Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы

Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы ОБД2

Рабочая программа по обж 5-11 класс | рабочая программа по обж на тему: | образовательная социальная сеть

« Согласовано»                                                Рассмотрено на заседании                                                                         «Утверждаю»

Зам директора по УВР                                                   Педагогического совета                                                              Директор МОУ « Дубровская СОШ»                                      

МОУ «Дубровской СОШ»                                            Протокол №_____                                            _________/ Пачина Л.Л

_____/Козгова М.Г./                                                       От «___»______20__г.        От «__»______20__г.

«__» _____20__г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Деменина Е. В., без категории

по предмету «Основы Безопасности жизнедеятельности» для 5-11  класса

2021-2021  учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе программы образовательных учреждений под редакцией А.Т. Смирнов, примерной программы основного общего  образования  2008 г. Продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели, следовательно, рабочая программа для 5-11 классов рассчитана на 170 учебных часов.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом  межпредметных , и внутри- предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции

Информационно-методическую  функцию, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представления о целях, содержании, общей стратегии обучения , воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;

Организационно-планирующую функцию, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения  промежуточной аттестацией обучающихся..

Рабочая программа содержит:

  1. Пояснительную записку.
  2. Основное содержание с предметным распределением часов по разделам курса
  3. Требования к уровню подготовки выпускников
  4. Список рекомендуемой  учебно-методической литературы.
  5. КИМ. Позволяющие оценить  качество выполнения  образовательной программы.

Общая характеристика  учебного предмета.

Структурные компоненты курса ОБЖ в учебной  программе  для 1-11 классов представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в 5-9 классах с учётом перспектив его  развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем. При этом количество может варьироваться.

Модуль I (М-I). Основы безопасности  личности, общества и государства обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности  в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Модуль  II( M-II). основы медицинских знаний и здорового образа жизни .

    Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирование у них индивидуальной системы здорового образа жизни,  сохранение и укрепление здоровья, а так же  умений оказывать  медицинскую помощь. Умение оказывать первую медицинскую помощь.

После  изучения каждого модуля в каждом классе выполняется  итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание анализ ситуации и т.д.

Цели

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в  основной общеобразовательной школе  направлен на достижение следующих целей:

— усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях ; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

— о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуациях; об организации подготовки населения  к действиям в условиях опасных ситуациях  и чрезвычайных ситуациях; о здоровом образе жизни; об оказании  первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях  граждан в области безопасности жизнедеятельности;

— развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающие безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного,  техногенного и социального характера.

— формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования , предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

— воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды , к  личностному  здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

— развитие умений предвидеть возникновению опасных ситуаций по характерным признакам их появления , а так же на основе анализа специальной информации , получаемой из различных источников;

— принимать обоснованные решения и выбирать план действий в конкретной  опасной ситуации с учётом реального складывающейся обстановки и своих возможностей.

Обще учебные умения, навыки и способы деятельности

Курс « Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать ситуации и вредные факторы среды обитания человека , определять способы защиты от них , а так же ликвидировать негативные последствия  и оказывать само- и взаимопомощи.

Различать огнетушители и уметь с ними работать при возникновении пожара ,пользоваться противогазом, останавливать кровотечение, пользоваться перевязочным пакетом, индивидуальной аптечкой,  оказывать помощь при вывихах и переломах, обморожениях,  солнечных ударах. Уметь перенести пострадавшего с помощью подручных средств, выполнять нормативы по надеванию противогаза,

Определять стороны горизонта и своё местонахождение , двигаться по азимуту, добиваться высокой физической подготовленности учащихся на уровне требований их возраста и класса.

Результат обучения

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены  в разделе « Требования к уровню подготовки выпускников». Требования  направлены на формирование знаний умений , востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно  воспринимать окружающий мир, предвидеть  опасные  чрезвычайные ситуации и в случае их  наступления правильно действовать .

 Рубрика « Знать/понимать» включает требования к учебному  материалу , который  усваивается  и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях , об оказании первой медицинской помощи.

  Рубрика «уметь» включает в себя требования , основанные на  более сложных видах деятельности, в том числе творческой; анализировать  и оценивать , действовать, использовать , соблюдать и т.д.

