Главное — не паниковать. И не хвататься за мобильник, чтобы вызвать эвакуатор. Но и совсем оставлять без внимания такие сигналы не стоит.
Горящий желтым или оранжевым цветом значок на панели приборов свидетельствует – система зафиксировала какую-то проблему в одной из систем двигателя (управления, питания, охлаждения, выпуска отработавших газов).
Аварийный датчик Check Engine (значок силового агрегата на приборной панели) автомобилисты называют просто «чек». Check Engine дословно переводится как «проверь двигатель», но водители называют его «выбрось двигатель»! Если эта лампочка загорелась, значит в силовой установке или другой важной системе автомашины случились большие неприятности, и это пугает. Но в определенных ситуациях индикатор мигает какое-то время, а затем тухнет – все зависит от конкретной неисправности.
- 1. Основные причины срабатывания индикатора
- 2. Можно ли ездить с горящим «чеком»
- 3. Как самостоятельно сбросить ошибку
- 4. Выводы
Порой срабатывание аварийной лампочки Check Engine становится неприятным сюрпризом. Индикатор мигает, а иногда светится желтым. Пиктограмма похожа на контурное изображение силового агрегата. Это контрольная индикация. Она указывает на ряд серьезных неисправностей. Почему горит чек двигателя, возможно ли в пути выявить неисправность и стоит ли двигаться дальше? Расскажем подробнее.
- Почему загорелся «чек»?
- Причины ошибки Check Engine
- Основные причины срабатывания индикатора
- Некачественное горючее
- Масло ниже или выше нормы
- Бензонасос работает с перебоями
- Загрязнились форсунки
- Сломался лямбда‐зонд
- Открыта крышка топливного бака
- Забился катализатор
- Сгорел датчик массового расхода воздуха
- Пора менять свечи зажигания и бронепровода
- Как сбросить ошибку Check Engine
- Можно ли ехать, если на приборной панели горит Check Engine
- Как погасить лампу без приборов?
- А мотор не взорвется?
- Чтобы «ерунда» не обернулась проблемой
- А ехать можно?
- Как самостоятельно сбросить ошибку
- Как продиагностировать самому?
- Как работает Check Engine
- Когда можно ехать, а когда – нет
- Проблемы мигающей Check Engine
- Можно ли ездить с горящим «чеком»
- Выводы
Почему загорелся «чек»?
Вот самые частые причины:
1. Повреждение кислородного датчика или его проводки. Случается, когда пропустили между колес чересчур высокий предмет или ударились обо что-то днищем на бездорожье.
2. Некачественный бензин. Лампа загорелась вскоре после посещения бензоколонки? Системе управления двигателем решительно не нравится ваш выбор АЗС.
А ведь такую машину тоже будут восстанавливать. Как вы думаете, все датчики исправны, как и проводка к ним?
3. Неквалифицированное вмешательство при кузовных работах. Чаще всего значок загорается после неумелой антикоррозионной обработки, установки дополнительной шумоизоляции, ремонта выхлопной системы, слесарных работ по двигателю и трансмиссии, тюнинга.
4. Проблема в системе управления двигателем. Например, вышел из строя один из датчиков или его проводка. Самодиагностика может выявить и пропуски зажигания, богатую или бедную смесь, неисправность топливного насоса, рассогласование датчиков коленчатого и распределительного валов.
Причины ошибки Check Engine
При кратковременном включении значка Check Engine в режиме самодиагностики систем автомобиля после активации зажигания беспокоиться не стоит. А вот длительное свечение оранжевым или желтым стилизованного контура двигателя может свидетельствовать как о серьезной проблеме с силовым агрегатом, так и о единичном сбое, зафиксированном блоком управления. Понять, что к чему, позволит только диагностика, которую лучше доверить профессионалу. Одно несомненно: появление значка Check Engine — повод как можно быстрее разобраться с причинами этого происшествия, а их множество. Некоторые устранить очень или относительно легко.
- Открыта крышка топливного бака. Действия понятны: ее надо закрыть.
- Некачественное топливо. Потребуется слить такую «чачу» и заправиться на проверенной АЗС.
