ОБСЛУЖИВАНИЕ, ДИАГНОСТИКА И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ГБО LOVATO EASY FAST SMART
Данная статья предназначена для владельцев автомобилей, оборудованных газобаллонным оборудованием (ГБО), в первую очередь, Lovato Easy Fast Smart и Lovato Easy Fast. Она является результатом изучения и обобщения большого количества материала, имеющегося в свободном доступе, а также следствием многочисленных бесплодных хождений по автомобильным СТО и газовым мастерским.
Наверняка, многие из вас обращались со своими проблемами к медикам, компьютерщикам, коммунальщикам, сантехникам и другим специалистам узкого и широкого профиля, а эти «специалисты» внимательно (а иногда не очень) выслушивали вас, делали загадочное лицо, надували щеки, топырили пальцы, брали с вас деньги и долго мурыжили. А затем они рекомендовали вам обратиться к другим «специалистам», но при этом «честно» предупреждали, что за решение проблемы вам придется заплатить гораздо больше, чем вы заплатили им. После этого многие простые смертные, если у них есть деньги, обычно шли к «Другим специалистам», чтобы процесс вытягивания денег и жил снова повторился. А когда терпение и деньги подходили к концу, эти горемыки (если у них не пропал интерес к проблеме) начинали задумываться, читать книги, лезть в интернет, изучать информацию по своему вопросу и самостоятельно решать проблему.
Вот и у меня как-то появилась подобная проблема, которая заставила меня пошевелить извилинами, а также своими ручками и другими частями тела. И виной этому стали спецы многочисленных автомастерских, которые в последнее время размножаются, как грибы после хорошего дождя.
А теперь, по сути. Однажды я решил немного сэкономить на эксплуатации своего автомобиля, и поэтому установил на нем газобаллонное оборудование. Решил, сделал. Обратился в соответствующую мастерскую. Там мне установили ГБО (4-го поколения). Пока не закончился срок гарантийного обслуживания, мне его там и «обслуживали», и даже по окончании срока гарантии не отказывали в «дальнейшем обслуживании», но за мои деньги. Вот только закралось у меня сомнение (кстати, еще в гарантийный период эксплуатации), что что-то делают они не совсем так, как нужно. Периодически мое автомобильное ГБО отказывает (отключается). Я еду к газовщикам. Они мне его проверяют, говорят, что все подрегулировали. Я плачу деньги, уезжаю, а через некоторое время проблема снова повторяется. Где-то после четвертой попытки устранить неисправность в ГБО специалисты порекомендовали мне обратиться в автомобильную мастерскую, мол, это неисправность не в газовом оборудовании, а в самом автомобиле. На автосервисе, специализирующемся на ремонте и обслуживании автомобилей моей марки, с меня взяли деньги, продиагностировали автомобиль и сказали, что у них все нормально, нужно ехать к газовщикам. И так эти «спецы» меня гоняли больше года, пока мне это не надоело, и я решил самостоятельно изучить свою проблему. Кстати, в ходе моих мытарств я выяснил, что мастерская под названием «Газовик», где устанавливали на моем автомобиле газобаллонное оборудование марки LOVATO, давно перешло на другое ГБО. Прежние специалисты, которые устанавливали мне оборудование, давно уволились, а те, кто пришел к ним на замену, понятия не имеют об устройстве, комплектации и настройке ГБО LOVATO, но, естественно, в этом не признаются, чтобы иметь возможность топырить пальцы и брать деньги с клиентов только за «умный вид», который они старательно корчат. Но и это еще не все. Автомобильное оборудование и газобаллонное оборудование – это самостоятельные составляющие автомобиля, хотя и тесно взаимосвязанные. И обслуживают эти составляющие разные специалисты, которые и понятия не имеют о том, как работает другая составляющая, за которую они «не отвечают». А ведь, если возникают проблемы с работой одной из составляющей, нужно одновременно проверять и автомобильное, и газовое оборудование, и делать это нужно в одном месте, а не метаться между двумя станциями – автосервисом и газосервисом, т.к. это будет простая трата времени и денег. А чтобы проверить и настроить одновременно и автомобильное и газовое оборудование, лучше всего найти именно такую организацию, которая одновременно обслуживает и автомобиль, и ГБО, или изучить самому этот вопрос и сделать все самостоятельно. Ну а теперь по сути вопроса – о порядке обслуживания и ремонта автомобильного ГБО Lovato Easy Fast Smart, которое мне не смогли обеспечить официальные представители компании, производившей установку ГБО на моем автомобиле после неоднократных и не бесплатных обращений к ним. Восстановление и настройку оборудования мне пришлось, в конце концов, делать самостоятельно.
Тем же, кто реши сэкономить на автомобильном топливе и установить на своей машине газобаллонное оборудование, необходимо хотя бы слегка ориентироваться в этом вопросе, для чего и предлагаю некоторые рекомендации.
Рекомендации перед установкой ГБО (общие вопросы)
Существует множество организаций и частных лиц, которые специализируются на переоборудовании автомобилей под газ. И если вы немного изучите имеющиеся в интернете материалы по данному вопросу, то убедитесь, что переоборудование авто под газ не представляет никаких трудностей, но есть некоторые «подводные камни», о которых все умалчивают. Установкой на автомобили ГБО разрешено заниматься только сертифицированным организациям, предоставляющим своим клиентам после выполненных работ соответствующие документы, с которыми клиент обязан обратиться в органы автоинспекции (или как они сейчас называются), и там получить новый технический паспорт на автомобиль, что стоит некоторых денег и времени. Без этого эксплуатация автомобиля с установленным на нем газобаллонным оборудованием считается незаконной, и у лиц, не выполнивших эти требования, могут возникнуть проблемы.
Иногда газовое оборудование устанавливается прямо на заводе изготовителе. Это самый лучший вариант. Завод изготовитель автомобиля несет ответственность и гарантийные обязательства за весь автомобиль в целом, в том числе и ГБО, установленное на нем. В таком случае нет необходимости переделывать техпаспорт автомобиля. Кроме того, завод изготовитель полностью интегрирует ГБО с автомобильным оборудованием и в обязательном порядке подключает ко всем необходимым датчикам, установленным на авто, особенно это касается λ – датчика (см.5 Рис.2). Он влияет на работу как ГБО, так и автомобиля в целом. А вот специалисты, устанавливающие газовое оборудование в процессе эксплуатации автомобиля, почему-то об этом забывают.