   В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической   деятельности и в повседневной жизни» представлены требования , на целенные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

  Ожидаемый результат обучения по данной примерной  программе в наиболее общем виде может быть  сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального , природного , и техногенного характера.

Более подробно ожидаемые результаты обучения раскрыты в Требованиях к уровню подготовки выпускников.

Содержание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Модуль 1. «Основы безопасности личности, общества и государства».

Раздел 1. «Основы комплексной безопасности».

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Пожарная безопасность

Безопасность на дорогах

Безопасность в быту

Безопасность на водоёмах

Экология и безопасность.

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях.

Подготовка к активному отдыху на природе

Активный отдых на природе и безопасность

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

ЧС природного характера

ЧС техногенного характера

Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

Раздел  2, Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Организация защиты населения РФ от ЧС.

Правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС мирного и военного времени.

Организационные основы по обеспечению защиты населения от ЧС  мирного и военного времени.

Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Экстремизм и терроризм —  чрезвычайные опасности для общества и государства.

Основные причины возникновения терроризма и экстремизма.

Противодействие терроризму в мировом сообществе.

Нормативно-правовая база борьбы с экстремизмом и терроризмом в Российской Федерации.

Положения Конституции РФ.

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г.

Концепция противодействия терроризму в РФ.

Содержание законов РФ о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.

Национальный антитеррористический комитет (НАК).

Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии.

Профилактика наркозависимости.

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма.

Контртеррористическая операция.

Участие ВС РФ в борьбе с терроризмом.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.

Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения.

Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения.

Профилактика террористической и экстремистской деятельности.

Ответственность несовершеннолетних  за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности.

Уголовный кодекс РФ об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической  и экстремистской деятельности.

Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.

Взрывы в местах массового скопления людей.

Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удержание в них заложников.

Правила поведения при возможной опасности взрыва.

Правила безопасного поведения, если взрыв произощёл.

Меры безопасности в случае похищения или захвата самолёта. Правила поведения при перестрелке.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни и его составляющие.

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

Составляющие здорового образа жизни.

Факторы, разрушающие здоровье.

Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).

Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.

Инфекции, передаваемые половым путём, и их профилактика.

Правовые аспекты взаимоотношения полов.

Семья в современном обществе.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Оказание первой помощи.

Первая помощь и правила её оказания.

Средства оказания первой помощи.

Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.

Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи, меры профилактики.

Первая помощь при неотложных состояниях.

Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях.

Первая помощь при массовых поражениях.

Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях.

Структура дисциплины.

5 класс.

6 класс.

7 класс.

8 класс.

9 класс.

Календарно-тематическое планирование 5 класс.

№ урока

Дата

Тема урока

К-во часов

Домашнее задание

План

Факт

1

2

3

4

5

6

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства.

22

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

15

Тема 1: «Человек, среда его обитания, безопасность человека».

5

1

Город как среда обитания.

1

2

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.

1

3

Особенности природных условий в городе.

1

4

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.

1

5

Безопасность в повседневной жизни.

1

Тема 2: «Опасные ситуации техногенного характера».

6

6

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.

1

7

Пешеход. Безопасность пешехода.

1

8

Пассажир. Безопасность пассажира.

1

9

Водитель.

1

10

Пожарная безопасность.

1

11

Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

1

Тема 3: «Опасные ситуации природного характера».

2

12

Погодные условия и безопасность человека.

1

13

Безопасность на водоемах.

1

Тема 4: «ЧС природного и техногенного характера».

2

14

ЧС природного характера.

1

15

ЧС техногенного характера.

1

Раздел 3: «Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ»

7

Тема 5: « Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение»

3

16

Антиобщественное поведение и его опасность.

1

17

Обеспечение личной безопасности дома.

1

18

Обеспечение личной безопасности на улице.

1

Тема 6: «Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства».

4

19

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения.

1

20

Виды экстремистской и террористической деятельности.

1

21

Виды террористических актов и их последствия.

1

22

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

1

Модуль 2: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

13

Раздел 4: «Основы здорового образа жизни»

5

Тема 7: «Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни»

3

23

О здоровом образе жизни.

1

24

Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления организма.

1

25

Рациональное питание. Гигиена питания.

1

Тема 8: «Факторы, разрушающие здоровье»

2

26

Вредные привычки и их влияние на здоровье.

1

27

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практическое занятие)

1

РАЗДЕЛ 5: «Основы медицинских знаний и правила её оказания».