- Низкий уровень масла в двигателе. Если система смазки герметична, достаточно долить масло.
- Попадание влаги в разъемы блока управления двигателем, например, после его неправильной мойки или проезда глубокой лужи ходом. При наличии доступа к разъемам их следует незамедлительно продуть.
С другими выявленными неисправностями справиться сложнее.
- Выход из строя какого-либо датчика или/и повреждение его проводки. Здесь без хороших навыков автоэлектрика не обойтись.
- Неисправность топливного насоса в диапазоне от банального засора до проблем с электрикой.
- Сильное загрязнение дроссельной заслонки или/и клапана EGR, отвечающего за рециркуляцию выхлопных газов. Добраться до этих систем самостоятельно и правильно их очистить бывает очень непросто.
- Загрязнение форсунок, распыляющих топливо. Для очистки требуется спецоборудование.
- Неисправность системы зажигания. Не исключено, что поможет простая замена «просроченных» свечей зажигания или/и высоковольтных проводов, но, возможно, причина глубже. Автоэлектрик должен с этим помочь.
- Выход из строя катализатора или/и сажевого фильтра. Проблема решается только в условиях сервисного центра.
- Неисправность АКП при отсутствии отдельного индикатора самочувствия трансмиссии. Захандривший «автомат» вылечит только квалифицированный специалист.
В комбинации приборов вашего автомобиля засветился сигнализатор Check Engine. Можно ли доехать в такой ситуации до мастерской? А до дома? А вернуться из отпуска? Рассмотрим возможные причины и расскажем, как вести себя автовладельцу.
«Контрольки» аварийного давления масла и неисправности тормозной системы своим красным цветом просто вопиют, что ехать дальше нельзя ни в коем случае. А вот загоревшаяся в комбинации приборов лампа Check Engine даже своим желтым цветом подсказывает, что беда, в общем, произошла, но не очень сильная. В этой ситуации, чтобы принять решение о возможности дальнейшего движения, надо задать себе два вопроса:
- В какой ситуации загорелся этот символ
- Как изменилось поведение автомобиля
Разберем подробнее. Символ Check Engine загорается сразу после поворота ключа зажигания и должен гаснуть при пуске двигателя. Если пуск состоялся, а сигнализатор не гаснет, то это значит, что блок управления двигателем определил какую-то неисправность в системе управления или питания. Я советую сразу открыть капот и посмотреть, нет ли там следов присутствия кошек или крыс. Неоднократно был свидетелем, как крысы перегрызали провода, причем чаще всего жертвой были жгуты кислородных датчиков. Если увидите подобное, то смело можно отправляться в путь, хотя, желательно, за новым датчиком. Если грызуны испортят более ответственные цепи, например проводку датчика положения коленчатого вала, то и пуск двигателя не состоится.
Итак, после нескольких минут работы на холостом ходу можно вначале на месте увеличить обороты двигателя. Если он нормально принимает обороты, то попробуйте двигаться, вначале с небольшой скоростью. Если поведение двигателя не отличается от обычного, то можно совершить непродолжительную поездку, но лучше в сторону автосервиса, где вам помогут определить причину. Если до помощи далеко, то можно попробовать остановиться и на минуту-другую снять минусовую клемму с аккумуляторной батареи. Если после повторного пуска ошибка погасла, то можно считать ее случайной и ездить до следующего ТО, при котором все же сделать диагностику с помощью сканера. А продвинутый автолюбитель, не пожалевший 300-500 рублей на простейший сканер, и сам проведет себе диагностику.
