля управления |
35 | Запись сигнала аварийного столкновения в память модуля SRS |
41 | Чрезмерно низкое напряжение питания модуля SRS, – выход из строя предохранителя, |
Неисправен модуль управления SRS | |
42 | Чрезмерно низкое напряжение питания модуля SRS, – выход из строя предохранителя, |
Неисправен модуль управления SRS | |
43 | Отказ контрольной лампы SRS, – обрыв электропроводки (включая нить |
Неисправность модуля управления SRS; | |
Неисправность приборного щитка | |
44 | Отказ контрольной лампы SRS, – неисправность модуля управления SRS |
45 | Неисправность модуля управления SRS, – EEPROM |
46 | Неисправность в цепи коллизий модуля управления SRS |
47 | Неисправность в цепи активатора водительской подушки безопасности, |
48 | Неисправность в цепи активатора водительской подушки безопасности, |
51 | Неисправность в цепи активатора водительской подушки безопасности, |
52 | Неисправность в цепи активатора водительской подушки безопасности, |
54 | Неисправность в цепи активатора пассажирской подушки безопасности, |
55 | Неисправность в цепи активатора пассажирской подушки безопасности, |
56 | Неисправность в цепи активатора аварийного натяжителя водительского |
57 | Неисправность в цепи активатора аварийного натяжителя водительского |
58 | Неисправность в цепи активатора аварийного натяжителя пассажирского |
59 | Неисправность в цепи активатора аварийного натяжителя пассажирского |
61 | Замыкание на в цепи водительской подушки безопасности, – неисправность |
62 | Замыкание на массу в цепи водительской подушки безопасности, – неисправность |
64 | Замыкание на в цепи пассажирской подушки безопасности, – неисправность |
65 | Замыкание на массу в цепи пассажирской подушки безопасности, – неисправность |
66 | Замыкание на в цепи натяжителя водительского ремня безопасности, |
67 | Замыкание на массу в цепи натяжителя водительского ремня безопасности, |
68 | Замыкание на в цепи натяжителя пассажирского ремня безопасности, |
69 | Замыкание на массу в цепи натяжителя пассажирского ремня безопасности, |
71 | Короткое замыкание в цепи левой боковой подушки безопасности (кроме |
71 | Короткое замыкание в цепи правой боковой подушки безопасности (модели |
72 | Обрыв в цепи левой боковой подушки безопасности (кроме моделей Galant), |
72 | Обрыв в цепи правой боковой подушки безопасности (модели Galant), |
73 | Отказ активатора левой боковой подушки безопасности (кроме моделей |
73 | Отказ активатора правой боковой подушки безопасности (модели Galant), |
74 | Отказ активатора левой боковой подушки безопасности (кроме моделей |
74 | Отказ активатора правой боковой подушки безопасности (модели Galant), |
75 | Короткое замыкание на в цепи левой боковой подушки безопасности |
75 | Короткое замыкание на в цепи правой боковой подушки безопасности |
76 | Короткое замыкание на массу в цепи левой боковой подушки безопасности |
76 | Короткое замыкание на массу в цепи правой боковой подушки безопасности |
79 | Нарушение коммуникации датчика направленных перегрузок левой боковой |
81 | Короткое замыкание в цепи правой боковой подушки безопасности (кроме |
81 | Короткое замыкание в цепи левой боковой подушки безопасности (модели |
82 | Обрыв в цепи правой боковой подушки безопасности (кроме моделей Galant), |
82 | Обрыв в цепи левой боковой подушки безопасности (модели Galant), – |
83 | Неисправность активатора правой боковой подушки безопасности (кроме |
83 | Неисправность активатора левой боковой подушки безопасности (модели |
84 | Неисправность активатора правой боковой подушки безопасности (кроме |
84 | Неисправность активатора левой боковой подушки безопасности (модели |
85 | Короткое замыкание на в цепи правой боковой подушки безопасности |
85 | Короткое замыкание на в цепи левой боковой подушки безопасности |
86 | Короткое замыкание на массу в цепи правой боковой подушки безопасности |
86 | Короткое замыкание на массу в цепи левой боковой подушки безопасности |
89 | Нарушение коммуникации датчика направленных перегрузок правой боковой |
91 | Чрезмерно низкое напряжение питания датчика направленных перегрузок |
92 | Отказ датчика направленных перегрузок левой боковой подушки безопасности |
93 | Неправильная коммуникация датчика направленных перегрузок левой боковой |
94 | Чрезмерно низкое напряжение питания датчика направленных перегрузок |
95 | Отказ датчика направленных перегрузок правой боковой подушки безопасности |
96 | Неправильная коммуникация датчика направленных перегрузок правой боковой |