- Что такое система диагностики автомобилей obd ii – автосканеры.ру
- постановление правительства рф от 12.07.1999 n 796 "об утверждении правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)" (с изменениями и дополнениями) | гарант
- Информация
- Как им пользоваться?
- Экзамен, теория, трактора и спецтехника категории “d”, билеты c 1 по 5
- Экзаменационные билеты для прав на трактора категории “d”
Что такое система диагностики автомобилей obd ii – автосканеры.ру
И только в 1977 г. ситуация начала меняться. Наступил энергетический кризис и спад производства, и это потребовало от производителей решительных действий по спасению самих себя. Департамент по контролю за воздушной средой (Air Resources Board, ARB) и Агентство по защите окружающей среды (Environment Protection Agency, EPA) пришлось воспринимать всерьёз.
На этом фоне и развивалась концепция диагностики OBD II. В прошлом каждый производитель использовал собственные системы и способы контроля выбросов. Чтобы изменить такое положение, Ассоциация автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers, SAE), предложила несколько стандартов. Можно считать, что рождение OBD произошло в тот момент, когда ARB сделало обязательными многие стандарты SAE в Калифорнии для автомобилей начиная с 1988 г. выпуска.
Первоначально система диагностики OBD IIбыла совсем не сложной. Она относилась к датчику кислорода, системе рециркуляции выхлопного газа (EGR), системе подачи топлива и блоку управления двигателем (ECM) в той части, которая касается превышения норм для выхлопных газов. Система не требовала единообразия от производителей. Каждый из них реализовывал собственную процедуру контроля выхлопов и диагностики. Системы мониторинга выхлопов не были эффективными, поскольку их создали как дополнение к автомобилям, уже находящимся в производстве. Автомобили, исходная конструкция которых не предусматривала мониторинга выхлопных газов, часто не удовлетворяли принятым нормативам. Производители таких автомобилей делали то, что требовали ARB и EPA, но не более. Поставим себя на место независимого автосервиса. Тогда нам пришлось бы иметь уникальный диагностический прибор, описания кодов и инструкции по ремонту для автомобилей каждого производителя. В таком случае автомобиль невозможно было бы хорошо отремонтировать, если вообще удалось бы справиться с ремонтом.
Правительство США оказалось в осаде со всех сторон, начиная с автосервисов и заканчивая защитниками чистого воздуха. Все требовали вмешательства EPA. В результате для создания широкого перечня процедур и стандартов использовались идеи ARB и стандарты SAE. К 1996 г. все производители, продающие автомобили в США, должны были выполнять эти требования.
Так появилось второе поколение системы бортовой диагностики: On-Board Diagnostics II, или OBD II.
Как видим, концепция OBD II не была разработана в одночасье — она развивалась в течение многих лет. Вновь подчеркнем, что диагностика на основе OBD II — это не система управления двигателем, а набор правил и требований, которые должен соблюдать каждый производитель для того, чтобы система управления двигателем удовлетворяла федеральным нормам по составу выхлопных газов. Для лучшего понимания OBD II мы должны рассматривать ее по частям. Когда мы приходим к врачу, он не изучает наше тело целиком, а обследует различные органы. И только после этого результаты осмотра собираются воедино. Так мы и поступим при изучении OBD II. Опишем теперь те составляющие, которые должна иметь система OBD II для обеспечения стандартизации.
Автомобильные диагностические сканеры по протоколу OBD II :
ELM327 USB это последняя версия популярного адаптера для диагностики автомобилей по протоколу OBDII. Осущетвляет диагностику по все протоколам OBDII (включая CAN). Работает при подключении к ПК через USB.
Предназначен для чтения, стирания ошибок в бортовом компьютере автомобиля по протоколу OBDII. Прибор имеет небольшие размеры, малый вес и низкую цену, очень прост в использовании.
Адаптер “Сканматик” служит для подключения персонального компьютера к диагностическому разъему автомобиля при работе с программой СКАНМАТИК. Объединяет в себе все протоколы OBD-2, протокол CAN, а так же поддерживает полную диагностику всех отечественных автомобилей.
Основная функция диагностического разъема (в OBD II он называется диагностическим разъемом связи — Diagnostic Link Connector, DLC) заключается в том, чтобы обеспечить связь диагностического сканера с блоками управления, совместимыми с OBD II. Разъем DLC должен соответствовать стандартам SAE J1962. Согласно этим стандартам, разъем DLC обязан занимать определенное центральное положение в автомобиле. Он должен находиться в пределах 16 дюймов от рулевого колеса. Производитель может разместить DLC в одном из восьми мест, определённых EPA. Каждый контакт разъема имеет свое назначение. Функции многих контактов отданы на усмотрение производителям, однако эти контакты не должны использоваться блоками управления, совместимыми с OBD II. Примерами систем, применяющих такие разъемы, являются SRS (дополнительная ограничительная система) и ABS (антиблокировочная система колес).
С точки зрения дилетанта, один стандартный разъем, находящийся в определенном месте, облегчает и удешевляет работу автосервиса. Автосервису не нужно иметь 20 различных соединительных разъемов или диагностических приборов для 20 различных автомобилей. Кроме того, стандарт экономит время, поскольку специалисту не приходится искать, где же находится разъем для подключения прибора.
Диагностический разъем изображен на рис. 1. Как видим, он имеет заземление и подсоединён к источнику питания (контакты 4 и 5 относятся к заземлению, а контакт 16 — к питанию). Это сделано для того, чтобы сканеру не требовался внешний источник питания. Если при подсоединении сканера питание на нем отсутствует, то необходимо в первую очередь проверить контакт 16 (питание), а также контакты 4 и 5 (заземление). Обратим внимание на буквенно-цифровые символы: J1850, CAN и ISO 9141-2. Это стандарты протоколов, разработанные SAE и ISO (Международная организация по стандартизации).