Теперь предположим, что символ Check Engine загорелся в движении. Не произошло ли это вскоре после заправки? Тогда почти однозначно виновато топливо. Тут все зависит от вашей мнительности. Можно возвращаться на заправку и там начинать скандал с вызовом эвакуатора за их счет. Можно доехать до брендовой заправки и там долить высококачественное топливо, но в любом случае надо наблюдать за поведением автомобиля. Не должно быть сильных провалов, подергиваний и сильного снижения мощности двигателя. А при наступлении этих грозных признаков действительно лучше подумать о том, как добраться до места ремонта на буксире или эвакуаторе. Все то же относится к загоранию лампы Check Engine и при движении автомобиля. Могут выйти из строя самые разные датчики и исполнительные механизмы систем управления и питания двигателя. Но общим правилом должно быть понимание того, что разительное ухудшение характеристик двигателя опасно, а малозаметное, по крайней мере, позволит добраться до дома. Примером опасной неисправности может быть выход из строя индивидуальной катушки зажигания одного из цилиндров. Топливо в цилиндр продолжает поступать, а сгорания не будет. Гореть оно будет в каталитическом нейтрализаторе, выводя его из строя стахановскими темпами. Ну а то, что двигатель работает без одного цилиндра, не заметить может только человек, машину видевший лишь издалека.
В комментариях расскажите, кому приходилось ездить с горящей лампой Check Engine.
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен
Основные причины срабатывания индикатора
Индикатор Check Engine
На заре компьютеризации машин лампа «чек энджин» указывала лишь на проблемы с карбюратором. Сейчас автомобили оснащены бортовыми компьютерами, а сигнал указывает на разные факторы — от плохого топлива до неисправности зажигания. Разберем типичные причины, из‐за которых начинает гореть чек двигателя.
Некачественное горючее
Автомобили давно научились оценивать качество топлива. Этот параметр особенно важен для турбированных моторов с небольшим объемом. Если при запуске после заправки загорелся чек, значит водитель залил в бак плохое горючее. В нем обычно низкое октановое число, содержатся химические присадки. Если движок плохо «переваривает» бензин или солярку, то на панели появляется сигнал. Горючее низкого качества лучше слить и заправиться на знакомой АЗС. Рекомендации по качеству топлива указаны в технической документации машины.
Совет. Рекомендуем всегда держать топливный бак максимально заполненным. Тогда на стенках не появится конденсат в холодное время года. Капли воды приводят к развитию коррозии, загрязнению горючего, появлению протечек.
Масло ниже или выше нормы
Снижение уровня масла — причина, характерная для двигателей с пробегом. При накоплении естественного износа потребность в смазке возрастает. Если одновременно с Check Engine на приборной панели загорается пиктограмма низкого давления масла, водителю надо припарковаться и прислушаться к звуку силового агрегата. Если появились стуки — дело плохо.
Советуем регулярно проверять уровень масла щупом. Полоска должна находиться между отметками min и max. Если заметили повышенный расход, значит мотор износился. Цилиндро-поршневая группа (ЦПГ) нуждается в диагностике, дефектовке и ремонте.
Бензонасос работает с перебоями
Еще одна причина, по которой может загореться «чек» — проблема с бензонасосом. Все его неисправности проявляются настолько ярко, что пропустить их трудно даже новичку.
Неисправный бензиновый насос
При некорректной работе бензонасоса двигатель будет испытывать топливное голодание. Особенности конструкции насоса не позволят функционировать ему в таком режиме продолжительное время. Чрезмерные нагрузки приведут к преждевременной поломке. Нужно обратиться на СТО. Мастера проведут диагностику, почистят систему питания. Если есть навыки, можно отремонтировать насос самостоятельно.
Загрязнились форсунки
Закупорку форсунок на каждом цилиндре бортовой компьютер определяет персональной ошибкой. На экране сканера OBD–2 появляется буквенно‐числовой код. Двигаться с одной или двумя загрязненными форсунками можно, но только на малой скорости и до автосервиса. Явными симптомами неисправности являются:
- падение тяги силового агрегата;
- увеличение расхода горючего;
- рывки при наборе скорости;
- «плавающие» обороты на холостом ходу.
Ремонт в пути или чистка форсунок в гараже — сложное дело. Потребуется поэлементный демонтаж и сборка топливной рампы. На автосервисах форсунки полностью заменяют новыми либо чистят ультразвуком на специальном стенде.