8

Тема 9: «Первая помощь и правила её оказания».

8

28

Первая помощь при различных видах повреждений.

1

29

Первая помощь при различных видах повреждений.

1

30

Первая помощь при различных видах повреждений.

1

31

Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практическое занятие)

1

32

Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практическое занятие)

1

33

Первая помощь при отравлениях (практическое занятие)

1

34

Первая помощь при отравлениях (практическое занятие)

1

35

Остановка кровотечений. (резерв часов).

1

Календарно-тематическое планирование 6 класс.

Календарно-тематическое планирование 7 класс.

Календарно-тематическое планирование 8 класс.

Календарно-тематическое планирование 9 класс.

Учебно-методическое и материально техническое обеспечение курса.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего  материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.

Преподаватель ОБЖ должен участвовать в постоянном дистанционном взаимодействии образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы, в первую очередь с учреждениями обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Преподавателю ОБЖ должна быть обеспечена информационная поддержка на основе современных информационных технологий в области библиотечных  услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых  баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).

Интерактивный электронный контент преподавателя ОБЖ  должен включать содержание предметной области  «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», представленное текстовыми, аудио – и видеофайлами, графикой (картинки, фото, чертежи, элементы интерфейса).

Кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий с учащимися по курсу, самостоятельной подготовки школьников, а также проведение кружковой (факультативной)  работы во внеурочное время. Он должен включать класс, в котором проводятся занятия по курсу и дисциплине, а также лабораторную комнату.

В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе  проведения текущих занятий.

Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий учебную программу.

  1. Кто покушается на твои права и свободы: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2021.
  2. Когда не один противостоишь злу…: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2021.
  3. Основы безопасности: сб.заданий для проведения экзаменов в 9 кл. /(А.Т.Смирнов, М.В.Маслов, Б.И.Мишин; научн. руководитель
  4. Г.С. Ковалёва; под ред. А.Т. Смирнова). – М.: Просвещение, 2006-2009.
  5. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник  /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюпов; под ред. А.Т.Смирнова). – М.: Просвещение, 2007.
  6. Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие  для учащихся : 5-9 кл. /А.Л.Рыбин, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. – М.:Просвещение, 2008.
  7. Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения. Учебно-наглядное пособие для учашихся. 5-9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А.Л. Рыбин, Б.О.Хренников, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
  8. Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл./ А.Л.Рыбин, М.В. маслов; под ред. А.Т.Смирнова – М.: Просвещение, 2008.
  9. Сальникова И.В. «Свой?» — «Чужой?» А стоит ли делить?: пособие для учащихся / И.В.Сальникова. – М.: Просвещение, 2021.
  10. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2021.
  11. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2021.
  12. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2021.
  13. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2021.
  14. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2021.
  15. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 кл.: поурочные разработки / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2021.
  16. Терроризм – ты под прицелом: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2021.

Литература.

Нормативно-правовые документы РФ.

Конституция РФ (последняя редакция).

Семейный кодекс РФ (последняя редакция).

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ  от 12.05.2009 г. № 237).

Уголовный кодекс РФ (последняя редакция).

Основная и дополнительная литература.

  1. Альтшулер В.М. Наркомания: дорога в бездну: кн. для учителей и родителей /В.М. Альтшулер, А.В. Надеждин. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Армия государства Российского и защита Отечества /под ред. В.В. Смирнова. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Байер К. Здоровый образ жизни/ К. Байер, Л. Шейнберг; пер. с англ. – М.: Мир, 1997.
  4. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.; Норинт, 1997.
  5. Военное законодательство Российской империи (кодекс русского Военного права). – М.: Военный университет, 1996.
  6. Военный энциклопедический словарь. – М.: Военное издательство, 1983.
  7. Гражданская защита. Энциклопедия. в 4 т. /под ред. С.К.Шойгу. – М.:Московская типография № 2, 2006.
  8. Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы книга для учителя: М. Просвещение» 2001 г.
  9. Заготова С.Н. Валеология учебное пособие: Ростов-на-Дону ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС» 2001 г.
  10. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология учебное пособие: М. Гардарики 2002 г.
  11. Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности поурочные планы 6.7 классы: Волгоград.
  12. Голубева Я.В. Проблемные классные часы: Волгоград.
  13. Нестерова Л.В. Расти здоровым. Методические рекомендации для учителей и студентов педагогических вузов: Иваново 2003 г.
  14. Михайлов А.А. Игровые занятия впо ОБЖ в детском оздоровительном лагере: Шуя 2003.
  15. Сизанов А.Н., Хринтович В.А. Модульный курс профилактики курения 5-11 классы:М. «Просвещение» 2004г.
  16. Майри Станеки-Козовски Мой мир и я.: МФО Москва.
  17. МККК Международное гуманитарное право: Москва издательство ФНИИ МП ФЗ. 2000г.
  18. Кассиль Н.П. ОБЖ и здоровье. Наб.Челны.
  19. Обухова Л.А. Школа докторов или 135 уроков здоровья: М. ВАКО 2004 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе программы образовательных учреждений под редакцией А.Т. Смирнов, примерной программы основного общего  образования  2008 г. Продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели, следовательно, рабочая программа для 5-11 классов рассчитана на 170 учебных часов.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом  межпредметных , и внутри- предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции

Информационно-методическую  функцию, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представления о целях, содержании, общей стратегии обучения , воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;

Организационно-планирующую функцию, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения  промежуточной аттестацией обучающихся..

Рабочая программа содержит:

  1. Пояснительную записку.
  2. Основное содержание с предметным распределением часов по разделам курса
  3. Требования к уровню подготовки выпускников
  4. Список рекомендуемой  учебно-методической литературы.

     5. КИМ.  Позволяющие оценить  качество выполнения  образовательной программы

Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10-11 классах:

  1. Углубленное изучение тем в области безопасности жизнедеятельности, формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышение защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
  2. Расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике.
  3. Совершенствования военно-патриотического воспитания и повышения мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучение по основам военной службы и по военно-учетным специальностям в объеме, необходимом для военной службы.
  4. Распознавание и анализирование особенностей жизнедеятельности человека при его автономном пребывании в различных природных условиях.
  5. Окончательное формирование модели своего поведения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций.
  6. Применение в реальных природных условиях различных способов ориентирования на местности.
  7. Анализирование основных направлений организации защиты населения РФ от чрезвычайных ситуаций.
  8. Обоснование  основного предназначения Единой государственной системы предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  9. Формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим пагубное влияние на здоровье.
  10. Формирование убеждения в ключевой роли благополучной семьи в обеспечении здоровья личности и общества, а также в демографической безопасности государства.

Общая характеристика  предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в старшей школе (10-11 классы) реализует комплексный подход к формированию у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и подготовке их к военной службе при модульной структуре содержания предмета.

Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть предмета, основанную на его методологии и включающую  в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Структура предмета  «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя  три учебных модуля и семь разделов.

Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1  «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ». Основу содержания данного раздела составляет характеристика терроризма и экстремизма, формирование у учащихся антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, навыков безопасного поведения при угрозе террористического акта. Изучение раздела 3 модуля 1 предусмотрено в 10 и 11 классах.

Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:

Содержание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Модуль 1. «Основы безопасности личности, общества и государства».

Раздел 1. «Основы комплексной безопасности».

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия. Способы подготовки человека к автономному существованию.

Обеспечение личной безопасности на дорогах. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя.

Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре.

Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года. Безопасный отдых у воды. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Наиболее вероятные криминогенные ситуации на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для минимизации их последствий.

Современный комплекс проблем безопасности военного характера.

Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, демократического развития  государства, обеспечение национальной обороны.

Характер современных войн и вооруженных конфликтов. Военный конфликт, вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война.

Раздел  2, Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Нормативно-правовая база  и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура  и задачи.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Экстремизм и терроризм —  чрезвычайные опасности для общества и государства.

Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния.

Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления террористической и экстремистской деятельности.

Нормативно-правовая база борьбы с экстремизмом и терроризмом в Российской Федерации.

Основные положения Конституции Российской Федерации, положения Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности», положения Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, в которых определены нормативно-правовые основы борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Роль государства в обеспечении защиты населения страны от террористической и экстремистской деятельности и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи.

Контртеррористическая операция и условия её проведения. Правовой режим контртеррористической операции.

Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму.

Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Участие Вооруженных Российской Федерации в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.

Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения.

Роль культуры безопасности жизнедеятельности по формированию антитеррористического поведения и антиртеррористического поведения и антитеррористического мышления.

Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности.

Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Уголовный кодекс Российской Федерации  об ответственности за участие в террористической деятельности. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» об ответственности за осуществление экстремистской деятельности. Уголовный кодекс Российской Федерации об уголовной ответственности за экстремистскую деятельность.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта. Правила оказания само- и взаимопомощи пострадавшим от теракта.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности. Основные требования, предъявляемые к здоровью гражданина при поступлении его на военную службу. Духовные и физические качества человека, способствующие успешному выполнению обязанностей в профессиональной деятельности.

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.

Здоровый образ жизни и его составляющие.

Здоровый образ жизни как индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление его здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Основные  составляющие здорового образа жизни.

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность. Основные понятия о биологических ритмах человека, профилактика утомления.

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Необходимость выработки привычки на уровне потребности к систематическим занятиям физической культурой.

Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя – разновидность наркомании. Наркомания – это практически неизлечимое заболевание, связанное с зависимостью от употребления наркотиков. Профилактика наркомании.

Правила личной гигиены. Личная гигиена, общие понятия  и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.

Нравственность и здоровье.

Формирование правильных взаимоотношений полов. Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию семейной жизни. Качества, необходимые для создания прочной семьи.

Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), пути их передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики.

ВИЧ-инфекция и СПИД, основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

Семья в современном обществе. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Первая помощь при неотложных состояниях.

Сердечная недостаточность и причины её возникновения. Общие правила оказания первой помощи при острой сердечной недостаточности. Инсульт, причины его возникновения, признаки возникновения. Первая помощь при инсульте.

Первая помощь при ранениях. Понятие о ране, разновидности ран. Последовательность  оказания первой при ранениях. Понятия об асептике и антисептике.

Основные правила оказания первой помощи.

Правила остановки  артериального кровотечения. Признаки артериального кровотечения, методы временной остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута.

Способы  иммобилизации и переноски пострадавшего.

Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота.

Первая помощь при травме в области таза, при повреждениях позвоночника, спины.

Первая помощь при остановке сердца. Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция лёгких.

Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства.

Раздел 6. Основы обороны государства

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

Гражданская оборона — как составляющая обороны государства, предназначение и задачи гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основные виды и их поражающие свойства. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Инженерная  защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.

Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов дыхания, средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики. Правила использования средств индивидуальной защиты.

Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ  в зоне чрезвычайной ситуации.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, её предназначение и задачи. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения (ООУ). Обязанности учащихся.

Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества.

История создания Вооруженных Сил России.

Памяти поколений – дни воинской славы России, дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.

Состав Вооруженных Сил Российской Федерации и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.

Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение, вооружение и военная техника Сухопутных войск.

Военно-воздушные силы (ВВС), их состав и предназначение, вооружение и военная техника Военно-воздушных сил.

Военно-морской флот (ВМФ), его  состав и предназначение, вооружение и военная техника Военно-морского флота.

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение, вооружение и военная техника Ракетных войск стратегического назначения.

Воздушно-десантные воска, их состав и предназначение.

Космические войска, их состав и предназначение.

Войска воздушно-космической обороны России.

Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

Боевые традиции Вооруженных Сил России.

Патриотизм  и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.

Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.

Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства.

Основные задачи современных Вооруженных Сил.

Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации.

Символы воинской части.

Боевое знамя воинской части – официальный символ и воинская реликвия воинской части, олицетворяющая её честь, доблесть, славу и боевые традиции, указывающие на предназначение воинской части и её принадлежность.

Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Военная форма одежды и знаки различия, их воспитательное значение.

Воинская обязанность.

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учёт. Обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Организация воинского учета, основное назначение воинского учета.

Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Предназначение профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке граждан на воинский учет.

Обязанности граждан по воинскому учету до призыва их на военную службу и при увольнении с военной службы.

Обязательная подготовка граждан к военной службе, периоды обязательной подготовки к военной службе и их основные особенности.

Требования к индивидуальным качествам военнослужащих – специалистов по сходным воинским должностям.

Подготовка граждан по военно-учётным специальностям, её предназначения и порядок осуществления.

Добровольная подготовка граждан к военной службе, основные её направления.

Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет. Основное предназначение освидетельствования  и порядок его проведения.