Производители могут делать выбор среди этих стандартов для обеспечения связи при диагностике. Каждому стандарту соответствует определённый контакт. Например, связь с автомобилями марки Ford реализуется через контакты 2 и 10, а с автомобилями GM — через контакт 2. В большинстве азиатских и европейских марок используется контакт 7, а в некоторых — также контакт 15. Для понимания OBD II не имеет значения, какой протокол рассматривается. Сообщения, которыми обмениваются диагностический прибор и блок управления, всегда одинаковы. Различны лишь способы передачи сообщений.
Стандартные протоколы связи для диагностики
Итак, система OBD II распознает несколько различных протоколов. Здесь мы обсудим только три из них, которые используются в автомобилях, выпускаемых в США. Это протоколы J1850-VPW, J1850-PWM и ISO1941. Все блоки управления автомобиля связаны с кабелем, называемым диагностической шиной, в результате чего образуется сеть. К этой шине можно подключить диагностический сканер. Такой сканер отправляет сигналы конкретному блоку управления, с которым он должен обмениваться сообщениями, и получает ответные сигналы от этого блока управления. Обмен сообщениями продолжается до тех пор, пока сканер не прекратит сеанс связи или не будет отсоединен.
Так, сканер может спросить блок управления о том, какие он видит ошибки, а тот отвечает ему на этот вопрос. Такой простой обмен сообщениями должен происходить на основе некоторого протокола. С точки зрения дилетанта, протокол представляет собой набор правил, которые нужно выполнять для того, чтобы в сети можно было передать сообщение.
Ассоциация автомобильных инженеров (SAE) определила три различных класса протоколов:
- протокол класса A,
- протокол класса B
- протокол класса C
Протокол класса A — самый медленный из трех; он может обеспечивать скорость 10 000 байт/с или 10 Кбайт/с. В стандарте ISO9141 используется протокол класса A.
Протокол класса B в 10 раз быстрее; он поддерживает обмен сообщениями со скоростью 100 Кбайт/с. Стандарт SAE J1850 представляет собой протокол класса B.
Протокол класса C обеспечивает скорость 1 Мбайт/c. Наиболее широко используемый стандарт класса C для автомобилей — это протокол CAN (Controller Area Network — сеть зоны контроллеров).
В будущем должны появиться протоколы с большей производительностью — от 1 до 10 Мбайт/с. По мере возрастания потребностей в увеличении полосы пропускания и производительности может появиться класс D. При работе в сети с протоколами класса C (а в будущем — с протоколами класса D) мы можем использовать оптическое волокно. Протокол J1850 PWM Существует два вида протокола J1850. Первый из них является высокоскоростным и обеспечивает производительность в 41,6 Кбайт/с. Данный протокол носит название PWM (Pulse Width Modulation — модуляция ширины импульса). Он используется в марках Ford, Jaguar и Mazda. Впервые такой тип связи был применен в автомобилях Ford. В соответствии с протоколом PWM сигналы передаются по двум проводам, подсоединенным к контактам 2 и 10 диагностического разъема.
Протокол ISO9141
Третий из обсуждаемых нами протоколов диагностики — ISO9141. Он разработан ISO и применяется в большинстве европейских и азиатских автомобилей, а также в некоторых автомобилях Chrysler. Протокол ISO9141 не так сложен, как стандарты J1850. В то время как последние требуют применения специальных коммуникационных микропроцессоров, для работы ISO9141 нужны обычные последовательные коммуникационные микросхемы, которые лежат на полках магазинов.
Протокол J1850 VPW
Другой разновидностью протокола диагностики J1850 является VPW (Variable Pulse Width — переменная ширина импульса). Протокол VPW поддерживает передачу данных со скоростью 10,4 Кбайт/с и применяется в автомобилях марок General Motors (GM) и Chrysler. Он очень похож на протокол, используемый в автомобилях Ford, но является существенно более медленным. Протокол VPW предусматривает передачу данных по одному проводу, подсоединенному к контакту 2 диагностического разъема.
С точки зрения дилетанта, OBD II использует стандартный диагностический коммуникационный протокол, так как Агентство по защите окружающей среды (EPA) потребовало, чтобы автосервисы получили стандартный способ, позволяющий качественно диагностировать и ремонтировать автомобили без затрат на покупку дилерского оборудования. Перечисленные протоколы будут более подробно описаны в последующих публикациях.
Лампочка индикации неисправностей
Когда система управления двигателем обнаруживает проблему с составом выхлопных газов, на приборном щитке загорается надпись Check Engine (“Проверьте двигатель”). Этот индикатор называется лампочкой индикации неисправностей (Malfunction Indication Light — MIL). Индикатор обычно выдает следующие надписи: Service Engine Soon (“Отрегулируйте двигатель в ближайшее время”), Check Engine (“Проверьте двигатель”) и Check (“Выполните проверку”).
Назначение индикатора состоит в информировании водителя о том, что в процессе работы системы управления двигателем возникла проблема. Если загорается индикатор, не стоит впадать в панику! Вашей жизни ничто не угрожает, и двигатель не взорвется. Паниковать надо тогда, когда загорается индикатор масла или предупреждение о перегреве двигателя. Индикатор OBD II лишь сообщает водителю о проблеме в системе управления двигателем, которая может привести к избыточному количеству вредных выбросов из выхлопной трубы или загрязнению абсорбера.