Сломался лямбда‐зонд
Лямбда‐зонд контролирует расход горючего. Датчик анализирует состав выхлопных газов. Особенно чутко сенсор реагирует на процент содержания кислорода. Со временем на чувствительной зоне появляется нагар. Он покрывает всю поверхность, что приводит к искажению данных и нарушению качества впрыска топлива. При эксплуатации зонд подвергается механическим нагрузкам и воздействию высоких температур, ведущих к следующим поломкам:
- снижению уровня сигнала;
- обрыву цепи;
- неисправности нагревательной части.
Расход топлива повышается, увеличиваются выбросы СО‐СН, ускоряется износ катализатора, что требует сложного ремонта.
Эффективных методов для проверки лямбда‐зонда в пути не существует. При загоревшемся желтым цветом значке индикатора, движение допускается продолжить со снижением скорости. Для проверки в гараже можно воспользоваться мультиметром, предварительно промыв корпус, керамический стержень и контакты ортофосфорной кислотой.
Открыта крышка топливного бака
Такую причину нужно рассмотреть, если «чек» появился непосредственно после выезда с автозаправочной станции. Это свидетельствует о том, что крышка не закрыта либо неплотно прилегает к горловине бака. Топливная система работает бесперебойно при условии поддержании в ней постоянного давления. Крышка оснащена клапанным механизмом, который должен находиться в плотно закрытом состоянии, и играет важную роль в обеспечении герметичности.
Забился катализатор
Значок катализатора загорается при неисправностях выхлопной системы. Сам прибор используется для снижения выбросов вредных веществ. Как и другие расходники, катализатор постепенно приходит в негодность, чему в значительной степени способствует низкое качество топлива. Посторонние примеси забивают соты, из‐за чего снижается их пропускная способность. Во время движения неисправность катализатора проявляется в неспособности двигателя держать обороты, отсутствии тяги, падении динамики и мощности машины.
Стоимость замены каталитического нейтрализатора велика, поэтому необходимо периодически менять свечи зажигания и проверять работоспособность кислородных датчиков. Иначе придется проводить диагностику и узнавать, что забился катализатор.
Сгорел датчик массового расхода воздуха
Датчик ДМРВ перед очисткой
Сенсорный датчик ответственен за насыщение воздухом топливно‐воздушной смеси, впрыскиваемой в цилиндр двигателя после запуска. Дефект не критичен, но ведет к перерасходу горючего и недостаточно быстрому разгону автомобиля. Сложность ремонта заключается в высокой стоимости узла. Исправность ДМРВ проверяют двумя способами:
- У сенсоров термоанемометрических — визуально заметны разрывы платиновых проволочек;
- У датчиков иных типов работоспособность устанавливается отсоединением штекера — увеличение оборотов указывает на поломку.
Для восстановления нормального наполнения воздухом топливной рампы требуется проверка старого и установка нового ДМРВ в автосервисе, если найдена неисправность.
Пора менять свечи зажигания и бронепровода
Причина включения желтой лампочки может скрываться в неисправностях системы электрооборудования, на которую приходится основная часть всех неполадок. Чек начинает гореть из-за проблем с катушкой зажигания. К примеру, при ее пробое искра в цилиндры двигателя не подается. Также нельзя забывать и о проводах. Со временем изоляция пробивается, они «коротят на массу».
В норме светодиод «чек» может загораться до запуска двигателя. В этот момент ЭБУ тестирует все системы. Но после того, как мотор завелся, индикатор должен погаснуть. В противном случае неисправность точно есть.
Как сбросить ошибку Check Engine
Если после включения Check Engine автомобиль продолжает движение как ни в чем не бывало, возможно, произошел кратковременный сбой, и тогда «тревожный» индикатор лучше отключить по двум причинам:
- горящий Check Engine отвлекает внимание водителя;
- раз включившись, этот индикатор уже не просигнализирует о появлении действительно серьезной проблемы.
Но как определиться со степенью опасности неисправности, о которой сигнализирует Check Engine?
- Несколько раз выключите и вновь включите двигатель. Если индикатор погаснет и не появится вновь, значит, волноваться нет причин.
- На 10–15 минут отсоедините минусовую клемму аккумулятора. Способ проверки тот же, что и в первом случае. Правда, воспользовавшись этим способом, придется вновь вводить код активации мультимедиа.