Если вы решите устанавливать ГБО на новом, еще гарантийном авто, то это можно делать только на гарантийном автосервисе, чтобы не пропала гарантия на автомобиль. Либо вы должны дождаться окончания гарантийного периода эксплуатации.
Как отмечалось выше, обязательно убедитесь в том, что организация, производящая установку ГБО, сертифицирована и выдает соответствующие документы для переоформления техпаспорта на машину. Кроме этого поинтересуйтесь историей организации, т.к. вы имеете все шансы стать жертвой СТО-однодневки, которое работает до первого страхового случая.
Изучите отзывы о ГБО, которое вам будут устанавливать, подходит ли оно для вашего автомобиля, его надежность и, естественно, стоимость.
Теперь непосредственно о ГБО Lovato Easy Fast Smart.
Исходные данные для моего случая приведены в таблице №1.
Диагностика, настройка и обслуживание ГБО Lovato Easy Fast Smart
Как говорилось выше, установку ГБО Lovato Easy Fast Smart лучше доверить сертифицированным специалистам, чтобы иметь возможность узаконить эксплуатацию автомобиля на газе. А вот если у вас есть возможность выбрать, какое ГБО устанавливать (Lovato Easy Fast Smart или Lovato Easy Fast), то лучше выбрать второй вариант. Он будет стоить несколько дороже, но у него улучшено программное обеспечение блока управления, а датчик МАР работает с ограничениями. В варианте «Smart» не учитывается разрежение во впускном коллекторе (см.1 Рис.2) и, следовательно, не учитывается этот параметр при расчете качества подаваемой смеси. Кроме этого, в варианте «Smart» отсутствует датчик температуры редуктора газа.
Программа самообучения позволяет приблизительно настроить Карту коэффициентов пересчета времени впрыска газа (см.2 Рис.2). При этом не учитываются режимы работы двигателя под нагрузкой. Образец карты, полученный эмпирическим путем для автомобиля LADA 1118, приведен на Рис.3 (см.1 Рис.3). Не факт, что эта карта абсолютно подойдет и для другого подобного автомобиля, т.к. могут отличаться условия его эксплуатации (среднесуточная температура, высота над уровнем моря, нагрузка, скоростные режимы и т.п.). Но эту карту можно брать за основу.
Внимание: Перед внесением изменений в карту коэффициентов пересчета времени впрыска газа следует сделать скриншот карты, чтобы иметь возможность вернуться к прежним настройкам.
При настройке карты следует учесть, что параметр в первой ячейке карты (см.2 Рис.3) следует оставлять таким, как он получится во время работы программы в режиме «Самообучение», ну а остальные коэффициенты можно «тупо» менять путем прибавления (отнимания) пропорциональной величины коэффициента в соответствующих ячейках. Следует помнить, что уменьшение значений коэффициентов, используемых для определения времени впрыска газа, ведет к обеднению смеси, увеличение – к обогащению и, соответственно, повышению расхода топлива. Чрезмерное обеднение рабочей смеси приведет к неустойчивой работе двигателя, рывкам во время движения и, как следствие, выходу из строя катализатора. Чрезмерное увеличение ведет к повышенному расходу топлива (в данном случае газа). Чрезмерное обеднение смеси обычно еще индицируется свечением контрольной лампы «Проверьте двигатель» на «Комбинации приборов» вашего авто (красная лампочка в виде мотора). Кроме того, при считывании ошибок, зафиксированных электронным блоком управления (ЭБУ) автомобиля, фиксируется ошибка «Слишком бедная смесь». Такой регулировки коэффициентов пересчета на карте (см.2 Рис.2 и 1 Рис.3) следует избегать, чтобы не произошло серьезной поломки автомобиля.
Чтобы произвести окончательную настройку карты пересчета, при устойчивой работе на холостом ходу протестируйте автомобиль на трассе в разных режимах. Если вы почувствуете, что на каких-то режимах ваш автомобиль теряет динамичность, или как будто его кто-то удерживает сзади, необходимо на этих оборотах увеличить коэффициенты пересчета. Увеличивать следует на 1-2 единицы. После этого необходимо сохранить изменения (как написано в инструкции) и снова протестировать работу ГБО на трассе. В интернете я находил краткие фразы, что для настройки карт на ходу автомобиля следует одновременно использовать программу «Lovato1.7.8» и автомобильный сканер OBD2. Я считаю, что автомобильный сканер в данном случае абсолютно не нужен (обороты вы увидите и по тахометру), а использовать программу «Lovato1.7.8» конечно же можно, вот только вам для этого понадобится толковый помощник, чтобы фиксировать моменты провалов на ходу.
Что касается непосредственно диагностики ГБО. В «Руководстве по эксплуатации» детально описан процесс диагностики и стирания ошибок, но если у вас автомобиль не переключается на газ, в первую очередь проверьте такие параметры, как «Давление газа» (см.3 Рис.2) и «Температура газа» (см.4 Рис.2) на предмет соответствия допустимым значениям. Если они не находятся в пределах, установленных в настройках, значит проблема либо с соответствующим датчиком, либо с подачей газа. В моем случае, причиной проблем в работе ГБО был плавающий отказ датчика температуры газа, который легко выявить, если сразу после проявления неисправности проверить работоспособность ГБО с помощью программы «Lovato1.7.8». Мой датчик температуры при прогретом двигателе показывал отрицательную температуру, а не реальную (см. 4 Рис.2).
Обратите внимание на величину давления газа. В «Руководстве по эксплуатации» оговорено, что оно регулируется в пределах 0,99 – 1,02бар. Но обычно это давление регулируется в пределах 1,15 – 1,2 бар (см.3 Рис.2), по крайней мере, так рекомендует большинство водителей и специалистов эксплуатирующих ГБО LOVATO.