С точки зрения дилетанта, индикатор неисправностей MIL загорается при возникновении проблемы в системе управления двигателем, например при неисправности искрового промежутка или загрязнении абсорбера. В принципе, это может быть любая неисправность, приводящая к повышенному выбросу вредных примесей в атмосферу.
Для того чтобы проверить функционирование индикатора OBD II MIL, следует включить зажигание (когда на приборном щитке загораются все индикаторы). При этом загорается и индикатор MIL. Спецификация OBD II требует, чтобы этот индикатор горел некоторое время. Некоторые производители делают так, чтобы индикатор оставался включенным, а другие — чтобы он выключался по истечении определенного промежутка времени. При запуске двигателя и отсутствии в нем неисправностей лампочка “Check Engine” должна погаснуть.
В течение этого процесса должны быть выполнены все бортовые тестовые процедуры, относящиеся к выхлопным газам. Различные автомобили имеют двигатели разного размера, и поэтому драйв-циклы для них могут несколько различаться. Как правило, если проблема возникает в течение трех драйв-циклов, то лампочка Check Engine должна загораться. Если же три драйв-цикла не выявляют неисправности, лампочка гаснет. Если лампочка Check Engine загорается, а затем гаснет, — не следует беспокоиться. Информация об ошибке сохраняется в памяти и может быть извлечена оттуда с помощью сканера. Итак, имеются два статуса неисправностей: сохраняемый и активный. Сохраняемый статус соответствует ситуации, когда неисправность обнаружена, но индикатор Check Engine не загорается — или же загорается, а затем гаснет. Активный статус означает, что при наличии неисправности индикатор горит.
Альфа-указатель DTC
Как видим, каждый символ имеет свое назначение.
Первый символ принято называть альфа-указателем DTC. Этот символ указывает, в какой части автомобиля обнаружена неисправность. Выбор символа (P, B, C или U) определяется диагностируемым блоком управления. Когда получен ответ от двух блоков, используется буква для блока с более высоким приоритетом.
В первой позиции могут находиться лишь четыре буквы:
- P (двигатель и трансмиссия);
- B (кузов);
- С (шасси);
- U (сетевые коммуникации).
Стандартный набор диагностических кодов ошибок (DTC)
В OBD II неисправность описывается с помощью диагностических кодов неисправностей (Diagnostic Trouble Code — DTC). Коды DTC в соответствии со спецификацией J2021 представляют собой комбинацию одной буквы и четырех цифр. На рис. 3 показано, что означает каждый символ. Рис. 3. Код ошибки
Типы кодов
Второй символ — наиболее противоречивый. Он показывает, что определил код. 0 (известный как код P0). Базовый, открытый код неисправности, определенный Ассоциацией автомобильных инженеров (SAE). 1 (или код P1). Код неисправности, определяемый производителем автомобиля. Большинство сканеров не могут распознавать описание или текст кодов P1. Однако такой сканер, как, например, Hellion, способен распознать большинство из них. Ассоциация SAE определила исходный перечень диагностических кодов ошибок DTC. Однако производители стали говорить о том, что у них уже есть собственные системы, при этом ни одна система не похожа на другую. Система кодов для автомобилей Mercedes отличается от системы Honda, и они не могут использовать коды друг друга. Поэтому ассоциация SAE пообещала разделить стандартные коды (P0) и коды производителей (P1).
Система, в которой обнаружена неисправность
Третий символ обозначает систему, где обнаружена неисправность. Об этом символе знают меньше, но он относится к наиболее полезным. Глядя на него, мы сразу можем сказать, какая система неисправна, даже не глядя на текст ошибки. Третий символ помогает быстро идентифицировать область, где возникла проблема, не зная точного описания кода ошибки.
Топливно-воздушная система.
- Топливная система (например, инжекторы).
Система зажигания.
- Вспомогательная система ограничения выбросов, например: клапан рециркуляции выхлопных газов (Exhaust Gas Recirculation System — EGR), система впуска воздуха в выпускной коллектор двигателя (Air Injection Reaction System — AIR), каталитический конвертер или система вентиляции топливного бака (Evaporative Emission System — EVAP).
- Система управления скоростным режимом или холостым ходом, а также соответствующие вспомогательные системы.
- Бортовая компьютерная система: модуль управления двигателем (Power-train Control Module — PCM) или сеть зоны контроллеров (CAN).
- Трансмиссия или ведущий мост.
Индивидуальный код ошибки
Четвертый и пятый символы нужно рассматривать совместно. Они обычно соответствуют старым кодам ошибок OBDI. Эти коды, как правило, состоят из двух цифр. В системе OBD II также берутся эти две цифры и вставляются в конец кода ошибки — так ошибки легче различать.
Теперь, когда мы ознакомились с тем, как формируется стандартный набор диагностических кодов ошибок (DTC), рассмотрим в качестве примера код DTC P0301. Даже не глядя на текст ошибки, можно понять, в чем она состоит.
Буква P говорит о том, что ошибка возникла в двигателе. Цифра 0 позволяет заключить, что это базовая ошибка. Далее следует цифра 3, относящаяся к системе зажигания. В конце мы имеем пару цифр 01. В данном случае эта пара цифр говорит нам о том, в каком цилиндре имеет место пропуск зажигания. Собирая все эти сведения воедино, мы можем сказать, что возникла неисправность двигателя с пропусками зажигания в первом цилиндре. Если бы выдавался код ошибки P0300, это означало бы, что имеются пропуски зажигания в нескольких цилиндрах и система управления не может определить, какие именно цилиндры неисправны.
Самодиагностика неисправностей, приводящих к повышенной токсичности выбросов.