- Самостоятельно проведите диагностику с помощью портативного сканера, например ELM 327, который вставляется в разъем OBD II, и установленного на смартфон или ноутбук специального приложения (Torque — одно из наиболее популярных). Определенный сканером код неисправности лучше перепроверить в интернете, найдя там набор диагностических кодов ошибок (Diagnostic Trouble Code — DTC), относящихся к версии вашего автомобиля «правильного» модельного года. Если выявленная ошибка временная, ELM 327 позволит стереть ее и погасить Check Engine.
- Обратитесь к специалистам. Это самый надежный вариант, который позволит избежать возможных осложнений.
Можно ли ехать, если на приборной панели горит Check Engine
Загоревшийся на приборной панели значок Check Engine не запрещающий дорожный знак — тут возможны варианты. В современные электронные блоки управления двигателем встроена программа, при отказе ряда датчиков позволяющая продолжить движение в «аварийном» режиме с ограничениями по скорости и без резких ускорений. Однако следует остановиться, если:
- поведение автомобиля заметно изменилось: плавают обороты мотора, появилась его сильная вибрация;
- чувствуется запах горелого;
- одновременно с Check Engine включились индикаторы высокой температуры охлаждающей жидкости, низкого уровня масла.
А при выходе из строя датчика положения коленвала в подавляющем большинстве случаев продолжить движение просто не удастся. Если заменить этот компонент на месте невозможно, то только эвакуатор!
Как погасить лампу без приборов?
Хороший способ очистить память электронного блока управления от временных ошибок – отсоединить клемму от аккумуляторной батареи минут на десять. Помогло – значит, ошибка была случайной. При серьезном сбое значок Check Engine продолжит загораться.
А мотор не взорвется?
Современная система управления двигателем позволяет обходиться без сигналов от некоторых датчиков. Недостаток информации электронный блок управления компенсирует за счет находящихся в его памяти фиксированных значений сигналов. Либо, не получая сигнал с датчика, он оценивает ситуацию как наихудшую из всех возможных и позволяет двигателю работать с ограничениями.
Любимый вопрос: если сломается датчик детонации, не разрушится ли двигатель? Нет – «мозги» сделают угол зажигания максимально поздним, чтобы гарантированно избежать детонации. Самым важным датчиком системы управления двигателем является датчик положения коленчатого вала. При его выходе из строя большинство моторов не запускается. Но бывают и исключения. Например, четырехцилиндровый двигатель Daewoo Matiz умеет работать без датчика коленчатого вала. Его сигнал подменяет датчик положения распредвала.
Чтобы «ерунда» не обернулась проблемой
Дефект нужно как можно скорее устранить, даже если он кажется вам незначительным. Ведь пока лампа Check Engine горит «из-за ерунды», просигнализировать о появлении более серьезной неисправности она не сможет.
А ехать можно?
Если лампа Check Engine загорелась в дальней дороге, оцените, как изменилось (если изменилось) поведение автомобиля. Проконтролируйте динамику разгона, тягу двигателя, рывки.
Очень важно посмотреть и на контрольные приборы: не дергается ли тахометр, не ползет ли стрелка указателя температуры к красной зоне.
Если заметных отклонений в поведении машины нет, можно продолжать движение. Если почувствовали, что с автомобилем что-то не так, эвакуатор вызывать не нужно. Но двигаться лучше в сторону сервиса, чтобы специалисты определили причину ошибки и устранили неисправность.
Диагностический разъем обычно расположен или в районе блока предохранителей, под рулевой колонкой, или в перчаточном ящике.
Как самостоятельно сбросить ошибку
Снятие минусовой клеммы
Чек может загореться при сбое в электронном блоке управления (ЭБУ) и не гаснуть даже после выявления и устранения поломки. Надоедливую индикацию «гасят» специалисты автосервиса, но есть простой способ как самостоятельно убрать чек или обнулить накопленные в памяти ошибки. Все что нужно сделать — это снять с аккумулятора «минусовую» клемму и установить ее обратно спустя 20–30 секунд. Если проблемы несущественны и вызваны переполнением памяти ЭБУ мелкими ошибками, после подключения АКБ чек должен погаснуть. Если же ничего не изменилось, а индикатор вновь загорелся некоторое время спустя, нужно посетить автосервис и выполнить ряд диагностических процедур.