Обращаю внимание на то, что на Рис.2 и Рис.3 представлена ситуация измерения параметров датчиками ГБО при работающем (см. Рис.2) и выключенном (см. Рис.3) двигателе. Поэтому значения давления газа (см.3 Рис.2 и 3 Рис.3) так рознятся. Дело в том, что после выключения двигателя, остаточный газ в трубках перед инжекторами продолжает нагреваться и давление слегка возрастает. Кроме того, следует помнить, что регулировку давления газа следует производить только при работающем двигателе после переключения автомобиля на газ.
Обращаю внимание на то, что значения коэффициентов на картах Рис.2 и Рис.3 несколько отличаются (см.2 Рис.2 и 1 Рис.3). Я специально показал две карты, на Рис.2 показана карта до реального тестирования автомобиля на трассе, а на карте Рис.3 уже после окончательной настройки, когда провалы в динамике авто были практически устранены.
Контроль параметров автомобиля, влияющих на работу ГБО
Если во время движения автомобиля переключатель работы с бензина на газ (см. п. 7.0 «Руководство по эксплуатации Lovato Easy Fast (Smart)») начинает издавать сигнал, а автомобиль переключается на бензин, то это еще не значит, что неисправно ГБО. Конечно, проверить наличие ошибок ГБО целесообразно, но в первую очередь проверьте, не горит ли контрольная лампа «Проверьте двигатель» на «Комбинации приборов» вашего авто, и, при первой возможности проверьте наличие ошибок, которые фиксирует ЭБУ автомобиля. А чтобы иметь возможность проверить наличие ошибок, вам понадобится Диагностический сканер-адаптер с интерфейсом OBD2 (п.8 Табл.1), с соответствующим драйвером и диагностическая программа для вашего автомобиля.
Любому владельцу автомобиля полезно иметь Диагностический сканер-адаптер для своего автомобиля. Ведь появление какой-либо ошибки во время работы автомобиля обычно приводит к свечению контрольной лампы «Проверьте двигатель» на приборной панели авто (на «Комбинации приборов») и, естественно, приводит вас на автомобильную СТО. А там с вас однозначно возьмут деньги просто за факт подключения сканер-адаптера, при этом специалисты СТО не гарантируют, что они выявят причину неисправности и, тем более, ее устранят. И это не удивительно. В настоящее время в эксплуатации находится огромное количество автомобилей различных марок, и освоить их все автослесари просто не в состоянии. А укомплектовать автомобильные СТО диагностическим оборудованием, адаптированным под каждый тип автомобиля, просто невозможно. Вот они и пользуются универсальным оборудованием и универсальными диагностическими программами.
Для моего конкретного случая можно использовать практически любой Диагностический сканер-адаптер с интерфейсом OBD2 (как пример, см. Рис.4). Я использую адаптер «AutoDia K409», но вы можете использовать и другой. Главное, чтобы его производитель гарантировал совместимость этого сканер-адаптера с вашим автомобилем.
Рекомендация: Лучше всего приобретать универсальный сканер-адаптер, такой как Адаптер ELM327 USB v2.1 (или более поздней версии). Ведь никто не гарантирует, что со временем вы не приобретете автомобиль другой марки. А данный адаптер обеспечит совместную работу практически с любым авто, или с большинством из существующих вариантов, имеющих интерфейс OBD2.
Я не буду приводить окна программы AutoVAZ_NEW, и рассказывать о порядке ее применения. В ссылке, указанной выше, есть инструкция ее применения в формате dos., где все описано предельно доступно. На чем следует акцентировать внимание, так это на порядке подключения Диагностического сканер-адаптера и запуске программы. Ошибка на этом этапе может привести к тому, что ваш компьютер просто не подключится к ЭБУ автомобиля, и вы не сможете определить ни одного параметра. Конечно, это не страшно, поломки не произойдет, просто вам придется повторно произвести подключение и запуск программы. Кстати, порядок подключения адаптера и запуска программы не зависит от типа адаптера и диагностической программы. Итак, порядок использования программы:
1. Выключить зажигание.
2. Подключить адаптер к разъему автомобиля.
3. Подключить адаптер к ПК (USB-разъему).
Подготовка программы к работе:
1. Запустить программу на ПК.
2. Включить зажигание.
3. Выбрать контроллер (обычно программа автоматически определяет тип контроллера, но если этого не произошло, выбрать вручную см. п. 2.3 и 3.1 в «Описании диагностической программы AutoVAZ_NEW», которое идет как приложение к указанной выше ссылке).
4. Проверить наличие соединения ПК с автомобильным блоком управления по наличию информации «Соединение установлено» в нижней правой части окна программы.
Анализ параметров авто:
1. Сначала при неработающем двигателе, но включенном зажигании. Проверить наличие ошибок и параметры, доступные при неработающем двигателе.
2. При работающем двигателе: Провести анализ ошибок, проверить параметры, связанные с ошибками. Проверить остальные параметры.
3. Сбросить ошибки и проверить, не появятся ли они снова.
1. Заглушить двигатель.
2. Выключить зажигание.
3. Закрыть программу
В принципе, обычной причиной переключения автомобиля с газа на бензин является наличие ошибок, связанных с качеством смеси (слишком бедная смесь), пропуски воспламенения в одном или нескольких цилиндрах, неисправность отдельных датчиков (в первую очередь датчика оборотов). Вышеуказанные проблемы обычно фиксируются в разделе «Ошибки» диагностической программы AutoVAZ_NEW и свидетельствуют о возможной необходимости регулировки ГБО (корректировка карты коэффициентов, используемых газовым блоком управления для определения времени впрыска газа при обедненной смеси). Неисправность автомобильных датчиков и наличие пропусков воспламенения свидетельствует о необходимости замены датчиков или свечей. Необходимо помнить, что простое стирание ошибок, зафиксированных автомобильным электронным блоком управления, не влияет на работу ГБО. А повторение ошибок свидетельствует о проблемах с автомобильным оборудованием.
Как видите, ничего сложного в обслуживании, ремонте и настройке ГБО Lovato Easy Fast Smart нет, а учитывая то, что работа газового и автомобильного оборудования взаимосвязана, все проверки нужно делать в одном месте. И, если честно, при наличии грамотных и порядочных специалистов по ГБО (а такое встречается, но не всегда), я бы не стал заморачиваться и самостоятельно изучать данный вопрос. Что касается настройки карты коэффициентов, используемых газовым блоком управления для определения времени впрыска газа, то лучше, чем вы сами, никто этого не сделает, потому, что оптимальная настройка возможна только при реальных нагрузках во время движения автомобиля. А специалисты газовых мастерских обычно не рассекают на автомобилях своих клиентов, чтобы впоследствии произвести регулировку ГБО. Вот только самостоятельно (в одиночку) не следует этого делать, чтобы не стать участником ДТП.