Программное обеспечение, управляющее процессом самодиагностики, называется по-разному. Производители автомобилей Ford и GM именуют его администратором диагностики (Diagnostic Executive), а Daimler Chrysler — диспетчером задач (Task Manager). Это набор программ, совместимых с OBD II, которые выполняются в блоке управления двигателем (PCM) и наблюдают за всем, что происходит вокруг. Блок управления двигателем — самая настоящая рабочая лошадка! В течение каждой микросекунды он выполняет огромное количество вычислений и должен определять, когда следует открывать и закрывать инжекторы, когда нужно подавать напряжение на катушку зажигания, каково должно быть опережение угла зажигания и т. д. Во время этого процесса программное обеспечение OBD II проверяет, все ли перечисленные характеристики соответствуют нормам.
Это программное обеспечение:
- управляет состоянием лампочки Check Engine;
- сохраняет коды ошибок;
- проверяет драйв-циклы, определяющие генерацию кодов ошибок;
- запускает и выполняет мониторы компонентов;
- определяет приоритет мониторов;
- обновляет статус готовности мониторов;
- выводит тестовые результаты для мониторов;
- не допускает конфликтов между мониторами.
Как показывает этот перечень, для того чтобы программное обеспечение выполняло возложенные на него задачи, оно должно обеспечивать и завершать работу мониторов в системе управления двигателем. Что же такое монитор? Его можно рассматривать как тест, выполняемый системой OBD II в блоке управления двигателем (PCM) для оценки правильности функционирования компонентов, ответственных за состав выбросов.
Согласно OBD II, имеется 2 типа мониторов:
- непрерывный монитор (работает все время, пока выполняется соответствующее условие);
- дискретный монитор (срабатывает один раз в течение поездки).
Мониторы — очень важное понятие для OBD II. Они созданы для тестирования конкретных компонентов и обнаружения неисправностей в этих компонентов. Если компонент не может пройти тест, соответствующий код ошибки заносится в блок управления двигателем.
Стандартизация названий компонентов
В любой области существуют различные названия и жаргонные словечки для обозначения одного и того же понятия. Возьмем, к примеру, код ошибки. Некоторые называют его кодом, другие — ошибкой, третьи — “штуковиной, которая сломалась”. Обозначение DTC — это и есть ошибка, код или “штуковина, которая сломалась”.
До появления OBD II каждый производитель придумывал свои имена компонентам автомобиля. Очень трудно было понять терминологию Ассоциации автомобильных инженеров (SAE) тому, кто пользовался названиями, принятыми в Европе. Теперь же благодаря OBD II во всех автомобилях должны использоваться стандартные имена компонентов. Жизнь стала намного легче для тех, кто ремонтирует автомобили и заказывает запасные части. Как всегда, когда во что-то вмешивается правительственная организация, сокращения и жаргон стали обязательными. Ассоциация SAE выпустила стандартизованный список терминов для компонентов автомобиля, относящихся к OBD II. Этот стандарт называется J1930. Сегодня по дорогам ездят миллионы автомобилей, в которых применяется система OBD II. Нравится это кому-то или нет — OBD II влияет на жизнь каждого человека, делая более чистым воздух вокруг нас. Система OBD II позволяет разрабатывать универсальные методики ремонта автомобилей и по-настоящему интересные технологии.
Поэтому можно смело сказать, что OBD II — мостик в будущее автомобилестроения.
Тема:
Автосканеры по протоколу OBD 2
постановление правительства рф от 12.07.1999 n 796 "об утверждении правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)" (с изменениями и дополнениями) | гарант
Правила
допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)
(утв. постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 796)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок допуска граждан к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуются – органы гостехнадзора).
4. Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) подтверждает наличие права на управление самоходными машинами следующих категорий:
категория “A” | – | автомототранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования либо имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее: |
I – внедорожные мототранспортные средства; | ||
II – внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8; | ||
III – внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов (за исключением относящихся к категории “A IV”); | ||
IV – внедорожные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест; | ||
категория “B” | – | гусеничные и колесные машины с двигателем мощностью до 25,7 кВт; |
категория “C” | – | колесные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 110,3 кВт; |
категория “D” | – | колесные машины с двигателем мощностью свыше 110,3 кВт; |
категория “E” | – | гусеничные машины с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт; |
категория “F” | – | самоходные сельскохозяйственные машины. |
6. При наличии в удостоверении тракториста-машиниста (тракториста) разрешающей отметки (отметок) в графах “B”, “C”, “D” и “E” не требуется внесения дополнительных записей для выполнения работ, соответствующих квалификации тракториста.
8. Отсутствие удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) не лишает права на выполнение работ, не связанных с управлением самоходными машинами, но предусмотренных квалификациями трактористов, трактористов-машинистов и машинистов самоходных машин.
9. Основанием для допуска к управлению самоходными машинами лиц, направленных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, для прохождения производственной практики на срок до 2 месяцев, служит временное удостоверение, выданное органами гостехнадзора. Выдача временного удостоверения производится в государственной инспекции гостехнадзора после получения информации об уплате государственной пошлины за выдачу временного удостоверения в порядке, предусмотренном пунктом 12.1 настоящих Правил, и после сдачи в соответствии с положениями подпунктов “а” и “б” пункта 11, пункта 12 и пунктов 15 – 30 настоящих Правил (за исключением абзаца пятого пункта 15 и абзаца шестого пункта 15.1 настоящих Правил) экзаменов на право управления самоходными машинами и на основании заверенной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выписки из экзаменационной ведомости. Временное удостоверение заменяется выдавшим его органом гостехнадзора без сдачи экзаменов на удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) по предъявлении документа об образовании и (или) о квалификации и после получения информации об уплате государственной пошлины за выдачу удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) в порядке, предусмотренном пунктом 12.1 настоящих Правил.