Имея ноутбук со специальным ПО и навыки работы с программами, можно попытаться «прочитать» машину. Но делать такое могут далеко не все, тем более, что автомобили разных годов производства имеют свой список кодов ошибок. Простой вариант — проверка смартфоном со скачанным приложением и Bluetooth-адаптером. На роль сканера подойдет ELM 327 или другой «дистанционный» модуль с нужным выходом. Но самый надежный способ выяснить, почему загорается чек — проверить систему профессиональным диагностическим прибором в автосервисе. Достаточно подключиться к разъему OBD–2.
Как продиагностировать самому?
Можно приобрести портативный и недорогой сканер ELM 327.
Потратив около 1000 рублей на портативный сканер, вы сможете сами диагностировать систему управления двигателем.
Он вставляется в разъем OBD-II. В смартфоне нужно установить программу связи с автомобилем (можно одну из бесплатных, они тоже работают). Связав сканер со смартфоном по протоколу Bluetooth или Wi-Fi, вы сможете считать ошибки, зафиксированные блоком управления.
Код ошибки некоторые программы интерпретируют неверно. Лучше перепроверить — найдите поиском в интернете расшифровку кодов именно для вашей модели автомобиля.
Сканер ELM 327 позволяет определить, временная ошибка или постоянная. Он может стереть ошибку и погасить лампу.
Как работает Check Engine
Система работает следующим образом:
– электронный блок управления мотора фиксирует проблему;
– отправляет ее в память в форме кода;
– одновременно отдает команду на включение Check Engine.
Сразу стоит отметить, что «чек» всегда загорается без какого-либо предварительного предупреждения. И сразу невозможно понять, что именно случилось с двигателем. Даже если вы счастливый обладатель «БМВ», «Ауди», «Порше», «Мерседеса» или «Фольксвагена», где предусмотрена диагностика, сканирующая все системы машины на ошибки, расшифровка причин возникновения Check Engine на панель выведена не будет.
Можно попробовать обнаружить проблему с помощью диагностического сканера. Он подключается через разъем или ноутбук со специальным ПО.
Загоревшийся значок Check Engine игнорировать нельзя! Разберемся, о каких неприятных проблемах может рассказать мигающий «чек», и что с этим делать.
Когда можно ехать, а когда – нет
Как говорилось выше, мигание Check Engine не всегда сигнализирует об опасных неисправностях. Если двигатель никак больше отрицательно не проявляется, то двигаться можно. Но есть случаи, при которых продолжать движение с мигающим «чеком» нельзя:
– если снизилась мощность авто, и из-за ограничения оборотов двигатель переключился в аварийный режим;
– если мотор начал работать неустойчиво, вибрировать и проявлять другие признаки неисправности;
– если одновременно с «чеком» включилась индикация масленки, катализатора и перегрева мотора.
Если в вашем авто загорелся или замигал Check Engine, а у вас нет диагностического сканера, то обязательно обратитесь в автосервис. Опытные мастера помогут выявить неисправность и «победить» ее. Возможно, потребуется более серьезная диагностика и демонтаж некоторых деталей. Обычно такие работы стоят недешево, но замена двигателя обойдется куда дороже!
Интересно также узнать, какие опции подержанного автомобиля могут разорить нового владельца машины.
Проблемы мигающей Check Engine
1. Проблема с возгоранием топливовоздушной смеси в одном цилиндре или сразу в нескольких. Тогда аварийная лампочка будет моргать, но других проявлений автомобилист не ощутит. Однако не следует расслабляться: проблемы обязательно проявятся позднее.
2. Заправка некачественным бензином. Или как вариант – залили вместо 95-го 92-й. В этом случае двигатель будет детонировать, то есть «ругаться на бензин», а это для него губительно. Мощность снижается, и двигатель начинает работать с перебоями.