Иценко Александр Иванович
Решился я на установку газового оборудования на свой авто, обратился в специализированную конторку. Мне поставили оборудование Ловато, но правильно настроить так и не смогли. Город у меня не большой и другие фирмы, которые я смог найти, не занимались установкой и обслуживанием Lovato.
- Основные проблемы:
- Что потребуется для настройки ГБО?
- Где взять кабель ГБО?
- Lovato Easy Fast
- Основные параметры раздела “Конфигурация”
- Вкладка “Конфигурация”
- Переключение
- Карта
- Основные параметры раздела “Самонастройка”
- Выбор жиклеров
- Самонастройка
- Приступаем к настройке:
- Суть правильной настройки
- Точная настройка(Online-настройка)
- Коррекция топлива:
- Алгоритм настройки:
- Приступаем к настройке:
- Настройка ГБО без ODB-адаптера
- Приступаем к настройке без ODB:
- «Играем» с подачей бензина
- Процедура регулировки
- Процедура автонастройки
- В заключение
- Диагностика ГБО
- Состав ГБО
- Установка и настройка ГБО
- Обслуживание ГБО
- Основные неисправности и диагностика ГБО
- Диагностика ГБО и его настройка с помощью программы
- Как самостоятельно настроить газобаллонное оборудование 4-го поколения
- Что нужно для настройки
- Процесс регулировки
- Автонастройка
- Создание бензиновой и газовой карт. Ручная корректировка.
- Заключение
Основные проблемы:
- машина почти не “тянула” на газу
- гигантский расход газа
- вместе с газом одновременно расходовался бензин
- после установки ГБО машина заводилась на бензине со взрывами в выхлопной системе
После многих попыток, я понял, что настроить мне газ так не смогут и придется во всем разобраться самому. Безысходность – двигатель прогресса, пришлось искать варианты. Немного погуглив, я нашел огромное количество мануалов, но все они так или иначе были не полными и не раскрывали сути настройки. Во многом пришлось разбираться самому.
Что потребуется для настройки ГБО?
- кабель ГБО (статья о том, как самостоятельно изготовить кабель ГБО)
- драйвер кабеля ГБО
- ноутбук с временем автономной работы около 2-х часов
- программа Lovato Easy Fast
- obd-адаптер
- мобильный телефон с bluetooth программой Torque или ODB Doctor
- понимание сути настройки (внимательно читает эту статью)
Где взять кабель ГБО?
Изготовить самому или купить примерно за 100$.
Lovato Easy Fast
Lovato Easy Fast – это официальный софт для настройки ГБО Lovato. Для запуска софта не нужен лицензионный ключ, а работать он может как с оригинальным, так и с самодельным кабелем. Странно, что производитель не распространяет свой продукт на официальном сайте.
Я использовал Lovato Easy Fast 1.7.4, гуглится и скачивается без труда.
Lovato Easy Fast – главное меню
Основные параметры раздела “Конфигурация”
Вкладка “Конфигурация”
- В этой вкладке располагаются характеристики вашего двигателя и газовой системы. Убедитесь, что все параметры соответствуют действительности.
Переключение
Lovato Easy Fast – раздел «Переключение»
- Разрешить прогрев форсунок – в этом режиме, при морозе сначала будут включаться форсунки, работать некоторое время и только потом будет подаваться газ. Этот параметр увеличит расход бензина.
- Холостой ход какая топливная система будет обеспечивать холостой ход. Смело ставим газ.
- Переключение два варианта: при замедлении, что соответствует уменьшению нажатия на педаль газа и при ускорении, что соответствует увеличению нажатия на педаль газа. Чаще всего переключение происходит и без этих действий, но иногда для переключения авто на газ требуется выполнить это условия.
- Температура редуктора для переключения пока редуктор не прогреется до заданной температуры, система не переключится на газ. Если редуктор исправен, ставим как можно меньше.
- Заводка на газе при нагретом двигателе после поворота ключа зажигания, если двигатель теплее указанной температуры, произойдет автоматическое переключение на газ.
- Задержка переключения при горячем двигателе если двигатель горячее редуктора, но не горячее температуры запуска на газу, то работает это правило.
- Работа при высоких оборотах.
- Газ в этом меню можно настроить добавку бензина, когда уже газовые форсунки не справляются.
- Добавка бензина это более подробная настройка опции «Газ».
- Бензин тут все просто, превысили обороты отключили газ, включили бензин.
Карта
Lovato Easy Fast – раздел «Карта»
- таблица Время/Обороты самая интересная часть, тут и будет производиться настройка
- Чувствительность доп.впрыск добавление бензина в газовоздушную смесь при резких ускорения.
Основные параметры раздела “Самонастройка”
Lovato Easy Fast – раздел «Cамонастройка»
- Время Газ время открытия газовых форсунок
- Время Бенз. время открытия бензиновых форсунок
- Д.Газ давление газа
- Кнопка самонастройка автоматическая настройка холостого хода
Выбор жиклеров
Существует ошибочное мнение, что жиклеры находятся на конце шланга и установлены в коллектор, на самом деле жиклеры установлены непосредственно в газовые форсунки.
Где найти жиклеры ГБО Lovato?
Убедитесь, что у вас правильно выбраны жиклеры. Вот таблица диаметров, в зависимости от мощности одного цилиндра.
При необходимости, рассверлите жиклеры.
Самонастройка
Перед настройкой рекомендуется немного поездить на бензине, это нужно для того, что бы бензиновые мозги “почувствовали” нормальный режим и выправили корректирующие коэффициенты.
Все что может самонастройка, это точно определить время впрыска газа на холостом ходу. Все остальные режимы двигателя требуют ручной настройки. Очень жаль, чаще всего газовщики ограничиваются только этим режимом.