12. Прием экзаменов на право управления самоходными машинами осуществляется органами гостехнадзора по месту жительства (месту пребывания) гражданина при наличии регистрации либо по месту нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой гражданин прошел профессиональное обучение или получил профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование по программам, связанным с управлением самоходными машинами установленных категорий.
Прием экзаменов на право управления самоходными машинами осуществляется органами гостехнадзора, как правило, одновременно с итоговой аттестацией по завершении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования либо промежуточной аттестацией после освоения связанной с управлением самоходными машинами отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) программы.
Прием экзаменов у военнослужащих срочной службы осуществляются по месту дислокации воинской части.
В исключительных случаях (прием экзаменов у беженцев, вынужденных переселенцев, моряков, зарегистрированных по месту приписки судна, лиц, находящихся в длительной командировке, и т.п.) решение о допуске к сдаче экзаменов вне места жительства или места пребывания принимается главным государственным инженером-инспектором гостехнадзора соответствующего субъекта Российской Федерации.
III. Порядок сдачи экзаменов
17. Перед сдачей экзаменов кандидат заполняет индивидуальную карточку (если она ранее не выдавалась), которая вместе с паспортом или иным документом, удостоверяющим личность, представляется экзаменатору.
20. Оценка, полученная на теоретических экзаменах, считается действительной в течение 3 месяцев.
26. На машинах, предназначенных для приема практического экзамена, должны устанавливаться опознавательные знаки “учебное транспортное средство” и для экзаменатора – зеркало заднего вида.
27. Результаты экзаменов заносятся в протокол.
IV. Проведение экзаменов
29. На теоретическом экзамене проверяется знание кандидатом:
а) правил безопасной эксплуатации самоходных машин и основ управления ими;
в) законодательства Российской Федерации в части, касающейся обеспечения безопасности жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды при эксплуатации самоходных машин, а также уголовной, административной и иной ответственности при управлении самоходными машинами;
г) факторов, способствующих возникновению аварий, несчастных случаев и дорожно-транспортных происшествий;
д) элементов конструкций самоходных машин, состояние которых влияет на безопасность жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды;
ж) Правил дорожного движения Российской Федерации и ответственности за их нарушения.
V. Порядок выдачи, замены и возврата удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)
31. Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) выдается кандидату, сдавшему экзамены на право управления самоходными машинами, органом гостехнадзора по месту сдачи экзаменов при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
32. Удостоверение выдается под расписку указанному в нем лицу.
33. Выдача удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) взамен ранее выданного удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) или взамен документов, указанных в пунктах 39 и 42 настоящих Правил, производится по месту жительства (месту пребывания) при наличии регистрации.
35. При замене удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) ранее выданное удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) изымается, а разрешительные, ограничительные и информационные отметки из него переносятся в новое удостоверение.
36. Замена удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) в связи с открытием другой категории или в связи с получением квалификации “тракторист-машинист” производится после сдачи экзаменов в порядке, предусмотренном пунктами 15 – 32, 34, 35 и 45 настоящих Правил.
36.1. Замена удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) в связи с присвоением квалификации в рамках имеющихся категорий, за исключением случая, предусмотренного пунктом 36 настоящих Правил, производится без сдачи экзаменов в порядке, предусмотренном пунктами 32 – 35, 37, 38 и 45 настоящих Правил, после представления документа, подтверждающего присвоение квалификации.
38. Замена удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) и других удостоверений на право управления самоходными машинами производится без сдачи экзаменов, за исключением случаев, указанных в пунктах 36 и 39 настоящих Правил.
39. Удостоверения на право управления самоходными машинами, выданные гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в других государствах (далее именуются – национальные удостоверения), заменяются на российские удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) в порядке, предусмотренном пунктами 31, 32 и 34 настоящих Правил, после сдачи теоретических экзаменов в порядке, предусмотренном пунктами 15 – 18, 22, 27 и 29 настоящих Правил.
Национальные удостоверения действительны на территории Российской Федерации в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
40. Национальные удостоверения, на основании которых иностранным гражданам выданы российские удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), возвращаются их владельцам.
41. Национальные удостоверения, предъявленные для замены, должны быть переведены на русский язык, а перевод – заверен нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такие действия.
42. Удостоверения на право управления самоходными машинами, выданные в республиках бывшего СССР до 1 января 1991 г., удостоверения на право управления самоходными машинами, выданные на территории Российской Федерации до 1 января 2000 г., удостоверения или иные документы, подтверждающие право на управление машинами с электродвигателем мощностью свыше 4 кВт либо внедорожными автотранспортными средствами, выданные на территории Российской Федерации до 14 ноября 2021 г., а также удостоверения на право управления самоходными машинами, выданные до 18 марта 2021 г. в соответствии с законодательством Украины лицам, приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом “О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя”, заменяются на удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) в порядке, установленном пунктами 32 – 34, 37, 38 и 45 настоящих Правил.
Для замены удостоверения или иного документа, подтверждающего право на управление машинами с электродвигателем мощностью свыше 4 кВт либо внедорожными автотранспортными средствами, дополнительно представляются заверенная в установленном порядке копия документа, подтверждающего факт допуска к выполнению работы по управлению машинами с электродвигателем мощностью свыше 4 кВт либо внедорожными автотранспортными средствами, а также документ о прохождении обучения (подготовки) по соответствующей квалификации (при наличии).
43. Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) в связи с утратой (хищением) выдается в порядке, предусмотренном пунктами 32 – 34 и 38 настоящих Правил, после представления документов, указанных в абзацах втором – четвертом и седьмом пункта 15 настоящих Правил, и получения органом гостехнадзора в порядке, предусмотренном пунктом 12.1 настоящих Правил, информации об уплате государственной пошлины за выдачу удостоверения тракториста-машиниста (тракториста).
Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) взамен пришедшего в негодность для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин, если сведения, указанные в нем (либо в его части) невозможно определить визуально, а также удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) в связи с изменением фамилии, имени или отчества выдаются в порядке, предусмотренном пунктами 32 – 34, 37, 38 и 45 настоящих Правил, после представления пришедшего в негодность удостоверения либо заменяемого удостоверения и документов, подтверждающих факт изменения фамилии, имени или отчества.
44. Возврат удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) лицу, подвергнутому административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 9.3 и главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производится органом гостехнадзора по месту жительства (месту пребывания) при наличии регистрации по истечении срока лишения права управления транспортным средством после уплаты в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения и после проверки знания им Правил дорожного движения Российской Федерации, которая проводится по истечении не менее половины срока лишения права управления назначенному лицу путем сдачи теоретического экзамена по правилам дорожного движения в соответствии с абзацами первым – третьим пункта 15, пунктами 16 и 17, абзацем четвертым пункта 18, пунктами 19, 22 и 27 настоящих Правил. Для возврата удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) лица, лишенные права управления транспортными средствами за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дополнительно представляют медицинскую справку, выданную после прекращения действия права на управление транспортными средствами.
44.1. Возврат (выдача) удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) после установления полного или частичного отсутствия медицинских противопоказаний к управлению самоходными машинами, послуживших основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами, производится органами гостехнадзора по месту жительства (месту пребывания) при наличии регистрации по предъявлению паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, и медицинской справки, выданной после прекращения действия права на управление транспортными средствами.
45. Удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) и другие удостоверения на право управления самоходными машинами, взамен которых выданы новые, считаются недействительными и подлежат сдаче в органы гостехнадзора для уничтожения.
Информация
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Тест загружается…
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Задание 1 из 8
Задание 2 из 8
Эксплуатация самоходной машины, имеющей не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов:
Задание 3 из 8
Задание 4 из 8
Можно ли эксплуатировать самоходную машину с неисправным усилителем рулевого управления?
Задание 5 из 8
При вынужденной остановке самоходной машины на склоне небходимо:
Задание 6 из 8
Допускается ли эксплуатация самоходной машины, если отсутствует устройство, исключающее возможность запуска двигателя при включенной передаче?
Задание 7 из 8
Задание 8 из 8
Укажите правильную последовательность действий при оказании первой помощи пострадавшему с обмороком:
Как им пользоваться?
Буду рассматривать самый распространенный, так называемый ELM327 mini, синего цвета, работает по Bluetooth. Именно его купили уже миллионы владельцев по всему миру.
Стоит отметить, что вам придется на свой планшет, а скорее всего на телефон, поставить специальные программы. Итак, теперь пошагово:
- Выбираем программу на смартфон, их реально сотни в Google Play (лично я пользуюсь ANDROID), думаю на IPHONE их также много. Однако большое распространение получила программа «TORQUE» (она простая и понятная). Есть бесплатная версия, так называемая «LITE», а есть платная «PRO» (стоимость 165 рублей, однако многие «умельцы» могут найти ее бесплатно). И в бесплатной версии вы сможете сбрасывать ошибки, смотреть различные параметры и т.д. Однако «PRO» версия имеет другой интерфейс и расширенные возможности по считыванию температуры (именно этот параметр очень ценен для меня). Собственно ставим ее и дальше переходим к настройке и подключению
- Идем к машине, в разъем подключаем наш ELM327, на смартфоне активируем Bluetooth, нужно выбрать в настройках именно наш девайс, вводим пароль, на многих китайских сканерах он либо «0000», либо «1234». В программе будет моргать машинка сверху, как только она перестанет моргать, значит соединение установлено!
- Все, дальше наслаждайтесь! Можете использовать встроенные функции, либо добавлять свои, есть очень большой список.
- Отдельно хочется отметить что у этой программы нужно настроить специальные PID датчики, без них «прога» будет не видеть и не отображать большую часть датчиков. По умолчанию вшиты на такие автомобили как MERCEDES, FORD, GM, OPEL и еще несколько. НО НЕ НА ВСЕ! Чтобы их добавить переходим — шестеренка (на главной странице, слева внизу) — настройка — управление дополнительными PID — добавляем нужный набор.
- Однако не все наборы PID бесплатны. И например для KIA его нужно купить. Продается он также на GOOGLE PLAY
- Есть важная для многих функция считывания ошибок и их сброса. Вы поймете, в какую сторону смотреть и что делать (эту информацию даст вам код).
Как видите ничего сложного, однако лично я использую этот сканер еще по одному назначению.