Во-первых, никогда не заливайте бензобак на сомнительных заправках, а также не покупайте топливо в канистрах у сомнительных продавцов. Во-вторых, не ведитесь на заверения производителей и продавцов в том, что для наддувных моторов отлично подходит и 92-й бензин.
Конечно, если вы заправились некачественным или неподходящим горючим единоразово, то силовая установка вашего авто не развалится. Но при такой регулярной «экономии» проблемы обязательно дадут о себе знать.
Не стоит плохое топливо разбавлять хорошим. Некачественный бензин нужно слить полностью, и только потом заправить бензобак качественным горючим.
3. Не забывайте закрывать крышку бака, «чек» может мигать и из-за этого. Диагностическая программа решит, что топливная система разгерметизировалась, и отреагирует соответствующим сигналом. Кстати, из-за разгерметизации топливной системы увеличивается расход горючего.
Если вы затянули крышку горловины бензобака достаточно плотно, но значок все равно светится, посмотрите, может в крышке образовались трещины. Если попутно мотор стучит, гудит или скрипит, значит, сигнал зажегся по другой причине.
4. Если лампочка зажглась и спустя несколько мгновений потухла, то это означает, что неправильно работает одна свеча зажигания, катушка или форсунка. Обычно это происходит в результате кустарного обслуживания.
В некоторых моторах заменить свечи достаточно сложно. Точнее, три свечи меняются легко, а для замены четвертой нужно демонтировать массивный воздуховод, который ее закрывает. Недобросовестные мастера обычно до этой свечи специально не добираются, дабы не усложнять себе работу. Вот именно она и выходит из строя, о чем и сигнализирует «чек».
5. Неисправность в топливных форсунках. В этом случае, помимо света контрольной лампочки, вы почувствуете, что расход бензина увеличился, мощность уменьшилась, на холостом ходу – плавающие обороты мотора, при наборе скорости автомобиль движется рывками.
6. Неисправности элементов высоковольтной системы. Индикатор загорается и в том случае, если износились провода или вышли из строя катушки.
7. Возможно, требуется замена датчика кислорода, так называемого лямбда зонда. Этот индикатор – часть системы отработки выхлопных газов. Он контролирует количество не сгоревшего в камере сгорания ДВС кислорода. Также он помогает осуществлять контроль над расходом горючего.
Неисправность лямбда зонда говорит о том, что бортовой компьютер авто получает некорректные данные, а это влияет на расход бензина и мощность мотора. В большинстве автомашин 2-4 индикатора кислорода. При наличии домашнего автомобильного сканера можно узнать, какой именно индикатор требует замены.
Причина выхода из строя лямбда зонда заключается в следующем. Со временем индикатор покрывается масляной сажей, в составе которой – отработанное и моторное масло. В результате датчик не может корректно снимать показатели для регулировки топливной смеси и распределения оптимального расхода горючего. Вместе с повышением расхода топлива в выхлопе увеличивается количество углекислого газа.
Если вы будете ездить с неисправным индикатором кислорода, то может лопнуть катализатор авто, который стоит очень дорого, так как в нем содержатся драгоценные сплавы. А если учесть, что в некоторых машинах катализаторов несколько, то ремонт влетит вам в копеечку!
Можно заменить лямбда зонд самостоятельно, внимательно изучив руководство по эксплуатации вашего авто. Но не решать эту проблему однозначно нельзя!
8. Неисправность катализатора выхлопных газов. С помощью этого элемента выхлоп отработанных газов автомобильного мотора становится более экологичным. В катализаторе происходит преобразование окиси углерода и других вредных соединений в безопасные вещества. Помимо «чека», о неисправности катализатора сигнализирует двукратное снижение мощности и динамики разгона.
При регулярном обслуживании авто на СТО с катализатором обычно ничего плохого не происходит. Он может выйти из строя, если не менять вовремя поврежденный датчик кислорода и свечи зажигания. В этом случае катализатор не будет преобразовывать вредные соединения в безопасные и в итоге перегреется.