Подключаем кабель к авто, включаем программу Lovato Easy Fast, происходит инициализация, которая занимает некоторое время. В правом нижнем углу значок с кабелем, отображается с зеленой галкой. С этого момента можно приступать к настройке.
Приступаем к настройке:
- Зайдите в меню Самонастройка.
- Закройте газовый винт редуктора до конца и откройте на несколько оборотов. Давление газа должно быть в пределах 1.2–1.4 bar(индикатор в программе сверху).
- Нажмите кнопку автонастройки.
Кнопка старта самонастройки
Cамонастройка в процессе
Во время настройки двигатель может троить или вообще заглохнуть, что свидетельствует о неправильном диаметре форсунок.
- После удачного завершения автонастройки, нажимаем кнопку «Бензин»(правый верхний угол), авто переключается на газ, сравниваем индикаторы «Время газ» и «Время бензин», эти 2 времени должны быть примерно одинаковыми, как правило бензиновое время меньше газового на 1-2 мс. Чем ближе будет эти показатели, тем лучше будет работать двигатель на высоких нагрузках и на холостом ходу. Если газовое время слишком высоко, необходимо рассверлить жиклеры форсунок либо увеличить давление газа, если слишком низко, то снизить давление газа.
Самонастройка завершена правильно
Переключаясь с бензина на газ и обратно двигатель должен работать ровно, это свидетельствует о правильной самонастройке холостого хода.
После каждого рассверливания жиклеров или изменения давления газа необходимо произвести самонастройку заново.
Суть правильной настройки
Четвертое поколение газовых мозгов, в отличие от всех предыдущих, использует родной сигнал с бензиновых форсунок и адаптирует его в сигнал для газовых форсунок с учетом специальных коэффициентов, которые хранятся в топливной карте. Это позволяет учитывать все индивидуальные особенности любых двигателей и без особых усилий, устанавливать на них ГБО. Вся суть хорошей настройки сводится к тому, что необходимо заставить бензиновые мозги работать на газе и продолжать считать, что они работают на нормальном бензине.
Многие считают, что с помощью топливной газовой карты можно «задушить» двигатель и тем самым сэкономить топливо, либо добавить газа и сделать его мощнее. Нужно понять одну простую связь.
Бензиновый мозг считывает показания кислородного датчика и на основе этих данных, формирует топливную смесь. Газовые форсунки жестко связаны с бензиновыми и если бензиновый мозг почувствует недолив или перелив топлива, то скорректирует подачу до нормальных показаний датчика кислорода.
Проблемы, как в случае с автонастройкой, возникают из-за разных корректировок по всей топливной карте. Где-то двигатель переливает, где-то недоливает, а в итого это вытекает в плохую тягу, высокий расход и бензиновый мозг постепенно забывает как правильно работать с бензином и когда вы на него переключаетесь происходят рывки, провалы, взрывы в выхлопной системе. Из этого следует, что существует всего одна настройка газа правильная. Хотите тюнинговать авто – прошивайте бензиновый мозг.
Точная настройка(Online-настройка)
После удачного завершения самонастройки можно переходить к точному конфигурированию топливной карты.
Коррекция топлива:
Установите ODB адаптер в диагностическую колодку автомобиля, подключитесь к нему через Bluetooth с вашего телефона, используя Torque(или аналогичную программу). Выведите на дисплей информацию в виде графика о долгосрочной и краткосрочной коррекции. Суть этих параметров заключается в корректировке топлива. Если возникает какая-то ситуация, когда в двигатель подается слишком бедная или слишком богатая смесь, то время открытия форсунок компенсируется этим коэффициентом. Например забитые форсунки, обеднят смесь и коэффициент коррекции вырастет. Как правило этот параметр не может выходить за пределы ± 25%. Если проблема смеси наблюдается слишком долго, краткосрочная коррекция заносится в долгосрочную.
Во время настройки ГБО нам будет необходимо сверяться с коэффициентами коррекции топлива на бензине и газе и «прижимать» газовую корректировку к бензиновой на разных режимах работы.
Алгоритм настройки:
Настройку лучше всего производить вдвоем. Водитель и настройщик. Выбирается более-менее ровный участок дороги, на котором продолжительное время можно поддерживать одинаковые обороты двигателя.
Каждая из ячеек в топливной карте соответствует времени открытия форсунки за 20 мс. Каждая форсунка 8-ибитная, а значит имеет 256 временных уровней. 0-минимальное значение, означает, что форсунка закрыта, 255 максимальное значение, означает, что форсунка открыта полное время.
Имеет смысл производить настройку только на рабочих режимах, скажем если вы не «крутите» двигатель более 4500, то нет смысла настраивать карту выше. Настройка осуществляется поэтапно, на каждом этапе увеличиваются обороты двигателя на 500 об/мин. Автомобиль движется продолжительное время на настраиваемых оборотах.
Приступаем к настройке:
В программе Lovato Easy Fast перейдите в раздел “Конфигурация” во вкладку “Карта”.
- Включается подача бензина(кнопкой в программе)
- Водитель устанавливает постоянные обороты двигателя и точно держит их во время настройки.
- На этих оборотах через ODB считываются коэффициенты коррекции.
- Включается газ(кнопкой в программе)
- Снова считываются коэффициенты коррекции.
- Настраивается ячейка под точкой на топливной карте. Если коэффициент коррекции слишком большой, значение ячейки уменьшается, если маленький увеличивается. Рекомендую выделять весь столбик и изменять его разом на несколько единиц. (После выделения нажимается клавиша Enter).
ГБО lovato карта топливной коррекции
- Процесс настройки повторяется на разных оборотах и разных нагрузках(например, движение в гору).
После настройки карта осматривается на наличие резких перепадов в режимах. Хорошо настроенная карта плавная, т.е. соседние ячейки не сильно отличаются по значению. Если есть неравномерные выпады, рекомендую «выпрямить» область вокруг них вручную.
Если все настроено правильно, вы получите минимальный расход газа и максимальную тягу.
Настройка ГБО без ODB-адаптера
Очень жаль, но не всегда удается считать корректные значения c ODB. Порой адаптер не просто не совместим с бензиновыми мозгами. Рассмотрим вариант настройки ГБО Lovato, когда по каким-то причинам нет возможности прочитать коэффициенты коррекции.