Экзамен, теория, трактора и спецтехника категории “d”, билеты c 1 по 5
Экзаменационные билеты для теоретического экзамена по безопасной эксплуатации самоходных машин (тракторов и спецтехники)
Билет №1 | |
1. Кто имеет право управлять тракторами типа Т-150К и К-700? | 1. Водители, имеющие удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) с открытой категорией “D”. 2. Водители, имеющие удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) с открытой категорией “F”. 3. Тракторист-машинист первого класса. |
2. При каком давлении в пневмосистеме можно начинать движение самоходной машины? | 1. Вариант а. 2. Вариант б. 3. Вариант в. |
3. На какую колею должны быть расставлены колеса самоходной машины при выполнении транспортных работ? | 1. Не имеет значения. 2. На максимальную, определяемую заводом-изготовителем (К2). |
4. Какое буксирное устройство необходимо применять при буксировке самоходной машины с неисправными двигателем и коробкой перемены передач? | 1. Буксирный трос длиной 6 м. 2. Буксирный трос длиной 4 м. 3. Жёсткая сцепка. |
5. Что нужно сделать, начиная движение, при перевозке людей на прицепной машине, тележке? | 1. Дать звуковой сигнал. 2. Дать звуковой сигнал и плавно отпустить педаль сцепления. 3. Перевозка запрещена. |
6. Какой увод (виляние) прицепа допускается при прямолинейном движении агрегата? | 1. Увод (виляние) не допускается. 2. ±0,5 м от оси движения. 3. 10° от оси движения. |
7. Каким образом физическое здоровье водителя влияет на безопасность дорожного движения? | 1. Влияет незначительно. 2. Не влияет. 3. Физическое здоровье водителя является одним из главных факторов безопасности дорожного движения. |
8. Какие неисправности приводят к загрязнению окружающей среды? | 1. Подтекание масла и охлаждающей жидкости. 2. Повышенная дымность дизеля. 3. Обе неисправности ведут к загрязнению окружающей среды. |
Билет №2 | |
1. Какие из представленных документов нужно иметь водителю при выполнении транспортных работ? | 1. Документа. 2. Документы а, в и д. 3. Документы а, б и в. 4. Документы а, б, г и д. |
2. Какова величина допускаемого увода самоходной машины от первичного направления при экстренном торможении (А)? | 1. Не более 0,5 м. 2. До 1 м. 3. Увод не допускается. |
3. Когда можно переключаться на повышенную передачу при пересечении железнодорожного переезда? | 1. На переезде. 2. До переезда. 3. После пересечения переезда. |
4. Можно ли эксплуатировать самоходную машину при неисправном гидроусилителе руля? | 1. Можно, при движении со скоростью до 5 км/ч. 2. Можно на любых работах. 3. Нельзя. |
5. Какова допустимая остаточная высота почвозацепов ведуших колес (А)? | 1. 15 мм. 2. 10 мм. 3. 7 мм. |
6. Какое подтекание топлива допускается в приборах системы питания? | 1. Не более одной капли в минуту. 2. Не более одной капли в час. 3. Подтекание не допускается. |
7. Каким образом необходимо уложить пострадавшего, если у него отсутствует или плохо прощупывается пульс, отмечается бледность? | 1. Сидя или полулежа. 2. С низким положением головы и приподнятыми ногами. 3. На спину, на ровную поверхность. |
8.При неправильной регулировке топливной аппаратуры двигателя какие параметры могут вызвать запрет на эксплуатацию из-за загрязнения окружающей среды? | 1. Превышение установленной нормы дымности. 2. Превышение установленного расхода топлива. 3. Уменьшение установленной мощности двигателя. |
Билет №3 | |
1. Какие документы из представленных нужно иметь водителю при выполнении транспортных работ? | 1. Документа. 2. Документы а, в и д. 3. Документы а, б и в. 4. Документы а, б, г и д. |
2. Что должно срабатывать чуть раньше – тормоза самоходной машины или прицепа? | 1. Самоходной машины. 2. Прицепа. 3. Одновременно самоходной машины и прицепа. |
3. Какие зазоры допустимы в шарнирах А и Б соединительной тяги рулевого управления? | 1. Люфт не допускается. 2. Допускается до 2-3 мм. 3. Допускается до 0,5 -1 мм. |
4.Допускается ли самопроизвольная усадка штока гидроцилиндра навесной системы при нахождении рукоятки распределителя в положении “Нейтраль” при транспортных переездах? | 1. Не регламентируется. 2. Допускается в пределах, рекомендованных заводом-изготовителем. 3. Не допускается. |
5.Какова должна быть величина свободного хода педали рабочего тормоза? | 1. 1. 10-15 мм. 2. 15-25 мм. 3. Свободный ход не допускается. |
6.Какова максимальная скорость движения самоходной машины с прицепом по грунтовым дорогам? | 1. 35 км/ч. 2. 25 км/ч. 3. 15 км/ч. |
7. При каких видах повреждений возможно сидячее или полусидячее положение при транспортировке пострадавшего? | 1. При переломах верхних конечностей, ранениях шеи. 2. При ранениях органов грудной клетки. 3. Во всех перечисленных случаях. |
8. Каким образом обозначается тара, в которой хранят и перевозят низкозамерзающие охлаждающие жидкости (антифризы), а также порожняя тара из-под них? | 1. Надпись несмывающейся краской “Яд”. 2. Надпись “Яд”, а также знак, установленный для обозначения ядовитых веществ. 3. Тара никак не обозначается. |
Билет №4 | |
1. Как должна быть оборудована самоходная машина с прицепом при выезде на дороги общего назначения? | 1. Вариант а. 2. Вариант б. 3. Вариант в. |
2. На каком уклоне должен удерживать самоходную машину с прицепом стояночный тормоз? | 1. 16%. 2. 31%. 3. 40%. |
3. С какой скоростью нужно подъезжать задним ходом для подсоединения прицепа? | 1. 5-6 км/ч. 2. При работе двигателя на минимальной частоте вращения. 3. С минимально возможной скоростью при средней частоте вращения двигателя, используя муфту сцепления. |
