Загорелся “чек” неисправности двигателя: причины и что делать
Когда на приборной панели загорается лампочка Check Engine, она сигнализирует водителю, что в одной из систем двигателя имеется неисправность или сбой в работе. Название этой функции буквально переводится как “проверь двигатель”. В прошлом, когда автомобили имели карбюраторы, эти сигналы имели ограниченный диапазон действия, но сейчас, с развитием бортовой электроники и диагностических систем, они сигнализируют о широком спектре неисправностей.
Символ аварийной сигнализации на приборной панели появляется, когда блок управления двигателем фиксирует проблему и записывает ее в память в виде кода, одновременно давая команду на включение светового сигнала, игнорировать который невозможно.
Система самодиагностики на некоторых автомобилях может дать немедленное знание о проблеме, которая зажгла “чек”, однако для извлечения диагностического сканера, подключенного к ноутбуку через разъем, обычно требуется специальное программное обеспечение или ноутбук, соединенный со специальным сканером.
Загорание лампы Check Engine может быть вызвано многими причинами, но начнем с относительно распространенной – использование некачественного топлива, которое может вызвать детонацию. “Автомобиль ругается на топливо”, – говорят в таких случаях. Если есть перебои, мощность двигателя может снизиться.
В зависимости от того, насколько велика проблема, могут потребоваться дальнейшие действия. Существуют рекомендации заменить плохое топливо бензином или более качественным топливом, т.е. разбавить его. Однако бывают случаи, когда необходимо слить дрянное топливо, которым заправили ваш автомобиль на заправке, и залить качественное топливо.
Лампочка Check Engine может также загореться, если крышка бензобака не закрыта.
Падение уровня масла? В результате вы также можете увидеть аварийный индикатор. В этом случае необходимо узнать, почему в двигателе стало меньше смазочного материала. Причина – выгорание масла или, возможно, утечка через сальники?
Неисправность топливного насоса также может быть причиной появления “чека” на приборной панели, хотя большинство неисправностей топливного насоса настолько очевидны, что водитель склонен обращать внимание на поведение автомобиля и без контрольной лампы.
Кроме того, если загорается лампочка check, следует проверить высоковольтные элементы. Существует ряд причин, по которым загорается чек, включая изношенные провода, катушки зажигания и свечи зажигания.
Неисправность датчика кислорода (лямбда-зонда) или проблема с каталитическим нейтрализатором также могут стать причиной срабатывания сигнализации. Существует вероятность, что “корень зла” может заключаться в отказе одного из датчиков, например, датчика массового расхода воздуха или датчика положения распределительного вала.
Это те причины, по которым загорается “чек”, но их гораздо больше. Иногда проблема совсем не очевидна, и для ее выявления необходима тщательная диагностика.
Индикатор Check Engine может сопровождаться рядом симптомов, но возможны ситуации, когда поведение машины принципиально не меняется, или последствия минимальны. Не рекомендуется ездить в следующих случаях.
Если на автомобиле наблюдается снижение мощности и ограничение скорости (переход в аварийный режим) при постоянно горящей или мигающей лампе. Кроме того, управление автомобилем в случае неустойчивой работы двигателя, вибрации и других симптомов крайне нежелательно.
Если лампочка Check Engine горит постоянно или мигает, это не имеет значения. Вам также следует избегать поездок, когда одновременно появляются значки масла и каталитического нейтрализатора, а также предупреждение о перегреве двигателя.
Контрольная лампа может загораться при неисправности электронного модуля управления, а иногда не гаснет после устранения неисправности. Назойливый дисплей обычно отключают на станции технического обслуживания, но существует известный простой способ очистить индикатор Check Engine или “сбросить неисправность”. – Снимите отрицательную клемму с аккумулятора примерно на 15-20 секунд.
Если речь идет о мелких неполадках, вызванных некачественным топливом, то после подключения аккумулятора индикатор тревоги погаснет. Однако если ничего не изменилось, а лампочка “check” все еще горит через некоторое время, это верный признак того, что необходимо доставить автомобиль в автосервис.
Имея навыки диагноста и ноутбук со специальным программным обеспечением, можно самостоятельно “прочитать” автомобиль. Однако не все могут это сделать, и автомобили разных лет могут иметь разный список кодов неисправностей.
В результате самый простой, хотя и ограниченный вариант диагностики – использование смартфона со специальным приложением и Bluetooth-адаптером.
Сервисмены со специализированным оборудованием и знаниями обычно проводят более качественную диагностику.
Таблица: распространённые коды ошибок
Многостраничные описания составляют справочники кодов самодиагностики для иностранных автомобилей. В дополнение к основному буквенно-цифровому коду самодиагностики бортовой компьютер может включать краткое описание на английском или русском языке. Для русскоговорящих водителей, которые могут не понимать английский язык, приводим список основных кодов, сопровождающих загорание лампочки Check Engine.
Коды | Описание |
P0100 | Отказ датчика (или цепи) расхода воздуха |
P0105, P0106 | Нарушения сигнала датчика давления воздуха (могут быть связаны с незакрытой крышкой бензобака) |
P0125 | Неисправности охлаждения |
Р0130 – Р0140 | Неверные сигналы, сбои показаний, обрывы лямбда-зонда |
P0195, P0199 | Отказы, нарушения сигнала датчика температуры масла |
P0200 | Неисправности цепи управления форсунками |
P0201 – P0212 | Дефекты форсунок по цилиндрам |
P0230 – P0233 | Нарушения первичной, вторичной цепей бензонасоса |
P0300 | Пропуски зажигания |
P0301 – P0312 | Пропуски зажигания (по цилиндрам) |
P0321 – P0323 | Нарушения, пропуски сигналов распределения зажигания |
P0350 – P0362 | Неисправности катушек зажигания |
P0400 – P0402 | Не работает система рециркуляции отработанных газов |
P0420 – P0434 | Неисправности катализатора |
P0561 | Нестабильность бортового напряжения |
P0600 – P0606 | Ошибки модулей электронного блока управления |
P1604 | Отказы системы пуска двигателя |
P1398 | Отказ датчика положения коленчатого вала |
P1120 – P1125 | Нарушения сигналов с дроссельной заслонки |
P1605 – P1620 | Сбои репрограммируемой памяти |
Когда на иномарках с низкой ценой загорается лампочка check engine, компьютер может также выводить общие сообщения об ошибках, например, “мощность ограничена” или “приближается срок технического обслуживания”. В таких ситуациях сложно определить точную причину появления сигнала. В этом случае лучшим решением является полная компьютерная диагностика двигателя внутреннего сгорания автомобиля.