Профессиональный психологический отбор, его предназначение и критерии определения профессиональной пригодности призывника к воинской службе.

Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе, предназначение запаса в зависимости от возраста граждан.

Программа для проведения учебных сборов (10 класс).

Продолжительность учебных сборов – 5 дней (35учебных часов).

В ходе сборов изучаются:

В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно – профессиональной ориентации. Учебный процесс, осуществляемый во время учебных сборов, организуется начальником штаба учебных сборов в соответствии с положениями «Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»  № 96 /134 от  24 февраля 2021 г.

Результаты учебных сборов оцениваются в соответствии с рекомендациями по оценке учебных сборов (приложение № 9 к Инструкции). Общая оценка граждан, обучающихся в образовательных учреждениях, заносится в классный журнал с пометкой  «Учебные сборы», которая учитывается при выставлении итоговой оценки за весь курс обучения в образовательном учреждении.

Структура дисциплины.

10 класс.

11 класс.

Календарно-тематическое планирование 10 класс.

№ урока

Дата

Тема урока

К-во часов

Домашнее задание

План

Факт

1

2

3

4

5

6

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства.

14

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

6

Тема 1: «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни».

3

1

Практическая подготовка  к автономному пребыванию человека в природной среде.

1

2

Обеспечение личной безопасности на дорогах.

1

3

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.

1

Тема 2: «Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций».

2

4

ЧС природного характера и возможные их последствия. Правила поведения населения в условиях ЧС природного характера.

1

5

ЧС техногенного характера и возможные последствия. Правила поведения населения при ЧС техногенного характера.

1

Тема 3: Современный комплекс проблем безопасности военного характера.

1

6

Военные угрозы национальной безопасности РФ. Характер современных войн и вооруженных конфликтов.

1

Раздел 2: «Защита населения России от ЧС природного и техногенного характера.

2

Тема 4: «Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от ЧС природного и техногенного характера».

2

7

Нормативно-правовая база РФ в области обеспечения безопасности населения в ЧС.

1

8

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), её структура и задачи.

1

Раздел 3: «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ».

6

Тема 5: «Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства».

2

9

Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность.

1

10

Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления действия террористической  и экстремистской деятельности.

1

Тема 6: «Нормативно-правовая база  борьбы с терроризмом и экстремизмом в РФ».

1

11

Положения Конституции РФ и других нормативных актов по противодействию экстремизму и терроризму. Роль государства в обеспечении национальной безопасности РФ.

1

Тема  7: «Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму».

1

12

Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического  и антиэкстремистского поведения. Культура безопасности жизнедеятельности – условие формирование антитеррористического поведения.

1

Тема 8: «Уголовная ответственность за участие в  террористической и экстремистской деятельности».

1

13

Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Ответственность за осуществление экстремистской деятельности.

1

Тема 9: «Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта».

1

14

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта.

1

Модуль 2: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

5

Раздел 4: «Основы здорового образа жизни».

5

Тема 10: «Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний».

2

15

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши к военной службе и трудовой деятельности.

1

16

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.

1

Тема 11: «Здоровый образ жизни и его составляющие».

3

17

Здоровый образ жизни. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.

1

18

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.

1

19

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

1

Модуль 3. «Обеспечение военной безопасности государства».

15

Раздел 6: «Основы обороны государства»

15

Тема 12. «Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны».

6

20

Гражданская оборона –составная часть обороноспособности страны.

1

21

Основные виды оружия и их поражающие факторы.

1

22

Оповещение и информирование населения о ЧС мирного и военного времени.

1

23

Инженерная защита населения от ЧС мирного и военного времени. Организация проведения аварийно-спасательных  и других неотложных работ в зоне ЧС.

1

24

Средства индивидуальной защиты.

1

25

Организация ГО в ООУ.

1

Тема 13: « ВС РФ –защитники нашего Отечества».

3

26

История создания ВС РФ.

1

27

Памяти поколений – дни воинской славы

1

28

Состав ВС РФ. Руководство и управление ВС РФ.

1

Тема 14: «Виды и рода войск ВС РФ».

5

29

Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника СВ.

1

30

Военно-воздушные силы (ВВС), ВДВ, их состав и предназначение, вооружение и военная техника Военно-воздушных сил и ВДВ.

1

31

Военно-морской флот (ВМФ), его  состав и предназначение, вооружение и военная техника Военно-морского флота.