Данный метод не является точным, вы не сможете выставить идеальные коэффициенты топливной карты, но погрешность настройки будет в приемлемых пределах.
Настройка без-ODB очень похожа на настройку с адаптером, но в этом случае, мы будем сверяться не с коэффициентом коррекции, а с временем подачи бензина. Это, пожалуй, самая непостоянная величина и она изменяется несколько раз в секунду, так или иначе, это единственное, с чем мы сейчас можем работать. Вам необходимо прочитать усредненное значение этой величины, например, параметр скачет от 4.5 до 5.0, в этом случае средняя величина 4.75. Для верной настройки по времени бензина важно двигаться по максимально ровной дороге, с предельно одинаковыми оборотами, любое отклонение критично.
Приступаем к настройке без ODB:
- Включается подача бензина(кнопкой в программе)
- Водитель устанавливает постоянные обороты двигателя и точно держит их во время настройки.
- На этих оборотах из программу Lovato Easy Fast считывается усредненное значение времени впрыска бензина.
- Включается газ(кнопкой в программе)
- Снова считываются усредненное время впрыска бензина.
- Настраивается ячейка под точкой на топливной карте. Если время впрыска бензина при работе на газу больше чем на бензине, значение ячейки увеличивается, если меньше уменьшается. Рекомендую выделять весь столбик и изменять его разом на несколько единиц. (После выделения нажимается клавиша Enter).
Время впрыска Бензина
Время впрыска Газа
- Процесс настройки повторяется на разных оборотах и разных нагрузках(например, движение в гору).
«Играем» с подачей бензина
Четвертое поколение ГБО очень “хитрое” и в него встроены интересные алгоритмы добавки бензина. Таким образом, одновременно в камере сгорания могут оказаться газ и бензин.
Как известно, «на газу» автомобиль ведет себе не так динамично, как на бензине. Инженеры Lovato хорошо прочувствовали эту проблему и создали режим довпрыска бензина при резких ускорениях. В итоге мы получаем увеличение скорости сгорания газа за счет присутствия бензина и следовательно повышение мощности. Различия в мощности между бензином и газо-бензином практически отсутствуют. На больших ровных участках, когда не нужно быстро разгоняться подается только газ. Преимущественно городской режим и довпрыск бензина не создадут хорошей экономии и если вам не нужно, что бы авто был таким же «прытким», как и на бензине, то добавку бензина можно отключить, делается это в программе Lovato Easy Fast в меню «Конфигурация», на вкладке «Карта», ползунком чувствительности.
Lovato Easy Fast – дополнительный впрыск бензина
Можно так же настроить добавку бензина в тяжелых условия, например, при определенных высоких оборотах или помочь газовым форсункам, когда те открыты полностью. Эта помощь возможна, когда время бензиновых форсунок не превышает 16 мс. Программа Lovato Easy Fast в меню «Конфигурация», на вкладке «Переключение», пункты «Холостой ход» и «Работа на высоких оборотах».
После того, как авто оснащается газовым оборудованием, требуется правильная корректировка его работы. Помимо этого, во время эксплуатации машины, работающей на газу, либо после ее ремонта, может понадобиться диагностирование, а потом – калибровка/регулировка ГБО.
Сегодня мы разберемся, как произвести настройку ГБО 4 поколения своими силами.
Что необходимо, чтобы начать настройку
От того, насколько качественно отрегулирована газовая система, будет зависеть и расход горючего, и ресурс мотора. Для ее регулировки необходимо наличие:
Процедура регулировки
Чтобы процедура по настройке прошла корректно, очень важно, чтобы авто было абсолютно исправно. Требуется безупречное состояние систем топлива и зажигания, и работать они должны безотказно.
Следует выполнить прогрев мотора до рабочей t (это примерно 80-95 C). Отключите все возможные потребители (речь об освещении, магнитоле, кондиционере), гидроусилитель нужно оставить в покое. После этого подключите соответствующие разъёмы кабеля для диагностики к колодке ЭБУ ГБО, а также к ПК. Обычное расположение фишки/коннектора – в месте под капотом возле газового электронного блока управления.
Разъем для диагностики контроллера ГБО 4
Процедура автонастройки
После входа в интерфейс софта (возьмем для примера софт Stag (Стаг)), понадобится установка основных данных. Чтобы ее произвести, во вкладке «параметры» — «параметры авто», выставляем необходимые значения:
Так устанавливаются параметры авто
Дальше следует открыть вкладку «установки газового контроллера»:
Вкладка «дополнительные настройки» располагает параметрами для выполнения более тонкой/продвинутой настройки. Тут нужно лишь установить разрешение аварийных запусков на газе, а также их кол-во.
Так выглядят дополнительные настройки
Затем открываем опцию «автонастройка». Выполняем активацию кнопки «старт».
Ситуация, когда линия располагается выше этого порога, говорит о неправильном подборе дюз форсунок, что привело к занижению их пропускной способности. В данной ситуации придется прибегнуть к рассверливанию жиклёров или подбору других. Ну а в случае, когда кривая опускается ниже данного диапазона, можно говорить о слишком больших отверстиях дюз. Тут нужно будет выполнить подбор других жиклеров/форсунок либо прибегнуть к запаиванию имеющихся и регулировке (сверлению) их под необходимый размер.
Иногда, чтобы стабилизировать положение линии графика, регулируют давление редуктора ГБО 4 поколения, выполнить это можно и самому, используя ключ-шестигранник и глядя прямо на диаграмму. Возьмем, к примеру, редуктор Tomasetto Аляска AT09. Если поворачивать против часовой стрелки винт, расположенный в середине передней крышки корпуса, это приведет к повышению давления. Похожим способом настраивают и уменьшение давления. А нормальным для данного испарителя является показатель в 0,9-1,8 bar.
И это будет завершением автокалибровки, ее параметры лучше сохранить. Для этого предназначена кнопка «сохранить» в софте.
Создаем бензиновую и газовую карты. Корректировка вручную
При подключенном ноутбуке (чтобы было удобно наблюдать за построением карты), выполняется заезд где-то в 3-7 км., сначала на бензине, затем на газу. Необходимо соблюдать такие условия при этом:
При движении на графике вы увидите синие точки и сплошную прямую. После нужно выполнить переход на газ и постараться выполнять движение в том же режиме, по тому же пути. Далее вы увидите сплошную зелёную кривую с точками.