Если катализатор повредился, то его однозначно нужно заменить, если не хотите тратить лишний бензин и ездить с плохой тягой. Самому сделать это вряд ли получится. Поэтому выход один – обратиться на станцию технического обслуживания.
Замена катализатора – ремонт достаточно дорогой. Иногда пробуют решить проблему установкой пламегасителя, но это далеко не стопроцентный вариант.
9. Ошибки при установке катализатора. Бывает так, что автомобилист сначала его вырезает, а затем пытается поставить обратно. Для чего вырезают катализатор? Чтобы повысить тягу двигателя. Но такие действия не всегда приводят к желаемому результату, к тому же «бонусом» появляется неприятный запах и звук при движении, несмотря на установку пламегасителя. Вот и ставят катализатор на законное место.
Но при неправильной прокладке проводки «чек» начинает сигнализировать, или же «глючит» датчик кислорода (см. выше).
10. Снижение уровня масла. Из-за этого также может включаться аварийный индикатор. Здесь главное – определить, почему именно снизился уровень смазочного материала. Это может быть угар масла или протечка через сальники.
11. Проблемы с топливным насосом. Такую неисправность опытные водители обычно замечают и без «чека», поскольку изменяется поведение автомашины.
12. Выход из строя датчиков. Система отреагирует «чеком», если в автомобиле стал некорректно работать индикатор массового расхода воздуха или датчик положения распределительного вала.
Задача индикатора массового расхода воздуха – контроль количества воздуха, которое нужно добавить в горючее для идеального возгорания. Эти данные постоянно передаются на бортовой компьютер. Если датчик работает некорректно, то расход горючего увеличивается, повышается уровень CO2 в выхлопе, снижается мощность силового агрегата, страдает динамика разгона и ровность хода. В холодную погоду машину с неисправным индикатором очень трудно завести.
Поломка индикатора массового расхода воздуха обычно случается из-за неправильного монтажа воздушного фильтра или его несвоевременной замены (не по регламенту ТО). Сам датчик стоит недешево, поэтому очень часто на такую проблему не обращают внимания.
Но если ее игнорировать, то можно разориться на бензине, ведь некорректная работа индикатора увеличивает его расход. В принципе, поменять датчик вы можете и самостоятельно, но в автосервисах эта работа стоит недорого и занимает совсем немного времени.
Можно ли ездить с горящим «чеком»
Обычно чек начинает гореть одновременно с проявлением ряда симптомов. Что делать в случаях, если горит или мигает чек двигателя, но видимых изменений в поведении машины нет либо поводы для переживаний незначительны? Ехать нельзя, если:
- при движении автомобиль переходит в аварийный режим с существенным ограничением оборотов;
- появились вибрации либо посторонние звуки после запуска двигателя;
- температура ДВС увеличилась выше допустимого уровня.
В таких случаях нужно припарковаться и вызвать эвакуатор с доставкой на ближайшую станцию техобслуживания.
Бывают моменты, когда быстро вызвать эвакуатор и погрузить на него машину невозможно. Если прекратить движение нельзя, а двигатель после загоревшейся ошибки работать хуже не стал, надо заехать на СТО и провести компьютерную диагностику. Ошибку необходимо зафиксировать с помощью сканера OBD–2 и определить степень ее серьезности. Если движок на время потерял связь с датчиками, но быстро восстановил ее, можно сбросить ошибку и ехать дальше. Каждый случай надо разбирать отдельно.
Выводы
При появлении индикатора Check Engine не нужно паниковать. В большинстве случаев причины не относятся к критичным, но проверить машину и выяснить, почему горит лампа, обязательно надо. Также нужно наблюдать за поведением автомобиля на дороге, не начинают ли гореть другие индикаторы. При выявлении даже незначительных неисправностей их надо сразу же устранять. Иначе мотор выйдет из строя. Если же чек продолжает гореть дальше, выполняется полная диагностика на специализированном оборудовании. Оно определит и выдаст код ошибки, указывающей на причину неисправности. Профессиональное оборудование есть только в автосервисе. Советуем отправиться туда в свободное время.