1

32

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), космические, войска воздушно-космической обороны, их состав и предназначение, вооружение и военная техника Ракетных войск стратегического назначения.

1

33

Войска и воинские формирования, не входящие в состав ВС РФ.

1

Тема 15: «Боевые традиции ВС РФ».

2

34

Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.

1

35

Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.

1

Учебные сборы.

35

Тема 1: «Военнослужащие и взаимоотношения между ними».

3

36

Права, обязанности и ответственность военнослужащих.

1

37

Взаимоотношения между военнослужащими.

1

38

Обязанности солдата (матроса).

1

Тема 2: «Внутренний порядок».

6

39

Размещение военнослужащих.

1

40

Распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих.

1

41

Суточный наряд. Обязанности дневального по роте.

1

42

Организация караульной службы. Часовой, обязанности часового.

1

43

Охрана здоровья военнослужащих.

1

44

Основные мероприятия, проводимые в частях и подразделениях, по обеспечению безопасности военной службы.

1

Тема 3: «Строевая подготовка».

6

45

Строи и управления ими.

1

46

Строевые приемы и движение без оружия.

1

47

Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении.

1

48

Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

1

49

Строи отделения. Развернутый строй, походный строй.

1

50

Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.

1

Тема 4: «Огневая подготовка».

6

51

Устройство стрелкового оружия, основные правила, приемы и способы стрельбы из него.

1

52

Устройство ручных боевых гранат, требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

1

53

Подготовка стрелкового оружия к стрельбе и выполнению стрельбы по неподвижным целям днем.

1

54

Подготовка стрелкового оружия к стрельбе и выполнению стрельбы по неподвижным целям днем.

1

55

Подготовка стрелкового оружия к стрельбе и выполнению стрельбы по неподвижным целям днем.

1

56

Требования к выполнению метания ручных имитационных гранат.

1

Тема 5: «Тактическая подготовка».

6

57

Современный общевойсковой бой. Обязанности солдата в бою.

1

58

Основные приемы и способы действий солдата в общевойсковом бою, сигналы управления, оповещения и взаимодействия.

1

59

Способы передвижения солдата в бою.

1

60

Приемы и правила стрельбы в бою.

1

61

Последовательность инженерного оборудования одиночного окопа.

1

62

Способы ориентирования на местности.

1

Тема 6: «Физическая подготовка».

5

63

Гимнастика и атлетическая подготовка.

1

64

Преодоление препятствий.

1

65

Ускоренное передвижение, легкая атлетика.

1

66

Комплексные учебно-тренировочное занятие.

1

67

Комплексные учебно-тренировочное занятие.

1

Тема 7: «Военно-медицинская подготовка».

2

68

Правила оказания первой помощи при ранениях.

1

69

Правила оказания первой помощи при ожогах, острых отравлениях, отморожении.

1

Тема 8: «Радиационная, химическая и биологическая защита войск.

1

70

Табельные средства индивидуальной защиты военнослужащих от оружия массового поражения.

1

Календарно-тематическое планирование 11 класс.

№ урока

Дата

Тема урока

К-во часов

Домашнее задание

План

Факт

1

2

3

4

5

6

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства.

7

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

3

Тема 1: «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни».

3

1

Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре.

1

2

Обеспечение личной безопасности на водоёмах.

1

3

Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях.

1

Тема 2: «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации»

4

4

Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи.

1

5

Контртеррористическая операция и условия её проведения. Правовой режим контртеррористической операции.

1

6

Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму.

1

7

Применение и участие ВС РФ в борьбе с терроризмом внутри и за пределами страны.

1

Модуль 2: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

13

Раздел 4: «Основы здорового образа жизни».

5

Тема 3: «Нравственность и здоровье».

5

8

Правила личной гигиены.

1

9

Нравственность и здоровый образ жизни.

1

10

Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики.

1

11

Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ- инфекции.

1

12

Семья в современном обществе.

1

Раздел 5: «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи».

8

Тема 4: «Первая помощь при неотложных состояниях».

8

13

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

1

14

Первая помощь при ранениях.

1

15

Основные правила оказания первой помощи.

1

16

Правила остановки артериального кровотечения.

1

17

Способы иммобилизации и переноска пострадавшего. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

1

18

Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота.

1

19

Первая помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины.

1

20

Первая помощь при остановке сердца.