Нужно чтобы между синей и зелёной линией было максимальное совпадение. Вы можете это проверить визуально, либо, глядя во вкладку «отклонение». При разбеге красной линии в рамках 7-10%, считается, что настройка завершилась правильно.
В заключение
Итак, можно отметить, что процесс самостоятельной настройки, а также диагностики ГБО 4 поколения не слишком сложный. При наличии необходимого оборудования можно выполнять регулировку газовой системы, не пользуясь услугами СТО. Это позволит значительно сэкономить средства.
Диагностика ГБО
Цены на бензин постоянно растут и облагаются новыми акцизами. Но без автомобиля в нашей стране с её огромными расстояниями и слаборазвитой транспортной системой просто нельзя. Поэтому многие автолюбители хотят сэкономить на своем автомобиле. Одним из способов достижения солидной экономии является установка газового оборудования. Цена на газ всегда ниже, чем на бензин, и каждый километр, пройденный на газе, в среднем обходится на 30-50% дешевле.
Установка газового оборудования является одним из способов экономии
Состав ГБО
На данный момент на рынке представлены различные поколения ГБО, всего их шесть. Первые два поколения разработаны для карбюраторных двигателей и не имеют электронной начинки. Остальные же поколения были разработаны для инжекторных двигателей и с каждым поколением усложнялись все больше, как и двигатели внутреннего сгорания.
В России самым распространенным является газобаллонное оборудование четвертого поколения.
Оно включает в себя следующие части:
Газовые форсунки нужны для подачи газа в двигатель
Установка и настройка ГБО
Установка газового оборудования производится в сертифицированном сервисе опытными профессионалами. Только так можно достичь надежности, безотказности, безопасности и стабильности работы автомобиля на новом виде топлива.
Настройка и регулировка также должна производится профессионалами. Неправильно настроенный комплект ГБО серьезно скажется на ресурсе и работе двигателя, расход может стать выше, чем на бензине, динамика автомобиля пропадет, и двигатель может сломаться.
Обслуживание ГБО
Газобаллонное оборудование – это новая система в автомобиле, и она потребует к себе внимания.
Обслуживание ГБО подразумевает следующие операции:
НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.
Настройка ГБО для инжекторов и для карбюраторов производится по-разному
Обслуживание ГБО несложное, и его можно производить своими руками.
Основные неисправности и диагностика ГБО
Редуктор-испаритель. Самая распространенная проблема с редуктором испарителем – его перемерзание. В этом случае необходимо смотреть подключение к системе охлаждения автомобиля. На втором месте идет повреждение мембран, тогда редуктор пропускает газ. Плохое крепление может привести к тому, что трубки, подключенные к нему, сломаются. Если редуктор давно не чистили – он мог засориться. Раз в два года необходимо делать его ревизию и менять вышедшие из строя элементы.
Фильтры. Засорение фильтра приводит к тому, что газ перестает поступать в систему.
Фильтр нужен для поступления газа в систему
Повреждение соединений или газовой магистрали. Как и любое нарушение герметичности в системе газового оборудования, это приводит к утечкам газа и появлению его запаха в салоне. Утечка газа определяется намыливанием, далее следует разборка элемента, его повторный монтаж, замена уплотнителя или самого элемента в случае, если его невозможно починить.
Мультклапан. Зависание поплавка или обрыв датчика количества газа приводят к тому, что уровень газа не отслеживается.
Поломка скоростного клапана. Газ в систему не подается, или его у него слишком маленький расход.
Клапан аварийного сброса. Не работает или пропускает газ. Очень опасная поломка, которая может привести к печальным последствиям. Выход из строя запорной арматуры, облом штока или вентиля означают, что ГБО эксплуатировать нельзя.
Электромагнитный клапан на баллоне. Пропускает или не пропускает газ, необходимы ремонт или замена.
Магистральный клапан. Обрыв цепи, выход из строя катушки, заклинивание поршня, обрыв или ослабление пружины, трещины на корпусе, повреждение резьбы могут привести к отказу клапана или потере герметичности.
Магистральный клапан ГБО
Если запах газа проявляется только при включенном зажигании, это свидетельствует о поломке магнитного клапана второй ступени, он ремонтируется или меняется.
Устройство для заправки газа. Поломка корпуса, утеря или поломка крышки, поломка защитного клапана не позволят заправить баллон. Клапан должен издавать характерный щелчок.
Перегорание предохранителей. Неисправная проводка в системе ГБО может привести к перегоранию предохранителей и отказу работы электрической части ГБО.
Загрязнение трубопроводов, их повреждения. Газопровод может быть загрязнен до такой степени, что газ пройти по нему просто не сможет.
Если механическая часть комплекта газобаллонного оборудования в порядке – стоит приступить к диагностике электрической части и датчиков. Это проще сделать с помощью программы.
Диагностика ГБО и его настройка с помощью программы
Системы газового оборудования четвертого поколения (например, Ловато, Тамона и Stag) имеют свою систему диагностики, настройки и компьютерную программу. Каждый производитель ГБО стремится нажиться на поставках оборудования и продает такие кабели для проведения компьютерной диагностики и настройки отдельно и совсем недешево. И они не универсальные.
Изготовить универсальный кабель для диагностики и настройки своими руками вполне реально
Большая часть кабелей для диагностики и настройки газового оборудования Ловато, Тамона и Stag очень похожи и за редким исключением выполнены на базе двух типов разъемов: восьми- и четырехпиновом. Причем, кабели эти различаются только разъемом, распайка же внутри кабеля обычна идентична. Это было сделано, чтобы для каждого комплекта покупали свой кабель. Однако изготовить универсальный кабель для диагностики и настройки своими руками вполне реально.
Стоит начать с определения типа питания при помощи мультиметра. Некоторые комплекты ГБО начинают работу только при включённом зажигании. Необходимо найти плюс и минус.
Для работы комплектов ГБО Ловато, Тамона и Stag с программой подойдут разъёмы от Волги или Лады с четырьмя контактами.