4. Какой зазор должен быть между тормозными накладками и барабаном колес у осей колодок (размер Б) и в зоне разжимного кулака (размер А)? | 1. А= 0,4-0,6 мм; Б= 0,2-0,3 мм. 2. А= 0,8-1 мм; Б= 0-0,2 мм. 3. А=0 мм; Б=0 мм. |
5. Какое расстояние должно быть от проводов до самоходной машины (А) при проезде под линией 10 кВ? | 1. Более 0,5 м. 2. Более 2 м. 3. Более 3 м. |
6. Что нужно сделать после переезда брода? | 1. Продолжать движение. 2. Несколько раз несильно притормозить самоходную машину. 3. Проверить действие механизма навески, состояние прицепного устройства. |
7. При каких видах повреждений обязательно лежачее положение при транспортировке пострадавшего? | 1. При переломах позвоночника, костей таза, нижних конечностей. 2. При черепно-мозговой травме, проникающем ранении брюшной полости. 3. Во всех перечисленных случаях. |
8. При перевозке агрессивных жидкостей (кислоты, жидкие химикаты и др.) их необходимо наливать: | 1. В любую подходящую тару. 2. Только в специальную тару. 3. Только в специальную тару, помещенную для большей сохранности в конструктивно предусмотренную упаковку. |
Билет №5 | |
1. Где на самоходной машине устанавливаются световозвращатели красного и белого цвета? | 1. Вариант а. 2. Вариант б. 3. Вариант в. |
2. Можно ли на одном мосту устанавливать шины с разным рисунком протектора? | 1. Можно. 2. Можно, при выполнении полевых работ. 3. Нельзя. |
3. Когда можно переключать диапазоны коробки перемены передач? | 1. Перед уклоном (1). 2. На уклоне во время спуска (2). 3. В любом месте. |
4. Чем должна быть оборудована система выпуска отработавших газов двигателя при выполнении работ в поле, лесу? | 1. Глушителем. 2. Глушителем и искрогасителем. 3. Можно обойтись без глушителя и искрогасителя. |
5. Какие документы из представленных необходимо иметь водителю при выполнении транспортных работ? | 1. Документ а. 2. Документы а, б и д. 3. Документы а, в, г и д. 4. Документы а, б, г и д. |
6. Какое число незатянутых (сорванных) шпилек (гаек) допускается при установке колеса на ступице? | 1. Вариант а. 2. Вариант б. 3. Вариант в. |
7. Быстрое обеспечение неподвижности костей в области перелома (иммобилизация) позволяет: | 1. Уменьшить боль. 2. Предупредить осложнения и шок. 3. Достигнуть всего перечисленного. |
8. Каким образом осуществляется сбор и временное хранение отработанных масел, эмульсий и других технологических жидкостей? | 1. В специальные накопители. 2. Сбор и временное хранение ничем не регламентируются. 3. Отработанные масла хранятся в закрытой таре, эмульсии и технологические жидкости сливаются в канализацию. |
Экзамен категории “D”, билеты 1-5
Экзамен категории “D”, билеты 6-10
Экзамен категории “D”, билеты 11-15
Экзамен категории “D”, билеты 16-20
Экзамен категории “D”, билеты 21-25
Экзамен категории “D”, билеты 26-30
Экзамен категории “D”, билеты 31-35
Экзамен категории “D”, билеты 36-40
Экзамен категории “D”, билеты 41-45
Вернуться на страницу Права на трактор и спецтехнику категории D
Экзаменационные билеты для прав на трактора категории “d”
Экзаменационные билеты для приема теоретического экзамена по безопасной эксплуатации самоходных машин категории «D»
Для получения удостоверения на право управления указанными машинами кандидат должен сдать еще теоретический квалификационный экзамен по правилам дорожного движения самоходных машин по дорогам общего пользования и комплексный практический экзамен по навыкам вождения, безопасной эксплуатации машин и правилам дорожного движения. К экзаменам допускаются лица, достигшие 17 лет.
Экзаменационные билеты используются для приема теоретических экзаменов по безопасной эксплуатации самоходных машин категории «D»-колесных машин с двигателями мощностью свыше 77,2 кВт. После сдачи теоретического экзамена по безопасной эксплуатации самоходных машин кандидат должен сдать еще следующие экзамены:
для получивших квалификацию тракториста-машиниста — по эксплуатации машин и оборудования — теория;
для получивших квалификацию тракториста или машиниста самоходной машины — по правилам дорожного движения — теория;
комплексный практический экзамен по навыкам вождения, безопасной эксплуатации машин и правилам дорожного движения.
Прием экзаменов и выдача удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) осуществляется органами гостехнадзора. Экзаменационные билеты подготовлены в соответствии с требованиями «Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 796.
Пособие состоит из 45 экзаменационных билетов, включающих в себя восемь вопросов. На каждый вопрос приведены несколько вариантов ответов, один из которых правильный. Оценка «сдал» выставляется, если экзаменуемый в отведенное время ответил правильно на семь-восемь вопросов. В противном случае ему выставляется оценка «не сдал».
- Экзамен, теория, трактора и спецтехника категории “D”, билеты C 1 ПО 5
- Экзамен, теория, трактора и спецтехника категории “D”, билеты C 6 ПО 10
- Экзамен, теория, трактора и спецтехника категории “D”, билеты C 11 ПО 15
- Экзамен, теория, трактора и спецтехника категории “D”, билеты C 16 ПО 20
- Экзамен, теория, трактора и спецтехника категории “D”, билеты C 21 ПО 25
- Экзамен, теория, трактора и спецтехника категории “D”, билеты C 26 ПО 30
- Экзамен, теория, трактора и спецтехника категории “D”, билеты C 31 ПО 35
- Экзамен, теория, трактора и спецтехника категории “D”, билеты C 36 ПО 40
- Экзамен, теория, трактора и спецтехника категории “D”, билеты C 41 ПО 45