1

Модуль 3. «Обеспечение военной безопасности государства».

14

Раздел 6: «Основы обороны государства».

14

Тема 5: «ВС РФ – основа обороны государства».

2

21

Основные задачи современных ВС РФ.

1

22

Международная (миротворческая) деятельность ВС РФ.

1

Тема 6: «Символы воинской чести».

3

23

Боевое Знамя воинской части – символ воинской  чести, доблести и славы.

1

24

Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

1

25

Военная форма одежды.

1

Тема 7: «Воинская обязанность».

26

Основные понятия о воинской обязанности.

1

27

Организация воинского учета. Первоначальная постановка граждан на воинский учет.

1

28

Обязанности граждан по воинскому учету.

1

29

Обязательная подготовка граждан к военной службе.

1

30

Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям.

1

31

Подготовка граждан по военно-учетным специальностям.

1

32

Добровольная подготовка граждан к военной службе.

1

33

Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет. Профессиональный психологический отбор и его предназначение.

1

34

Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе.

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего  материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.

Преподаватель ОБЖ должен участвовать в постоянном дистанционном взаимодействии образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы, в первую очередь с учреждениями обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Преподавателю ОБЖ должна быть обеспечена информационная поддержка на основе современных информационных технологий в области библиотечных  услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых  баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).

Интерактивный электронный контент преподавателя ОБЖ  должен включать содержание предметной области  «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», представленное текстовыми, аудио – и видеофайлами, графикой (картинки, фото, чертежи, элементы интерфейса).

Кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий с учащимися по курсу, самостоятельной подготовки школьников, а также проведение кружковой (факультативной)  работы во внеурочное время. Он должен включать класс, в котором проводятся занятия по курсу и дисциплине, а также лабораторную комнату.

В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе  проведения текущих занятий.

Литература.

Нормативно-правовые документы РФ.

Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 г.

Конституция РФ (последняя редакция).

Общевоинские уставы ВС РФ (последняя редакция).

Семейный кодекс РФ (последняя редакция).

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ  от 12.05.2009 г. № 237).

Уголовный кодекс РФ (последняя редакция).

Основная и дополнительная литература.

  1. Альтшулер В.М. Наркомания: дорога в бездну: кн. для учителей и родителей /В.М. Альтшулер, А.В. Надеждин. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Армия государства Российского и защита Отечества /под ред. В.В. Смирнова. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Байер К. Здоровый образ жизни/ К. Байер, Л. Шейнберг; пер. с англ. – М.: Мир, 1997.
  4. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2021.
  5. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2021.
  6. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 кл.: поурочные разработки / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2021.
  7. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.; Норинт, 1997.
  8. Военное законодательство Российской империи (кодекс русского Военного права). – М.: Военный университет, 1996.
  9. Военный энциклопедический словарь. – М.: Военное издательство, 1983.
  10. Гражданская защита. Энциклопедия. в 4 т. /под ред. С.К.Шойгу. – М.:Московская типография № 2, 2006.
  11. Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы книга для учителя: М. Просвещение» 2001 г.
  12. Заготова С.Н. Валеология учебное пособие: Ростов-на-Дону ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС» 2001 г.
  13. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология учебное пособие: М. Гардарики 2002 г.
  14. Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности поурочные планы 6.7 классы: Волгоград.
  15. Голубева Я.В. Проблемные классные часы: Волгоград.
  16. Нестерова Л.В. Расти здоровым. Методические рекомендации для учителей и студентов педагогических вузов: Иваново 2003 г.
  17. Михайлов А.А. Игровые занятия впо ОБЖ в детском оздоровительном лагере: Шуя 2003.
  18. Сизанов А.Н., Хринтович В.А. Модульный курс профилактики курения 5-11 классы:М. «Просвещение» 2004г.
  19. Майри Станеки-Козовски Мой мир и я.: МФО Москва.
  20. МККК Международное гуманитарное право: Москва издательство ФНИИ МП ФЗ. 2000г.
  21. Кассиль Н.П. ОБЖ и здоровье. Наб.Челны.
  22. Обухова Л.А. Школа докторов или 135 уроков здоровья: М. ВАКО 2004 г.
Код ошибки:  Разновидности диагностики Шевроле Лачетти: инструкция
Оцените статью
OBD
Добавить комментарий