Для перехода проводов на USB интерфейс необходимо будет приобрести адаптер K-L-Line или аналогичный. Все ГБО работают на базе порта RS-232, который в современные компьютеры не устанавливаются, необходимо будет подключить его через USB адаптер. Распайки и распиновки интерфейсов USB, RS-232 и конкретного комплекта ГБО можно найти в интернете.
Для того чтобы изготовить диагностический кабель для диагностики ГБО, вам понадобятся
разъем от Волги или Лады с четырьмя контактами;
Для изготовления диагностического кабеля понадобится паяльник
Можно просто купить готовый адаптер для диагностики и настройки. Самые новые разработки позволяют подключать систему ГБО к смартфонам и планшетам на базе системы Андроид.
После того, как кабель готов, можно установить программу для настройки и диагностики ГБО и драйверы для того чтобы USB адаптер заработал правильно и определился. Адаптер проверяется без подключения к автомобилю – если все в порядке, то можно подцепить и ГБО.
Если ГБО не определяется программой, то тут возможны два варианта:
— Неправильная распайка кабеля. В этом случае её необходимо проверить и переделать, если необходимо.
— Не определился USB адаптер. Дело может быть в системе, драйвере или адаптере. Некоторые китайские адаптеры просто не работают.
После того как программа работает и видит установленный комплект газового оборудования Stag, можно приступать к настройке и запуску программы. В большинстве программ есть функция автокалибровки, которая сможет правильно выполнить большую часть операций, для того чтобы оборудование Stag работало нормально.
Настройка комплекта газового оборудования Stag-300 Plus
Но в большинстве случаев ручная настройка при помощи программы все-таки не помешает. Не все комплекты ГБО Stag сразу будут адекватно работать во всех режимах. Ручная настройка по оборотам помогает достичь оптимальной работы. Компьютер с помощью программы определит оптимальный состав смеси, параметры зажигания и другие. Эту же операцию можно проделать прямо во время движения автомобиля на разных скоростях, при ускорении и движении в горку. Для этого понадобится напарник, один будет вести автомобиль, второй — производить в это время настройку ГБО Stag с помощью программы.
С помощью программы для настройки и диагностики ГБО Stag также можно установить, какие датчики вышли из строя или работают неверно. Обычно проблемы с работой автомобиля на газе возникают как раз из-за неточной настройки и неправильной смеси. И все это можно исправить с помощью программы.
Как самостоятельно настроить газобаллонное оборудование 4-го поколения
После того как газовое оборудование установлено на автомобиль, необходимо правильно откорректировать его работу. Также в ходе эксплуатации транспорта на газу или после ремонта, может потребоваться диагностика, а затем калибровка/регулировка ГБО.
В данной статье мы расскажем, как выполняется настройка ГБО 4 поколения своими руками.
Что нужно для настройки
От качественной регулировки газовой системы зависит расход топлива, а главное – ресурс двигателя, чтобы ее отрегулировать самому, потребуется:
Процесс регулировки
При правильной настройке, важно чтобы автомобиль находился в полностью исправном состоянии. Системы, зажигания (свечи, катушки, провода) и топливная, должны работать безотказно.
Двигатель нужно прогреть до рабочей температуры (80-95˚C). Выключить все потребители (освещение, кондиционер, магнитолу), а также оставить гидроусилитель в покое. Затем подсоединить соответствующие разъёмы диагностического кабеля к колодке электронного блока управления ГБО и к компьютеру. Как правило, фишка/коннектор находится под капотом рядом с газовым ЭБУ.
Автонастройка
Войдя в интерфейс программы (рассмотрим пример программы Stag (Стаг), более детально ознакомиться с софтом возможно тут), надо установить основные данные. Для этого во вкладке «параметры» — «параметры автомобиля», выставляем нужные значения:
Во вкладке «дополнительные настройки» указаны параметры для более продвинутой/тонкой настройки. Здесь следует только разрешить аварийные запуски на газе и их количество.
После чего переходим в опцию «автонастройка». Активируем кнопку «старт».
Программа начнёт автоматическую калибровку, которая длиться 1-3 минуты. По завершении входим во вкладку «карта». Оранжевая линия должна находиться в интервале 1-1.4 коэффициента.
Если линия находится выше этого порога, значит неправильно подобраны дюзы форсунок, их пропускная способность занижена. В таком случае надо рассверливать жиклёры, либо подбирать другие. Ну а если кривая ниже данного диапазона, это указывает на то, что отверстия дюз слишком большие. Тут следует выбирать другие жиклеры/форсунки или запаивать имеющиеся и регулировать (сверлить) их под нужный размер.
В некоторых случаях, для стабилизации положения линии графика, выполняется регулировка давления редуктора ГБО 4 поколения, её можно сделать своими руками при помощи ключа шестигранника глядя непосредственно на диаграмму. Например, в случае с редуктором Tomasetto (Томасетто) Аляска AT09, поворачивая винт против часовой стрелки, находящийся в середине передней крышки корпуса, давление будет увеличиваться. Аналогичным способом производится настройка уменьшения давления. При этом норма для данного испарителя 0,9-1,8 bar.
На этом автокалибровка закончена, ее параметры желательно записать. Для этого в программе имеется кнопка «сохранить».
Создание бензиновой и газовой карт. Ручная корректировка.
С подключенным ноутбуком (так удобнее наблюдать построение карты), нужно сделать заезд примерно 3-7 км., сначала на бензине потом на газу. При этом должны соблюдаться несколько условий:
В ходе движения, на графике должны появляться синие точки и непрерывная прямая. Затем переходим на газ и стараемся двигаться в том же режиме, по тому же пути. После чего появиться непрерывная зелёная кривая с точками.
Синяя и зелёная линии должны максимально совпадать. Проверить это можно визуально, а также во вкладке «отклонение». Если разбег красной линии находится в диапазоне 7-10%, можно считать, что настройка завершена правильно.
Заключение
Как видим самостоятельная настройка и диагностика ГБО 4 поколения не так уж и сложна. Имея необходимое оборудование, отрегулировать газовую систему можно не прибегая к услугам СТО, сэкономив свои средства.
Настройка газового оборудования четвёртого поколения (видео инструкция):